Про детей.

Arizona

Эксперт
Регистрация
12 Авг 2015
Сообщения
10,131
Давно уже крутилась мысль в голове открыть детскую тему. Она не про внутреннего ребенка, а про живого, реального.
Мне, как человеку вышедшему из сложной семьи, очень тяжело дается роль мамы. И думаю на этом форуме я в этом не одинока.

Пусть здесь будет копилка из мыслей и наблюдений вокруг ДРО (моих и чужих).
Присоединяйтесь.
 
Дима Зицер.

Мальчиковые слезы




В детстве мы изо всех сил старались соответствовать званию «мужика».

Мы ругались матом, обсуждали, подавляя внутренний холодок, худенькие лодыжки одноклассниц, учились красиво сплевывать на асфальт и писали слово из трех букв на всех доступных заборах. Нас учили делать вид, что мир доступен, понятен и прост. Говорили мы о нем не иначе как с глубочайшим презрением, поскольку были уверены: именно так говорят настоящие мужики! С отчаянным снисхождением мы рассуждали о мужском превосходстве и женской глупости.

Могли ли мы вести себя иначе? Пожалуй, что и не могли, позиция мира была едина: стоило только сделать шаг в сторону — нас настигала фраза «Будь мужиком». Учителя, родители, одноклассники, случайные знакомые повторяли на разные лады одно и то же в различных модификациях: от «Ты же мальчик — пусть девочка будет первой» и до «Ты чё, баба?» Вариантов увильнуть от этого маскулинного подхода практически не было.

Правды ради надо сказать, я довольно рано усомнился в справедливости такого взгляда на мир, но мне это совершенно не помогло. От меня по-прежнему требовали свирепой мужественности.

«Будь мужиком», — продолжали твердить взрослые. Что конкретно подразумевало это требование, для меня долгое время оставалось загадкой. Однако с годами общая идея становилась все более понятной. Понятной и ужасной.

Если представить ее в виде нескольких тезисов, получится примерно так:

Ты не имеешь права на чувства, если это не агрессия и не желание быть первым.

Ты не имеешь права на сексуальность, если она не брутальна.

Ты не имеешь права на слабость — это бабский удел.

Ты не имеешь права сказать «нет» женщине, если речь идет о сексе (ты должен хотеть всегда, ты должен всегда быть готовым). Необходимо пользоваться любой возможностью, чтобы заняться сексом (ведь дальше такой возможности может и не представиться).

Ты должен ее удовлетворять! Сексом занимаются не ради удовольствия, не делают его частью любви, в нем нет места для тонкой игры. Это главный мужской способ самоутверждения!

Ты должен быть защитником. Настолько должен, что если и никто ни на кого не нападает, надо создать легенду нападения, а лучше развязать небольшую войну.

Ты должен всегда доказывать, что ты сильнее других.

И прочая, прочая, прочая...

Все это всплыло в моей памяти, когда ко мне обратилась мама тринадцатилетнего мальчика. Основную проблему она формулировала так: «Ну он вообще не мужик! Рохля какой-то! Не умеет ни постоять за себя, ни настоять на своем, девочками не интересуется, совсем не стремится быть первым, сидит рисует свое аниме».

Когда она это сказала, на меня как будто пахнуло затхлым запахом из детства. Вот так, всего в одном предложении и были сформулированы практически все требования к настоящему «мужику».

Но самое симптоматичное в этой истории было то, что по воле случая мама оказалась одной из женщин, поделившихся своей болью в рамках флешмоба #янебоюсьсказать. В сети она описывала встречу с таким вот «мужиком», нагло и страшно предъявившим все те качества, проявления которых она требовала от собственного сына. Поразительно, но мы как будто не видим жуткого сходства и одновременно тяжелого противоречия.

А ведь интересующийся девочками, маниакально желающий всегда быть первым (то есть чтобы другие были слабее/хуже/доступнее), доказывающий, что умеет за себя постоять, мужик, добивающийся своего любой ценой, на человеческом языке называется насильником. Скажете нет? Разве не на этих «мужских» качествах замешаны беды, о которых рассказали участницы того самого флешмоба? И разве не удивительно, что мама требует от сына именно тех качеств, которыми виртуозно пользуются насильники?

В системе координат, в которой «воспитывают» наших мальчиков, вообще странно, что большинство из них остаются более-менее нормальными людьми. Ведь именно так выращивают Геростратов... Геростратов, уверенных в том, что мир заслуживает разрушения уже потому только, что сами они страдали и страдают. Тех самых, которые разрушают и нас, и себя.

«Ты что, девочка?» — спрашивает неодобрительно папа четырехлетнего сына, бросившегося к нему обниматься. Спрашивает и, походя, фиксирует раз и навсегда понятную и простую ролевую модель, сменить которую будет ох как трудно. Если вообще возможно. Тут ведь внутри и отношение к женщине, и «подсадка» на оценку отца, и пренебрежение к сыну как к слабому существу.



Дальше все понятно. Дальше, если не остановиться, разверзается бездна.

Ведь когда человек сталкивается с ситуацией, в которой важные и дорогие ему люди оценивают его как «слабака», для него существует только два пути. Первый — всеми силами скрывать эту слабость, пытаясь справиться с сопутствующими комплексами. А второй — изнасиловать весь мир, чтобы прямо сейчас, любой ценой выглядеть сильным. Самооценке такого человека требуется моментальная подпитка, как наркотик наркоману. Поэтому, строго говоря, неважно, кто окажется рядом. Кто под руку подвернется, тот и получит: жена, ребенок, сослуживец и т. д.

Потому что в основе насилия (любого!) лежит осознанное или неосознанное желание немедленно восстановить самого себя в собственных глазах. А уронить себя несчастному «мужику» просто, ведь поводов хоть отбавляй: дети, нарушающие покой господина, непочтительная жена, нерасторопные подчиненные, тупые пешеходы...

Воспитывая «мужика», взрослые, как водится, бьют по самому больному. Сказать человеку, находящемуся в глубочайшей зависимости, «ты слаб» — значит усилить его зависимость многократно. И, в конечном счете, привести к тому, что жизнь он потратит на сбор доказательств обратного. Вот потому и не важно вовсе, идет речь о слесаре, генеральном директоре, олигархе или водителе автобуса. Все они могут оказаться маленькими мальчиками, продолжающими доказывать папе, что они на самом деле «мужики». Делать, разумеется, они это будут за счет всех остальных, а как же! Ведь суть в том и состоит, что мужиком нужно быть в глазах других. (Один очень крупный и известный руководитель, слывущий «настоящим мужиком», довел этот принцип до совершенства. Он ввел в своей компании специальные карточки для похода сотрудников в туалет. Представляете, какой успех: не то что муха без его ведома не пролетит — пописать секретарша не может!)

Надо сказать, самые неожиданные люди оказываются вовлеченными в этот дискурс. Так, когда-то в ранней юности меня поразила фраза, брошенная моей хорошей знакомой (по ее словам, убежденной феминисткой) об общем друге: «Он обижает девушку». Знаете, о чем это? Мне лично ни за что было не догадаться. Оказалось, девушка была не прочь с ним переспать, а он отказывался... Фраза задела и поразила меня, а позже выяснилось, что это такое «общее место», почти консенсус: если женщина просит (хочет/дает), отказывать «мужик» не может и не должен. На мой взгляд, получается настоящий сговор против мальчиков, в котором молчаливо участвуют даже те, кто вслух часто утверждает обратное.

Именно в сексуальных отношениях эта модель проявляется особенно ярко. Это и понятно, ведь речь о самой тонкой, самой чувственной области человеческого взаимодействия. Области, в которой действуют намеки и полутона. Но у «мужика» все работает иначе: он ведь по определению должен искать любой возможности добиться своего (каким бы ни было это «своё»). А женское дело — он в этом уверен — пожеманничать и дать. («Дать» — вдумайтесь в гадкий смысл этого глагола! Он сам по себе сводит прекрасную часть человеческих отношений к торговле и сговору. Насколько все было бы проще, если бы это понятие использовали только мерзкие тупоголовые самцы, но увы, как вам известно, это не так. Сговор — он ведь и есть сговор.)

Кстати, современные антропологи утверждают, что изначально мальчики готовы отказаться от первого раннего секса намного чаще, чем девочки. Может, конечно, и готовы... Но только кто им разрешит? Общество, стоящее над кроватью с канделябром, деловито загоняет мальчика в постель.

Пыхтя, сопя, потея, ему предстоит сыграть свою мужскую роль до самого конца и как следует. А потом непременно приукрасить и рассказать приятелям. Придумывая по ходу дела сальные подробности. Повторяя пошлости и гадости.

Всего один шаг остается после этого до превращения секса в поле боя в сознании «мужика». Еще раз напомню, как примерно выглядит эта дорожка: «Я должен быть сильным... я боюсь, что меня посчитают слабым... я должен доказать обратное... силу нужно постоянно демонстрировать... женщина, как папа в детстве, меня просто провоцирует и проверяет…» Ну а дальше, как вы понимаете, как будто само собой напрашивается представление женщин похотливыми самками…

Кажется, за мальчиков родители обычно волнуются меньше, чем за девочек. Очень часто мне говорили что-то типа "мальчики более стойкие, им сложнее нанести психологическую травму". Это совсем, совсем не так. Скорее даже наоборот: нужно очень постараться, чтобы эту травму не нанести. Ведь если, с одной стороны, время от времени сообщать мальчику о его неполноценности, а с другой — создать «мужские» предлагаемые обстоятельства, все вышеописанное произойдет почти само собой. А дальше остается только ждать, когда он подпалит землю под своими и нашими ногами...

Надеюсь, читатель понимает, что пишу я это не для того, чтобы оправдать какие бы то ни было формы насилия. Не значит это, конечно, и что любой мужчина, прошедший описанное, становится закомплексованным мерзавцем. Для того, чтобы развить предпосылки и человек стал насильником, нужны дополнительные условия и обстоятельства. Но разве не были вы поражены массовостью насилия (#янебоюсьсказать)? Разве не останавливалось у вас дыхание от понимания, что каждый из нас так или иначе «повязан» этой сетью...

Прекрасно растить сильных, благородных, честных, открытых, отзывчивых мужчин. Равно как и женщин, не так ли?

Делать это можно только одним способом: давая им право быть самими собой. Только в таких условиях наши дети могут осознать собственную мужественность и женственность. Понимая, что и первое, и второе проявляется по-разному, имеет тысячи оттенков. И напротив, если мы, бесконечно упрощая наш прекрасный мир, продолжим транслировать, что все сводится лишь к раз и навсегда определенным ролям, мы получим тех самых несчастных закомплексованных монстров.

К мамам, именно к мамам хочу я обратиться. Дорогие! Помогите сыновьям! Им очень, очень, ОЧЕНЬ тяжело. Дайте силы быть собой, просто быть детьми. Уберите «мужика» из дискурса. В любой формулировке и навсегда. Это не сделает их слабыми, напротив, их силы умножатся, ведь тогда они смогут получать настоящее удовольствие от того, что они мальчики.

А еще — расскажите про девочек. Про тонких и человечных. И мальчикам позвольте быть такими же... Чем вы рискуете? Попробуйте! И — кто знает — возможно, они не станут несчастными, оттого что через силу должны кого-то удовлетворять. Дайте им покой.

А пока катятся невидимые слезы по мальчиковым щекам. Но ничего, мальчики справятся. Они мужики, им нельзя плакать. От них ждут побед.
 
Хотя...опять же...у старшего в жизни присутствовал папа.
Было ли это лучше, чем вообще без него, ещё х.з. с такими-то тараканищами папаня...
 
Привет
Аризона -хорошая тема!
Я вот все больше и больше думаю о воспитании своих детей..Иногда кажется, что я совсем не умею их воспитывать..
Особенно,когда орут,друг у друга игрушки выдирают, каждому надо свое, сын не слушается..дочь истерит..
Возраст конечно маловат,но я думаю, уже в 4 года может может ребенок понять, что если я по телефону разговариваю.то не надо хвататься за ногу и визжать так, чтобы я не слышала с кем говорю...Вечером уши закладывает у меня..
Я с ними играю..много читаю..Сейчас хочу начать долгие прогулки на природе..
Еще эти гаджеты.. от слова гад.Прочухали, что мультики..Знают как включить телефон и где мультики нажать..Хоть вообще все выбрасывай.
 
У нас первоклассник, новый образ жизни. Дома сидит один после школы.
Ходит в кружок при школе 2 раза/неделю самостоятельно и 2 раза/неделю в секцию. В секцию сами не можем возить, нашли женщину молодую пенсионерку.
Вроде с орг.моментами все нормально. Школа рядом с домом, с октября туда обратно ходит сам. Сам обед в микроволновке разогревает, ничо не теряет/не забывает,
уроки тоже сам делает. Гаджетами не злоупотребляет. Но! У него период каких то экспериментов. Я думала только совместных, как оказалось нет.
Недавно нашла емкость, в ней уксус и ракушки. Замочил, чтоб посмотреть как они растворятся. А в прошлые выхи, когда мы все были дома, вообще догадался….поджег машинку маленькую
пластмассовую, потом тушил – играл в каскадеров. Про спички, опасность все знает. Теперь еще знает про ядовитые газы от пластмассы. Оставлять дома одного стало стремно.
Куда его деть тож не знаю. В продленку жалко. Договорились, что все опыты только с нами, но кто знает, что ему в голову взбредет. Приходит, включает бабушку по скайпу,
но у нее тоже есть свои дела, целый день не будет же у скайпа сидеть
 
Давно уже крутилась мысль в голове открыть детскую тему. Она не про внутреннего ребенка, а про живого, реального.
Мне, как человеку вышедшему из сложной семьи, очень тяжело дается роль мамы. И думаю на этом форуме я в этом не одинока.

Пусть здесь будет копилка из мыслей и наблюдений вокруг ДРО (моих и чужих).
Присоединяйтесь.
Аризона, пока дети совсем маленькие надо больше их ласкать, говорить какие они умные и красивые, больше обнимать, класть спать с собой (даже если уже 7 лет!). Все эти новомодные течения, мол - отдельная кроватка, отдельно выкладывать спать чуть ли не с рождения придумали фашисты!

Короче - нужно как можно больше ласки, физического контакта, любви и присутствия.
Тогда ребенок вырастает спокойным и не дерганным и неудовлетворенным.
 
Аризона, пока дети совсем маленькие надо больше их ласкать, говорить какие они умные и красивые, больше обнимать, класть спать с собой (даже если уже 7 лет!). Все эти новомодные течения, мол - отдельная кроватка, отдельно выкладывать спать чуть ли не с рождения придумали фашисты!
Да, но после 2-3 лет с родителями ребенку спать уже нельзя.
 
Самое главное спички и тому подобное подальше прятать.
А о случай у меня был. Пацан 9 лет с ожогами первой степени ягодиц, мошонки, полового члена, бедер, нижней части живота и лица. Сжег на фиг ресницы, брови и челку. Тоже эксперимент из интернета делал.
 
Я не смогла своего отселить.
Пыталась. Кое-как засыпал, потом все равно ночью рыдал и в итоге рядышком оказывался.
И до скольки спал с тобой?

Когда алкоголик в доме, это уже патология
 
У меня мелкому 2,3 г. Спит со мной с рождения. Раньше была категорически против совместного сна (пока не родила). Сейчас уверена что для ребёнка это хорошо,особенно при ГВ.года в 3 куплю ему красивую кровать - машинку и думаю он с радостью туда убежит. Рано или поздно ребёнок сам захочет собственное место я уверена.
Аризоне спасибо большое за тему.
 
Спанье обсуждали много раз тут. Я против совместного регулярного спанья в любом возрасте. Но если успокоить там иногда или ночью пришло уже большое, то гнать не надо.
Моя дочь ходила туда сюда долго. Потом сама перестала. Но всегда знала что вот ее кооватка вот папина вот мамина.

Сама я помню года в три как не любила как меня родители с собой клали. Мне было душно и жарко. Хотелось отдельно скорее уже перебраться. Так что у всех по-разному.
 
мне очень эта статья понравиласьРодитель – контейнер. Важное о прямых родительских обязанностях

Вы говорите: дети меня утомляют. Вы правы. Мы устаем, от того что надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться. Чтобы не обидеть.

Януш Корчак

Все таки напишу. Потому как, сколько страниц не написано, этот вопрос снова и снова становится ключевым на моих лекциях и в консультировании. Речь пойдет об эмоциональном развитии ребенка и прямых родительских обязанностях.

Жизненное:

Вечер. Уставшая «как бы мама», воспитывающая дочь одна, возвращается с работы. Дома не убрано и она сразу же переходит на крик: «Сколько может это продолжаться! Трудно убрать?! Опять в телефоне сидела? У меня больше нет сил – где ремень?!». У нее правда нет сил, но причина – не в дочери, а в том, что она устала на работе, не справляется со своими обязанностями, чувствует себя плохой матерью (что отчасти соответствует действительности) и единственный человек, на которого она все может вылить – это ее десятилетняя дочка (на деле самостоятельная и неплохо справляющаяся с хозяйством пока мать на работе).

«Как бы мама» орет, дочь ей грубо отвечает (пытаясь защитить себя), мать орет сильнее, не выдерживает, шлепает ее. И хотя физически ей от этого немного легче (разрядилась), на душе еще более тошно – ко всем чувствам примешивается вина и стыд, с которыми мать не справляется, и вместо того, чтобы попросить прощения (стыдно вдвойне), начинает плакать (переходит из агрессора в жертву), обвиняя девочку в том, что та ее доводит. Дочь ее жалеет и успокаивает.

Родителю необходимо заботиться не только о (а) физическом состоянии ребенка (обеспечивать ему возможность спать, есть, пить, двигаться, приучить к горшку), (б) интеллектуальном развитии (только без фанатизма), (в) социальном развитии (научить ребенка особенностям поведения в социуме и правилам безопасности, НО И ЭМОЦИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ. Причем эмоциональное развитие по значению я бы ставила до пункта «б» и «в», потому как писать и читать так или иначе к школе научаются практически все ментально здоровые дети, а вот понимать себя, регулировать свои чувства, обходиться со своей агрессией, тревогой, болью – способен далеко не каждый, даже вырастая.

Родителю не просто желательно, но необходимо заботиться об эмоциональном состоянии и развитии ребенка. Говоря полутерминологически родитель должен обеспечить ребенку “контейнер” (порой путаем с «унитаз») для чувств. Я не люблю слово «должен», но в данном случае использую именно его, чтобы не отвертеться. И тот аргумент, что многие взрослые не могут/не умеют справляться не то, что с детскими эмоциональными переживаниями, но и с собственными – не оправдание. Не умеете – учитесь. Читайте книги, идите к психологу, прорабатывайте. Вы же кормите своего ребенка, даже если когда-то не умели готовить, вы покупаете готовую еду в конце концов, но даете ребенку поесть (иногда даже слишком настойчиво), потому что знаете: есть нужно, чтобы быть живым и физически здоровым. Чтобы быть психически живым и здоровым необходимо обеспечить ребенку возможность проживать/выливать/выплескивать свои эмоции, быть «контейнером» для его чувств, потому как своего собственного (внутреннего) контейнера у ребенка изначально нет.

В случае, если родитель не является «контейнером» для чувств ребенка, то ребенку чаще всего остается (а) закатить истерику, (б) подавить чувства (при этом они никуда не исчезают) (в) вылить чувства на кого-то другого (например, «оторваться» на собаке, кошке или ком-то более безопасном и слабом), (г) заболеть.

Вначале с ребенком просто что-то происходит (например, закипает злость), он кричит и колотит руками. Он не знает, что именно происходит и не может держать в себе. Ему нужно это чувство «отдать». Не потому что он не хочет придержать свою злость при себе, а потому что не может. Как не может сначала контролировать многие физиологические процессы. Ему нужно выплеснуть злость, «отдать» чувство, что значит – поместить его в «контейнер» и таким контейнером должен быть родитель.

Что значит быть хорошим «контейнером»?

Для того, чтобы в контейнер можно было бы что-то положить – в контейнере должно быть свободное место, правильно? Из чего следует пункт первый:

1) Хороший контейнер – это контейнер, где есть свободное место. Говоря простым языком, если у вас самого внутри все кипит и «чаша переполнена», то вы не сможете принять эмоции вашего ребенка. И когда он кричит, швыряет вещи, истерит, то скорее всего вашей реакцией будет либо ответный крик/истерика/встречная агрессия, либо собственные слезы бессилия. И в этом случае уже ребенок вынужден быть контейнером чувств «как бы родителя», а в сущности такого же растерянного/испуганного/беспомощного ребенка. Только у реального ребенка нет для этого ресурсов и ему приходится идти на неокрепших ногах, кое-как становится родителем собственному родителю, вбирая в себя его кипящие чувства. А поскольку справиться он с ними, переработать их, не может – нечем, то впоследствии он будет отыгрывать их в виде симптомов: болезней, агрессий, странностей поведения.

2) Быть хорошим контейнером значит способность принять любое чувство ребенка. Обычно родители легко допускают радость ребенка, восторг, интерес, им бывает сложнее со тревогой, страхом, подавленностью, и почти невыносимо с гневом, возмущением, яростью. В некоторых семьях родители транслируют: «злой = плохой, злиться – плохо, на маму/папу/бабушку злиться нельзя». Правда, и с чувством радости бывают проблемы. Например, мама может требовать восторженной радости по поводу одних ситуаций (скажем, поездки, которую она организовала для всей семьи) и обесценивать чувство радости ребенка по поводу того, что приносит удовольствие именно ему, а ей самой кажется глупым/неважным/скучным (нужное подчеркнуть). Природа же равнодушна к морали и человеческим неврозам. Она дала нам врожденные эмоции, чаще всего к ним относят: страх, радость (как удовольствие), злость (как неудовольствие), отвращение, интерес. Эти эмоции нам необходимы, чтобы жить полной жизнью, они помогают нам выживать, защищать свои границы, узнавать новое. Есть также множество оттенков названых эмоций, сочетаний, чувств. Среди которых нет плохих. Если эмоция/чувство возникло – значит для этого было основание. И родитель должен быть открыт ЛЮБОМУ чувству своего ребенка по отношению к ЛЮБОМУ объекту (независимо от морали). Другое дело, что не всякая форма выражения допустима. И задача родителя – научить ребенка выражать свои чувства в приемлемой форме. Например, товарищ по песочнице сломал игрушку. Эмоция ребенка – ярость. Форма выражения может быть различна, как примеры: 1) ярость/злость подавляются, превращаются в обиду и ребенок начинает беззащитно плакать, 2) ребенок в ярости ударяет товарища совком по голове, 3) ребенок падает на песок и закатывает истерику, 4) ребенок просто и ясно говорит: «Я злюсь, что моя игрушка сломана…» (обычно в случае наличия родителя-«контейнера»).

3) Быть хорошим контейнером значит обличить чувства ребенка в слова. Проявить эмпатию (что значит почувствовать то, что чувствует он). Изначально ребенок не понимает, что именно с ним происходит. Он просто ощущает некое внутреннее состояние. Что-то внутри происходит и выражение лица меняется, руки сжимаются в кулаки, тело напрягается. Ребенок ищет выход этому состоянию через поведение, тело, крик. Родителю необходимо назвать это чувство, а лучше и его причину. «Тебе сейчас страшно», «Тебе тревожно», «Ты растерялся», «Ты сердишься, потому что не можешь дотянуться до этой игрушки».

4) Быть хорошим контейнером значить побыть с чувством ребенка. Продолжить проявлять эмпатию (хоть некоторое время). После того, как мы услышали чувство ребенка и озвучили его, важно хоть немного (а лучше столько, сколько нужно самому ребенку) побыть с его чувством. «Тебе сейчас страшно среди новых людей и хочется спрятаться. И хочется остаться незамеченным, и чтобы никто не обращал внимание. Так?» или «Ты в гневе на учительницу. Тебе просто хочется рычать от злости, кричать, ругать. Ты просто в ярости от несправедливости». «Мы не спешим тут же решать ситуацию, давать советы, успокаивать. Нам как родителям необходимо просто побыть рядом, вместе. Обнять, если нужно, подержать за руку, можно говорить или помолчать.

Следующие два пункта не относятся к процессу «контейнирования», но являются крайне важными для эмоционального развития ребенка и установки границ. Ведь принятие чувств ребенка, перевод их в слова, сопереживание – не значат вседозволенность. Поэтому родителю очень важно:

5) Предложить допустимые формы выражения эмоции. Но не столько социально одобряемую, сколько – подходящую для самого ребенка. Например, выразить злость маленькому ребенку может помочь рычание («Давай порычим»), или потопать ногами, постучать кулаками, помутузить боксерскую грушу, но бить и унижать другого человека – недопустимо, даже когда злишься. Это относится ко всем (!) членам семьи.

6) Говорить о своих собственных чувствах. Что бы (а) с одной стороны на своем примере показывать, как именно можно говорить о чувствах (любых! чувствах), (б) дать ребенку понять, как его чувства и их проявление воспринимаются окружающими. Например: «Я слышу, что ты очень устал и хочешь побыть один, но меня задевает грубость твоих слов. Ты мог бы просто попросить меня, чтобы я оставила тебя на час-другой». Здесь любимая книжка Юлии Гиппенрейтер («Общаться с ребенком. Как?») – Вам в помощь.

Определенно, что процесс слушания ребенка, контейнирование его переживаний, разговор с ребенком о его чувствах, сотрудничество занимают гораздо больше времени, чем стратегия “требовать, орать, взять в охапку” (иногда взять в охапку тоже нужно – но такие ситуации крайне редки). Однако с каждым разом, слышать, принимать, договориваться будет проще, а сама эмоциональная забота о ребенке в конечном счете определит, вырастет ли он психологически благополучным или невротиком.

Аризона,спасибо за тему 😍
 
Сама я помню года в три как не любила как меня родители с собой клали. Мне было душно и жарко. Хотелось отдельно скорее уже перебраться. Так что у всех по-разному.
Ну это уж перебор. Насильно спать с собой ребёнка. У моего есть кроватка,он знает что она его и он может туда в любой момент уйти. И я была бы рада не меньше чем тому что он спит чо мной ) лишь бы ему было хорошо и комфортно
 
Назад
Сверху Снизу