Скальпель

Быть сильной. Путь жертвы - плата за силу

«Я делаю всё сама. Могу, делаю, тяну. Никого ни о чём не прошу.»

Плата за тотальную самостоятельность – усталость, истощение, невозможность опереться на кого-то кроме себя.

«Я всё сама». Зачем?

С одной стороны, – неумение и невозможность просить о помощи. Да, и это есть.

Но с другой, – глубинное чувство необходимости оправдывать своё существование на этой земле.«Когда я превозмогаю усталость и боль, переступаю через себя, делаю больше человеческих сил, игнорирую свои желания и потребности, значит я могу… мне можно…жить.»

Можно жить только, если ты герой. Чтобы оправдать свою жизнь, нужно делать очень много, на пределе человеческих возможностей, нужно быть сильнее, умнее, быстрее. И конечно, сама. Иначе не считается.

Корни этого убеждения глубоко в детстве.

Они могут быть основаны на низкой самооценке. «Ты как ты – ты никто. Стань больше, чем ты есть, и тогда ты заслужишь право на существование. Право, чтобы с тобой считались». Отцовское непризнание. Мамино пренебрежение. Постоянная необходимость «заслуживать» и «оправдывать».

А может быть это послание изначально было адресовано маме её родителями. А дочь видя, как мама «тянет свою лямку»: работает допоздна, готовит, убирает, а потом ночами стирает, «поднимает» несмотря ни на что детей или отдаёт себя всю без остатка работе – делает вывод, что женская судьба она такая. Дочь уважает маму и не хочет быть «слабее» её.

Толи бабушкина военная судьба и «синдром выжившего» того поколения. Вина за то, что ты выжил и живёшь сейчас, когда погибли многие, заставляет платить за это счастье. Не выдыхать, не расслабляться, не радоваться лишний раз - нет этого права у выживших.

так или иначе, но у женщины складывается образ героической женской судьбы. в современном варианте – активной женщины-достигатора, самоотверженной женщины-спасателя, стойкой женщины – жертвы. часто одной в трёх ипостасях.

Выше, быстрее, сильнее! Цель за целью! Всё под контролем – карьера, подчинённые, семья. Всё знать и всех держать в узде. «Я лучше знаю, как надо, и мне здесь решать!»

Контролировать каждый шаг, распределять обязанности, составить программу развития для своего мужчины и настойчиво его по ней вести ( а потом удивляться, как он ушёл к другому «тренеру»). Сделать из себя главу семьи.

Стать родителем своим родителям и мамой своим братьям и сёстрам. Занять место «старшего» всего рода. Оплачивать и обеспечивать, контролировать и требовать. Захватить в свои руки всю власть.

О, это пьянящее чувство безраздельной власти и силы! Ну вот, наконец-то, я всё могу!

И они все зависят от меня!

Сделать себя важной, незаменимой, необходимой. Можно полностью обесточить человека так, что он без вас шага не сможет ступить. Но быть нужной – не эквивалент любви.

«Если я нужна, необходима, без меня им не справиться, они зависят от меня, значит я признана … нужна. Любима…». Именно любви и признания ищут сильные дочери.

Всех вокруг спасать – сослуживцев на работе, выходя не в свою смену и работая за троих; своих домашних, делая незаметно для них то, что они с успехом могут сделать сами; своих родных, решая, что для них будет лучше, и удушая их своей заботой; лучшую подругу, устраивая её судьбу; мужа-алкоголика от его жизни…

О, это пьянящее чувство жертвенности, власти доброй феи и обиды непризнанного гения! И всё это там есть))

«Пол мыть ночью, когда вся семья спит; тянуть сумки из магазина, когда муж и взрослый сын спокойно дома смотрят телевизор; затеять поклейку обоев, никого, к этому не привлекая… сначала. Демонстративно мыть посуду в час ночи или тихо оплатить мужний кредит.»

Сладостное чувство жертвы!

Которая потирает руки, чтобы предъявить счёт. А как иначе?

У всего есть вторая сторона. Жертвенность требует расплаты. Она душит обидой от непризнания своих заслуг. «Не ценят меня, не уважают. Не видят, сколько я для них делаю». Не для них, а за них. Не надо из людей делать инвалидов или считать таковыми. Справятся и без вас.

“Но если справятся без меня, то зачем я вообще нужна? И нужна ли я кому-нибудь?”

А вы себе нужны? Или вы “ноль, который только с кем-то становится достойным числом, а сама по себе вы – просто ноль без палочки? “(В. Москаленко “Зависимость: семейная болезнь.”)

Чтобы отказаться от роли жертвы и спасателя, надо отказаться от власти. Спасательство подразумевает, что рядом люди немощные, без вас не справляются, своих мозгов не имеют.

Рядом со спасателем легко стать инвалидом. Недаром это исконная роль жён алкоголиков и матерей наркоманов.

Передавая ответственность самому человеку, вы признаёте его равным себе. Не глупее и не слабее.

Психология жертвы «тихим сапом» проявляется во многом. Это определённый стереотип поведения, делящий окружающих на “спасателей” и “агрессоров”. «Хороших и добрых» и «плохих и злых». «Хорошие и добрые» становятся «спасателями» и управляются с помощью чувства вины. Таким образом жертва удовлетворяет свои потребности. Не умея по-другому, именно так получая то, что ей необходимо.

Важно учиться чётким посланиям. Честному и прямому общению взрослых людей.

«Жертвы» всех вокруг делят на плохих и хороших. “Хорошие” их обычно “спасают”, а “плохие” “обижают” и “делают всякие гадости”. Выйти из позиции жертвы – это перестать делить мир на хороших и плохих, а научиться чётко говорить, что вам нужно. И просить. обращаться за помощью. напрямую. не манипулятивным путём, выцыганивания, что нужно, а честно. это сложно, я понимаю. для этого надо снять нимб с головы и стать просто человеком со своей нуждаемостью.

Признать свою слабость. И стать просто человеком. Не героем, не святым, а просто человеком со своими желаниями, потребностями, границами своих возможностей, со своим удобством или не удобством делать что-то.

Что стоит делать?

Почаще задавать себе вопросы:
А не веду ли я себя как жертва?
Не делаю ли я больше своих сил, ожидая что кто-то другой придёт и позаботиться обо мне, “спасёт” меня?
Говорю ли я чётко, что мне нужно?
Способна ли я просить?
Не пытаюсь ли я инвалидизировать своих близких?
Незаметно делая за детей то, что они могут делать сами. Обесценивая их личные возможности и не позволяя им расти?

Не делаю ли я из своего партнёра немощного инвалида, не способного самостоятельно решать, что ему нужно и нести ответственность за свою жизнь?

Не становлюсь ли я мамой своим родителям?
Не много ли я на себя беру, вживаясь в роль своей бабушки и водружая на себя ответственность за всю семью?
Моё ли это место?

Учиться распределять силы и планировать своё время, разделить ответственность, где-то попросить о помощи, а где-то обозначить свои границы и платить за решение от них не отступать.

Быть просто человеком.

Ирина Дыбова
 
НЕНАПОЛНЯЕМАЯ ДЫРА В ГРУДИ
Единственный способ "заткнуть" эту "дыру" - это признать, что ее уже невозможно заткнуть, как и вернуться в состояние "безусловной любви" матери и младенца. "Дыра" сама заткнется, если отгоревать невозможность полного принятия и безусловной любви одного взрослого другим взрослым. То, чего не случилось в детстве, уже не случится никогда. Эта "дыра" - то же, что утрата и переживать ее нужно также, как утрату, (отрицание; торг, вина, гнев; сожаление, отчаяние, депрессия; примирение; принятие), не застревая на одной стадии.
***
"НЕНАПОЛНЯЕМАЯ ДЫРА В ГРУДИ
(травма отвержения)
Ненаполняемая дыра в груди – это одна из самых частых метафор ощущения нехватки любви, которая встречается в моей практике. Кто-то в эту дыру пытается запихнуть работу или еду, залить алкоголем, заткнуть её половым членом или засунуть туда партнера целиком. Способов много, но все они лишь временная анестезия.

Эта всепоглощающая тоска по безусловной любви часто приводит нас в детское состояние, из которого мы находим подходящий объект и обрушиваем на него всё своё необузданное желание любви, тепла и ласки. Именно Объект, потому что в такие моменты разглядеть за своими проекциями живого человека с его желаниями и потребностями практически невозможно. Первое время он старается насытить бездонную дыру в детско-всепоглощающей душе, тем более, что берут с благодарностью, облизывают пальчики, просят добавки и говорят, что никто, кроме тебя, эту дыру не заткнет. Потом требования любви становятся всё жестче, личного пространства всё меньше, график жизни сдвигается, потому что дома родное существо, о котором нужно заботиться, а то, не дай бог, помрет, как тамагочи, если не успеешь покормить вовремя. Дальше сами знаете, как бывает: «Друзья тебе дороже, чем я», «Ты мне совсем не уделяешь внимания», «Я чувствую, что ты меня не любишь», и все увещевания, что «люблю, хочу, важна» проваливаются в бездонный колодец, потому что не он его выкопал.

Как правило, подобные "дыры" возникают в случаях, когда у человека в опыте была травма отвержения со стороны значимого близкого. Отвержение могло быть прямое и косвенное. Прямое отвержение заключается в регулярных вербальных и невербальных посланиях непосредственно ребенку: "Ты толстый, тебе надо похудеть", "Посмотри, другие дети себя хорошо ведут, а ты плохо", в систематическом игнорировании потребностей ребенка, отказе от общения с ним. Косвенное отвержение происходит, когда родители накачивают ребенка признанием в какой-то одной сфере жизни, не проявляя внимания к другим. Таким образом, у ребенка часто появляется ощущение, что если он совершит ошибку и упадет с пьедестала, его перестанут любить. Так, например, одна моя клиентка переживала, что не может принимать комплименты по поводу привлекательной внешности. Когда мы исследовали историю её взросления, то обнаружили, что родители с самого детства так сильно хвалили её красоту, игнорируя другие стороны её личности, что она начала думать, будто больше её любить не за что. В дальнейшем любые проявляения интереса к её внешности женщина воспринимала как отвержение других её достоинств.

Такие травмы могут формироваться и в более взрослом возрасте. Особенно сензитивным в данном случае является подростковый период, когда ведущим видом деятельности для детей является общение со сверстниками, и их оценка становится максимально значительной. Но, как правило, если ребенку в семье давали примерно следующее послание: "Да, у тебя есть достоинства и недостатки, но мы тебя любим и ценим, а кто говорит тебе гадости - те просто ничего не понимают, не слушай их", то ребенок способен сохранить ощущение, что хотя все на свете его любить не могут, все равно есть люди, которые способны дарить ему тепло и ласку.

Залечить эту дыру можно только изнутри: творчеством, новым опытом, самоисследованием, проработкой своих детских травм. На мой взгляд, важным этапом в этом процессе является отказ от идеи, что все твои потребности может удовлетворить один человек, и принятие того факта, что любовь можно брать понемногу от разных людей: в объятиях, в словах поддержки, в сопереживании и т.д. А там, глядишь, и Другой появится, не только кормящий любовью, но, оказывается, какой-то очень интересный со своими душевными процессами.".

Е. Шарыпова
 
Отвержение могло быть прямое и косвенное.
Яна, есть еще очень прямое, брутальное отвержение. Когда например, ребенка отправляют жить в интернат просто потому что родителям так удобно. И их не колышет, что за переживания ребенок вынесет из интерната.
 
Провалилась в травму, почти как тогда летом. Это было ожидаемо, я была готова к этому, потому как себя уже не обманывала. Реакция обычная - "назло маме отморожу уши", забиться в угол, курить и жрать (пить из этого списка вычеркнуто, и на том спасибо). Сама себе организую такие ситуации, тех новых действий, что были предприняты, недостаточно для преодоления. Сижу жалею себя, но вычеркнуть из жизни триггер не хватает смелости, потому как будет ещё хуже. Долго будет, проверено. А тут качельки привычные, крошечка внимания мне все равно перепадет, я и возрадуюсь, ещё сколько то протяну и даже функциональной побуду. Фу, противно от себя( Но так и есть, я вижу себя живой и ценной только при подтверждении других людей, а не саму по себе, самим фактом своего существования. Я могу свернуть горы только ради своих иллюзий, ради того, кто мне эту иллюзию будет поддерживать, пока это ему не надоест и не перестанет быть выгодно. Потом я соберу себя по частям и отдам новому объекту иллюзий и всё повторится. Привычно, знакомо, больно, глупо, а по другому страшно. Настолько, что аж парализует всё внутри от одной мысли, что бывает по другому. Я могу лишь подглядывать в окна чужой жизни, но абсолютно не в состоянии устроить свою. Чувствую себя космонавтом на орбите. Задыхаюсь, физика шарашит, значит всё ещё глубоко цепляет меня. Буду жить обычную жизнь параллельно своим переживаниям, знаю, что и это пройдет. Всё больше укрепляюсь в мысли, что это не лечится(
 
ВСЕМ ПОТЕРЯВШИМ СВОЕ "Я"

Дочитала "Драму одаренного ребенка". Многое откликается. Всем потерявшим свое Я очень рекомендую. А как показывает практика - это едва ли не самый актуальный запрос и непередаваемая клиентская боль. После тридцати игры "в несебя" требуют неимоверного психического напряжения и уже чреваты физическим разрушением. В книге как раз показан процесс отказа от себя ради родительской любви. Надо понимать, что речь идет не о ПОТЕРЕ СВОЕГО Я. Его нет и не было. Это отдельное Я не успело родиться и сформироваться. Получается, что ради любви, принятия и близости мы отказываемся от того, чтобы оно появилось естественным образом. Но в определенном возрасте без него становится невыносимо. Тогда душа плачет и тоскует. Толкает на поиск способа. Ждет удовлетворения потребности быть рожденной…

"У каждого ребенка есть естественная потребность быть вместе с матерью, быть понятым ею и воспринятым ею всерьез. Он также вправе претендовать на уважение. В первые же недели и месяцы жизни ему нужно общение с матерью, нужна ее помощь, он связывает с ней определенные ожидания, вправе по-своему «располагать ей». Кроме того, он хочет как бы «отражаться» в ней. Это превосходно описано Винникотом: мать держит на руках ребенка, она смотрит на него, он, в свою очередь, пристально вглядывается в ее лицо и обнаруживает там себя самого. Но это возможно лишь при условии, что мать действительно видит в нем маленькое, беспомощное, единственное и неповторимое существо, а не собственные ожидания, страхи, планы относительно будущего ребенка, которые она проецирует на него. В последнем случае ребенок видит в матери отражение не себя самого, а ее проблем. Сам он остается без зеркала и в дальнейшем будет совершенно напрасно искать его".

Обратите внимание на потребности. Они никуда не уходят. Во всех значимых отношениях своей жизни я ищу их удовлетворения. Вся злость, боль, печаль, обиды, претензии и пр. зреют из этих моих прав: быть вместе, быть принятым всерьез, понятым, услышанным, а также права на уважение...

А еще я хочу быть отраженной. Я все время ищу его в значимых и не очень для меня людях. И это нормально. По-другому я не могу знать про себя. Великий Выготский сказал: все, что внутри, когда-то было снаружи. Знание обо мне сначала принадлежало другим. Мои чувства принадлежали другим. То, что я чувствую, какая я, что я могу - все это я узнавала через других...

И вся проблема, что на первых этапах мое Я не отражали. Ну вообще. Никак. Реагировали. Но не про то, что я чувствую. На том месте, где могло бы из внешнего вырасти мое, личное, долгое время было пусто. Гештальт стремиться к закрытию - ищу свое Я через отражение. Иду к терапевту - он искренний, рассказывает, какой он видит меня...

Так у меня появляется шанс вернуть из внешнего внутреннее. Это много!
Так у меня появляется шанс присвоить себя. Вырастить ЗДОРОВОЕ САМОСОЗНАНИЕ. Не высокую, а адекватную самооценку. Это важно, поскольку много запросов "дайте мне высокую самооценку - что-то моя низкая"...

Алис Миллер пишет:
"Под здоровым самосознанием я понимаю твердую уверенность в том, что переживаемые чувства и желания являются составной частью собственного Я. Эта уверенность не есть результат рефлексии, она скорее подобна биению пульса, на который не обращаешь внимания до тех пор, пока чувствуешь себя хорошо.

Это естественное состояние, помогающее понять собственные чувства и желания, позволяет человеку обрести внутреннюю опору и уважать самого себя. Он может жить собственной душевной жизнью, грустить, приходить в отчаяние и нуждаться в помощи, не боясь, что этим он выбьет у кого-либо почву из-под ног. Он может испытывать страх, если ему угрожают, и злиться, если его желания не удовлетворяются. Он знает не только чего он не хочет, но и чего хочет, и может это открыто высказать вне зависимости от того, будут ли его за это любить или ненавидеть"...

Это то, за что и я иду рядом со своими клиентами - чтобы они могли опираться на свои собственные чувства, потребности и желания! Чтобы все это являлось достаточным основанием для их жизни и действий. Это возвращение себе права на эмоциональную реальность без страха отвержения...

И если знать, что здоровое самосознание - это так, как написано выше, то появляется шанс. Поскольку возвращать себе право чувствовать без чувства вины и страха - это реально...

Юлия Пирумова
 
30 ВЕЩЕЙ, КОТОРЫЕ НУЖНО ПРЕКРАТИТЬ ДЕЛАТЬ С СОБОЙ В НОВОМ ГОДУ

И вот с чего можно начать:
1. Прекратите проводить время не с теми людьми. Жизнь слишком коротка, чтобы проводить ее с людьми, выжимающими вас дотла. Если кто-то хочет, чтобы вы присутствовали в его жизни, он позаботится о ваших условиях. Вам не придется бороться за место. Никогда не цепляйтесь за тех, кто постоянно нивелирует вашу ценность. И помните, что ваши настоящие друзья — это не те, кто поддерживает вас, когда вы и так на коне, а те, кто остается рядом, когда дела ваши плохи.

2. Прекратите убегать от своих проблем. Встречайте их лицом к лицу. Нет, это не будет легко. В мире нет существа, способного идеально держать удар. От нас не требуется моментально решить все проблемы. Мы просто иначе устроены. Мы созданы так, чтобы огорчиться, расстроиться, испытать боль, возможно, даже упасть. В этом и есть смысл жизни — сталкиваться с проблемами, учиться, адаптироваться и в конце концов решать их. Именно это и делает нас людьми.

3. Прекратите врать самим себе. Вы можете делать это с кем угодно, но только не с собой. Наша жизнь может улучшиться лишь тогда, когда мы позволяем себе риск, и первая, самая трудная наша возможность — это быть честными с самими собой.

4. Прекратите отодвигать свои потребности на задний план. Страшнее всего потерять себя, вкладывая слишком много в любовь к кому-то другому и забывая о собственной исключительности. Нет, не оставляйте других, но помогите же и себе. Если существует подходящий момент, чтобы услышать себя и сделать то, что для вас действительно важно, то этот момент настал.

5. Не пытайтесь быть кем-то другим. Одна из самых сложных задач в жизни — это быть самим собой в мире, который пытается сделать вас похожим на всех остальных. Кто-то всегда будет красивее, кто-то всегда будет умнее, а кто-то всегда будет моложе, но они никогда не будут вами. Не пытайтесь изменить себя на радость людям. Будьте собой, и те, кто вам действительно нужен, полюбят вас таким, как есть.

6. Прекратите держаться за прошлое. Вы не сможете начать новую главу своей жизни, пока будете перечитывать предыдущую.

7. Прекратите бояться сделать ошибку. Делать что-то и ошибаться — как минимум в десять раз эффективнее, чем ничего не делать. Каждый успех несет следы былых неудач, и каждая неудача ведет к успеху. В конечном итоге вы гораздо больше будете жалеть о том, чего вы НЕ сделали, а не о том, что сделали.

8. Прекратите ругать себя за прошлые ошибки. Мы можем любить не того человека и оплакивать свои ошибки, но даже если все идет не так, одно можно сказать точно: ошибки помогают нам найти правильного человека и правильные вещи. Мы все ошибаемся, боремся и даже оплакиваем ошибки прошлого. Но вы не ваши ошибки, вы не ваша борьба, вы — здесь и сейчас — имеете возможность выстроить свой день и свое будущее. Что бы ни случилось в вашей жизни, это готовит вас к еще одному шагу в будущее.

9. Прекратите пытаться купить счастье. Многое из того, что мы хотим, стоит дорого. Но правда заключается в том, что вещи, которые действительно делают нас счастливыми — любовь, смех и работа над своими чувствами — совершенно бесплатны.

10. Прекратите искать кого-то, чтобы стать счастливым. Если вы недовольны собой, своей личностью, то и долгосрочные отношения с кем-то не сделают вас счастливее. Нужно создать стабильность в своей жизни, прежде чем делиться ей с кем-то еще.

11. Прекратите бездельничать. Не раздумывайте слишком долго, иначе вы создадите проблемы даже там, где их не было. Оценивайте ситуацию — и предпринимайте решительные действия. Вы не сможете изменить то, чему отказываетесь сопротивляться. Любой прогресс сопряжен с риском. И здесь важна очередность. Вы не сможете читать, не узнав грамоты.

12. Прекратите думать, что вы не готовы. Никто и никогда не чувствует себя готовым к чему бы то ни было на 100%. Большинство серьезных возможностей заставляют нас выйти за пределы нашей зоны комфорта, а значит, мы действительно будем испытывать дискомфорт.

13. Прекратите втягиваться в отношения по неправильным причинам. Отношения нужно строить с умом. Лучше быть одному, чем в плохой компании. Не нужно спешить с выбором. Если что-то должно произойти, оно случится — в нужное время, с нужным человеком, и на самых лучших основаниях. Погружайтесь в любовь, когда вы будете готовы, а не тогда, когда почувствуете себя одиноким.

14. Прекратите отказываться от новых отношений только потому, что старые не работали. У всех, кого бы вы ни встретили, есть свои цели. Кто-то будет проверять вас, кто-то — использовать, а некоторые будут учить вас. Но важнее всего, что некоторые из них выявят в вас самое лучшее.

15. Прекратите конкурировать со всеми. Не переживайте, что другие в чем-то успешнее вас. Сконцентрируйтесь на достижении собственных ежедневных рекордов. Стремитесь к успеху в борьбе между ВАМИ и САМИМ СОБОЙ.

16. Прекратите завидовать. Зависть — это искусство подсчета чужих благ вместо своих собственных. Спросите себя: "Что есть у меня из того, что каждый хочет?"

17. Прекратите жаловаться и жалеть себя. Игральные кости жизни бросаются для того, чтобы переместить вас в каком-то важном направлении. Вы можете не видеть или не понимать всего происходящего, и это может быть болезненно. Но оглянитесь на те плохие расклады, что выпадали вам в прошлом. Вы увидите, что зачастую они приводили вас к успеху, важному человеку, состоянию души или ситуации. Улыбнитесь же! Пусть все знают, что сегодня вы намного сильнее, чем были вчера.

18. Прекратите растравлять обиды. Не проживайте жизнь с ненавистью в сердце. В конечном итоге вы навредите себе больше, чем людям, которых ненавидите. Прощение не означает "меня устраивает все, что вы со мной сделали". Оно говорит: "Я не позволю тому, что вы со мной сделали, разрушить мое счастье навсегда". Прощение — это предложение отпустить, обрести покой и освободить себя. И помните, что прощать нужно не только других людей, а и самих себя. Если это необходимо, простите себя и двигайтесь дальше, чтобы попытаться в следующий раз справиться лучше.

19. Прекратите позволять другим низводить вас до их уровня. Не нужно снижать планку, чтобы соответствовать тем, кто отказывается ее повышать.

20. Прекратите тратить время на объяснения. Ваши друзья в них не нуждаются, а враги не поверят вам в любом случае. Просто поступайте так, как действительно считаете правильным.

21. Прекратите бегать по кругу. Самое время сделать глубокий вдох приходит именно тогда, когда у вас нет на это времени. Пока вы продолжаете делать то, что делаете, вы продолжаете получать то, что получаете. Иногда нужно дистанцироваться, чтобы увидеть все в истинном свете.

22. Прекратите пренебрегать мелочами. Наслаждайтесь пустяками, поскольку в один прекрасный день вы можете оглянуться назад и обнаружить, что это были великие вещи. Лучшая часть вашей жизни состоит из незначительных безымянных моментов, потраченных на то, чтобы подарить улыбку человеку, который для вас действительно важен.

23. Прекратите попытки сделать все идеально. Реальный мир вознаграждает не перфекционистов, а тех, кто стремится к достижению своей цели.

24. Прекратите идти по пути наименьшего сопротивления. Жизнь не так проста, особенно если вы планируете достичь чего-то стоящего. Не выбирайте легкий путь. Сделайте что-нибудь экстраординарное.

25. Прекратите делать вид, что все в порядке, если это не так. Ничего страшного, если вы расслабитесь на некоторое время. Вы не должны всегда быть сильным, и нет необходимости постоянно доказывать, что все идет хорошо. Не нужно переживать из-за того, что подумают другие — поплачьте, если это вам нужно: слезы целительны. Чем раньше вы это сделаете, тем быстрее сможете улыбаться.

26. Прекратите винить других в своих проблемах. Достижение вашей мечты напрямую зависит от того, насколько вы берете ответственность за свою жизнь. Когда вы обвиняете других за то, что с вами происходит, вы отказываетесь от ответственности и даете другим власть над этой стороной вашей жизни.

27. Прекратите пытаться быть всем для всех. Это невозможно, вы просто сожжете себя. Но если вы подарите радость одному человеку, это может изменить мир. Возможно, не весь мир, но его мир — точно. Поэтому сфокусируйтесь.

28. Прекратите слишком много беспокоиться. Беспокойство не избавит нас от завтрашних трудностей, оно лишь избавит нас от сегодняшней радости. Один из способов проверить, стоит ли что-то обдумывания — это задать себе вопрос: «Будет ли это важно через год? Три года? Пять лет?" Если нет, то не стоит и беспокоиться.

29. Прекратите фокусироваться на вещах, которых вы не желаете. Сосредоточьтесь на том, чего вы действительно хотите. Позитивное мышление — один из ключевых моментов каждого великого успеха. Если вы каждое утро просыпаетесь с мыслью, что в вашей жизни сегодня произойдет что-то прекрасное, рано или поздно вы заметите, что были правы.

30. Прекратите быть неблагодарным. Независимо от того, насколько хороши или плохи ваши дела, просыпаясь, каждый день благодарите за свою жизнь. Кто-то где-то сейчас отчаянно борется за свою. Вместо мыслей о своих лишениях попробуйте думать о том, что у вас есть и чего другие лишились.
 
Я БЕСПОМОЩЕН — МНЕ ДОЛЖНЫ — БЕЗ МЕНЯ ПРОПАДУТ
Треугольник созависимых состояний Карпмана: как перестать играть

Нам нужен кто-то, чтобы выжить. Если так получилось, что мы психологически не очень зрелы. Если так вышло, что наши родители дали нам то, что дали. И, возможно, это далеко не все. И, возможно, мы не научились быть отдельными, не боясь этого. Возможно, мы не научились вдоволь заботиться о себе.

Нам нужен кто-то.

Если мы играем в спасателя - нам нужен тот, кого мы хотим спасти. Если мы играем в преследователя, нам нужен тот, кого мы хотим преследовать. Если мы играем в жертву, нам нужен тот, кто спасет, и тот, от кого спасут.

Треугольник созависимых отношений Карпмана

Это очень известный треугольник. Возможно, вы много читали о нем - об отношениях Спасатель-Жерва-Преследователь (или Агрессор).

Мы можем играть в эту игру сами с собой, можем играть в нее в паре, а можем играть в отношениях трех и более людей. Это психологическая игра, которая с одной стороны, избавляет нас от ощущения незамеченности, страха и беспомощности, с другой - связывает прочными созависимыми узами, ограничивая свободу и личностную реализацию.

Как работает треугольник Карпмана

Вкратце, на примере трех людей. К примеру, папа - преследователь, ребенок - жертва, мама - спасатель. Папа кричит на ребенка, ребенок плачет, мама пытается унять его плачь.

Это очень простой пример. Особенность треугольника в том, что в нем часто живут биологически взрослые люди. Иногда, он отбирает столько энергии, что по сути, люди живут ради того, чтобы играть в эту игру.

Любопытно то, что роли меняются. Как в цирке, когда львы ходят с тумбочки на тумбочку. Побыв, допустим, агрессором, человек испытывает вину и идет «спасать» жертву. Побыв спасателем, отчаивается и становится агрессором - злится и обвиняет жертву. А жертва, получив поддержку от спасателя, становится агрессором, упрекая спасателя (который уже стал жертвой) - мало! не так поддержал! нужно всегда!

Я называю треугольник созависимых состояний игрой. Но иногда она становится смыслом жизни. Разыгрывается неосознанно, пожирая энергию. Это настоящий Бермудский треугольник.

Особенности треугольника созависимых отношений

Я выделю несколько:

1. Как я уже сказала, треугольник нужен людям, чтобы выжить. Психологически. А иногда даже и физически. Например, спасатели могут годами помогать жертвам деньгами. А те - и не думают, к примеру, идти работать...

2. Участники игры выполняют свою миссию. Каждый уверен в своей «тяжкой доле». Каждый хочет быть связанным с другим и использовать другого.

3. Разные люди «заходят» в треугольник с разных позиций. Кто-то привык быть жертвой. Кто-то - спасателем. Кто-то преследовать. Но неизбежно каждый будет двигаться по кругу. Оставаться всегда на одной «тумбочке» не получится.

4. У всех участников процесса есть определенные неудовлетворенные потребности. Какой-то голод. И они уверены, что насыщение напрямую зависит от другого человека. Они не осознают собственный голод и не берут за него ответственность. Внутренне уверены, что другой как-то должен поучаствовать в отношениях, то есть как-то заполнить эту пустоту.

5. Все без исключения - мы учимся играть в эту игру в своем детстве. Если игра имеет место в нашей жизни, то скорее всего, мы родились в созависимой семье.

Играя в треугольник, можно прожить всю жизнь, это не критично. Вопрос выхода состоит лишь в том, когда хочется улучшить ее качество. Для выживания «треугольника» более чем достаточно.

Как выйти из треугольника созависимых состояний

Во многих публикациях описан сам процесс «игры» в треугольник. Я хочу акцентировать свое внимание на пунктах, которые реально помогут перестать играть.

Итак, необходимо...

1. Заметить само наличие игры. То есть, обратить свое внимание на то, что «похоже то, что написано - про меня, похоже я играю в треугольник, похоже я бываю в разных ролях с теми или иными людьми».

2. Далее: заметить наличие игры прямо сейчас. Это важно. То есть, я прямо сейчас пытаюсь спасти вон того мужчину от голодной смерти. Или я прямо сейчас ищу того, кто избавит меня от страданий. Или я прямо сейчас пытаюсь «учить жизни» того парня, который (о, неблагодарный!) пять минут назад не захотел принять мою помощь. Чем тщательнее и детальнее вы будете замечать себя, играющего в игру, тем лучше будет для вас. Главная опасность треугольника - то, что он скрыт от играющих, то есть они действуют неосознанно.

3. После того, как вы заметили себя играющего, постарайтесь остановиться на одной роли и перестать двигаться по кругу. Кто я сейчас? Да, прямо сейчас. О! Я сейчас...

Спасатель

Отлично. Теперь задайте себе лично вопрос: что я сейчас делаю? К примеру, я пытаюсь дать совет девочке Кате (помочь мальчику Пете). Теперь задайте себе следующий вопрос: зачем мне давать ему советы? К примеру, мне очень захотелось, чтобы Кате стало лучше, а Петя стал улыбаться. Супер! Теперь задайте себе следующий вопрос: что я получу от того, что Кате и Пете станет лучше? К примеру, я буду чувствовать себя значимее. А зачем мне быть значимее для Кати и Пети? Похоже, они напоминают моих маму и папу, которые мало замечали меня. И я решил бросить все силы на то, чтобы помочь им, чтобы потом они, наконец, помогли мне...
Тайная мечта каждого спасателя, чтобы кто-то спас его самого.

Жертва

Если я обнаружил, что прямо сейчас я - жертва. Прекрасно! Я чувствую себя таким беспомощным. Весь мир против меня! И даже вот этот замок снова сломался, и не кому прийти и починить... Как же это все сложно! Как же мне плохо! Жертвам кажется, что они очень маленькие и что они ничтожно слабы перед жизнью. И главный вопрос, который важно себе задать - действительно ли я не могу сейчас о себе позаботиться? И хорошо подумать. Вот мне уже двадцать (тридцать, сорок, пятьдесят) с половиной лет, я стою у этой двери в мой подъезд и не могу открыть электронный замок. И кажется, что все, я проведу под дверью всю ночь и никто не поможет, никому я не нужен... А это правда так? Вон кто-то идет, кажется, человек гуляет с собакой. Возможно, он из этого дома. В состоянии ли я обратиться к нему и задать вопрос... Как-то стыдно. Но, в принципе, переносимо. «Здравствуйте! Вы случайно не из этого дома? У меня ключ не срабатывает. Может, у Вас есть?». Боже, получилось... И он оказался соседом. И согласился помочь!

Главное заблуждение «жертвы»: ей кажется, что она беспомощна. Но это не так. Главная проблема жертвы - она не умеет брать ответственность за свою потребность и напрямую говорить о ней, удовлетворять ее.

Жертве нужен тот, кто «угадает». Если жертва и просит, то отказа она не перенесет. Обидится.

Преследователь

Преследователи имеют претензии ко всему миру. Он не так устроен, как им надо. Все и все не так. Преследователь обвиняет, агрессирует и хочет, чтобы другой изменился. И искренне не понимает, почему этот другой никак не меняется!

Преследователю трудно заметить то, что другой - это другой. И трудно принять мир, который не работает на преследователя.

Вы заметили себя в этой роли? Стоп! Это очень хорошо. Спросите себя: кого я сейчас преследую, кого хочу переделать, к кому предъявляю претензии? Вот он, этот парень справа. К нему. Что-то он сильно ноет! Сколько можно. Он должен идти и работать, а не ныть! А теперь следующий вопрос, к себе. Зачем мне, чтобы этот парень не ныл? Предположим, мне так станет легче, я перестану злиться. Мир станет подконтрольным мне. А что же скрывается за тем, что я так сильно хочу все контролировать? Похоже, я боюсь... Очень боюсь, что все пойдет на самотек...и ...меня намотает на гусеницы этого громадного неподвластного мне танка... Я отчаянно пытаюсь его остановить!!! Но у меня ничего, ничего не выходит! Как же я устал......Когда же придет долгожданный покой?!..

Каждому преследователю тайно хочется, наконец, перестать преследовать и получить желанный покой... Мир не рухнет без него, мир останется, и он, преследователь, тоже останется. Все выживут.

На самом деле, выйти из треугольника, а точнее - отдалиться от него, не чувствовать притяжения к отношениям подобного рода - большая задача и очень тяжелая работа. Ведь, одного и даже двух раз такой рефлексии недостаточно, чтобы поменять способ жизни, которым мы жили 20-30-40 лет. Впрочем, начать делать эту работу вполне реально, и чем чаще - тем лучше.

Детальней, ясней, отчетливей заметить все переливы этого интересного процесса - игры в созависимость - возможно с регулярной поддержкой психотерапевта.
Помните, изменения даются непросто, но если уже происходят и закрепляются, то останутся надолго.

Елена Митина
 
Я не в первый раз об этом пишу и не сама до этого дошла. И я не устану писать об этом вновь и вновь, ибо не передать словами насколько это важно:
Невыраженные теплые чувства разрушают изнутри и отнимают энергию гораздо сильнее, чем невыраженные негативные чувства.

И, казалось бы, у нас в обществе нет табу на выражение теплых чувств - хоть обвыражайся и никто тебя не пристыдит, "это же хорошие, "правильные" чувства".
Но не тут-то было. Все немного сложнее, чем логические размышления.

Мы так устроены, что если у нас зажат какой-то один полюс, то и другой полюс будет заблокирован.
Поясню.
Если по каким-то причинам заблокирована печаль/злость/зависть/ревность/страх, то и радость/спонтанность/легкость/благодарность/трогательность будут заблокированы.

Невозможно из своей личности и психики сделать аппликацию - вырезать то, что нравится, а то, что оценивается как "плохое" - выкинуть и забыть. Собственно, из-за попыток сделать это и начинаются все неврозы и более сложные процессы.

В терапии часто терапевт "раскапывает" так называемые негативные чувства именно по той причине, что они приглушают, лишают доступа к тому светлому, что всегда стоит за так называемым негативом.

И если просто отреагировать злость/зависть/ревность/страх, не исследуя, о каких ценностях заботятся и сигналят эти чувства, облегчение наступает совсем ненадолго и снова наваливается тяжесть. И тогда действительно проще сделать вывод о том, что не стоило было в это лезть.
Да. И я считаю, что не стоит лезть в трудные переживания, отнимающие много энергии, если не переживать их как дверь к тому, на что они всегда указывают.
Высвобождение энергии, наполненность, свободное дыхание души и тела наступают лишь тогда, когда печаль проясняет ценность того, что оплакивается. Когда злость и ярость служат верным компасом того очень тонкого и чувствительного места души, которые эти чувства защищают. Когда зависть раскрывает свои истинные хочу, а ревность указывает на то, что я сам себе запрещаю или чего меня когда-то лишали значимые для меня люди.

И вот, сама только что найдя возможность выразить благодарность за совсем незначительную, казалось бы, штуку, я вспомнила про эту важность - выражать ее. Она как золото - драгоценна, но таскать ее внутри невыраженной очень трудно, и со временем невыраженная, она начинает тухнуть и отравлять.
Но что бы этого не произошло, так важно, очень важно, не отщеплять от себя своих верных друзей - страх, печаль, злость, зависть, ревность - а слушать их, куда они показывают, какие места души призывают укрепить для того, чтобы светлое из души полилось свободным потоком.

Ксения Аляева
 
10 НЕВРОТИЧЕСКИХ НАКЛОННОСТЕЙ

1. Невротическая потребность в привязанности и одобрении: потребность всем подряд угождать и нравиться, получать у них одобрение; жизнь в соответствии с ожиданиями других людей; перенесение центра тяжести с собственной личности на других, привычка принимать во внимание только их желания и мнения; боязнь самоутверждения; боязнь враждебности со стороны других или враждебных чувств к себе.

2. Невротическая потребность в «партнере», который возьмет на себя руководство жизнью: смещение центра тяжести на «партнера», который должен осуществить все жизненные ожидания и нести ответственность за все хорошее и плохое; успешное манипулирование «партнером» становится главной задачей; завышенная оценка «любви», потому что предполагается, что «любовь» решает все проблемы; боязнь оказаться покинутым; боязнь одиночества.

3. Невротическая потребность ограничить свою жизнь тесными рамками: необходимость быть нетребовательным, довольствоваться малым и ограничить свои честолюбивые стремления и желания материальных благ; необходимость оставаться неприметным и играть второстепенные роли; умаление своих способностей и потенциальных возможностей, признание скромности как высшей добродетели; стремление скорее сохранять, нежели тратить; боязнь предъявлять какие-либо требования; боязнь иметь или отстаивать экспансивные желания.

4. Невротическое стремление к власти: стремление к господству над другими; компульсивная преданность делу, долгу, ответственности; неуважение других людей, их индивидуальности, достоинства, чувств, стремление подчинить их себе; наличие с разной степенью выраженных деструктивных элементов; преклонение перед любой силой и презрение к слабости; боязнь неконтролируемых ситуаций; боязнь беспомощности.
Невротическая потребность верить во всемогущество воли: ощущение силы духа, проистекающее от веры в магическую силу воли; реакция отчаяния на любую фрустрацию желаний; тенденция отказываться от желаний или ограничивать желания и терять к ним интерес из-за боязни «неудачи»; боязнь признания каких-либо ограничений абсолютной воли.

5. Невротическая потребность в эксплуатации других и стремление любой ценой добиваться для себя преимуществ: оценка других людей прежде всего с точки зрения того, можно или нет их эксплуатировать и извлечь выгоду; различные сферы эксплуатации – деньги, идеи, сексуальность, чувства; гордость своим умение эксплуатировать других; боязнь самому подвергнуться эксплуатации и, таким образом, оказаться в дураках.

6. Невротическая потребность общественного признания или престижа: буквально все (предметы, деньги, собственные качества, поступки, чувства) оцениваются в соответствии с их престижностью; самооценка целиком зависит от публичного признания; различные (традиционные или бунтарские) способы возбуждения зависти или восхищения; боязнь утраты привилегированного положения в обществе («унижения») либо в силу внешних обстоятельств, либо вследствие внутренних факторов.

7. Невротическая потребность в восхищении собой: раздутое представление о себе (нарциссизм); потребность в восхищении не тем, что человек представляет собой или чем он обладает в глазах окружающих, а воображаемыми качествами; самооценка, целиком зависящая от соответствия этому образу и от восхищения этим образом другими людьми; боязнь утратить восхищение (оказаться «униженным»).

8. Невротическое честолюбие в смысле личных достижений: потребность превосходить других не тем, что ты собой представляешь, а посредством своей деятельности; зависимость самооценки от того, насколько удается быть самым лучшим – любовником, спортсменом, писателем, рабочим – особенно в собственных глазах, признание со стороны других также имеет значение, а его отсутствие вызывает обиду; примесь деструктивных тенденций (нацеленных на нанесение поражения другим), всегда присутствующих, хотя и различающихся по интенсивности; неустанное подталкивание себя к еще большим достижениям, несмотря на постоянную тревогу; страх неудачи.

9. Невротическая потребность в самодостаточности и независимости: потребность никогда ни в ком не нуждаться, или сопротивляться любому влиянию, или быть абсолютно ничем не связанным, поскольку любая близость означает опасность порабощения; наличие дистанции и обособленность – единственный источник безопасности; боязнь потребности в других людях, привязанности, близости, любви.

10. Невротическая потребность в достижении совершенства и неуязвимости: постоянное стремление к совершенству; навязчивые размышления и самообвинения в связи с возможными недостатками; чувство превосходства над другими в силу своего совершенства; боязнь обнаружить в себе недостатки или совершить ошибки; боязнь критики или упреков.

Чем невротические наклонности («минус-любовь») отличаются от здоровых («плюс-любовь»)?

Навязчивый характер. Тотальность (отсутствие избирательности: например, если человек нуждается в «-любви», то он должен получать ее от друга и врага, от нанимателя и чистильщика сапог). Сильная реакция тревоги в ответ на фрустрацию невротической наклонности («все будет потеряно»), что доказывает, что невротические наклонности сохраняют наше чувство безопасности. Многие невротические наклонности вдобавок имеют силу всепоглощающей страсти, субъективно воспринимаемой индивидом как «истинное счастье». Ощущение перевернутого ценника: например, не человек обладает силой воли, а наоборот – она человеком. По сути, невротические наклонности лишены свободы, спонтанности и смысла.

Карен Хорни, «Самоанализ»
 
Петр Мамонов о смысле жизни

— Каждый встречающийся на пути человек — ангел. Он тебе помощник и встретился недаром. Он тебя или испытывает, или любит. Другого не дано. У меня был случай в молодости. Выпивали мы с приятелем, расстались поздно. Утром звоню узнать, как добрался, а мне говорят: он под электричку упал, обе ноги отрезало. Беда невыносимая, правда? Я к нeму в бoльницу пpишел, oн гoворит: «Тебе xорошо, a я вoт...» — и oдеяло oткрыл, a тaм... yжас! Был oн чeловеком гoрдым. A cтал cкромнейшим, вeселым.
Поставил пpотезы, жeна, чeтверо дeтей, дeтский пиcатель, cчастьем зaлит пo yши. Bот кaк Гoсподь иcцеляет дyши бoлезнями физичeскими! Bозможно, нe cлучись c чeловеком гoря, гoрдился бы дaльше — и зaсох, кaк кoрка чeрствая. Таков тpуднопереносимый, нo cамый близкий пyть к oчищению дyховному. Hужно кaждую минyту пoучаться, кaждую минyту дyмать, чтo cказать. И cозидать, cозидать, cозидать.
Жизнь пoрой бьeт, нo эти yдары — лeкарство. «Hаказание» — oт cлова «нaказ». A нaказ — этo yрок, yчение. Гoсподь нaс yчит, кaк oтец зaботливый. Cтавит мaленького cына в yгол, чтoбы oн в cледующий pаз нe дeлал плoхого. Дитя pвется, a oтец дeржит eго зa pуку, чтoбы пoд тpамвай нe пoпал. Так и Бoг. Иcкушения — этo экзaмен. A экзaмен зaчем? Чтoбы eго cдать. B этиx иcпытаниях мы cтановимся вcе чищe и чищe. Зoлото в oгне жгyт, чтoбы oно cтало чиcтым. Так и дyши нaши. Mы дoлжны пeреносить cкорби бeзропотно, бeз вoпроса «зa чтo?». Этo нaш пyть.

Подлинный cмысл жизни — любить.

— Зaчем мы живeм? Дoлгие гoды я никaк нe oтвечал нa этoт вoпрос — бeгал мимo. Был пoд кaйфом, пил, дpался, твeрдил: «Я глaвный». A пoдлинный cмысл жизни — любить. Этo знaчит жeртвовать, a жeртвовать — этo oтдавать. Cхема пpостейшая. Этo нe oзначает — xодить в цeрковь, cтавить cвечки и мoлиться. Cмотрите: Чeчня, 2002 гoд, вoсемь cолдатиков cтоят, oдин y гpанаты cлучайно выдeрнул чeку, и вoт oна кpутится. Пoдполковник, 55 лeт, в цeрковь ни pазу нe xодил, ни oдной cвечки нe пoставил, нeверующий, кoммунист, чeтверо дeтей... бpюхом бpосился нa гpанату, eго в кyски, cолдатики вcе живы, a кoмандир — пyлей в pай. Этo жeртва. Bыше, чeм oтдать cвою жизнь зa дpугого, нeт ничeго нa cвете.
В вoйну вcе пpоявляется. Там вcе cпрессовано. A в oбыденной жизни pазмыто. Mы дyмаем: для xороших дeл eсть eще зaвтра, пoслезавтра... A eсли yмрешь yже cегодня нoчью? Чтo ты бyдешь дeлать в чeтверг, eсли yмрешь в cреду? Kажется, тoлько вчeра cидел pядом Oлег Ивaнович Янкoвский, вoт eго кyрточка лeжит, вoт тpубочка. A гдe cейчас Oлег Ивaнович? Mы c ним нa cъемках фильмa «Цaрь» cдружились. Mного o жизни бeседовали. Я и пoсле eго cмерти c ним бeседую. Mолюсь: «Гoсподи, пoмилуй и cпаси eго дyшу!» Bот чтo пpоходит тyда — мoлитва. Пoэтому, кoгда бyду yмирать, мнe нe нaдо pоскошных дyбовых гpобов и цвeтов. Mолитесь, pебята, зa мeня, пoтому чтo я пpожил oчень вcякую жизнь.
Mолитва вaжна и пpи жизни. Cлово «cпасибо» — «cпаси Бoг» — этo yже мoлитва. Бывaет, нe мoгу oчки нaйти, пpошу Творца Bселенной: «Пoмоги, Гoсподи!» — и нaхожу. Oтец Hебесный любит нaс, к нeму вcегда мoжно зa пoмощью oбратиться. Bы знaете, кaкое этo чyдо?! Cидим мы здeсь c вaми, тaкие чeрвячки, — и мoжем нaпрямую cказать: «Гoсподи, пoмилуй!» Дaже мaленькая пpосьба — зaпрос вo Bселенную. Bот кpутняк! Hикакой гeроин pядом нe лeжал!
Господь нe злoй дядькa c пaлкой, кoторый, cидя нa oблаке, cчитает нaши пoступки, нeт! Oн нaс любит бoльше, чeм мaма, чeм вcе вмeсте взятыe. И eсли дaет кaкие-то cкорбные oбстоятельства — знaчит, нaшей дyше этo нaдо. Bспомните cвою жизнь в мoменты, кoгда былo тяжeло, тpудно, — вoт cамый кaйф, вoт гдe кpуто! Hаписалась y мeня тaкая штyчка: чeм xуже yсловия, тeм лyчше кoты. Bот тaк...

Любовь — этo вымыть пoсуду внe oчереди.

Видеть xорошее, цeпляться зa нeго — eдинственный пpодуктивный пyть. Дpугой чeловек мoжет мнoгое дeлать нe тaк, нo в чeм-то oн oбязательно xорош. Bот зa этy нитoчку и нaдо тянyть, a нa дpянь нe oбращать внимaния. Любoвь — этo нe чyвство, a дeйствие. Hе нaдо пылaть aфриканскими чyвствами к cтарухе, yступая eй мeсто в мeтро. Твой пoступок — тoже любoвь. Любoвь — этo вымыть пoсуду внe oчереди.

Спаси cебя — и xватит c тeбя

— Hельзя pассказать пpо вкyс aнанаса, eсли eго нe пoпробовать. Hельзя pассказать пpо тo, чтo тaкое xристианство, нe пpобуя. Пoпробуйте yступить, пoзвонить Людкe, c кoторой нe pазговаривали пять лeт, и cказать: «Люд, дaвай зaкончим вcю этy иcторию: я чтo-то cказала нe тaк, ты cказала... Дaвай в кинo cходим». Bы yвидите, кaк нoчью бyдет xорошо! Bсе вoзвращается вo cто кpат тeбе, любимoму, нo тoлько нe тpяпками, a cостоянием дyши. Bот пoдлинное cчастье! Hо чтoбы eго дoстичь, кaждую минyту нaдо дyмать, чтo cказать, чтo cделать. Этo вcе eсть cозидание.
Посмотрите, чтo дeлается вoкруг: cколько xороших людeй, чиcтых, yдивительных, вeселых лиц. Eсли мы видим гaдость — знaчит, oна в нaс. Пoдобное cоединяется c пoдобным. Eсли я гoворю: вoт пoшел вoрюга — знaчит, я cам cтырил eсли нe тыcячу дoлларов, тo гвoздь. Hе oсуждайте людeй, взглянитe нa cебя.
Спаси cебя — и xватит c тeбя. Bерни Бoга в cебя, oбрати cвой взoр, cвои глaза нe вoвне, a вoвнутрь. Пoлюби cебя, a пoтом cамолюбие пpеврати в любoвь к ближнeму — вoт нoрма. Mы вcе извpащенцы. Bместо тoго чтoбы быть щeдрыми — жaдничаем. Живeм нaоборот, нa гoлове xодим. Hа нoги вcтать — этo oтдать. Hо eсли ты oтдал дeсять тыcяч дoлларов, a пoтом пoжалел, пoдумал, чтo нyжно былo oтдать пять, — твoего дoброго дeла, cчитай, и нeт.

Я пpожил cегодняшний дeнь — кoму-нибудь oт этoго былo xорошо?

Каждую нoчь нyжно зaдавать cебе пpостенький вoпросик: я пpожил cегодняшний дeнь — кoму-нибудь oт этoго былo xорошо? Bот я, знaменитый кpутой aртист, pок-н-ролльщик, — мoгу c вaми pазговаривать тaк, чтo вы пo cтрунке бyдете xодить. Hо pазве мнe oт этoго лyчше бyдет? Или вaм? Oдно из имeн дьявoла — «pазделяющий». Bнутренний дьявoл внyшает: ты пpав, cтарик, дaвай вcех пoстрой! Я cтараюсь тaким нe быть. Пpодвигаюсь в cвоей дyшевной pаботе кaждый дeнь. Kомариными шaжочками.
Не xочу ничeм гoрдиться: ни cвоей pолью в фильмe «Oстров», ни cтихами cвоими, ни пeснями, — xочу c кpаю глядeть нa вcе этo. Mне чyдо — кaждый дeнь, y мeня кaждый дeнь нeбо pазное. A oдин дeнь нe пoхож нa дpугой. Cчастье, чтo cтал этo зaмечать. Я oчень мнoго пpопустил, мнe oчень жaль. Oб этoм я плaчу, внyтренне, кoнечно. Mогло быть вcе чищe и лyчше. Oдин чeловек cказал: ты тaкие пeсни нaписал, пoтому чтo вoдку пил. Hо я иx нaписал нe блaгодаря вoдке, a вoпреки. C выcоты cвоих 60 лeт я гoворю: нeльзя тeрять в этoй жизни ни минyты, вpемени мaло, жизнь кoротка, и в нeй мoжет быть пpекрасен кaждый мoмент. Bажно yтром вcтать и yбрать вoкруг. Eсли я пpоснулся в дyрном нaстроении, нe пoртвейн пью, a гoворю: «Гoсподи, чтo-то мнe плoхо. Я нaдеюсь нa тeбя, ничeго y мeня нe пoлучается». Bот этo движeние cамое вaжное.
 
Как травмы Внутреннего Ребенка влияют на отношения с другими людьми

Приведу в пример несколько ситуаций, для иллюстрации.

Вам сделали замечание по работе. Что вы чувствуете?

Травмированный ВР: вы чувствуете стыд, или вину, или же ощущаете себя «недостаточно хорошим».

Здоровый ВР: Нет ни вины, ни стыда, ни плохости. Есть ответственность. «Сейчас разберемся, кто и какой вклад сделал. «Если ошибка есть, без проблем исправлю. Если мы не поняли друг друга, мы это обсудим».

Причина травмы: вас не приняли «ошибающимся». Вам говорили, что вы должны все знать, уметь, подготовиться, не оплошать, невзирая ни на возраст, ни на ваши ресурсы. Теперь вы сами «спрашиваете» с себя по той же мерке.

Вы влюбились. Ваши чувства.

Травмированный ВР: из-за дефицита у вас может сформироваться эмоциональная зависимость разной «степени тяжести». От несамостоятельности или контроля, до невозможности жить без объекта любви.

Здоровый ВР – вас не захватывают отношения «целиком». У вас всегда есть часть своей жизни, которая эмоционально вам важна. Вы чувствуете границы - и свои, и другого человека. Вы можете ценить близость, не боитесь инаковости (того, что другой человек может быть не похожим на вас по реакциям, ценностям и нуждам).

Причина травмы: дефицит любви в детстве. Много контроля со стороны родителей, насилия, или холода, безразличия.

Вы «не справляетесь». Ваши чувства.

Травмированный ВР. От раздражения на себя до ненависти. Постоянные попытки «взять себя в руки», несмотря на наличие ресурса (ВР истощен или запуган, не уверен в себе и боится действовать самостоятельно). Бесконечное зависание в одних и тех же сценариях само-насилия и истощения (или избегания ответственности и вины).

Здоровый ВР. Ситуация воспринимается как текущая, и решается перерывом в работе, для восстановления, поиском помощи (например, если вы – родитель, или ученик). Отсутствие ненависти к себе, полное принятие права на неспособность справляться.

Причина травмы: вас не принимали «слабым» и уязвимым.

В отношениях вас кто-то раздражает.

Травмированный ВР «ищет причину» в себе – я плохой, или в Другом – «он плохой». У вас мало ресурса выдерживать раздражение и дискомфорт. Вы пытаетесь переделать себя или другого, постоянно оказываясь в цикле ожидания и разочарования.

Здоровый ВР замечает ситуацию, в которой все это происходит. Может выдерживать напряжение, разбираясь с причиной. В процессе выбора решения исследует свой вклад, и вклад Другого. Опирается при этом на свои чувства, на обратную связь другой стороны, и делает обобщенный вывод, учитывая все нюансы происходящего.

Причина травмы: отсутствие опыта принятия себя "иным", непохожим, запреты на злость и другие чувства.

Если нет опыта разбора сложных ситуаций, а есть только лишь опыт полного принятия ответственности за них (вина) или перекладывание ответственности на Другого, то не появляется сложного навыка распознания того, что произошло в реальности.

Вероника Хлебова
 
10 НЕВРОТИЧЕСКИХ НАКЛОННОСТЕЙ

1. Невротическая потребность в привязанности и одобрении: потребность всем подряд угождать и нравиться, получать у них одобрение; жизнь в соответствии с ожиданиями других людей; перенесение центра тяжести с собственной личности на других, привычка принимать во внимание только их желания и мнения; боязнь самоутверждения; боязнь враждебности со стороны других или враждебных чувств к себе.

2. Невротическая потребность в «партнере», который возьмет на себя руководство жизнью: смещение центра тяжести на «партнера», который должен осуществить все жизненные ожидания и нести ответственность за все хорошее и плохое; успешное манипулирование «партнером» становится главной задачей; завышенная оценка «любви», потому что предполагается, что «любовь» решает все проблемы; боязнь оказаться покинутым; боязнь одиночества.

3. Невротическая потребность ограничить свою жизнь тесными рамками: необходимость быть нетребовательным, довольствоваться малым и ограничить свои честолюбивые стремления и желания материальных благ; необходимость оставаться неприметным и играть второстепенные роли; умаление своих способностей и потенциальных возможностей, признание скромности как высшей добродетели; стремление скорее сохранять, нежели тратить; боязнь предъявлять какие-либо требования; боязнь иметь или отстаивать экспансивные желания.

4. Невротическое стремление к власти: стремление к господству над другими; компульсивная преданность делу, долгу, ответственности; неуважение других людей, их индивидуальности, достоинства, чувств, стремление подчинить их себе; наличие с разной степенью выраженных деструктивных элементов; преклонение перед любой силой и презрение к слабости; боязнь неконтролируемых ситуаций; боязнь беспомощности.
Невротическая потребность верить во всемогущество воли: ощущение силы духа, проистекающее от веры в магическую силу воли; реакция отчаяния на любую фрустрацию желаний; тенденция отказываться от желаний или ограничивать желания и терять к ним интерес из-за боязни «неудачи»; боязнь признания каких-либо ограничений абсолютной воли.

5. Невротическая потребность в эксплуатации других и стремление любой ценой добиваться для себя преимуществ: оценка других людей прежде всего с точки зрения того, можно или нет их эксплуатировать и извлечь выгоду; различные сферы эксплуатации – деньги, идеи, сексуальность, чувства; гордость своим умение эксплуатировать других; боязнь самому подвергнуться эксплуатации и, таким образом, оказаться в дураках.

6. Невротическая потребность общественного признания или престижа: буквально все (предметы, деньги, собственные качества, поступки, чувства) оцениваются в соответствии с их престижностью; самооценка целиком зависит от публичного признания; различные (традиционные или бунтарские) способы возбуждения зависти или восхищения; боязнь утраты привилегированного положения в обществе («унижения») либо в силу внешних обстоятельств, либо вследствие внутренних факторов.

7. Невротическая потребность в восхищении собой: раздутое представление о себе (нарциссизм); потребность в восхищении не тем, что человек представляет собой или чем он обладает в глазах окружающих, а воображаемыми качествами; самооценка, целиком зависящая от соответствия этому образу и от восхищения этим образом другими людьми; боязнь утратить восхищение (оказаться «униженным»).

8. Невротическое честолюбие в смысле личных достижений: потребность превосходить других не тем, что ты собой представляешь, а посредством своей деятельности; зависимость самооценки от того, насколько удается быть самым лучшим – любовником, спортсменом, писателем, рабочим – особенно в собственных глазах, признание со стороны других также имеет значение, а его отсутствие вызывает обиду; примесь деструктивных тенденций (нацеленных на нанесение поражения другим), всегда присутствующих, хотя и различающихся по интенсивности; неустанное подталкивание себя к еще большим достижениям, несмотря на постоянную тревогу; страх неудачи.

9. Невротическая потребность в самодостаточности и независимости: потребность никогда ни в ком не нуждаться, или сопротивляться любому влиянию, или быть абсолютно ничем не связанным, поскольку любая близость означает опасность порабощения; наличие дистанции и обособленность – единственный источник безопасности; боязнь потребности в других людях, привязанности, близости, любви.

10. Невротическая потребность в достижении совершенства и неуязвимости: постоянное стремление к совершенству; навязчивые размышления и самообвинения в связи с возможными недостатками; чувство превосходства над другими в силу своего совершенства; боязнь обнаружить в себе недостатки или совершить ошибки; боязнь критики или упреков.

Чем невротические наклонности («минус-любовь») отличаются от здоровых («плюс-любовь»)?

Навязчивый характер. Тотальность (отсутствие избирательности: например, если человек нуждается в «-любви», то он должен получать ее от друга и врага, от нанимателя и чистильщика сапог). Сильная реакция тревоги в ответ на фрустрацию невротической наклонности («все будет потеряно»), что доказывает, что невротические наклонности сохраняют наше чувство безопасности. Многие невротические наклонности вдобавок имеют силу всепоглощающей страсти, субъективно воспринимаемой индивидом как «истинное счастье». Ощущение перевернутого ценника: например, не человек обладает силой воли, а наоборот – она человеком. По сути, невротические наклонности лишены свободы, спонтанности и смысла.

Карен Хорни, «Самоанализ»
Все это обо мне родной.
 
@Вазовски, Ксюша, ты программу по созикам ведь проходишь, не по ВДА?
 
Хочешь глубже копать? Почему тупая?
Я не знаю, хочу ли я глубже. Иногда кажется, что действия по программе помогают, а иногда что от них никакого толку и это самообман ( Я понимаю, что оставаться на месте не получится, но не верю, что когда то станет легче и меня прекратят терзать флешбеки
 
Я не знаю, хочу ли я глубже. Иногда кажется, что действия по программе помогают, а иногда что от них никакого толку и это самообман ( Я понимаю, что оставаться на месте не получится, но не верю, что когда то станет легче и меня прекратят терзать флешбеки
У меня также, но если я позволяю себя впасть в эмоциональный запой или увлечь страхами, то мне капец. У меня непростой период в жизни, и только вера и программа мне помогают. Ну и дефекты мои… пока на дно тянут.
 
Назад
Сверху Снизу