На самом деле у Берна есть по этому поводу рассуждения - что сценарий и антисценарий - суть одно и то же. Это одна и та же карта, только с одной или обратной стороны. Но карта то та же самая. А нужна другая карта. А мы ее просто не знаем - потому что не видели ее никогда. Нужен другой тип отношений. А иной раз мы даже и не понимаем, какой именно тип, потому что разыгрываем одну и ту же карту в колоде.
Вырваться из своего сценария по жизни - вот задача. Но это очень сложно, потому что при этом надо пересмотреть свое отношение к людям, событиям, вещам, основным жизненным ценностям.
Одно понятно, что если сценарий привел нас уже однажды к таким явлениям как алкоголизм или созависимость, то карта наша битая, и с ней надо что-то делать. 😄
да, читала я "Игры" Берна. но, так сказать, для общего развития, в шезлонге на берегу океана.
по поводу антисценария - не так все однозначно:
Антисценарий
Однако нередко встречаются люди, бунтующие против своего сценария, пытающиеся делать противоположное тому, что «следует». Обычный пример: бунтующий подросток или женщина, которая говорит: «Вот уж чего я не хочу, так это быть похожей на свою мать». Подобные высказывания надо интерпретировать очень осторожно, ибо может быть несколько вариантов.
1.Возможно, этот человек живет по антисценарию, нынешний его бунт — это не что иное, как сценарный прорыв.
2. Человек, наоборот, жил по сценарию, а в настоящий момент актуализируется его антисценарий.
3. Человек нашел «расколдовыватель» и освободился от сценария.
4. Он получил разные директивы от отца и матери или разные директивы от разных «родительских наборов» и теперь переходит от одних директив к другим.
5. Он просто следует особой сценарной директиве, предписывающей бунт.
6. Речь идет о проваленном сценарии, когда человек отчаялся реализовать сценарные директивы и махнул на все рукой. Это частая причина депрессии и возникновения шизофренических приступов.
7. Может быть, человек имел освободиться и преодолеть сценарий своим собственным усилием или с помощью психотерапии, но это следует отличать от «перехода на антисценарий».
Перечисленные альтернативы показывают, как осмотрителен должен быть сценарный аналитик, если он (и его пациент) хочет правильно понять причину поведенческих изменений. Если сценарий сравнить с компьютерной перфокартой, то антисценарий — это та же карта, только с обратной стороны. Конечно, это грубая аналогия, но она попадает в точку.