Учеба класс просто, очень нравится - с первого занятия про врожденный алкоголизм 😄
А.И. Осипов из лекции: «Понятие греха: три разных смысла»
«2) Второй смысл – это так называемый родовой грех.
Второй смысл понятия греха (он также не является грехом в точном смысле слова) связан с так называемой родовой порчей. Не всечеловеческой изначальной, а родовой, которая связана с определенным родом, семьей.
Это унаследование человеком черт рода, унаследование тех греховных страстей, которые возникли у предков в силу совершенных ими грехов, особенно тяжелых. Некоторые вещи можем очень легко наблюдать – напр., врожденный алкоголизм. Но точно так же могут передаваться не только телесные, но и духовные болезни – врожденная завистливость, врожденная гневливость, воровство, врожденная злоба – чуть ли не страсть прямо к убийству и т.д. Недаром в христианской литературе осталось библейское выражение «род Каина» или «род каинитов».
И эта наследственность (не только отрицательная, но и положительная – ведь вы обращали внимание, что многие жития святых начинаются с указания на их благочестивых родителей, т.е. м.быть наследственная склонность и к добру, к добродетели) – эти наследственные свойства души, так же, как и телесные свойства – могут передаваться.
Вопрос – виноват ли потомок, что он рождается уже с этой страстью? Ответ – конечно нет. Так вот, родовой грех – это наследственные болезни духовного порядка, с которыми рождается человек в силу наследования их от своих предков.
Все люди рождаются с болезнями, изъянами, полученными от своих родителей, и так – из поколения в поколение. Адам, когда согрешил лично – он уже дал начало и первородной порче (природа изменилась), и родовой порче. Т.е. он положил начало всем трем грехам – и личному, и родовому, и первородному. И как дальше – уже сразу два сына, и из них один оказался праведным, а другой – убийцей. И от Каина пошел род каинитов. Эта печать пошла и дальше.
Вопрос – возможно ли эту родовую болезнь исцелить? Христианская мысль говорит об этом совершенно однозначно. Если от смертности, тленности и страстности исцеления быть не может, то от родовых болезней – можно. Правильная христианская жизнь, сопряженная с подвигом, может в очень сильной степени освободить человека от этого. И даже если он не полностью освободится, то уже его дети будут без печати этого греха. Очень много значит это наследование в детях. Те родители, кто борются со своими наследственными страстями – они уже являются залогом того, что их дети могут рождаться гораздо более чистыми.
Эти рассуждения о родовом грехе имеют колоссальное значение для тех, кто вступают в брак и собираются иметь детей. Люди мирские этого не хотят понимать, они хотят иметь ангелочков – а у них рождаются бесочки. Почему? Они-то думают: вот мы-то ладно какие, а детей своих сделаем ангелами.
Ведь первичной реальностью, а не фантазией, является дух. Этим мы и отличаемся от материалистов, что самой главной, первичной реальностью является наше духовное состояние. Материальная же сторона – вторичная, уже пассивная, это та глина, из которой мы лепим.
В Св. Писании о родовом грехе много говорится. Напр., ап. Павел пишет: Ибо не понимаю, что делаю. Что хочу, доброе – не делаю. Что ненавижу, злое – то творю.
На что он жалуется, на первородный? – нет, на родовой. …родовые наследственные болезни, они действуют даже на человека, исполненного Св. Духа. Дух действовал в чудесах, исцелениях и т.д. – а природа-то его оставалась с ним, он познавал свою немощь, эта природа давала ему возможность смиряться.
Так же и мы не спасемся тем, что будем только говорить слово истины людям, верное спасительное слово – потому что беда, если, говоря другим, мы сами с собой ничего делать не будем. Мы тогда уподобимся трубе, сама которая, хотя и трубит – есть ничто.
Так вот, если учесть, что наша с вами история предков уходит ого-го в какую даль, то мы должны понять, что у нас – целый букет, полнота страстей. Весь мешочек наш туго забит.
Единственный Человек, кто родился полностью без родового греха – и то Он родился от Духа Святого и Пречистой Девы Марии. Только в Нем не было этих духовных болезней. Только Его природа была абсолютно чиста. Да, она была смертной, тленной, неукоризненно страстной, но наследственных родовых болезней в ней не было.
Почему мы так считаем о Пречистой Деве Марии? – Потому, что, видимо, ее родители были особенно святы, и их родители – то же самое. Почему она оказалась Пречистой – видимо, в ней это было минимально, ничтожно в этом плане. Зато родовые наследственные положительные качества – явились в ней воочию, и особенно – смирение. «Яко призре на смирение Рабы Своея». Все эти родовые корни страстей были уничтожены осознанным духовным деланием и смирением».