Когда дети вырастают и начинают чувствовать себя самостоятельными, а проявляется это высокомерно, поучительно и с нотками недовольства, нетерпимости и пренебрежения, надо ли отстраняться без объяснений "я обиделась" или все таки щелкнуть по носу, что бы не зазновались?
Я озвучиваю. У меня младшая сейчас такой тон что-то зачастила. Причину тож знаю, у ее папы есть склонность к сарказмам и раздражительности в общении, (ему тоже озвучиваю). А она срисовывает, привыкает, получается, что это типа норм.
С сыном тоже бывает, но гораздо реже уже, только если он на взводе, тревожится о чем-то или когда я давлю, взаимная реакция получается. (Раньше с ним было гораздо хуже в плане психов, грубостей и прочего)
И когда был этот период я прям системно подошла к вопросу. Мы семейный совет собирали и свод правил обсуждали. Там было и про обязанности по дому и в учебе, а отдельным и очень важным пунктом шло про общение в семье. У него тогда ещё и младшая была как громоотвод, это тоже оговаривали.
Обсуждали про эмоции тоже, их проявления и тп.
Проговаривали, что мы живём вместе и приятнее гораздо жить когда атмосфера дружелюбная, общение взаимоуважительное. Их пожелания о моем поведении я тоже учитывала.
Мы все это прописывали и в таблицу заносили - как нужно общаться и какие дела держать в порядке.
Вечером подсчитывали баллы за день и это монетизировалось через некоторый период.
В общем это долгая история была. Я и сама стала более внимательно относиться к своему тону и фразам, которыми с ними общаюсь. Чтобы не заводиться лишний раз на них, но и не заискивать. Своим примером тоже показывала, что вопросы легче решать на дружеской ноте и вообще в семье нормально общаться вот так. А эмоции это тоже нормально, но не надо их сбрасывать на других людей, они не при чем, а атмосфера ухудшается.
Не сразу, но ситуация стала меняться. Я стала лучше понимать что влияет у детей на настроение и как не подливать масла в этот момент.
Ещё меня поддерживали в этом мои старшие, они оба разумные и дружелюбные и разговоры тоже вели и сами пример хороший.
Сейчас сын уже понимает что это такое и его бывает заносит. Но мы это проговариваем и он сам лучше осознает свои эмоции. Может сказать - я сейчас злюсь, не трогай и тд.
Или он тревожится, накрутил себя и тогда я не присоединяюсь к его эмоциям, а транслирую спокойствие и уверенность, что всё будет хорошо, разбираем его страхи, стараюсь ему показать что он нарисовал негативный сценарий, которого нет и застрял в нем. Так было уже много раз и поэтому есть чем поддержать его.
В общем тема чувств и общения у нас давно присутствует, поэтому проще. Он уже сам явно ценит хорошие отношения, понимает их признаки: как это выглядит и ощущается и тоже их старается поддерживать.
С младшей сейчас этот процесс начинается только, но у нее ещё не запущенный случай и она не такая психушка, более уравновешенная и рассудительная.
У нее ещё больше папино влияние играет роль. А с ним это уже отдельная тема. Но по сути приходится, также как с детьми, обращать внимание на эмоции (какие из них сейчас рулят и разбирать их причину), показывать как это на других отражается и транслировать общий посыл о том, что в дружелюбной обстановке жить приятнее и это норма. Так как если часто негатив возникает в адрес домочадцев - это проблема уже, так не пойдет.