Йога - Путь Трезвости.

Привет!
С водой. На сухую как-то слишком напряжно. :)

P.S. Удивительно: у нас с тобой сроки близкие и регистрации на форуме тоже, а дороги наши как-то на НД до этого ни разу не пересекались.
Почемуто не увидел твой ответ...Пересекались у Змейки в теме вроде бы) Года 3-4 назад тоже разгружался несколько раз, на сухую..60 часов рекорд был, больше не повторял и с йогой не совмещал.
Для меня на сухую легче, когда пьешь воду=чтото глотаешь, есть хочется больше..ну, и как пишут, день сухого голода равен трем на воде, примерно так и есть по ощущениям. Заходил на сухое с предварительной чисткой касторкой или солью, воду во время голодания трогал и принимал ванны, то есть вода немного попадала через кожу) некоторые товарищи и вовсе исключают любой контакт с водой на время разгрузки..только хардкор - только своя лимфа)

Надо будет попробывать повторить, поголодать на длинных выходных совместно с асанами.

Спасибо тебе за тему. Йога реально помогает в трезвости.
 
Йога - это конечно хорошо, много плюсов: расслабление, спокойствие, повышенная стрессоустойчивость (но далеко не совершенная), общее оздоровление.
Но чего не хватает? Энергии. Силы и выносливости.
Вроде как по теории надо упор делать на силовых асанах, и тогда всё придёт. Но по факту я этого не смог добиться. Возможно я слишком мало времени выделяю для практики, возможно надо подключать пранаяму, а с ней у меня до сих пор сложности.

В общем, я обратил свое внимание в сторону цигун. Если есть у кого опыт - не важно, положительнный или отрицательный, поделитесь плз. Или какие-нибудь референции киньте.
Отдельной темы на НД я не нашел.

Вообще, тема биологической энергии меня сейчас больше всего интересует. У Фойерабендта есть немного на эту тему, но опять же - практика асан мне не дает, что обещают.

В научной смысле Вильгельм Райх наиболее приблизился к изучению биологической энергии. Он ее назвал оргон. В разных традициях это ци, ки, прана, а может быть и пуруша, эфир опять же.
Я пока изучаю, до какой глубины дошел Райх, прежде чем его отменили.
Ну и посматриваю видео по цигуну и шаолиньской традиции.
 
Йога - это конечно хорошо, много плюсов: расслабление, спокойствие, повышенная стрессоустойчивость (но далеко не совершенная), общее оздоровление.
Но чего не хватает? Энергии. Силы и выносливости.
Вроде как по теории надо упор делать на силовых асанах, и тогда всё придёт. Но по факту я этого не смог добиться. Возможно я слишком мало времени выделяю для практики, возможно надо подключать пранаяму, а с ней у меня до сих пор сложности.

В общем, я обратил свое внимание в сторону цигун. Если есть у кого опыт - не важно, положительнный или отрицательный, поделитесь плз. Или какие-нибудь референции киньте.
Отдельной темы на НД я не нашел.

Вообще, тема биологической энергии меня сейчас больше всего интересует. У Фойерабендта есть немного на эту тему, но опять же - практика асан мне не дает, что обещают.

В научной смысле Вильгельм Райх наиболее приблизился к изучению биологической энергии. Он ее назвал оргон. В разных традициях это ци, ки, прана, а может быть и пуруша, эфир опять же.
Я пока изучаю, до какой глубины дошел Райх, прежде чем его отменили.
Ну и посматриваю видео по цигуну и шаолиньской традиции.
Да До,йога как бы это правильно сформулировать даёт нестолько сколько от неё ждёт "европейский человек",я за последнии четыре года,после моего поста о йоге ещё больше пришёл к выводу,что в плане общего оздоровления и РАЗВИТИЯ ПОТЕНЦИАЛА организма для нас европейцев подходит Айенгар(строго имхо)

Натыкался пару лет назад на некоторые статьи о иследованиях Райха,конечно очень впечатлило,как он вызывал дождь и как его спешно упрятали в тюрьму и запретили его труды....Но на русском языке нашёл только несколько статей в живом журнале от авторов невнушающих доверия.

Про цигун(строго имхо),не думаю,что он даст,что то существенное.Просто опять же из опыта люди которые пытались его практиковать долго на нём не задерживались.....

Тема жизненной силы меня тоже интересует,если что то накопаеш делись,обсудим)

Ещё меня смущает,что среди долгожителей нет людей которые достигли чего-то именно в практиках(ну или я не встречал)
То есть жизненная сила неравно активное долголетие.

Как то так,сумбурно наверное.
 
У меня сложилось ощущение (строго имхо), что поиск - это и есть та самая жизненная сила. В поиске ты пробуешь йогу, цигун, бег, ходить по воде...двигаешься.
Как только стоп, так и сказочке конец. Т.е., грубо говоря, всё уже есть у нас, но мы в иллюзии, что где-то есть ещё что-то лучшее, большее, другое, не такое. И эта иллюзия, нам кажется, что мешает, а по сути даёт силы на новые открытия и поиск.
Надеюсь, что я понятно написала 🙄, а то я умею завернуть 😄
 
Побольше регулярной практики, желательно в выбранном направлении, поменьше ожиданий. Йога это не цель, йога - это путь. Можно совершенствоваться до бесконечности, соревнуясь с самим собой вчерашним.

Нахватать верхушек от всего, не во что не углубляясь, это так по алкашески.
 
Да До,йога как бы это правильно сформулировать даёт нестолько сколько от неё ждёт "европейский человек",я за последнии четыре года,после моего поста о йоге ещё больше пришёл к выводу,что в плане общего оздоровления и РАЗВИТИЯ ПОТЕНЦИАЛА организма для нас европейцев подходит Айенгар(строго имхо)
Т.е больше упор на силовые и выдержку в них? Или что значит -Айенгар? Или точность занимаемых позиций?
Натыкался пару лет назад на некоторые статьи о иследованиях Райха,конечно очень впечатлило,как он вызывал дождь и как его спешно упрятали в тюрьму и запретили его труды....Но на русском языке нашёл только несколько статей в живом журнале от авторов невнушающих доверия.
Они проверяются достаточно легко перекрестными ссылками. Та же википедия на английском очень много содержит фактов, хотя и некоторые из них - скорее клевета.

У меня есть также его 2 книги, я никак не закончу первую из них "Функция оргазма. Основные сексуально-экономические проблемы биологической энергии." Вторая - только отрывок на русском, остальное на английском.

Кроме того попадался первоисточник - отрывок документации по экспериментам с оргоном (Оранур). Он называл эту энергию первоначальной, Сравнивал ее с ядерной энергией, но ядерная энергия является по его словам вторичной вариацией первозданной оргонной энергией.

Его последователи построили по его чертежам оргонные аккумуляторы и якобы успешно применяют их в медицине. Хотя его стенки состоят лишь из нескольких слоев железа и шерсти. В конечном счете такая разновидность клетки Фарадея... Раздумываю над тем, чтобы съездить к одному доктору и попробовать пройти сеанс. Но пока читаю.

Про цигун(строго имхо),не думаю,что он даст,что то существенное.Просто опять же из опыта люди которые пытались его практиковать долго на нём не задерживались.....
В плане изучения этой темы я пошел несколько другим путем, чем раньше. Т.е. не книгу выбрал (пока), а решил популярные ютубчики посмотреть. И здесь меня заинтересовал относительно молодой монах-вьетнамец Shi Heng Yi - недавний основатель монастыря Шаолинь в Германии. Можно титры на русском включить. Он говорит и по-немецки, и по-английски, его приглашают даже на какие-то лекции-выступления итд. Очень много видео с ним.
Тема жизненной силы меня тоже интересует,если что то накопаеш делись,обсудим)
Ну вот пока только мысли в этом направлении: как научиться управлять своей жизненной энергией.
В йоге собственно мне кстати пришли в голову практики бандх, прежде всего мула-бандха, а также концентрация. Например, тратака. Надо бы попробовать поработать в этой части. Фойерабендт говорит так, что любое сжатие действует симпатически, т.е. возбуждающе, а любое вытягивание - ваготонически, расслабляюще...
Ещё меня смущает,что среди долгожителей нет людей которые достигли чего-то именно в практиках(ну или я не встречал)
То есть жизненная сила неравно активное долголетие.
А я недавно пришел к тому, что мне долголетие собственно не нужно Хочется лишь прожить отведенные годы, не влача свое существование, а горя свечой.

В практиках есть и долгожители: тот же Кришнамачарья, да и те из его учеников, кто делал упор на физическом аспекте йоги.
Как то так,сумбурно наверное.
Нормально. Спасибо за отклик.
 
Т.е больше упор на силовые и выдержку в них? Или что значит -Айенгар? Или точность занимаемых позиций?
Я буду сравнивать с Бойко,пусть это не совсем корректно.

1.Да асана,ну ведь эти ужасные "удобные позы" с выпучеными животами, кривыми спинами и согнутыми ногами,что предлагае Бойко,сам видил на семинаре,ну ни йога это,говорил уже люди занимающиеся много лет находятся в отвратительной физической форме,никакая гибкость обещанная Бойко у них и близко не развилась.

2.У Арьенгара Асану выстраивают чётко,используя материалы эффект физический чётко виден и ощутим через несколько недель.

3.Например послушав специалиста по йоги Арьенгара Боби фульца,которая реально помогла сотням а может и тысячам людей со сколиозом,понимаеш как по "хуторянски" проводит семинар ВСБ,который сам даже близко не обладает отличной асанкой.

4.И так во всём,какие неудачные,мы все я думаю это ощутили , он даёт рекомендации по пранояме ну глубокое дыхание это только малая часть праноямы(я копал тему занимаясь фридайвингом) Был на семинаре у Артёма Фролова,практикующий врач из Питера,травник,как всё професионально сочетание науки и традиции.

А сколько Бойко говорил про мифический или невсем доступный сброс.....

В физическом плане точно,занимаясь по Арьенгару видиш эффект,получаеш силу,энергию,выносливость(всё,что ты хотел До))

Да,я думаю правильно выстроенная асана,самое важное в твоём списке.
И нахождение в них тоже важно и из зоны комфорта выходить надо,в асане нужно работать.Конечно незабывая принцип ахимсы,не навреди.
 
Йога - это конечно хорошо, много плюсов: расслабление, спокойствие, повышенная стрессоустойчивость (но далеко не совершенная), общее оздоровление.
Да До,йога как бы это правильно сформулировать даёт нестолько сколько от неё ждёт "европейский человек",я за последнии четыре года,после моего поста о йоге ещё больше пришёл к выводу,что в плане общего оздоровления и РАЗВИТИЯ ПОТЕНЦИАЛА организма для нас европейцев подходит Айенгар(строго имхо)
Нужно помнить, что по сути, вся современная, типа, "йога" - это это те или иные формы въяямы.
Вот эти все упражнения динамические, которые называются йогой, аштанга виньяса, например.
Вы не встретите в йоговских текстах такие термины как виньяса, это не является сущностно йогой.
Это может быть каким-то приложением.
Йога - это путь медитации, путь контроля своих чувств(Пратьяхара), успокоение пран в своем теле, успокоения сознания. Это путь покоя. Она на этом базируется.
Это самое главное! Не стоит забывать на что йога направлена.
Что асана - это было именно сидячее положение.
Это хорошие вещи они полезны, но не надо забывать, все-таки, что такое йога, для чего она нужна, чтобы просто не сбиться с пути.
Иначе вы просто влезете в какой-нибудь стиль, закатаете себя в него и будете порой удивляться, почему я вот это фигачу много лет, а те состояния которые должна давать йоговская практика, будь то пранаяма, будет то что то ещё, это все, как-то, очень мелкими фрагментами.
И состояние - сложно его назвать моим.
Потому, что это как какой-то сон - я увидел и тут же забыл. 8-)
Если вы не хотите, чтобы постоянно это все было на уровне какого-то того лунатизма.
Вам все равно, рано или поздно, придется стать правдивым в отношении вот этого всего.
Подвисать в этом всем - это очень-очень опасно, вот в чем дело.
Вы можете от этого отталкиваться, использовать это, в какой-то мере, да.
Это нужно для той части вашего психофизического существа, где доминирует именно физическое, но, от этого надо
отталкиваться, а не подвисать в этом.
Вот в чем разница.
 
У меня сложилось ощущение (строго имхо), что поиск - это и есть та самая жизненная сила. В поиске ты пробуешь йогу, цигун, бег, ходить по воде...двигаешься.
Как только стоп, так и сказочке конец. Т.е., грубо говоря, всё уже есть у нас, но мы в иллюзии, что где-то есть ещё что-то лучшее, большее, другое, не такое. И эта иллюзия, нам кажется, что мешает, а по сути даёт силы на новые открытия и поиск.
Надеюсь, что я понятно написала 🙄, а то я умею завернуть 😄
Если смотреть сверху, то да, правильный взгляд на наше алко-Я.

В целом мы часто ищем допинг, волшебную таблетку, в конечном итоге суррогат рюмки, пусть и в виде ЗОЖ или духовной практики, чтобы принял/попрактиковал, и сразу появилась силища невиданная, воля и уверенность в себе небывалые, запредельные психические способности и высокая работоспособность.

Хотя сам поиск - это скорее не то, что дает нам силы, а, как мне кажется, скорее индикатор, что эти силы есть. :)
 
У Бойко , ты вероятнее всего, слышал об этой системе.
Ну про Айенгара я не только у Бойко читал, но уже не помню суть его практики.
То есть по принципу Оккама?
Я не знаю, как в данном случае он применим, но имеется в виду, что мы не можем прибавить какое-то количество лет, к тому, которое нам отведено. А вот убавить - это всегда пожалуйста.
Поэтому ведя ЗОЖ без излишних загонов можно выйти на этот уровень (без учета внешних факторов). И забивать голову, как это продлить на 3-5 лет, когда впереди вечность, не вижу смысла, потому что а) это невозможно, б) это бессмысленно, т.е. игра не стоит свеч.
Всё сугубо ИМХО.
 
Я не знаю, как в данном случае он применим
Притормозить жизненную энтропию. Как показывает жизненный опыт, все мы зависимы от обстоятельств. И именно та практика или ЗОЖ, которые помогают нам преодолевать обстоятельства и уменьшают энтропию. Главное не переборщить.
И забивать голову, как это продлить на 3-5 лет, когда впереди вечность, не вижу смысла, потому что а) это невозможно, б) это бессмысленно, т.е. игра не стоит свеч.
Полностью согласен. Вот только на счет вечности ни чего не могу сказать.
 
@До, привет! Я не настолько продвинута, как ты, но опыт цыгуна у меня был. Но мне тогда и было-то всего 28 лет. Но помню, что тогда цыгун мне зашел и сразу же поразил своими эффектами, йогу я тогда уже тоже пробовала, но она мне никак не шла и бесила. Это тогда.
Отзанималась я около полугода, не больше, в режиме лайт. Но помню, что эффекты были потрясающие. В те времена я вечно мерзла - одно занятие - двое суток не мерзну. Особенно мерзли ноги. И руки. После занятия - как печка грела в стопах и кистях.
Спина выравнивалась просто на раз (может, засчет молодых лет). Спадал аппетит.
Сами занятия были похожи на танцы, только медленные, мне нравилось.

Практика однозначно защитовая!
 
Я буду сравнивать с Бойко,пусть это не совсем корректно.

1.Да асана,ну ведь эти ужасные "удобные позы" с выпучеными животами, кривыми спинами и согнутыми ногами,что предлагае Бойко,сам видил на семинаре,ну ни йога это,говорил уже люди занимающиеся много лет находятся в отвратительной физической форме,никакая гибкость обещанная Бойко у них и близко не развилась.

2.У Арьенгара Асану выстраивают чётко,используя материалы эффект физический чётко виден и ощутим через несколько недель.

3.Например послушав специалиста по йоги Арьенгара Боби фульца,которая реально помогла сотням а может и тысячам людей со сколиозом,понимаеш как по "хуторянски" проводит семинар ВСБ,который сам даже близко не обладает отличной асанкой.

4.И так во всём,какие неудачные,мы все я думаю это ощутили , он даёт рекомендации по пранояме ну глубокое дыхание это только малая часть праноямы(я копал тему занимаясь фридайвингом) Был на семинаре у Артёма Фролова,практикующий врач из Питера,травник,как всё професионально сочетание науки и традиции.

А сколько Бойко говорил про мифический или невсем доступный сброс.....

В физическом плане точно,занимаясь по Арьенгару видиш эффект,получаеш силу,энергию,выносливость(всё,что ты хотел До))

Да,я думаю правильно выстроенная асана,самое важное в твоём списке.
И нахождение в них тоже важно и из зоны комфорта выходить надо,в асане нужно работать.Конечно незабывая принцип ахимсы,не навреди.
Я всё никак не нахожу времени обстоятельно ответить, потому что мыслей - на целую статью.
Но попробую хотя бы кратко.

Йогатерапия и Вильгельм Райх.

Hingderose прав: не стоит забывать о всеобъемлемости йоги. Йога - это не только и не столько физические упражнения, и уже тем более - не динамические (хотя Сурью-Намаскар можно выделить как исключение, и то с натяжкой), но это восьмеричный Путь к освобождению. То, что описал в свое время Патанджали. И асана входит лишь в фазу подготовки, очистки.
Кстати, наткнулся на свой старый пост, в котором я кратко скомпилировал первую часть Йога-Сутр. Рекомендую.

Основные инструменты по освобождению, однако, заключаются в раджа-йоге. Как справедливо заметил hingderose, - в медитации. Т.е. самьяме.
Про самьяму я уже что-то писал. Если кратко, это процесс концентрации на одном, "отпускании" этой концентрации и созерцании. (Дхарана, дхьяна, самадхи, как я их понимаю).

Вместе с тем, если вернуться к теме асан и Бойко.
Дело в том, что Бойко занимается или вернее преподает не столько йогу, сколько прикладную ее часть - йогатерапию.
Когда человек болен (а болезни идут в подавляющем большинстве от психики), то прежде чем устремляться к высотам духовного роста через медитацию или даже хотя бы к хорошей физической форме, надо убрать сначала препятствие в виде болезни. Хроническая усталость, депрессии, зависимости в том числе от еды не дадут человеку набрать хорошую форму и занять правильное положение в асане, если сначала не устранить внутренние психические проблемы, негативно воздействующие на физический план.

И здесь йога в виде йогатерапии является также одним из лучших средств лечения психических болезней.
Например Фойерабендт тоже является кроме прочего сертифицированным йогатерапевтом и психологом.
Правильное расслабление создает базу для того самого сброса, о котором говорил Бойко. И для этого есть также обоснование или доказательство, которое давным давно сформулировал в своей теории Вильгельм Райх (которого я лично считаю практически непризнанным гением).

Но приведу сначала пример из собственного опыта.
У меня есть давние проблемы со спиной. Собственно ничего казалось бы особенного (как я это могу уже оценить, посетив множество разных врачей, целителей, остеопатов и костоправов уже в течении лет 25), это просто сильная зажатость, блокировка различных мышц спины, в том числе мелких у позвоночника... не важно. Когда я начал заниматься йогой, эта проблема заметно отошла на второй план, хронические боли ушли, сменив неприятными, но терпимыми ощущениями, и даже периодами, когда я об этом вообще забывал.
Но к делу: где-то в коцне 2019-го или в начале 2020го у меня во время промежуточных шавасан или даже в конце практики начала дергаться зажатая мышца, выпрямляющая позвоночник слева. Как в нервном тике. Через пару занятий, эти подергивания стали сильнее, а потом перешли в такие волны, как будто изнутри кто-то жевал эту мышцу. Очень странные ощущения. В конце концов, это всё закончилось, и при этом ушла блокировка, зажатость. Я был в восторге, ожидал что правая сторона также последует за левой, но к сожалению этого не произошло пока. Возможно помешало начавшееся коронобесие в психическом смысле, возможно я что-то изменил в практике...
Но это случай вполне похож на то, что Бойко называл сбором.

Я сейчас вряд ли уложусь, чтобы описать принципы Райха, которые также это хорошо и доступно объясняют. Попробую кратко. Райх установил, что бОльшая часть непереработанных психических проблем, комплексов, засевших в подсознании отражаются на нашем теле в виде мышечных блокировок. Работа по разблокированию этих областей ведет к выходу этих неврозов и их разрешению.

Примечательно, что он выделял семь областей (источник), которые по большому счету соответствуют в йоге чакрам - нервно-энегретическим центрам (хотя сам Райх вряд ли об этом знал).
Фойерабендт как раз делает упор на работе с сознанием по его расслаблению и так называемой "пропускаемости" или "текучести". Но об этом не сейчас.

"Невроз ведь является не только выражением нарушения психического равновесия, но в гораздо более обоснованном и глубоком смысле еще и выражением хронического нарушения вегетативного равновесия и естественной подвижности."

"...в вегетотерапии вегетативное поведение неизбежно вызывает воспоминания, имеющие решающее значение для развития невротических черт характера."

"…брюшная стенка была мягкой и глубоко вдавливалась, до этого она была жестко напряженной и характеризовалась явлением, которое я хотел бы назвать брюшной защитой, пока еще не вкладывая в это понятие четкого смысла. Оно констатируется у всех людей, страдающих неврозами, когда больных просят сделать глубокий вдох и при этом брюшная стенка слегка вдавливается у отверстия обеих реберных дуг на расстоянии 3 см ниже конца грудного хряща. При этом ощущается жесткое сопротивление внутри живота, или же больные говорят о боли наподобие той, которую вызывает давление на яичко. Взгляд на положение кишечника и солнечного сплетения вегетативной нервной системы показывает нам в связи с явлениями, которые еще предстоит назвать, что напряжение живота имеет функцию окружения солнечного сплетения. Возникает давление, действующее с брюшной стенки на солнечное сплетение. Ту же функцию выполняет напряженная и опустившаяся диафрагма. Типичен и этот симптом. У всех без исключения невротиков можно обнаружить тоническую контрактуру диафрагмы. Она выражается в способности пациента дышать только плоско и прерывисто. При выдохе диафрагма поднимается, изменяется давление на органы, лежащие под ней, в том числе и на солнечное сплетение. С расслаблением диафрагмы и мускулатуры брюшной стенки связано, очевидно, новое освобождение вегетативного сплетения от давления, обременяющего его. Это выражается в возникновении ощущения, подобного испытываемому при качке, подъеме на лифте или падении на надчревную область.
Основываясь на своем опыте, я должен предположить, что речь идет в данном случае о чрезвычайно важном явлении. Большая часть пациентов вспоминала, что они детьми упражнялись в сдерживании и подавлении ощущений, особенно сильно дающих себя знать вместе со страхом или яростью.
Они спонтанно научились сдерживать дыхание и втягивать живот. Понимание напряжения солнечного сплетения необходимо для дальнейшего хода лечения нашего пациента."

"Тем самым, расслабляя хронические характерологические позиции, мы добились реакций вегетативной нервной системы. Прорывы в вегетативную сферу оказываются тем полнее и успешнее, чем основательнее мы убираем закостенелые характерологические позиции и соответствующие им положения мышц. Благодаря этому часть работы перемещается из психической и характерологической сферы на непосредственное разрушение мышечного панциря. Ведь уже и раньше было ясно, что, где бы ни проявлялись мышечные зажимы, они представляют собой не «следствие», не «выражение» или «сопутствующее явление» механизма вытеснения. Телесная блокировка представляет собой самый существенный элемент процесса вытеснения."


В общем-то, отцом кинезиологии в этом смысле должен являться Вильгельм Райх. Но и в йоге этот метод с одной стороны через занятие определенных позиций, а с другой через расслабление, т.е. включение преобладания парасимпатической системы или как раньше называли - вагуса, давно известен и действенен. Просто мало кто умеет его применять.

И у меня также это далеко не всегда получается. Я сделал вывод, что нужна практика около 1,5 часов и последующее глубокое, правильное, сознательное расслабление, начиная с глаз, челюстей и дальше вниз, отпуская всё на поток.
Здесь пока остановлюсь.

ЗЫ. По поводу увеличения жизненной энергии я пришел к выводу, что надо работать с дыханием, задержками и бандхами. Но об этом тоже потом.
 
прежде чем устремляться к высотам духовного роста
Бойко категорически отрицает духовную составляющую йоги
что Бойко называл сбором.
Сброс конечно.
Спасибо за очередной пост. Много слушаю записей с занятий в школе Бойко. Благо их сейчас постоянно выкладывают не только на сайте, но и в телеге и Ю туб. Любой человек, в том числе и я, пытается легендизировать свое существование. То есть открывать у себя скрытые возможности, критическое мышление, особенности организма и разума. Применимо к Йоготерапии. Для Бойко важно услышать, что после его занятий у человека физическое здоровье пошло на поправку, если терапия может это устранить. Психика по его словам Йогой не лечится.
У Бойко огромный опыт терапии и общения с людьми, чем он и делится с учениками. Для меня это интересно.
Про Вильгельма Райха не слышал. Поразбираюсь.
Успехов в практике, поиске и жизни!
 
Бойко категорически отрицает духовную составляющую йоги
Так это называется ЛФК, а для маркетинга использует бренд "Классической йоги", что по сути - классическое налюбилово :-D
Итак, посмотрим, сколько асан описывается в древних текстах.

«Йога Сутры» Патанджали – 0.
«Горакша Самхита» – 2: сиддхасана и камаласана (падмасана).
«Шива Самхита» – описаны 4: сиддхасана, падмасана, свастикасана и уграсана; упоминаются также ваджрасана и гомукхасана без описания.
«Тирумандирам» Тирумулара – 8: бхадрасана, гомукхасана, падмасана, симхасана, сотхирасана, вирасана, сукхасана и свастикасана.
«Хатха-йога Прадипика» – описывает 15 асан: свастика, гомукха, вира, курма, кукута, уттана курма, дханура, матсья, пасчима, маюра, шава, сиддха, падма, симха, бхадра. И далее в тексте упоминается еще и уткатасана.
А йога-нидру придумал Свами Сатьянанда Сарасвати в середине XX века.
 
Бойко категорически отрицает духовную составляющую йоги
Смотря что понимать под духовной составляющей. Но да, он пристрастным образом трактует Йога-Сутры (как в прочем и Hingderose, говоря про асаны :)), заявляя, что Ишвара в Сутрах упоминается лишь пару раз, и значимости это понятие в йоге не имеет.
Бойко обозначает себя агностиком и одновременно практиком. Т.е. он считает (на мой взгляд), что психические образы и идеалы не нужны для достижения физического и психического здоровья. А больше простому человеку и не нужно. А непростому ничего объяснять по этому поводу не надо.
Психика по его словам Йогой не лечится.
Здрасте. Я не знаю, где он сказал такие слова, но вся его книга и само ее название - именно о том, как гармонизировать психику, настроить связь сознания с бессознательным, очистить бессознательного от "деструктивной энергии вытесненного психического "материала"".
"Стратегическая цель йоги – создание условий для спонтанного контакта бессознательного с сознанием, в процессе чего последнее приходит к состоянию системности – просветляется."
(В кавычках цитаты из его книги "Йога - искусство коммуникации".)

Собственно вообще по его мнению (как я его понимаю) йога - это как раз именно работа с психикой. И сброс - ключевое психическое понятие. Он не Бойко изобретено.

В общем, если бы было время, я бы сам перечитал его книгу. Он много в нее вложил. Не только и не столько своего мнения, сколько усилий по переработке целого пласта литературы и школ как по психологии, так и по йоге как таковой. И труд Бойко в этом смысле - существенен, хотя просто слушать его где-то на ютубе, его спонтанные мысли и его мнение по тем или иным вопросам мне не очень нравится. Они не всегда настолько обоснованны и структурированы, как текст его книги. Да и дикция сильно хромает. Тяжело все время прислушиваться.
 
Так это называется ЛФК, а для маркетинга использует бренд "Классической йоги", что по сути - классическое налюбилово :-D
«Йога Сутры» Патанджали – 0.
«Горакша Самхита» – 2: сиддхасана и камаласана (падмасана).
«Шива Самхита» – описаны 4: сиддхасана, падмасана, свастикасана и уграсана; упоминаются также ваджрасана и гомукхасана без описания.
«Тирумандирам» Тирумулара – 8: бхадрасана, гомукхасана, падмасана, симхасана, сотхирасана, вирасана, сукхасана и свастикасана.
«Хатха-йога Прадипика» – описывает 15 асан: свастика, гомукха, вира, курма, кукута, уттана курма, дханура, матсья, пасчима, маюра, шава, сиддха, падма, симха, бхадра. И далее в тексте упоминается еще и уткатасана.
А йога-нидру придумал Свами Сатьянанда Сарасвати в середине XX века.
Ну здесь я тоже не до конца соглашусь.
Классической йогой Бойко называет свою практику потому, что он опирается именно на Сутры Патанджали и считает их практически главным трудом и основой йоги как таковой. Всё, что пошло позже - это типо не классическая йога. Особенно тантру он недолююбливает. При этом, да, не чурается таких относительно современных практик, как Йога-Нидра Сатьянанды. В целом Бихарскую школу он достаточно благосклонно оценивает (насколько у меня правильны остались впечатления от его книги).

Ну а вот, кто как трактует Йога-Сутры, что кому ближе, на то и делает упор.
Вот он роль понятия Ишвары в практике игнорирует, что на мой взгяд, неправильно. Ты считаешь, что асаны - ничто, медитация всё.
Но ведь понятию "асана" в Йога-Сутрах также отведено несколько стихов. Кроме того, не стоит забывать, что йога-сутры - это краткое изложение сути йоги. Там по многим понятиям изложение предельно лаконично.

Более того, асана - это не просто понятие, это целая ступень из этих восьми. Ступень нельзя выкинуть, ее можно только пройти. Если ее освоил, то понятно, она уже отходит на второй план, как пройденный этап или становится освоенным инструментом для прохождения следующих ступеней.

Допустим, возьмём Сутру II-46: "स्थिरसुखमासनम् (sthirasukhamāsanam)"

11 Переводов ее звучат так:
"Принимаемая поза должна быть устойчивой и лёгкой.
Поза должна быть прочной и приятной.
Положение тела есть то, которое твёрдо и приятно.
Положение (Асана) — это то, что ведёт к твёрдости и лёгкости.
Асана должна обладать двойным свойством: смертностью и расслабленностью.
Устойчивая и удобная поза есть асана.
Асана есть неподвижная и удобная [поза].
Асана (поза тела) должна быть устойчива и приятна.
Асана, поза, должна быть устойчивой и удобной.
Асаны — это позы, сочетающие в себе устойчивость и удобство.
Поза должна быть устойчивой и удобной."
Переводы следующих авторов:
1. Бейли
2. Вивекананда (новый перевод)
3. Вивекананда (старый перевод)
4. Ганганадха
5. Десикачара (Кришнамачарьи)
6. Загуменнов
7. Островская и Рудой
8. Ригина
9. Свенсон
10. Фальков
11. Свами Сатьянанда Сарасвати
Вроде что тут такого?
Всё ясно - сядь на пол, сложи ноги по турецки, и уже будет устойчивая и удобная (для опр. круга лиц) поза.

Однако, в слудующей сутре описываются условия, когда она становится по-настоящему устойчивой и удобной или даже лёгкой:
Устойчивость и лёгкость позы достигается настойчивым лёгким усилием и сосредоточением ума на бесконечном.
Поза делается прочной и приятной ограничением естественной склонности [к подвижности] и сосредоточением на мысли о безграничном.
Путём лёгкого усилия и размышления о беспредельном [положение тела] становится твёрдым и приятным.
С помощью ослабления Напряжения и с помощью созерцания Ананта (Без- граничного) [это положение] выполняется.
Эти качества могут быть достигнуты распознаванием и наблюдением за ре- акцией тела и дыхания на различные позы, составляющие практику асаны. Однажды познанные, эти реакции могут контролироваться шаг за шагом.
Она достигается ослаблением напряжения и созерцанием бесконечного (ананта-самапатти).
При прекращении усилия [или] сосредоточении на бесконечном [Асана достигается].
Устранение напряжения [тела] [даёт] достижение бесконечного.
Это достигается ослаблением усилий и размышлением о Бесконечном.
При лёгком усилии и размышлении о бесконечном.
Путём ослабления напряжения и медитацией на змее Аканта, овладевается асана.
А это уже работа с сознанием, и только тогда, когда выполняется это условие (сосредоточение ума на бесконечном и устранении напряжения), тогда возникает определенное состояние сознания, связанное с успокоением работы ума на бетта-волнах и перехода в другое состояние сознание. Прекращается беспокойство от двойственности. Ума. Или сознательного и бессознательного. Или можно сказать антиматерии, энергии, Пурушы и материальной составляющей человека - мозга, ума, психики, "души" как конгломерата чувств и эмоций или в общем - Пракрити. Интерпретации есть разные, но эти объяснения в данном случае ничего не меняют. Практика сама говорит без слов, и слова только запутывают. Но с опытом ты вдруг понимаешь, о чем речь.

Так вот, и этот шаг - устранение двойственности в голове тоже является только предпосылкой для перехода к следующей ступени - пранаяме. Освоить асану, сконцетрировать внимание на бесконечном, освободить ум от условностей бытия, при котором устраняется беспокойство от пары противоположностей - это и есть освоение "асаны".
Уже существенно.

Кстати, Фоеабендт трактует эту сутру так (по пямяти): Асана устойчива потому, что сознанием основывается, опирается на бесконечность, а легка потому, что свободна от бытия.
---

Да, я согласен, что сами позы в Сутрах не описываются. И можно сделать вывод, что это неважно. В конечном счете, возможно и так.
Но во-первых, Сутры Патанджали - это краткий путеводитель. И логично предположить, что асаны были известны или описывались в других источниках (которые возожно и не дошли из того времени).
Во-вторых, дошли разные рисунки, и они в пользу того, что позиции могли быть разными.
Ну и третье, самое существенное - дальшейшая практика показала, что если занимать определенные позы и входить в это состояние, то излечиваются многие соотвествующие недуги. Кто-то поработал в этом направлении и зафиксировал определенное количество таких позиций. Кто-то доработал, еще добавил асан. Вот последняя книга Фоерабендта так и называется: "Лечебная сила йоги - 100 упражнений для вашего здоровья".

Я согласен с тем, что это - не самоцель, и здоровому йогину нужно идти дальше после прохождения этого этапа, этой ступени. В конечном счете - к раджа-йоге. Но многим ли удается полностью овладеть хотя бы этой частью - освободить ум от условностей бытия и устранить беспокойство? Я например после 6 лет практики только-только пришел к этому. (Возможно, я недостаточно прилагал усилий, я слабо освоил яму и нияму, а это так или иначе отбрасывает назад, или даже наносит вред, если не встроить эти принципы в свою личность).

С другой стороны, многие пришли в йогу не по своей воле или изначальному интересу. Думаю, бОльшую часть людей привело сюда отчаяние, отсутствие результатов со стороны современной медицины или психопомощи, в конечном итоге проблемы со здоровьем и со своей головой. И для них задача стоит сугубо прикладная - устранить эти проблемы, наладить свою жизнь. БОльшего им зачастую не требуется. (И у меня тоже были такие периоды - делаю асаны, а большего и не надо, остановка в развитии в этом направлении).

Но и факт остается фактом - йогатерапия, т.е. именно излечение с помощью асан (как ты говоришь - ЛФК) работает. Но асана - это не только ЛФК. Под прикрытием специальных поз человек осознанно или неосознанно начинает варить кашу из топора и работать на своим сознанием, учится управлять своим вниманием, мыслями и эмоциями. Прежде всего учится их останавливать и успокаивать свой ум, переходя на альфа, а иногда и тета-волны (говоря языком ЭЭГ), включая парасимпатику и тем самым режим самоицеления и самовосстановления. А это уже много. Излечиться и научиться хоть с помощью асан успокаивать внутреннюю жужжалку внутреннего диалога - это уже достижение.
Да, можно сказать - что это еще не йога. Или что это далеко не вся йога. Но как говорится каждому - своё на своём этапе развития.

ЗЫ. Вообще зашел, чтобы как раз перевести и зафиксировать пару страниц Фоерабендта по поводу йогатерапии, но может теперь в другой раз.

Всем добра!
 
Последнее редактирование:
Смотря что понимать под духовной составляющей. Но да, он пристрастным образом трактует Йога-Сутры (как в прочем и Hingderose, говоря про асаны :)), заявляя, что Ишвара в Сутрах упоминается лишь пару раз, и значимости это понятие в йоге не имеет.
Бойко обозначает себя агностиком и одновременно практиком. Т.е. он считает (на мой взгляд), что психические образы и идеалы не нужны для достижения физического и психического здоровья. А больше простому человеку и не нужно. А непростому ничего объяснять по этому поводу не надо.

Здрасте. Я не знаю, где он сказал такие слова, но вся его книга и само ее название - именно о том, как гармонизировать психику, настроить связь сознания с бессознательным, очистить бессознательного от "деструктивной энергии вытесненного психического "материала"".
"Стратегическая цель йоги – создание условий для спонтанного контакта бессознательного с сознанием, в процессе чего последнее приходит к состоянию системности – просветляется."
(В кавычках цитаты из его книги "Йога - искусство коммуникации".)

Собственно вообще по его мнению (как я его понимаю) йога - это как раз именно работа с психикой. И сброс - ключевое психическое понятие. Он не Бойко изобретено.

В общем, если бы было время, я бы сам перечитал его книгу. Он много в нее вложил. Не только и не столько своего мнения, сколько усилий по переработке целого пласта литературы и школ как по психологии, так и по йоге как таковой. И труд Бойко в этом смысле - существенен, хотя просто слушать его где-то на ютубе, его спонтанные мысли и его мнение по тем или иным вопросам мне не очень нравится. Они не всегда настолько обоснованны и структурированы, как текст его книги. Да и дикция сильно хромает. Тяжело все время прислушиваться.
 
Назад
Сверху Снизу