Лиля Ким. Посты из ФБ. Посттравматическая программа и немного больше..

А на какие деньги ребенок будет учиться теперь?
А ни на какие :-D
Зато он вырвется из круга жертв абьюза :-D

Все это прикольно и теоретически верно, но некоторые американские примеры (либо перевод) трудно вписываются в наши реальности.

И, если по смыслу и тезисам - что мать жертва экономического абьюза - я полностью согласна, то способ выхода из такой ситуации не предложен совсем.

Хотя подразумевается здравая мысль, что отказ от действий в интересах ребенка по взысканию алиментов и прочих плюшек - это продолжение пребывания в экономическом абьюзе.
 
Ну надо сказать - пример характерный и для нашего форума.

Вот эти игры созов, когда они не оформляют алименты официальны, а продолжают ожидать подачек - это тоже самое, что описано в статье. Только особенности русские.

А там алименты - это приличная сумма денег.
 
А на какие деньги ребенок будет учиться теперь?
вопрос-маркер.
"На что ты готов ради денег?"
Если более-менее внимательно прочесть, речь в том числе о том, что мать не надлежащим образом выполняла род функции (не значит "сама дура", значит что не использовала в принципе доступные ей методы для обеспечения ребенка.) С какого перепугу ребенок должен ехать к отцу? Для того чтобы что? Без этой поездки он ничего не даст на учебу? Короче, тут не в конкретике дело по сути, а в общей канве-чем человек готов поступиться и к каким результатам это приводит. Мне вот интуитивно понятно, что тут есть шаги, которые приводят к картине мира с искаженной нормой, Лилей это конкретно расписано в принципе.
 
И, если по смыслу и тезисам - что мать жертва экономического абьюза - я полностью согласна, то способ выхода из такой ситуации не предложен совсем.
В ходе интервенции матери сразу зачитывают цель собрания – что она здесь присутствует не для поддержки её, а для разъяснения каким образом она может исполнить родительские обязанности, как должна их исполнять. Потому что она их не исполняет.Конкретно – что она не предприняла в полной мере действия по взысканию алиментов с отца, что обязана была сделать для обеспечения интересов своего ребёнка. Что родитель, который требует от второго родителя надлежащего исполнения обязательств – никакая не «бешеная сука», а нормальный взрослый человек, который предлагает второму взрослому человеку надлежащим образом исполнить свои обязательства. И то, что мать считала себя виноватой и не в праве «доставлять неудобства» отцу ребёнка на этот счет – повод отправить её саму на коррекцию, потому что мать «жертва абьюза в отрицании». То есть по факту всегда была в ситуации абьюза со стороны бывшего мужа – но сама категорически это отрицает (форма психологической защиты).
 
Ну надо сказать - пример характерный и для нашего форума.

Вот эти игры созов, когда они не оформляют алименты официальны, а продолжают ожидать подачек - это тоже самое, что описано в статье. Только особенности русские.

А там алименты - это приличная сумма денег.
Трезвые тоже такое могут начудить, отказ от алиментов, или, "я тебя кормлю и учу, и ты будешь всё терпеть"
К пьянству и созости привязки нет.

Вообще, эту позицию, "отец нас содержит, и поэтому всегда прав", часто можно встретить и она реально жуткая.

Лиля правильно пишет.

Что то в ней, вызывает дискомфорт при прочтении. Слишком большой эмоциональный накал..
Не знаю что.
Вот её трудно читать, при том что она пишет грамотные и полезные вещи.
 
Созы - это применительно именно к нашему форуму - а так да - зависимое женское поведение. Женщина находится в психологической зависимости от мужчины. Страдает ребенок.
 
Созы - это применительно именно к нашему форуму - а так да - зависимое женское поведение. Женщина находится в психологической зависимости от мужчины. Страдает ребенок.
Да.
У меня мама так, разошлась с отцом, на развод не подала, на алименты не подала.
Почти голодали в начале 90-х....
Я пару раз задавала аккуратно вопрос, почему так, внятного ответа и не получила.
Не пьющие, не было бытового насилия, никакого треша, а поди ж ты....
Этот вот Лилин пост с утра раз пять перечитала, ну как же верно написано.
 
3 средства от беспомощности

Пятьдесят лет назад американский психолог Мартин Селигман перевернул все представления о нашей свободе воли.
Селигман проводил эксперимент над собаками по схеме условного рефлекса Павлова. Цель — сформировать рефлекс страха на звук сигнала. Если у российского учёного животные по звонку получали мясо, то у американского коллеги — удар током. Чтобы собаки не сбежали раньше времени, их фиксировали в специальной упряжи.
Селигман был уверен, что когда зверей переведут в вольер с низкой перегородкой, они будут сбегать как только услышат сигнал. Ведь живое существо сделает все, чтобы избежать боли, не так ли? Но в новой клетке собаки сидели на полу и скулили. Ни один пес не перепрыгнул легчайшее препятствие — даже не попытался. Когда в те же условия поместили собаку, которая не участвовала в эксперименте, она с легкостью сбежала.
Селигман сделал вывод: когда невозможно контролировать или влиять на неприятные события, развивается сильнейшее чувство беспомощности. В 1976 году ученый получил премию Американской психологической ассоциации за открытие выученной беспомощности.

А что же люди?

Теорию Селигмана много раз проверяли ученые из разных стран. Доказано, что если человек систематически:
- испытывает поражение, несмотря на все усилия;
- переживает трудные ситуации, в которых его действия ни на что не влияют;
- оказывается среди хаоса, где постоянно меняются правила и любое движение может привести к наказанию —
у него атрофируется воля и желание вообще что-то делать. Приходит апатия, а за ней — депрессия. Человек сдается. Выученная беспомощность звучит как Марья Искусница из старого фильма: «Что воооля, что невоооля — все равно».

Теорию о выученной беспомощности подтверждает жизнь. Не обязательно сидеть на поводке и получать удары током. Все может оказаться прозаичнее. Когда я писала эту статью, попросила друзей на фейсбуке(Принадлежит Meta, признанной в РФ экстремистской организацией и ее деятельность запрещена на территории РФ) поделиться своим опытом переживания выученной беспомощности. Мне рассказали:
- про неудачные попытки устроиться на работу: отказ за отказом без объяснения причин,
- про мужа, который мог встретить вечером с дорогими подарками, а мог с агрессией без видимого повода, по настроению. (Рядом — почти такая же история про жену),
- про начальника-самодура, который каждый месяц раздавал штрафы по каким-то новым и нелогичным критериям.
Со стороны кажется, что выход есть. Перепиши резюме! Подай на развод! Пожалуйся на начальника! Сделай вот это и еще вон то! Но как пес Селигмана, человек, который загнан в беспомощность, не может перепрыгнуть даже через низенький заборчик. Он не верит в выход. Он лежит на полу и скулит.

Порой даже абьюзивного партнера или начальника-самодура не нужно. Геля Дёмина, студентка на стажировке в Корее, рассказывает, как на одном занятии профессор дал классу задание. Из букв на листочках нужно сложить названия стран. Когда выходит время, профессор просит поднять руки тех, кто уверен в своем ответе. И так раз за разом. К последнему заданию половина студентов скисли.
«После того, как решили все пункты, мы начали проверять ответы, - рассказывает Геля. - У правой стороны было почти все правильно. А у ребят слева не было верных ответов вообще. Последнее задание (D E W E N S - Sweden) решили только двое из десяти человек с левой стороны. И тут профессор говорит: «Вот вам и подтверждение гипотезы». На экране появляются два варианта теста, который у нас был. В то время, как правая группа получила совершенно нормальный тест, у левой группы во всех заданиях была перепутана одна буква. Правильный ответ в их случае получить было невозможно. Вся соль была в последнем вопросе, про Швецию. Он у двух команд одинаковый. У всех была возможность получить правильный ответ. Но за прошлые пять вопросов ребята полностью убедили себя, что не могут решить задание. К моменту, когда настала очередь верного ответа, они просто сдались».
Как противостоять хаосу?
Что делать, если выученная беспомощность уже отвоевывает внутреннюю территорию? Можно ли не опускать руки и не сдаваться апатии?
Можно. И здесь ученые с жизнью снова заодно.

Средство 1: Делайте что-нибудь.

Серьезно: что угодно. Психолог Бруно Беттельгейм выжил в концлагере с политикой постоянного хаоса. Руководство лагеря, рассказывал он, устанавливало новые запреты, часто бессмысленные и противоречащие друг другу. Охранники ставили заключенных в ситуации, где любое действие могло привести к суровому наказанию. В этом режиме люди быстро теряли волю и ломались. Беттельгейм предложил противоядие: делать все, что не запрещено. Можешь лечь спать вместо того, чтобы обсуждать лагерные слухи? Ложись. Можешь почистить зубы? Чисть. Не потому, что хочешь спать или заботишься о гигиене. А потому, что так человек возвращает субъективный контроль в свои руки. Во-первых, у него появляется выбор: сделать то или иное. Во-вторых, в ситуации выбора он может принять решение и немедленно его исполнить. Что важно — это собственное, личное решение, принятое самостоятельно. Даже маленькое действие становится вакциной против превращения в овощ.
Эффективность этого способа в 70-е годы подтвердили американские коллеги Беттельгейма. Эллен Лангер и Джудит Роден провели эксперимент в местах, где человек наиболее ограничен в свободе: тюрьма, дом престарелых и приют для бездомных. Что показали результаты? Заключенные, которым разрешили по-своему расставить мебель в камере и выбирать ТВ-программы, стали менее подвержены проблемам со здоровьем и вспышкам агрессии. У пожилых людей, которые могли по своему вкусу обставить комнату, завести растение и выбрать фильм для вечернего просмотра, повышался жизненный тонус и замедлялся процесс потери памяти. А бездомные, которые могли выбрать кровать в общежитии и меню на обед, чаще начинали искать работу — и находили.
Способ справляться: делайте что-нибудь потому, что можете.
Выберите, чем занять свободный час перед сном, что приготовить на ужин и как провести выходные.
Переставьте мебель в комнате так, как вам удобнее.
Находите как можно больше точек контроля, в которых вы можете принимать собственное решение и исполнять его.

Что это может дать? Помните про собак Селигмана? Проблема не в том, что они не могли перепрыгнуть барьер. Так и у людей: проблемой порой является не ситуация, а потеря воли и веры в значимость своих действий. Подход «делаю, потому что выбрал делать» позволяет сохранить или вернуть субъективное ощущение контроля. А значит, воля не отъезжает в сторону кладбища, укрывшись простыней, а человек продолжает двигаться в сторону выхода из тяжелой ситуации.

Средство 2: Прочь от беспомощности — маленькими шагами.

Представления о себе «у меня ничего не получается», «я никчемный», «мои попытки ничего не изменят» складываются из частных случаев. Мы, как в детской забаве «соедини точки», выбираем какие-то истории и соединяем их одной линией. Получается убеждение о себе. Со временем человек все больше обращает внимание на опыт, который подтверждает это убеждение. И перестает видеть исключения. Хорошая новость в том, что убеждения о себе можно изменить таким же образом. Этим занимается, например, нарративная терапия: вместе с помогающим практиком человек учится видеть альтернативные истории, которые со временем соединяет в новое представление. Там, где раньше была история о беспомощности, можно найти другую: историю о своей ценности и важности, о значимости своих действий, о возможности влиять на происходящее.
Важно находить частные случаи в прошлом: когда у меня получилось? когда я смог на что-то повлиять? когда изменил ситуацию своими действиями? Так же важно обращать внимание на настоящее — вот здесь помогут маленькие достижимые цели. Например, навести порядок в кухонном шкафчике или сделать важный звонок, который давно откладываете. Нет слишком маленьких целей — все важны. Справился? Получилось? Прекрасно! Нужно отметить победу! Известно, что где внимание — там и энергия. Чем больше внимания достижениям, тем сильнее подпитка для новой предпочитаемой истории. Тем выше вероятность не опустить руки.
Способ справляться: ставьте маленькие реальные цели и обязательно отмечайте их достижение.
Ведите список и перечитывайте его хотя бы два раза в месяц.
Со временем вы заметите, что цели и достижения стали крупнее. Найдите возможность наградить себя какой-нибудь радостью за каждый выполненный пункт.

Что это может дать?
Небольшие достижения помогают набраться ресурса для более масштабных действий.
Нарастить уверенности в своих силах.
Нанизывайте новый опыт как бусины на леску.
Со временем из отдельных деталей получится ожерелье — новая история о себе: «Я важен», «Мои действия имеют значение», «Я могу влиять на свою жизнь».

Средство 3: Другой взгляд.

Селигман открыл проблему, а дальнейшую жизнь и карьеру посвятил поиску решения. Ученый выяснил, что животные могут научиться противостоять беспомощности, если у них есть предыдущий опыт успешных действий. Собаки, которые сначала могли отключить ток, нажимая головой на панель в вольере, продолжали искать выход, даже когда их фиксировали.
В сотрудничестве с известными психотерапевтами Селигман начал изучать поведение людей и их реакции на внешние обстоятельства.
Двадцать лет исследований привели его к выводу: склонность тем или иным образом объяснять происходящее влияет на то, ищем ли мы возможность действовать или сдаемся. Люди с убеждением: «Плохие вещи случаются по моей вине» более склонны к развитию депрессии и состоянию беспомощности. А те, кто считает «Плохое может случиться, но это не всегда моя вина и когда-нибудь оно прекратится», быстрее справляются и приходят в себя при неблагоприятных обстоятельствах.

Селигман предложил схему переосмысления опыта и перестройки восприятия. Называется она «Схема ABCDE»:
A – Adversity, неблагоприятный фактор. Вспомните неприятную ситуацию, которая вызывает пессимистичные мысли и чувство беспомощности. Важно для начала выбирать ситуации, которые по шкале от 1 до 10 вы оцениваете не выше, чем на 5: так опыт обучения будет более безопасным.
B – Belief, убеждение. Запишите вашу интерпретацию события: все, что думаете о произошедшем.
C — Consequence, последствия. Как вы повели себя в связи с этим событием? Что чувствовали в процессе?
D – Disputation, другой взгляд. Запишите доказательства, которые подвергают сомнению и опровергают ваши негативные убеждения.
E – Energizing, активизация. Какие чувства (и, возможно, поступки) вызвали новые аргументы и более оптимистичные мысли?
Способ справляться: попробуйте опровергнуть пессимистичные убеждения письменно. Заведите дневник для записи неприятных событий и их проработки по схеме ABCDE. Перечитывайте свои записи каждые несколько дней.
Что это может дать?
Стрессовые ситуации будут возникать всегда. Но со временем и практикой можно научиться более эффективно справляться с беспокойством, не сдаваться беспомощности и вырабатывать собственные успешные стратегии реакции и поведения. Энергия, которая раньше обслуживала пессимистичные убеждения, высвободится, и ее можно вложить в другие важные области жизни.
P.S. Техника безопасности
Я рада, если сейчас вы дочитываете статью, а внутри уже рождается желание действовать. Пожалуйста, проявите бережность к себе в дальнейших действиях. Важно помнить, что
нет единственного решения, которое безусловно подойдет каждому.
Человек и его жизненная ситуация сложнее, чем самая продуманная и детальная схема.
Иногда самостоятельная работа дает желаемый результат.
А иногда нужно заручиться внешней поддержкой и/или обратиться за помощью к специалисту.
Пожалуйста, доверяйте своим ощущениям и позаботьтесь о себе и своем состоянии.

Я верю в то, что в трудных обстоятельств мы встречаемся еще и с собственной силой. Выбор прочитать эту статью и попробовать описанные в ней способы уже значит, что внутри есть вера в перемены и возможность движения туда, где лучше. Возможность хорошего будущего за пределами сегодняшних обстоятельств.
У собак Селигмана не было выбора. У нас он есть. Давайте выбирать волю.

Елизавета Мусатова
 
Не знал куда, сюда кину. Любопытно в принципе всё, отрывок об изменении сознания на 33 примерно минуте меня зацепил. Разговор совсем не о зависимостях и так мимоходом на тему. Грани зависимости и состояний психики. Неожиданно и в то же время узнаваемо.
 
Стряхну ка пыль веков. Лиля теперь в телеге. Точнее она там давно, постов не было. Вообще любопытный движ, русскоязычный сегмент запрещенобука практически умер, кочуют люди в разные другие сети.
Терапевтическое.

Рассказываю терапевту про одного знакомого:

— Не понимаю, как человек, который никогда в жизни не был в терапии, который никогда этому не учился, может давать ответы и вести себя так, будто он освоил все самые продвинутые техники и вообще все правильно обучен делать с любым видом травмы.

Пауза. Терапевт мне:

— Лиля, ну это нам требуются годы учебы, терапии и супервизии, чтобы освоить поведение, примеров которого мы никогда не видели. Чтобы заменить установки по умолчанию на здоровые. А его может просто кто-то любил. Обнимал когда ему было грустно или страшно. Принимал как он есть. Поэтому он просто воспроизводит то, что для него естественно.

«Может его просто кто-то любил». И все.
Вместо двадцати лет обучения и практики, чтобы заменить данное по умолчанию на отношения здорового человека.

Если об этом подумать - как в бездну посмотреть.

(Было это все в 2017 году, а человек о котором идет речь — мой будущий муж Сережа)
 
И еще одно любопытное от нее же.
Вспомнилось тут про моего соседаа.
Терапевта, который специализируется на лечении "синдрома слипнувшейся жопы" или "усталости дофаминовых рецепторов" (exhausted dopamine receptors).

Клиенты моего соседа - люди, которых с детства нагружали таким количеством удовольствий, прежде чем они успевали чего-либо пожелать, что в итоге их главная проблема - "too much is not enough" и ничто вообще не радует, потому что рецепторы стерты в хлам бесконечным количеством удовольствий. В результате они становятся безразличными - то есть немотивированными и лишенными радости УГ, которые при этом постоянно активно ищут какой-либо пипец, чтобы хоть как-то себя почувствовать.
И вот он их лечит голодом, бытовым дискомфортом и физическим трудом. Увольнением всей прислуги. Самим делать все. Питаться пресно и однообразно. (Кто-то меня спрашивал, можно ли выписать этих граждан на уборку картохи к бабушке в деревню - мол, отсутствие комфорта, тяжелая работа и однообразное пресное питание гарантируются).
Где-то год пресной однообразной жизни уходит, минимум, чтобы восстановить чувствительность дофаминовых рецепторов и хоть немного, хоть чуть-чуть обрадоваться.
Любая высокодофаминовая и адреналиновая активность запрещена.
Никаких рискованных стартапов, никаких прыжков из реактивного истребителя, никаких затейливых оргий, никаких спекуляций с большими ставками, никаких запрещенных веществ, алкоголя, сигарет, кофе и прочих бодрящих субстанций.
Если волонтерство - то сопряжено с реальным физическим трудом.
Строить, готовить, собирать, копать. Никакого адреналина и возбуждения в привычном духе на высокий дофаминовый приход.
Ну и как вам такая проблемка?

Как устроен мозг меня лично всегда потрясало больше, чем устройство вселенной.
 
Назад
Сверху Снизу