Конспект прочитанного за сегодня.
Выздоравливающие алкоголики нуждаются в некотором количестве стыда для того, чтобы надежда на поддержание трезвости была реалистичной.
Стыд связан с развитием чувства принадлежности к миру, автономией и способностью личности отвечать на вызовы среды.
Алкоголь и наркотики обычно впоследствии увеличивают стыд.
Вина связывается с алкоголизмом, особенно с повторяющимся, циклическим процессом, позволяющим индивиду пить и чувствовать себя виноватым без каких-либо изменений данного паттерна
Стыд - необходимый аспект человеческого состояния, что он имеет позитивный смысл для выздоравливающего алкоголика и что вряд ли индивид сможет сохранять трезвость без знания того, как обращаться со своим стыдом. Умеренное ощущение стыда - это сигнал, что что-то не так в отношениях между индивидом и его миром. аучиться распознавать этот сигнал и действовать соответствующим образом, вместо того чтобы быть парализованным им.
Для некоторых индивидов характерна быстрая смена этих двух состояний: следующие друг за другом периоды ужас-ного стыда и абсолютного бесстыдства. Алкоголик может быть способен поддерживать абстиненцию в одной или обеих этих позициях, но он, безусловно, продолжает чувствовать себя одиноким и отчужденным от себя и других. Подлинное выздоровление подразумевает нахождение способа умерить как стыд, так и гордость.
Умеренный стыд дискомфортен, но не слишком. Человек в этом случае не презирает себя целиком. Он боится быть увиденным и может нуждаться в прерывании контакта, но даже в этот момент он готовится в конечном итоге вернуться к обществу. Он не до такой степени застенчив, чтобы прекратить любые действия, дабы никто не увидел и не осудил его. Его стыд опустошителен, но это - временное состояние.
Человек, способный испытывать умеренный стыд, может не справиться с произнесением речи - перепутать слова или прийти в полное замешательство. Он может быть настолько расстроен, что ему будет трудно концентрироваться и он наделает кучу ошибок. Впоследствии он может отвратительно себя чувствовать и даже желать себе смерти. Однако когда это первоначальное расстройство пройдет, он будет способен простить себя и сделать выводы, которые позволят ему не повторять своих ошибок. Он использует свой стыд, чтобы в следующий раз говорить так, чтобы гордиться собой. Он может в конечном счете благодарить свои неудачи, рассказывая другим, что эти события помогли ему приоб-рести скромность и мотивировали его стать лучше.
Человек, чувствующий нормальный, умеренный стыд, может выносить это состояние. Однако он неприятен, и субъект сделает всё, чтобы уменьшить этот дискомфорт. Вместо отрицания своего стыда, он воспримет его как сигнал к изменению. Он изменит поведение и таким образом начнет изменять общее понятие о себе.
Это отличает его от полностью устыженной персоны, застрявшей в постоянной ненависти к себе; такой человек принимает вызов движения от стыда к гордости. Его цель -чувствовать себя "достаточно хорошим", чтобы знать, что для него есть место в мире. Он ожидает, что другие увидят и примут его, а не обольют презрением. Он может регулировать свое поведение в достаточной степени, чтобы нравиться окружающим без потери чувства базовой автономии. Он может оставаться один без неодолимого страха оставления.