Йога - Путь Трезвости.

До

Добрый
Не пьет 7 лет 6 месяцев 3 дня
Регистрация
13 Янв 2013
Сообщения
5,567
Пол
мужской
Йога. И путь трезвости.

Что между ними может быть общего? Как йога может помочь на пути трезвости? Совместимы ли йога с алкоголем?

Прежде всего – немного о своем кратком пути к йоге.
После последнего запоя начал искать методы удержания настроя, обретения уверенности и воли и по наводке одного из форумчан год назад начал заниматься физическими упражнениями по Майе Файнс, именуемыми Кундалини-Йогой.
Параллельно начал собирать теоретическую базу. Читать начал с Сидерского, потом Айенгар, позже Йога-Васиштха, Дитрих Эберт – Физиологические аспекты в йоге, начинал Хатху-Йогу-Прадипику автора Сатьянанды.
Также пытался практиковать по многочисленным видео Сидерского. Получалось плохо, нагрузка для нетренированного человека в возрасте 40 лет была несоразмерная, эффекта ноль. Но я не сдавался.

Наконец через пару месяцев наткнулся на книгу В.С.Бойко Йога – Искусство Коммуникации.
Книга очень серьезная, охватывающая множественные аспекты структуры как йоги в целом, так и психики человека. К ней мы еще не раз вернемся.
Главное, она перевернула мои представления о йоге и дала понять, что я до этого занимался чем-то другим, но не йогой.

В данной теме я хотел бы как раз с одной стороны рассказать, что я понял о йоге, о ее сути, о том, как воздействует йога на тело, ум и прочие составные части человека о том, как правильно ее применять, с другой стороны - поделиться своим практическим опытом именно со стороны алкоголика, как же этот подход помогает преодолевать алкогольную зависимость, как помогает она на пути трезвости.
Понятно, что мой опыт пока еще мал в понятиях йогической практики, начинающий – это 0-1,5 года, т.е. я совсем еще в начале пути. Я не претендую на истину последней инстанции, но для той Вселенной под названием «Я» всё же это - поиск истины. Т.е. всё имхо, но убежденное имхо.

Самое главное, я думаю, йога может очень многим помочь для лечения такого психического отклонения как алкогольная зависимость.

Структура этой темы будет спонтанна, т.е. пока нет четкого содержания, иначе я бы сразу написал бы книгу. Однако, определенные направления мысли наличествуют. По мере высвобождения времени мысли будут выкладываться сюда, а также практические наработки в течении дальнейшей практики. Также хочу сюда выкладывать наиболее точные определения и прочую полезную инфу из книг.

Еще одно отступление. Сейчас очень много различных течений, именуемых себя йогой, но не имеющих к ней отношения, или имеющих отдаленное, или имеющих близкое, но всё же не то.
Хотя к Бойко у меня тоже достаточно критичный подход, однако, считаю его подход в йоге как наиболее приближенный к канонам, а именно Йога Сутрам Патанджали, о чем он сам (Бойко) также не раз говорит. В его книге также исследуется истоки йоги и многое, многое другое.
Всех несогласных отсылаю к автору. Кстати, у Классической Йоги Бойко есть форум, где можно задать всякие вопросы, в том числе ему лично, а также почерпнуть много интересного.

Сам я не являюсь ни учеником его школы, ни фанатом, и пока осваиваю всё самостоятельно, поэтому мою позицию и во многом положительное отношение к В.С. Бойко за рекламу просьба не считать.
Всё же, кто реально заинтересовался йогой, эту книгу рекомендую прочесть первой, дабы избежать ошибок в будущем и не тратить зря время на многие ложные пути.
Можно не принимать подход Бойко, но его обзор практических всех известных источников о йоге делает книгу как минимум уникальным путеводителем по миру йогической практики.
 
Итак, суть и цель йоги.

Суть в трех словах.

Читта Вритти Ниродха – обуздание функции ума. Или остановка внутреннего диалога. Или прекращение движения мысли.

Да, это не конечная цель йоги, но важная предпосылка и суть дальнейшей практики.

Классическая йога (по Патанджали) подразумевает 8 ступеней осуществления йоги:
- самоконтроль (яма),
- соблюдение религиозных предписаний (нияма),
- йогические позы (асана),
- регуляция дыхания (пранаяма),
- отвлечение органов чувств (пратьяхара),
- концентрация на объекте (дхарана),
- созерцание (дхьяна)
- сосредоточение (самадхи).

Цель йоги – постижение истины.

8 ступеней являются средствами достижения этой цели, хотя восьмая ступень – самадхи или освобождение уже может являться самоцелью, но там пропадает уже тот, кто к этому стремится.

Спустимся с небес на землю.

В следующий раз я расскажу о начальной прикладной практике применения первых 3 ступеней как для утверждения на пути трезвости, так и для укрепления тела и духа вообще.
 
Алкогольная зависимость в свете йоги.


<div align="right">Принятие преходящего за постоянное, загрязненного за чистое, боль за удовольствие, конечное – за вечное есть невежество (авидья).

Удовольствия рождают привязанность, которая провоцирует желание за желанием, словно наслаждения – это вечное блаженство.

Недостаточное удовлетворение от наслаждений и радостей вызывает раздражение, фрустрацию, ненависть и злобу.
Из-за этого мудрый человек видит в привязанности неизменные оттенки сожаления и боли. Он стремится не поддаваться ни привязанности, ни отвращению.


Комментарии к Сутрам Патанджали из книги Б.К.С. Айенгара «Сердце Сутр»</div>


Как мы видим, наша алкогольная зависимость – это привязанность, порожденная удовольствием, которая провоцирует желание за желанием. А недостаточное удовлетворение или полное неудовлетворение этого желания вызывает раздражение и прочие негативные движения мысли и чувств. В конечном итоге, в привязанности к алкоголю мы, как мудрые люди, ;-) видим неизменные оттенки сожаления и боли.

Значит, наша задача – стремиться не поддаваться ни привязанности, ни отвращению. Т.е. остаться равнодушным.
Как там в подписи у Маланьи? «То, что Вы можете воспринимать спокойно, больше не управляет Вами...(с)»

Все умственные рассуждения и понимание того – это всё хорошо, но как нам дойти до этого в практическом смысле?

Нужно понимать, что наше «Я» искажено этой привязанностью, помноженной на биохимические изменения функционирования мозга и всей нервной системы под воздействием употребления алкоголя. Оно (Я) искажено также и необычными для обычного человека способами достижения удовлетворения, обозначения и достижения целей, всей картины мира в целом.

Что входит в это Я?

Вопрос не праздный. Да и слишком объемный для такого формата. Но нам и не нужно вдаваться во все варианты определений и многообразие ответов.

Единственно, что важно в нашем случае - Я – это не только сознательный мыслительный процесс и сознательное взаимодействие с памятью, но это и бессознательные движения мыслей и чувств (или как я называю мыслечувств). За сознательные движения мыслей, если грубо, отвечает кора головного мозга (а точнее неокортекс), а за подсознание подкорка (ну если совсем грубо и упрощенно). Пока оставим это в таком виде.

Вот эта работа коры и подкорки, их взаимодействие - нарушены. Как объективно, т.е. биохимически обусловлено, так и субъективно – т.е. психологически, как устоявшиеся паттерны повторявшихся действий и мыслечувств, выродившихся в условные рефлексы.

Как нам вернуть нормальное функционирование мышления и нормальный эмоциональный фон?

Йога утверждает, что через прекращение движения мысли (читта вритти ниродха (сокр. ЧВН)) можно восстановить правильную коммуникацию всех систем организма человека и как бы сбросить все расстроившиеся установки к заводским.

Конечно, звучит это несколько идеализированно, и здесь стоит учитывать тот факт, что в нашей памяти остаются вся информация, прошедшая через нее, и ничего не забывается. (Я лишний раз вспоминаю об этом факте когда, например, беру случайный журнал в руки в самолете или комнате ожидания врача, когда нужно скоротать время и взвешиваю, стоит ли мне сейчас забивать голову ненужной информацией. Тем более, если она там останется навсегда. )

Вместе с тем, очистить наш ум и настроить свое мышление на правильный лад, в том числе выпилив старое алкомышление, можно и нужно с помощью йоги.

Что происходит во время прекращения движения мысли?

Много чего. В Сутрах Патанждали да и у Бойко достаточно подробно это описано.

Если поверхностно и кратко, и в моем понимании - мы очень много тратим энергии на неосознанный и неуправляемый мыслительный процесс. Если у нас получается его остановить, неипользованная энергия начинает перераспределяться организмом на восстановление других систем – т.е. на подкорковые процессы, вегетативную нервную систему итп. Сам организм направляет ее в нужно русло, на слабые, поврежденные участки, самостоятельно, т.е. без участия сознания, залатывая дыры и зализывая раны.

Именно это нам и нужно, не побоюсь этого слова :-D, в борьбе с нашим недугом.

Там, конечно, всё намного глубже и интереснее, но мы пока остановимся на этом. Позже мы вернемся не раз к более глубоким аспектам практики ЧВН.
 
Яма и Нияма.

Итак, первые 2 ступени йоги яма и нияма ориентированы на то, чтобы создать устойчивый психический фон, таким образом обезопасив себя от непредсказуемого высвобождения психической энергии, появляющейся на следующих этапах.
Кроме того, этот фон очень благоприятен для сохранения трезвости в первые месяцы, когда психика очень лабильна, и любая эмоциональная вспышка может спровоцировать срыв.

Я иногда буду отвлекаться на разные источники и авторов, которые мне также интересны. Ну и чтобы не сильно занудно было. Мол Бойко и Патанджали, заладил…
Например, был такой йогин Тирумулай Кришнамачарья, который собственно и явился основным источником современного распространения йоги на Западе в 20м веке через известных его учеников: Б.К.С. Айенгар, Дешикачар, Индра Деви, Паттабхи Джойс, Мохан, которые насоздавали в свою очередь свои школы.

Не факт, т.е. достаточно спорно, что он занимался классической йогой. Он много напридумывал всякого своего, например, повысив значение виньяс, т.е. динамических входов и выходов в асаны или из них, а его ученики и подавно ушли в сторону от канонов. Но всё же йога Кришнамачарьи это всё еще йога.

В его книге Йога Макаранда первая ступень йоги – Яма достаточно вольно и своеобразно трактуется или даже дополняется по сравнению с Сутрами Патанджали, но она как нельзя хорошо подходит в качестве правил образа жизни трезвеющего алкоголика.

Яма:

1. Никогда не причинять никому вреда в уме, речью или действием есть ахимса.
2. Всегда говорить правду с добрыми намерениями и этим быть полезным всем живым существам есть сатья.
3. Никогда не присваивать богатство другого в уме, речью или действием называется астейя.
4. Не тратить напрасно вашу вирьям-жизненную силу любыми способами есть брахмачарья.
5. Не менять состояния сознания в зависимости от результатов действий, получаешь ты искомое или нет, называется кшамой (невозмутимость, спокойствие).
6. Какие бы препятствия не встали на пути твоего счастья и благополучия, какую бы работы тебе не пришлось делать — продолжать относиться к этому с храбростью и стойкостью — это есть дхрити.
7. Будь то враг, друг, незнакомец (чужестранец, тот кто тебе безразличен и т.д.) или родственник, вести себя по отношению к нему равно хорошо, без разделения есть дайя.
8. Сохранять в уме состояние честности и прямоты называется арджавам.
9. Использовать половину желудка для еды и другую половину для воды и воздуха (вайю санчарам) в равных пропорциях есть митахара.
10. Поддерживать чистоту внутри и снаружи есть шауча.
Не накоплять деньги называется асанчайям и также является ямой.
Выполнение добрых дел без страха тоже яма.

Можно сравнить с классическими пунктами ямы по Патанджали:

– ахимса – ненасилие, не причинение вреда;
– сатья – правдивость;
– астейя – не присвоение чужого;
– брахмачарья – воздержание;
– апариграха – непринятие даров.

Также в сутрах озвучены следующие принципы Ниямы:

– шауча – внутреннее и наружное очищение;
– самтоша – довольство тем, что уже есть;
– тапас – самообуздание;
– свадхьяя – изучение священных текстов;
– ишварапранидхана – преданность Богу.

Понятно, что сразу соблюдать все перечисленные пункты иногда сложно. Но возможно. Опять же надо сохранять благоразумие и чувство меры и не следовать всем принципам слепо и безрассудно. Важно здесь направление, настрой.

Бойко, например, считает, что эти этические или моральные принципы не обязательно строго соблюдать, многие обусловлены теми временными и пространственными рамками, в которых проживал автор. Некторые из них, такие как ахимса нужно правильно толковать, т.е. не причинение вреда прежде всего применительно к себе итд.

Я лично это понимаю так: нужно избегать крайностей и, прежде всего, избегать внутренних конфликтов.

И в отношении последних двух пунктов:

Если вы молились до этого Богу, молитесь дальше. Если изучали Бхагаватгиту, Коран, Тору или Новый Завет, можете изучать дальше.

Йога – наука прикладная. И та Сила, с помощью которой йога выправляет систему под названием человек и восстанавливает разрушенные связи внутри нее, не пересекается никак с вашими представлениями и пониманиями о ней.

В следующей части мы перейдем к третьей ступени под названием Асана.

Благодарю за внимание.
 
<div align="right">«Весть о том, что тело смертно, застает нас в раннем детстве, и всю последующую жизнь мы никак не можем смириться с этой очевидной истиной.
Повзрослев, мы обнаруживаем, что у нас есть сердце, печень, суставы, почки, что все это может биться, гнуться, ломаться и всячески портиться. Мы начинаем вслушиваться в глубины своего тела, более далекого, чем космос. Мы не знаем точно, как там с духом, но тело дано нам только один раз.

Иногда кажется, что вот когда-то наступит раннее утро, мы выбежим на поляну, вымоемся по пояс ледяной водой и начнем новую жизнь. Нет, ничего этого не происходит.

Мы тянемся к различным стимуляторам, заменителям, возбудителям, угнетателям, и наше тело в ужасе пытается компенсировать эту дрянь, избавиться от нее. В конце концов, оно начинает протестовать, но мы даже не в состоянии понять эти истошные крики, снова заглушая их химикатами, варварской едой, бездеятельностью, бесконечным валянием и лежанием. Мы начинаем бояться своего тела, ожидая от него одних лишь неприятностей.

Это глубокое непонимание, возникшее в результате спешки, лености, легкомыслия, мы начинаем называть старением. Сначала в шутку, напрашиваясь на комплименты. Потом уже без всяких шуток, с тревогой. Поэтому только в зрелости человек начинает понимать, что одна из самых светлых радостей жизни – радость владения своим телом».
(Ю. Визбор, Сочинения, т. 2) - Из книги Бойко - ЙИК</div>


Шавасана.

Итак, после того, как мы впитали в себя суть, цель, а также морально-этические нормы йоги, которые нам создают устойчивый психический фон, так необходимый для обретения трезвости, можно приступать.
К чему?
Что нам собственно нужно от йоги?

Я думаю, здесь мало кто хочет внезапно сразу же обрести просветление и уйти тут же в махасаматхи. :-D У нас у многих была такая возможность во время одного из запоев.

Я не отрицаю того факта, что у йоги есть высокая цель в виде достижения состояния, в котором мы сможем напрямую воспринимать истину, и мы тоже имеем право выбрать ее как цель. «Обязательно бабахнем… Но потом.»

У тела, изможденного нарзаном, пока на данный момент другая цель: как восстановить поврежденные системы, прежде всего центральную нервную, как стать живым и здоровым.
Т.е. наша задача, в первую очередь, научиться слушать тело, дать ему жизнь, позволить ему восстановиться и с другой стороны, научиться этому сознательно хотя бы не мешать.

Таким образом в практическом смысле, мы должны научиться расслабляться. Да, да. Никаких аштанг-виньяс, а расслабление на первом месте. Пока никаких лотосов, немыслимых растяжек, стоек на голове – про это нужно на пару лет забыть.

Самая главная асана в начале – это шавасана или поза трупа.
Только в отличие от текста по ссылке, наблюдать нужно не за своими мыслями, а за мышцами, сознательно и последовательно их расслабляя, начиная от мышц шеи и лица и заканчивая ступнями ног.

В чем суть расслабления в контексте йоги и для чего оно нужно?
В целом, как кратко заметил Рад в своей теме про расслабление, большинству трезвеющих, которым йога не интересна, как образ жизни, достаточно освоить йогу-нидру и уделять ей в конечном счете около получаса в день, и этого может быть достаточно для полноценной жизни далее. Я не могу подтвердить или опровергнуть это утверждение, у меня нет такого опыта.

Йога-нидра – это всё же более глубокая прокачка релаксации. Она хороша в начале, чтобы понять куда двигаться, чтобы научиться расслабляться. Несколько раз имеет смысл ее попрактиковать. Возвращаться к ней стоит, однако лишь эпизодически, по мере надобности или по степени накопления стресса.

Вместо нидры по мере постоянной практики будет достаточно лишь одной шавасаны.

В шавасане мы научимся так расслабляться, чтобы сознание оставалось лишь далеким маячком, где-то вдалеке, то приближаясь, то удаляясь. Ты то уходишь в сон на пару секунд, то выходишь.
Именно это состояние, в котором мозг входит в режим альфа-волн, является животворящим, и регенерирующим. (Просто погуглите про альфа-волны мозга, чтобы узнать о всех положительных результатах этого режима).
Обычный человек испытывает это состояние редко, как правило только во время засыпания. Йог может практиковать это многократно.

Как я понимаю, во время этого режима кора головного мозга перестает потреблять обычное количество энергии, и энергия направляется в подкорку, лимбическую систему, которые отвечают за подсознание и первичные инстинкты итд.
Поэтому считается, что алфа-волны – это мост между сознанием и подсознанием.

После освоения данной практики по истечении определенного времени происходят качественные изменения связи сознания и подсознания в обычной жизни, согласно Бойко (не помню, может через 7-9 месяцев регулярной практики) происходит так называемый психический сброс, т.е. перенастройка работы психики.
Цитата: «психосоматика включает режим самовосстановления и у тех, кто пришел в йогу с деформированной психоэмоциональной сферой, начинается спонтанная разгрузка подсознания, назовем ее сбросом.»
Т.е. не факт, что этот сброс будет у всех. У меня, например, его не было, хотя я занимаюсь именно по Бойко уже месяцев 10. Может еще будет. Или не будет вообще. Но качественные изменения в психике на лицо.

Итак, из асан мы узнали пока только о первой и самой главной позе – поза трупа (шавасана).

Зачем нужны другие позы в йоге, и какие цели они преследуют, мы озвучим в следующий раз.
 
На существование имеет право гипотеза, что ТС вышел на столь целительную тему окольными путями ;-)
Говорят, чёрный юмор ценят более высоколобые интеллектуалы: они не только смертны, но и способны видеть смешное за границами осознания факта собственной конечности. Развивая аналогию на правах "мелкого тролля", предположу, что алкоюмор, которому вменяют специфическую зауженность тематики, так же более ценим переставшими употреблять алкоголиками.
 
Очень интересно, кратко и доступно для понимания. Большое спасибо!
Жду продолжения! :)
Привет!
Ты похоже уже давно йогой занимаешься?
Если есть какие-то свои мысли по йоге в купе с трезвостью или просто опытом поделиться захочешь, смело можно постить сюда.

Берегите суставы.
В шавасане - какие суставы?
А позже я озвучу правила безопасности.

На существование имеет право гипотеза, что ТС вышел на столь целительную тему окольными путями ;-)
Говорят, чёрный юмор ценят более высоколобые интеллектуалы: они не только смертны, но и способны видеть смешное за границами осознания факта собственной конечности. Развивая аналогию на правах "мелкого тролля", предположу, что алкоюмор, которому вменяют специфическую зауженность тематики, так же более ценим переставшими употреблять алкоголиками.
Алкоюмор становится несколько плосковат для переставших употреблять алкоголиков. И это я не только по себе сужу.

А вот сам алкоголь и йога не совместимы даже для не алкоголиков.
Говорят, что употребление алко у них в процессе практики само отваливается за ненужностью и из-за выраженного негативного эффекта.
Воздерживаться также нужно в любом случае мин. 2 суток перед занятиями йогой.
Здесь чуть эта тема освещена. (Ник Виктор по ссылке принадлежит Виктору Бойко)
 
В шавасане - какие суставы?
А позже я озвучу правила безопасности.
Нужно растяжку сначала освоить. В Шавасане конечно нет. Хотя я нигде не нашел сначала упражнений на растяжку. Очень нужно грамотно работать со связками и суставами. Угробишь, потом жалеть будешь. У индийцем немного другая физиология.

И не читай российских авторов о Йоге, изучай санскрит, и ты не Джайна.
 
Нужно растяжку сначала освоить. В Шавасане конечно нет. Хотя я нигде не нашел сначала упражнений на растяжку. Очень нужно грамотно работать со связками и суставами. Угробишь, потом жалеть будешь. У индийцем немного другая физиология.

И не читай российских авторов о Йоге, изучай санскрит, и ты не Джайна.
Эзотерик, практикуешь йогу? Как она помогла тебе в преодолении алкозависимости?
К сожалению, не вижу счетчика и не нашел ни одной темы у тебя про йогу.

Если просто слышал звон, то просьба, в этой теме не флудить.
 
Алкоюмор становится несколько плосковат для переставших употреблять алкоголиков. И это я не только по себе сужу.
Вот и я думаю, для переставших умирать, чёрный юмор изрядно теряет в цене ;-) Молодой папа просто слишком молод, его доверенное алкоголичное лицо куда как более просвещено в предсказуемом грядущем. По крайней мере, такова логика модного ныне режиссёра Соррентино.
А вот сам алкоголь и йога не совместимы даже для не алкоголиков.
До, так Пиво-йога, по-твоему, байка чистейшего брожения, нагло растиражированная СМИ?! Я, честно говоря, не проверял по источникам историю движения до 2014 года, лишь отреагировал на тему начала прошлого года, тогда как с ждановскими телегами о том, что никакое творчество невозможно месяцами после бутылки пива косая-кривая линия спорадического просмотра антиалкогольных роликов уже ознакомила... :-( Стописят творчески трезвых ждановых даю на обезглавливание за одну песню нетворчески нетрезвого ВС!
 
Привет!
Ты похоже уже давно йогой занимаешься?
Не очень, лет пять, но наскоками. И как-то не сложилось у меня с теорией, вроде, слушала, читала, но в голове винегрет. Блондинко я) А у тебя хорошо систематизирована информация.

Сначала занималась хатха-йогой, было мило, нравилось до тех пор, пока наша инструктор не уехала на стажировку. Заменяющая девочка была просто чудо, такая энергетика мощная, занятия проходили на одном дыхании. В общем, после нее стало грустно заниматься с нашей, как-то постепенно перестала ходить. А к "замене" ездить на другой конец города надо было(

Второй мой заход был после травмы: разорвала связки щиколотки левой ноги и ударила сильно колено правой. Убила его окончательно пока прыгала на костылях и поползла в самый серьезный йога-центр. Учителя, внушающие доверие, все обучались лично у Айенгара, все такие просвященные... Думаю, щас меня вылечат) но, спустя некоторое время поняла, что к травмированным конечностям может присоединиться вывихнутая от зевания челюсть. Какая же она нууудная, айенгаровская йога... какая-то голая физкультура. В общем, не сложилось(( занялась пилатесом, восстановилась, даже вечно ноющую поясницу отпустило... короче, так впечатлилась и до того втянулась, что прошла обучение и сама стала преподавать.

Третий раз, уже работая инструктором по пилатесу, попытала счастья с флай-йогой. Посоветовали для растяжки, ну, и просто интересно. Это была любовь с первого занятия!!! Атмосфера, учителя, гамаки, перевернутые асаны в воздухе - я от всего была в восторге))) расслабившись, висеть в полумраке вниз головой, как летучие мыши... необыкновенные ощущения)
Перестала заниматься в связи с беременностью, а сейчас мы уехали на другой континент( Как появится своя недвижимость, обязательно повешу гамак.

Еще был интересный промежуточный опыт: летом в парке по утрам были занятия с самыми известными учителями города, бесплатно, в целях рекламы. Ну ооочень классно! Действительно, лучше всего заниматься на природе, ранним утром, в группе. Потрясающая энергетика!
 
Забыла написать про взаимосвязь с трезвостью. До флай-йоги, то ли не отслеживала пристально, то ли просто не было. Но я занималась: а. несистематически; б. не с целью трезвости. А с флай меня отвернуло от алкоголя и, самое главное, появились силы - я долго и нудно хотела бросить пить, но не хватало сил для решительных действий.
 
Занималась непродолжительное время по программе Бойко. Из-за отсутствия самодисциплины бросила.
Но вот хочу поделиться личным опытом занятиями нидрой.
У меня после первой сессии начались гиперкинезы верхней части туловища, причем настолько сильные, что пришлось обратиться к неврологу. Сняли их курс массажа и электрофореза. Через полгода стала делать только шавасану по 13 минут максимум. Шавасана меня очень спасает от психического перенапряжения и, кстати, эффективная профилактика срывов!
В общем своим комментарием хотелось предостеречь личностей со склонностью к неврозам и ведущим кинестетическим типом восприятия, от резкого и продолжительного занятия нидрой. Начинайте с короткой шавасаны. :)
 
До, спасибо большое за тему и доступное изложение материала. Жду продолжения.

Занимаюсь более пяти лет Хатхой и Виньясой, но вот только теперь созрела до духовного аспекта йоги.
 
Кратко в качестве девиза цитата из ЙИК:

Собираясь совершенствоваться, мы сразу утыкаемся в противоречие: если даже ясно, что и в какую сторону надо менять, неясно, кто и как будет делать это. Каким образом я могу улучшить сам себя? Ведь из-за ошибочных представлений и ущербного поведения моего Я, на этих представлениях основанных, как раз и возникло то плачевное состояние, с которым теперь приходится разбираться.

Чтобы изменения оказались действительно необходимыми и безошибочными, их должна произвести некая умная и всё обо мне знающая сила. Но откуда она возьмется?

Выход один: нужно создать условия для свободного функционирования психосоматики в ее собственных интересах, которые одновременно являются и моими, но от меня скрыты (см. Геделя теорему о неполноте).
В этом случае необходимую регулировку спонтанно – вне моей воли, понимания, управления и контроля – производит сама система, это и есть «действие не действием» (в китайской культуре – «у-вэй»). Я могу лишь инициировать потребное развитие событий, но реализуется оно природными механизмами, работающими автономно.
Очень напоминает принцип АА, не так ли?
Но разные по сути механизмы.

Появится время, опишу дальше, что делать с асанами.
А пока тренируйтесь в шавасане успокаивать ум. Это главное.
 
Назад
Сверху Снизу