- Регистрация
- 4 Фев 2009
- Сообщения
- 1,051
Решил поднять тему, так как меня заинтересовал данный вопрос. Здесь, на этом сайте, я много раз замечал такие мысли: гоблин поднимает голову... гоблин тянет назад... это чудовище неумолкает... алкоголизм - это болезнь... я - алкоголик и т.д.
Просто хочу разобрать для себя (может, будет интересно и кому-то еще).
Вообще, что такое гоблин? Если взять общую формулировку, под этим может подразумеваться тяга, навязчивые мысли, чувства, старые привычки, некое зло, сам алкоголь и т.д. Более часто, встречаются определения, что это сам алкоголь или алкогольная зависимость. Как правило, это что-то находящееся во вне, просто неким образом, попавшее внутрь человека. И именно это, нужно изгнать из него. Задача человека, изгнать этого пришельца из своего тела и своей души. Но что по сути изгоняется? Некое лингвистическое определение или то, что стоит за ним? Если второе, то откуда оно возникло и почему захватило человека? Дурная наследственность, культурные стереотипы, глупость самого человека или происки демона? Мне кажется, есть еще один важный фактор, который неучитывается либо вообще, либо очень слабо.
Я не буду спорить с различными теориями по исцелению, хотя многие из них вызывают приятную улыбку. Вот что я хочу понять. Почему люди попадают вообще в зависимости, что ими движет? Конечно, сторонники той или иной системы, мне могут детально описать сам механизм возникновения подобной зависимости, но мне интересно начать размышлять самостоятельно, может быть, таким образом я открою что-то новое для себя или нет, но попробую.
Не являясь глубоко верующим человеком, я все же признаю некоторые, абсолютные с моей точки зрения вещи, о которых давно уже говорит церковь или вообще, религия. Только не подумайте, что я сейчас уйду в религиозные размышления. Зависимость, о той или иной вещи, является грехом. Зависимость формируется, когда человек отпадает от истины. Другими словами, если бы человек злоупотребляющий спиртным, ранее, исповедовал, например, христианские ценности, никакой демон бы его не захватил. Говоря: исповедовал, я имею в виду, не формальное верование, а действительное приобщение к религии. Пример, отчаянный, но все же, мог ли бы стать алкоголиком тот же Серафим Саровский, даже если бы его отец, был законченным алкашом? Думаю, что нет. Этот человек ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ВЕРИЛ в Христа, в отличии от многих нас. О чем это говорит? Что демон, реальный или выступающий в форме какой-либо зависимости, просто не может пробраться в душу такого человека. Потому что, такой человек имеет ЗРЕЛУЮ душу.
Идем дальше. Алкашом не может стать ни буддийский лама, ни вообще по-настоящему религиозный человек (любой конфессии). Тоже самое, наверное, касается и пророков. Никто из них не может стать зависимым ни от игровых автоматов, ни от наркотиков, ни от всевозможных грехов. Потому что, их души обладают ЗРЕЛОСТЬЮ. Также, не становятся зависимыми от чего либо и люди не придерживающиеся какой-либо религии, но ПО-НАСТОЯЩЕМУ сознательные. Множество мудрецов были именно такими. Также, с умели справится со своими зависимостями и немало философов, писателей и ученых. Интересно, что объединяло всех этих, на первый взгляд таких разных (от святых, до простых) людей? Мне кажется их внутренняя мудрость. Кто-то получил ее в момент рождения, кто-то приобрел в процессе жизни. "Ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так, и есть скопцы, которые сделали себя сами скопцами для царства небесного. Кто может вместить, да вместит". (Матфея XIX, 10, 11, 12)
Вопрос не в самих скопцах, а в разности приобретения опыта.
Теперь то, что меня и побудило начать рассуждать после прочтения некоторых тем, особенно тех, где все валится на предопределенность, генетику, внешнее зло (алкоголь в данном случае). Вообще, заметил такую особенность, что чаще в общении людей, больше замечается война УБЕЖДЕНИЙ, нежели поиск истины. Каждый с своего плеча, утверждает, что ЗНАЕТ и причину алкоголизма и способы его преодоления, отвергая при этом другие подходы. И когда человеку предоставляешь другой опыт, невяжущийся с его системой ценностей (хотя, чаще это не его система ценностей, а система ценностей его "школы"), он его или высмеивает или отвергает. Я даже могу предположить, что некоторые приверженцы тех или иных направлений, особенно, более жестких из них, обвинят и меня в поверхностном взгляде. АЛКОГОЛИЗМ - ЭТО И ЗЛО, И БОЛЕЗНЬ, КОТОРАЯ НЕ ЛЕЧИТСЯ! Хотя, Христос (раз уж они любят использовать понятие Высшей Силы), подобного не говорил. Он говорил как раз обратное. Зло, это не сам внешний объект, а это человеческая распущенность, стремление грешить. Вот это нужно исправлять, а не обвинять во всем предметы окружающего мира. Потому как, даже если тот или иной предмет, наделен вредящими человеческой природе элементами, но, употреблять его и в той форме, в какой он неприемлем, РЕШАЕТ САМ ЧЕЛОВЕК. Вот здесь и нужно капать.
А теперь, сама суть. Мы попадаем в этот мир совершенно неподготовленными, внутренне незрелыми и нас легко захватывают те или иные вещи. Мы только что родившиеся слепые котята. Мы мало что знаем, но много в чем уже "уверенны". Но самое главное, мы не знаем себя. Почему большинство зависимостей формируется у нас в более молодом возрасте? Потому что, мы выходим во взрослую жизнь, со своими детскими представлениями. Мы недостаточно опытны и зрелы. Если мы бы перенесли в современный мир, человека из средневековья, он бы в нем потерялся. Объем новой информации, другой, более быстрый ритм жизни, уничтожили бы его. Скорее всего, он бы запил от жуткого непонимания всего что происходит вокруг. Его внутренние ориентиры, более примитивны, поэтому не пригодны для нашего времени. Он более отстал для нас. Или незрел. Я думаю, что во многом мы с ним похожи. Пусть мы не из средневековья и родились в это время, но мы подготовлены к жизни (как сказал один умный товарищ), меньше, чем книжный червь к балету. Отсюда идут многие недоразумения. И необязательно связанные с алкоголем. Ссоры, распри, конфликты, внутренняя потерянность, неуверенность в себе, обиды на других людей, ВОЙНА УБЕЖДЕНИЙ, самоутверждение, одиночество, хандра, зависимость от культурных стереотипов, слабость души, страх, колебания и многое другое. Если человек внутренне слаб, а именно такими мы вступаем в жизнь, то не удивительно, что он легко попадет во всевозможные ловушки этой жизни.
Сам факт отказа от алкоголя (или его чрезмерного употребления), мало что может принести человеку, если он неосознает своей внутренней НЕЗРЕЛОСТИ. Его будут и дальше продолжать мучить различные недоразумения: страхи, колебания, депрессии, неуверенность в себе. Он будет продолжать конфликтовать с другими (или собой), жить на свой манер, с привычной ему системой убеждений, вестись на провокации, быть одиноким и озлобленным. Потому как, он не решил главной своей проблемы. Он оторвал свою зависимость от себя, но что побудило ему ее заполучить, так и не понял. Поэтому, на мой дилетантский взгляд, нужно не сколько избавляться от зависимостей, сколько, учиться постигать эту жизнь по-новому, более зрело. Заново учиться понимать ее. И себя в ней. Развивать свои моральные и нравственные качества. Как бы сказал буддист: отказаться от своего "Я". В данном случае, от тех представлений о себе, которые мы получили на данный момент (о себе и жизни). И от старых привычек. Здесь на сцену выходит главный фактор, способствующий этому. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ перед собой. Ответственность и за свои мысли, и за свои поступки, и за свои убеждения, за сам образ жизни. Я имею в виду, крутое изменение личности. А не работы, места жительства, смена психолога и прочего. Изменения самого способа восприятия этой жизни. Религия, примеры из истории и просто хорошие люди, могут нам в этом помочь. Но еще желательней, если человек сам начнет копать в этом направлении. Сам искать истину. Возможно тогда, он обретет ЗРЕЛОСТЬ. Тогда, уже не надо будет пенять ни на алкоголь, ни на свои негативные мысли, ни на культурный фон, ни на генетику, ни на любые зависимости.
В том то и весь фокус, что проблемы не в самом алкоголе, а в нас самих. И не потому что мы такие неизлечимые, мы вступили в этот мир АБСОЛЮТНО незрелыми. Внутренне незрелыми. И наша задача, начать потихоньку приобретать это качество. А не видеть все свои проблемы в неких зависимостях. Ведь они и поймали нас потому, что мы были как тот человек из средневековья, полностью неготовы к этой жизни. Многие проблемы, после того, как я бросил пить, остались при мне. Я надеялся, что как только порву с выпивкой, все станет на свои места. Не все. Многие вещи так и остались неразрешенными. (Я стараюсь быть честным. поэтому не буду изображать из себя проревшего мудреца).
Если личность инфантильна, то какая разница, пьет она или нет, ее поступки будут оставаться по-прежнему детскими. Сам отказ от алкоголя, решает только алкогольные проблемы, все другие, нужно решать иначе. Потому и не может является алкоголизм первопричиной. Первопричина, это слабость самой личности. Значит задача любого человека, желающего порвать с этим злом, это изменение самого себя (это в первую очередь). Но здесь, я даже имею в виду, не сколько психологический контекст, сколько духовный. Пора становится ВЗРОСЛЫМИ.
Проблема еще вот в чем. Человек, решивший завязать с выпивкой, все равно возвращается к самому себе, к тому укладу жизни, к которому привык. К тем же, системам ценностей. К своему старому "Я", ныне трезвому, но такому же слабому, что и прежде. Даже если, он будет оставаться трезвым, он будет по-прежнему чувствовать себя несчастным, потому что, он изменился лишь внешне, но не внутри. Отсюда многие срывы, озлобленность некоторых трезвенников и жесткие (простите АА и Шичко), как-будто сделанные из железа убеждения. Извините, но я не вижу в том же Жданове, просветленного, духовного человека, с добрым, светлым сердцем и кроткой душой. Я вижу лишь камнепад беспощадной критики и оскорблений, в адрес всех тех, кто не разделяет его мировоззрение. И как сказал бы Фрейд, подобная форма поведения, говорит о латентных мучениях. Так обычно ведут себя гомофобы. Правда его мучения другого характера.
Но это не суть.
Лично я, не разделяю людей на пьющих и трезвенников. Я разделяю людей на зрелых и незрелых. Есть много выпивающих людей, которые намного глубже даже самого ожесточенного трезвенника. Просто они духовно пробуждены. А подобные трезвенники, прячут под своей трезвостью, собственные нерешенные проблемы. И чем острее эти проблемы, тем ожесточенней критика в адрес пьющих. Кстати, после прекращения пьянства, у них часто просыпается миссионерская черта: они до безумия любят учить людей и направлять их на путь истинных. Понятно, что ничего кроме стремления самоутвердиться, у них не имеется. Был забулдыгой, которого все презирали, стал УЧИТЕЛЕМ, у которого все спрашивают советы. Приятно. Конечно. В этом нет ничего плохого, если человек осознает эти импульсы, но беда там, где он нарекает себя СПАСИТЕЛЕМ чужих душ. Стал ли духовно зрелым такой человек? Определенно нет. И многие завсегдатаи этого сайта, легко прочтут между строк их имена. Вот реальный пример того, что человек перестал пить, но ничего не изменил в самом себе. основной чертой у этих людей, является категоричность и абсолютная правота. Для тех, кто любит искать подводные камни, я не назову мои жалкие попытки рассказать здесь о своем видЕньи ситуации, истинными. Я легко могу признать, что есть вещи, где я наверняка ошибаюсь. Я ж не пророк.
Попробую обобщить. Главной задачей любого человека, желающего избавиться от какой-либо зависимости, является осознании своих прошлых заблуждений, не только касающихся алкоголя, но и вообще себя и жизни. Признание того, что до сей поры, во многих ситуациях нами руководила собственная незрелость. Само избавление от источника проблем (алкоголя или его злоупотребления), необходимо, также, но неплохо будет и научиться понимать его пред-источник. Христианин, бы сказал: падение во грех (откуда и все наши беды, те же зависимости). В нашем случае, грех также является не только самим злоупотреблением, но и многими нашими заблуждениями, жесткими убеждениями, категоричностью, всезнанием, узким само-восприятием. В этом случае, нам лучше признать, что МЫ ВООБЩЕ НИЧЕГО НЕ ЗНАЕМ О СЕБЕ, а нами управляют наши ограниченные представления. И затем, учиться постепенно расширять собственное виденье себя. Путем изучения опыта других, чтения правильных книг, приобщения к нравственным и религиозным ценностям. Но главное, начать развивать себя самостоятельно, стараясь получить более полную картину о себе. И своей роли в этой жизни. Мне кажется, что у многих из нас самое главное предназначение в жизни, это не наши профессиональные наклонности и не социальные продвижения, и даже не семейные дела. Главное предназначение любого из нас: БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ! - во всех смыслах этого слова.
А теперь, немного о самой психологии. Каждый человек, имеет внутри себя собственный сценарий жизни (часто, мы формируем его неосознанно, под влияние собственного опыта и значимых других: родителей, друзей, наставников). Этот сценарий и управляет нашим поведением. Нашими привычками и стереотипами, нашими убеждениями и зависимостями. Каждый из нас, проигрывает ту или иную роль в своей жизни. Есть и такая роль, роль АЛКОГОЛИКА. Потому порой и трудны попытки бросить пить, так как подспудно на нас действует невидимый сценарий. Все описанное мной выше, можно отнести к проявлениями этого сценария. Здесь понадобиться личная внимательность, умение наблюдать и прекращать его разрушительный план. Самой простое, что можно представить здесь, это мысли Берна и его трансактный анализ. Также подойдет и когнитивная психология, рационально-эмотивная психология, тоже НЛП, Ассаджиоли и многие другие. Возьмем, того же Берна. Внутренние негативные мысли, дрожь и стремление наполнить стакан, иными словами, тяга, может являться проявлением того же Родительского Эго, которое мы усвоили неосознанно от своих родителей (их критика в наш адрес). Для простоты. Берн, условно делил человека на три составляющие: Ребенок, Взрослый, Родитель. Любитель выпить, часто находится в эго-состоянии Ребенок, функции зрелого Взрослого у него отрафированы. Но, также, он имеет и своего Родителя, который вечно чем-то недоволен и вечно критикует Ребенка. Эго-состояние Родителя делят обычно на Заботливого и Критикующего. Те внутренние голоса и чувства, которые побуждают человека выпить (тяга), идут из состояния Критикующего Родителя, его еще называют Внутренним Врагом (эту часть посланий от своих родителей или других людей, мы усвоили лучше, инкорпорировав в себя). Задача человека, научится распознавать это влияние и перестать поддаваться на него. Здесь на первый план выходит Взрослый, та часть личности, которая осталась недоразвитой у человека. Путем, распознавания Внутреннего Врага, игнорирования его посланий, мы способны изменит внутренний сценарий, и укрепить тем самым, нашего Взрослого. Собственно, об этом я и говорил все это время. Для тех, кому это интересно, можно ознакомиться с соответствующей литературой. Более писать не буду, вроде в общем, набросал свои мысли.
Это разрозненные куски мыслей. Я лишь пытался лучше понять самого себя. Поэтому, не судите строго. За длину текста, также прошу прощения. Главная задача, это как я понимаю, не сколько бросить пить, сколько изменить и укрепить личность. Здесь я согласен с Роджерсом: сознательная, имеющаяся полагаться на себя личность, не будет проявлять деструктивных поступков. Если человек по-настоящему знает себя и умеет себе доверять, у него отпадет всякая необходимость лепить себе ярлык алкоголика. Он и нуждается в нем, потому что, до сих пор незрел. Вот здесь и нужно работать. Кстати, некоторые психо-лингвисты, очень бы пожурили любителей подобных заявлений. А также, поклонники неаристотельского взгляда на мир, где предмет, необязательно должен являться ТЕМ или ЭТИМ. Он может быть И ТЕМ и ЭТИМ и еще ВОН ТЕМ И ВСЕМ ВМЕСТЕ ВЗЯТЫМ. Это к фразам: человек либо алкоголик, либо не алкоголик. Далее ссылки приводить не вижу смысла. Иначе, возникнет такой же текст, только из фамилий известных ученых, различных направлений и просто людей, получивших свой опыт иным путем.
Да, гоблином, может легко выступать Родительское Эго. Это не что-то отстраненное от нас, а часть нас самих. Было бы неплохо хорошенько в этом разобраться.
Просто хочу разобрать для себя (может, будет интересно и кому-то еще).
Вообще, что такое гоблин? Если взять общую формулировку, под этим может подразумеваться тяга, навязчивые мысли, чувства, старые привычки, некое зло, сам алкоголь и т.д. Более часто, встречаются определения, что это сам алкоголь или алкогольная зависимость. Как правило, это что-то находящееся во вне, просто неким образом, попавшее внутрь человека. И именно это, нужно изгнать из него. Задача человека, изгнать этого пришельца из своего тела и своей души. Но что по сути изгоняется? Некое лингвистическое определение или то, что стоит за ним? Если второе, то откуда оно возникло и почему захватило человека? Дурная наследственность, культурные стереотипы, глупость самого человека или происки демона? Мне кажется, есть еще один важный фактор, который неучитывается либо вообще, либо очень слабо.
Я не буду спорить с различными теориями по исцелению, хотя многие из них вызывают приятную улыбку. Вот что я хочу понять. Почему люди попадают вообще в зависимости, что ими движет? Конечно, сторонники той или иной системы, мне могут детально описать сам механизм возникновения подобной зависимости, но мне интересно начать размышлять самостоятельно, может быть, таким образом я открою что-то новое для себя или нет, но попробую.
Не являясь глубоко верующим человеком, я все же признаю некоторые, абсолютные с моей точки зрения вещи, о которых давно уже говорит церковь или вообще, религия. Только не подумайте, что я сейчас уйду в религиозные размышления. Зависимость, о той или иной вещи, является грехом. Зависимость формируется, когда человек отпадает от истины. Другими словами, если бы человек злоупотребляющий спиртным, ранее, исповедовал, например, христианские ценности, никакой демон бы его не захватил. Говоря: исповедовал, я имею в виду, не формальное верование, а действительное приобщение к религии. Пример, отчаянный, но все же, мог ли бы стать алкоголиком тот же Серафим Саровский, даже если бы его отец, был законченным алкашом? Думаю, что нет. Этот человек ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ВЕРИЛ в Христа, в отличии от многих нас. О чем это говорит? Что демон, реальный или выступающий в форме какой-либо зависимости, просто не может пробраться в душу такого человека. Потому что, такой человек имеет ЗРЕЛУЮ душу.
Идем дальше. Алкашом не может стать ни буддийский лама, ни вообще по-настоящему религиозный человек (любой конфессии). Тоже самое, наверное, касается и пророков. Никто из них не может стать зависимым ни от игровых автоматов, ни от наркотиков, ни от всевозможных грехов. Потому что, их души обладают ЗРЕЛОСТЬЮ. Также, не становятся зависимыми от чего либо и люди не придерживающиеся какой-либо религии, но ПО-НАСТОЯЩЕМУ сознательные. Множество мудрецов были именно такими. Также, с умели справится со своими зависимостями и немало философов, писателей и ученых. Интересно, что объединяло всех этих, на первый взгляд таких разных (от святых, до простых) людей? Мне кажется их внутренняя мудрость. Кто-то получил ее в момент рождения, кто-то приобрел в процессе жизни. "Ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так, и есть скопцы, которые сделали себя сами скопцами для царства небесного. Кто может вместить, да вместит". (Матфея XIX, 10, 11, 12)
Вопрос не в самих скопцах, а в разности приобретения опыта.
Теперь то, что меня и побудило начать рассуждать после прочтения некоторых тем, особенно тех, где все валится на предопределенность, генетику, внешнее зло (алкоголь в данном случае). Вообще, заметил такую особенность, что чаще в общении людей, больше замечается война УБЕЖДЕНИЙ, нежели поиск истины. Каждый с своего плеча, утверждает, что ЗНАЕТ и причину алкоголизма и способы его преодоления, отвергая при этом другие подходы. И когда человеку предоставляешь другой опыт, невяжущийся с его системой ценностей (хотя, чаще это не его система ценностей, а система ценностей его "школы"), он его или высмеивает или отвергает. Я даже могу предположить, что некоторые приверженцы тех или иных направлений, особенно, более жестких из них, обвинят и меня в поверхностном взгляде. АЛКОГОЛИЗМ - ЭТО И ЗЛО, И БОЛЕЗНЬ, КОТОРАЯ НЕ ЛЕЧИТСЯ! Хотя, Христос (раз уж они любят использовать понятие Высшей Силы), подобного не говорил. Он говорил как раз обратное. Зло, это не сам внешний объект, а это человеческая распущенность, стремление грешить. Вот это нужно исправлять, а не обвинять во всем предметы окружающего мира. Потому как, даже если тот или иной предмет, наделен вредящими человеческой природе элементами, но, употреблять его и в той форме, в какой он неприемлем, РЕШАЕТ САМ ЧЕЛОВЕК. Вот здесь и нужно капать.
А теперь, сама суть. Мы попадаем в этот мир совершенно неподготовленными, внутренне незрелыми и нас легко захватывают те или иные вещи. Мы только что родившиеся слепые котята. Мы мало что знаем, но много в чем уже "уверенны". Но самое главное, мы не знаем себя. Почему большинство зависимостей формируется у нас в более молодом возрасте? Потому что, мы выходим во взрослую жизнь, со своими детскими представлениями. Мы недостаточно опытны и зрелы. Если мы бы перенесли в современный мир, человека из средневековья, он бы в нем потерялся. Объем новой информации, другой, более быстрый ритм жизни, уничтожили бы его. Скорее всего, он бы запил от жуткого непонимания всего что происходит вокруг. Его внутренние ориентиры, более примитивны, поэтому не пригодны для нашего времени. Он более отстал для нас. Или незрел. Я думаю, что во многом мы с ним похожи. Пусть мы не из средневековья и родились в это время, но мы подготовлены к жизни (как сказал один умный товарищ), меньше, чем книжный червь к балету. Отсюда идут многие недоразумения. И необязательно связанные с алкоголем. Ссоры, распри, конфликты, внутренняя потерянность, неуверенность в себе, обиды на других людей, ВОЙНА УБЕЖДЕНИЙ, самоутверждение, одиночество, хандра, зависимость от культурных стереотипов, слабость души, страх, колебания и многое другое. Если человек внутренне слаб, а именно такими мы вступаем в жизнь, то не удивительно, что он легко попадет во всевозможные ловушки этой жизни.
Сам факт отказа от алкоголя (или его чрезмерного употребления), мало что может принести человеку, если он неосознает своей внутренней НЕЗРЕЛОСТИ. Его будут и дальше продолжать мучить различные недоразумения: страхи, колебания, депрессии, неуверенность в себе. Он будет продолжать конфликтовать с другими (или собой), жить на свой манер, с привычной ему системой убеждений, вестись на провокации, быть одиноким и озлобленным. Потому как, он не решил главной своей проблемы. Он оторвал свою зависимость от себя, но что побудило ему ее заполучить, так и не понял. Поэтому, на мой дилетантский взгляд, нужно не сколько избавляться от зависимостей, сколько, учиться постигать эту жизнь по-новому, более зрело. Заново учиться понимать ее. И себя в ней. Развивать свои моральные и нравственные качества. Как бы сказал буддист: отказаться от своего "Я". В данном случае, от тех представлений о себе, которые мы получили на данный момент (о себе и жизни). И от старых привычек. Здесь на сцену выходит главный фактор, способствующий этому. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ перед собой. Ответственность и за свои мысли, и за свои поступки, и за свои убеждения, за сам образ жизни. Я имею в виду, крутое изменение личности. А не работы, места жительства, смена психолога и прочего. Изменения самого способа восприятия этой жизни. Религия, примеры из истории и просто хорошие люди, могут нам в этом помочь. Но еще желательней, если человек сам начнет копать в этом направлении. Сам искать истину. Возможно тогда, он обретет ЗРЕЛОСТЬ. Тогда, уже не надо будет пенять ни на алкоголь, ни на свои негативные мысли, ни на культурный фон, ни на генетику, ни на любые зависимости.
В том то и весь фокус, что проблемы не в самом алкоголе, а в нас самих. И не потому что мы такие неизлечимые, мы вступили в этот мир АБСОЛЮТНО незрелыми. Внутренне незрелыми. И наша задача, начать потихоньку приобретать это качество. А не видеть все свои проблемы в неких зависимостях. Ведь они и поймали нас потому, что мы были как тот человек из средневековья, полностью неготовы к этой жизни. Многие проблемы, после того, как я бросил пить, остались при мне. Я надеялся, что как только порву с выпивкой, все станет на свои места. Не все. Многие вещи так и остались неразрешенными. (Я стараюсь быть честным. поэтому не буду изображать из себя проревшего мудреца).
Если личность инфантильна, то какая разница, пьет она или нет, ее поступки будут оставаться по-прежнему детскими. Сам отказ от алкоголя, решает только алкогольные проблемы, все другие, нужно решать иначе. Потому и не может является алкоголизм первопричиной. Первопричина, это слабость самой личности. Значит задача любого человека, желающего порвать с этим злом, это изменение самого себя (это в первую очередь). Но здесь, я даже имею в виду, не сколько психологический контекст, сколько духовный. Пора становится ВЗРОСЛЫМИ.
Проблема еще вот в чем. Человек, решивший завязать с выпивкой, все равно возвращается к самому себе, к тому укладу жизни, к которому привык. К тем же, системам ценностей. К своему старому "Я", ныне трезвому, но такому же слабому, что и прежде. Даже если, он будет оставаться трезвым, он будет по-прежнему чувствовать себя несчастным, потому что, он изменился лишь внешне, но не внутри. Отсюда многие срывы, озлобленность некоторых трезвенников и жесткие (простите АА и Шичко), как-будто сделанные из железа убеждения. Извините, но я не вижу в том же Жданове, просветленного, духовного человека, с добрым, светлым сердцем и кроткой душой. Я вижу лишь камнепад беспощадной критики и оскорблений, в адрес всех тех, кто не разделяет его мировоззрение. И как сказал бы Фрейд, подобная форма поведения, говорит о латентных мучениях. Так обычно ведут себя гомофобы. Правда его мучения другого характера.
Но это не суть.
Лично я, не разделяю людей на пьющих и трезвенников. Я разделяю людей на зрелых и незрелых. Есть много выпивающих людей, которые намного глубже даже самого ожесточенного трезвенника. Просто они духовно пробуждены. А подобные трезвенники, прячут под своей трезвостью, собственные нерешенные проблемы. И чем острее эти проблемы, тем ожесточенней критика в адрес пьющих. Кстати, после прекращения пьянства, у них часто просыпается миссионерская черта: они до безумия любят учить людей и направлять их на путь истинных. Понятно, что ничего кроме стремления самоутвердиться, у них не имеется. Был забулдыгой, которого все презирали, стал УЧИТЕЛЕМ, у которого все спрашивают советы. Приятно. Конечно. В этом нет ничего плохого, если человек осознает эти импульсы, но беда там, где он нарекает себя СПАСИТЕЛЕМ чужих душ. Стал ли духовно зрелым такой человек? Определенно нет. И многие завсегдатаи этого сайта, легко прочтут между строк их имена. Вот реальный пример того, что человек перестал пить, но ничего не изменил в самом себе. основной чертой у этих людей, является категоричность и абсолютная правота. Для тех, кто любит искать подводные камни, я не назову мои жалкие попытки рассказать здесь о своем видЕньи ситуации, истинными. Я легко могу признать, что есть вещи, где я наверняка ошибаюсь. Я ж не пророк.
Попробую обобщить. Главной задачей любого человека, желающего избавиться от какой-либо зависимости, является осознании своих прошлых заблуждений, не только касающихся алкоголя, но и вообще себя и жизни. Признание того, что до сей поры, во многих ситуациях нами руководила собственная незрелость. Само избавление от источника проблем (алкоголя или его злоупотребления), необходимо, также, но неплохо будет и научиться понимать его пред-источник. Христианин, бы сказал: падение во грех (откуда и все наши беды, те же зависимости). В нашем случае, грех также является не только самим злоупотреблением, но и многими нашими заблуждениями, жесткими убеждениями, категоричностью, всезнанием, узким само-восприятием. В этом случае, нам лучше признать, что МЫ ВООБЩЕ НИЧЕГО НЕ ЗНАЕМ О СЕБЕ, а нами управляют наши ограниченные представления. И затем, учиться постепенно расширять собственное виденье себя. Путем изучения опыта других, чтения правильных книг, приобщения к нравственным и религиозным ценностям. Но главное, начать развивать себя самостоятельно, стараясь получить более полную картину о себе. И своей роли в этой жизни. Мне кажется, что у многих из нас самое главное предназначение в жизни, это не наши профессиональные наклонности и не социальные продвижения, и даже не семейные дела. Главное предназначение любого из нас: БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ! - во всех смыслах этого слова.
А теперь, немного о самой психологии. Каждый человек, имеет внутри себя собственный сценарий жизни (часто, мы формируем его неосознанно, под влияние собственного опыта и значимых других: родителей, друзей, наставников). Этот сценарий и управляет нашим поведением. Нашими привычками и стереотипами, нашими убеждениями и зависимостями. Каждый из нас, проигрывает ту или иную роль в своей жизни. Есть и такая роль, роль АЛКОГОЛИКА. Потому порой и трудны попытки бросить пить, так как подспудно на нас действует невидимый сценарий. Все описанное мной выше, можно отнести к проявлениями этого сценария. Здесь понадобиться личная внимательность, умение наблюдать и прекращать его разрушительный план. Самой простое, что можно представить здесь, это мысли Берна и его трансактный анализ. Также подойдет и когнитивная психология, рационально-эмотивная психология, тоже НЛП, Ассаджиоли и многие другие. Возьмем, того же Берна. Внутренние негативные мысли, дрожь и стремление наполнить стакан, иными словами, тяга, может являться проявлением того же Родительского Эго, которое мы усвоили неосознанно от своих родителей (их критика в наш адрес). Для простоты. Берн, условно делил человека на три составляющие: Ребенок, Взрослый, Родитель. Любитель выпить, часто находится в эго-состоянии Ребенок, функции зрелого Взрослого у него отрафированы. Но, также, он имеет и своего Родителя, который вечно чем-то недоволен и вечно критикует Ребенка. Эго-состояние Родителя делят обычно на Заботливого и Критикующего. Те внутренние голоса и чувства, которые побуждают человека выпить (тяга), идут из состояния Критикующего Родителя, его еще называют Внутренним Врагом (эту часть посланий от своих родителей или других людей, мы усвоили лучше, инкорпорировав в себя). Задача человека, научится распознавать это влияние и перестать поддаваться на него. Здесь на первый план выходит Взрослый, та часть личности, которая осталась недоразвитой у человека. Путем, распознавания Внутреннего Врага, игнорирования его посланий, мы способны изменит внутренний сценарий, и укрепить тем самым, нашего Взрослого. Собственно, об этом я и говорил все это время. Для тех, кому это интересно, можно ознакомиться с соответствующей литературой. Более писать не буду, вроде в общем, набросал свои мысли.
Это разрозненные куски мыслей. Я лишь пытался лучше понять самого себя. Поэтому, не судите строго. За длину текста, также прошу прощения. Главная задача, это как я понимаю, не сколько бросить пить, сколько изменить и укрепить личность. Здесь я согласен с Роджерсом: сознательная, имеющаяся полагаться на себя личность, не будет проявлять деструктивных поступков. Если человек по-настоящему знает себя и умеет себе доверять, у него отпадет всякая необходимость лепить себе ярлык алкоголика. Он и нуждается в нем, потому что, до сих пор незрел. Вот здесь и нужно работать. Кстати, некоторые психо-лингвисты, очень бы пожурили любителей подобных заявлений. А также, поклонники неаристотельского взгляда на мир, где предмет, необязательно должен являться ТЕМ или ЭТИМ. Он может быть И ТЕМ и ЭТИМ и еще ВОН ТЕМ И ВСЕМ ВМЕСТЕ ВЗЯТЫМ. Это к фразам: человек либо алкоголик, либо не алкоголик. Далее ссылки приводить не вижу смысла. Иначе, возникнет такой же текст, только из фамилий известных ученых, различных направлений и просто людей, получивших свой опыт иным путем.
Да, гоблином, может легко выступать Родительское Эго. Это не что-то отстраненное от нас, а часть нас самих. Было бы неплохо хорошенько в этом разобраться.