Просто выговориться

Уже больше года с момента бросания прошло. Всё никак не получалось написать отчет. Вот, дошли руки ))

Что можно сказать?

Начинала, как многие, с метода «не пью сегодня». Метод помогает, т.к. часто на следующий день тяги нет или она слабее, но с оговорками: 1. Сразу надо что-то съесть\попить, чтобы успокоить рецепторы.2. Не гонять тягу, отвлечь мысли на что-то другое - заняться хобби, работой, чтением и т.п.

Очень помогли марафоны. При тяге бежала туда, отвлекалась, успокаивалась. Помогла и ответственность перед командой (как их подвести, сорвавшись?), и опыт других людей, и конкурсы, которые отвлекали… Но всё же без работы над собой ни один метод не спасёт.

К месяцам 7 поняла, что нужно включать осознанность. Как раз работала с психологом по депрессии, она-то и рассказала про дневник осознанности. Чем-то напоминает метод Шичко. Помогает более здраво, внимательно рассмотреть поступки, совершаемые нами. Как, почему, по какой причине, в каких условиях? Это здорово помогает вовремя остановиться, понять, что алкоголь не нужен для жизни вообще!

Осознанность помогла мне понять, что тяга может прикрываться другими проявлениями. Не только обычной мыслью и желанием выпить. Она может скрываться под агрессией, нетерпимостью к людям, раздражительностью, дотошными придирками к мелочам, преувеличенным чувством несправедливости жизни… И, если в этот момент не остановиться, не проанализировать это, то в какой-то момент осознаешь себя с бутылкой в руке. А ведь в голове не было мыслей о выпивке напрямую. Алкоголизм - сложен в психологическом плане, это стоит помнить.

Ещё поняла - надо менять установки и привычки. Раньше как? Скучно - выпей. Фильм посмотреть - пивко с рыбкой. Новый год - обязательно шампанское и винцо. С друзьями посидеть - как без алкоголя?

Но сейчас, пройдя и одинокие вечера, и праздники, и встречи с приятелями\друзьями, и неспокойное время, поняла, что алкоголь не важен в этом, а иной раз и мешает. Мешает насладиться моментами жизни, запомнить что-то красивое и необыкновенное. Можно без алкоголя посмотреть интересный фильм, поиграть с детьми, встретить Новый год или отметить День рождения. Можно без алкоголя пообщаться с друзьями. А утром встать с трезвой головой, без тошноты, головной боли и прочих «прелестей».

Да, за это время были и качели, и мысли, что можно бы выпить, ведь от рюмки ничего не будет. Это ж я не литрами глушить буду. Но понимаю, что это откат назад. И на одной рюмке не остановится. Где одна, там и вторая, третья…

Срок еще небольшой, раскачивает меня всё равно - какие-то темы, которые мне близки и для меня болезненны могут спровоцировать на выпивку. Главное - вовремя это понять и среагировать. Не общаться на те темы, которые трогают, не идти в компании, которые бесят или могут уговаривать на алкоголь, не реагировать на провокации и т.п.

Сейчас я всё ещё трезвая. Мой способ - смесь АА, Шичко и других методов. Нет чего-то одного. Но главное, что мне помогает. А самое главное - без НД я б не смогла бросить. Просто прочитав книгу, например, или на силе воли, как мой муж. Например, я читала Карра, но мне не зашло, как говорится. А силы воли у меня нет так много, чтобы на зубах терпеть тягу. Сорвалась бы. А НД - это кладезь информации! Да к тому же общение с теми, кто проходит или прошел путь, по которому идешь и ты, очень выручает. Со стороны чужой опыт виднее, чем свой собственный. Ведь мы себе всегда кажемся особенными )) А потом оказывается, что таких миллионы, и ты - просто один из многих )) И то, что делаешь сейчас, кто-то за тебя уже сделал.

Желаю всем трезвости!

п.с. спасибо всем, кто встретил в самом начале пути, кто потом помогал и советовал. Без вас бы ничего не получилось! :obnim2:
 
Ведь мы себе всегда кажемся особенными )) А потом оказывается, что таких миллионы, и ты - просто один из многих ))
Кать, хорошо сказала! :THUMBS UP:
У меня тоже раньше были мысли, что "я - один такой во Вселенной" и никто меня не понимает; и никто так не ощущает, как я...
Оказывается, что и понимают и ощущают и гораздо более качественно, чем я )) Фуух, ну и слава Богу! Так приятно - чувствовать себя "обычным"! Сразу груз ответственности спал и аж дышится легче! :PREVED:
 
Кать, хорошо сказала! :THUMBS UP:
У меня тоже раньше были мысли, что "я - один такой во Вселенной" и никто меня не понимает; и никто так не ощущает, как я...
Оказывается, что и понимают и ощущают и гораздо более качественно, чем я )) Фуух, ну и слава Богу! Так приятно - чувствовать себя "обычным"! Сразу груз ответственности спал и аж дышится легче! :PREVED:
Да. Никто не уникальный))) У многих было тоже самое. Это надо понимать. И принимать. Т.к. эгоцентризм часто мешает, не даёт принимать правильное решение, ответственность
 
Наткнулась на текст. Он про чтение, но думаю, что и для нас будет полезно. Про триггеры.

Тpиггepы, кoтopыe пoмoгут вaм читaть бoльшe

Тpиггepы — этo любыe cтимулы, кoтopыe влияют нa нaшe пoвeдeниe. Тpиггepoм мoжeт cтaть вcё, чтo пpoвoциpуeт пepeмeны в нaших мыcлях и дeйcтвиях: люди, coбытия и oбcтoятeльcтвa. Сaми пo ceбe cтимулы нe мoгут быть плoхими или хopoшими, oни тaкиe, кaкиe ecть. Γлaвнoe, нaшa peaкция нa них. Βыбeгaeт peбeнoк нa дopoгу — мы жмeм пo тopмoзaм. Звoнит тeлeфoн — мы cpaзу жe дocтaeм eгo и cмoтpим нa экpaн, дaжe ecли в этoт мoмeнт c кeм-тo paзгoвapивaeм. Тpиггepы, кoтopыe вызывaют к oтpицaтeльнoй peaкции, мoжнo пpeoдoлeть. Я paccкaжу вaм o тoм, кaк c пoмoщью тpиггepoв мoжнo нaчaть читaть бoльшe.

Κaк paбoтaeт тpиггep?

Он paбoтaeт цикличнo: Πoвeдeниe » Πocлeдcтвиe » Πpeдпocылкa » Πoвeдeниe, и тaк дaлee. Ηaпpимep, ecли paccмaтpивaть пpивычку куpeния, тo вce выглядит тaк: мы нepвничaeм (пpeдпocылкa), куpим cигapeту (шaблoн пoвeдeния), paccлaбляeмcя (пocлeдcтвиe, нaгpaдa). Εcли ocoзнaть, чтo являeтcя пpeдпocылкoй пaгубнoй пpивычки, тo измeнить пoвeдeниe cтaнoвитcя лeгчe.

Убeждeния, кoтopыe нac тopмoзят

У кaждoгo чeлoвeкa ecть cвoи кaкиe-тo cтepeoтипы и убeждeния, кoтopыe тopмoзят любыe измeнeния. Ηaм вceгдa лeгчe пpoдoлжaть дeлaть тo, чтo мы дeлaeм, чeм чтo-тo измeнить. Μы oчeнь инepтны, пoэтoму мы ищeм oпpaвдaния тoму, пoчeму мы нe дocтигaeм жeлaeмoгo. Ηaши внутpeнниe убeждeния cтaнoвятcя пpичинoй нeудaчи eщe дo тoгo, кaк oнa пpoизoйдeт.

Ηaпpимep, мы вepим в тo, чтo кaкoй-тo дeнь — ocoбeнный, a знaчит, в этoт дeнь мoжнo «хaлявить». Β дeнь poждeния мoжнo cъecть oгpoмный куcoк тopтa, дaжe ecли мы нa диeтe. Сeгoдня футбoльный мaтч, a знaчит, мoжнo лeчь cпaть пoпoзжe.

Или мы думaeм, чтo дoлжнo cлучитcя нeчтo, и тoгдa жизнь нaчнeт мeнятьcя caмa. Ηaпpимep, нa нac cнизoйдeт oзapeниe. Опыт пoкaзывaeт, чтo тaких oзapeний нeдocтaтoчнo, чтoбы в дoлгocpoчнoй пepcпeктивe чтo-тo измeнить, и ждaть их бeccмыcлeннo. Βы пpocтo дoлжны нaчaть чтo-тo мeнять кaждый дeнь.

Πoмимo нaших oтгoвopoк или лoжных убeждeний, ecть eщe oднa бoлee мacштaбнaя пpичинa, кoтopaя мeшaeт нaм мeнятьcя. Этo cpeдa oбитaния.

Ηaшa cpeдa oбитaния

Бoльшинcтвo людeй дaжe нe ocoзнaeт, нacкoлькo нaшe пoвeдeниe зaвиcит oт oкpужaющeй cpeды. Онa — бeзocтaнoвoчный тpиггep, чьe влияниe cлишкoм cильнo, чтoбы игнopиpoвaть eгo. Сaмaя paзpушитeльнaя cpeдa — тa, кoтopaя зacтaвляeт нac идти нa кoмпpoмиcc c тeм, чтo мы cчитaeм пpaвильным.

Ηo вce нe тaк плoхo. Окpужaющaя cpeдa мoжeт быть и нaшим cпaceниeм и дeлaть нac лучшe. Сaмoe глaвнoe, вы мoжeтe измeнить cвoю cpeду. Εcли вы хoтитe читaть бoльшe книг, вы мoжeтe зaпиcaтьcя в литepaтуpный кpужoк или нaчaть oбщaтьcя c людьми, кoтopыe читaют бoльшe вac. Ηoвoe oкpужeниe будeт влиять нa вac пoлoжитeльнo и вaм гopaздo лeгчe будeт измeнить cвoe пoвeдeниe.

Ηacтaвник

Ηaшу личнocть мoжнo paздeлить нa двe чacти: нa «cтpaтeгa», кoтopый нaмepeн измeнить нaшу мoдeль пoвeдeния, и «иcпoлнитeля» — тa чacть, кoтopaя ee мeняeт. Зaгвoздкa тoлькo в oднoм: мы пpeкpacныe cтpaтeги и oтвpaтитeльныe иcпoлнитeли. Μы oбычнo знaeм, чтo нужнo cдeлaть, чтoбы чтo-тo измeнить. Ηaпpимep, чтoбы пoхудeть, мы мoжeм зaплaниpoвaть бeг пo утpaм и coблюдeниe пpaвильнoгo питaния. Ηo утpoм мы нe мoжeм зacтaвить ceбя пpocнутьcя нa чac paньшe для пpoбeжки и нaм чepтoвcки тяжeлo уcтoять пepeд мaлeнькoй кoнфeткoй. И мы думaeм: «Лaднo, нaчну зaвтpa».

Χopoшeй идeeй будeт зaвecти ceбe нacтaвникa. Он paбoтaeт c нaшим cтpaтeгoм, плaниpуя эффeктивную cхeму измeнeния нaшeй жизни и oднoвpeмeннo c иcпoлнитeлeм, oжидaя oт нac дeйcтвий. Он нe дacт вaм пoблaжeк и вoлeй-нeвoлeй пpидeтcя чтo-тo мeнять в cвoeм пoвeдeнии. Β чтeнии тoжe мoжнo нaйти ceбe нacтaвникa, кoтopый будeт c вaми oбcуждaть cпиcoк книг, цeли, кoтopыe вы хoтитe дocтигнуть, a тaкжe cпpaшивaть c вac peзультaт.

Πлaниpуйтe cвoй дeнь: pacпиcывaйтe в eжeднeвникe кpaткocpoчныe зaдaчи, цeли и вpeмя их иcпoлнeния. Κoгдa ecть oтлaжeннaя cтpуктуpa тoгo, чтo вы дeлaeтe и кoгдa — вaм нe нужнo пocтoяннo вcпoминaть, a чтo жe вы хoтeли cдeлaть eщe? Βвeдeниe тaкoй пpocтoй пpивычки пoзвoлит вaм выдeлять бoльшe вpeмeни нa пoлeзныe и любимыe дeлa. Γopaздo лeгчe вcтpoить кaкoe-тo измeнeниe плaнa, чeм пpидумaть нoвый. Двaдцaть минут чтeния в дeнь, нo eжeднeвнo и бeз пpoпуcкoв — и нoвaя пpивычкa пpиживeтcя oчeнь кpeпкo.

Активныe вoпpocы

Εcть oдин тpиггep, кoтopый paбoтaeт кaк «вoлшeбный хoд» для измeнeния нaших пpивычeк. Этo aктивныe вoпpocы. Сaмoaнaлиз — этo нacтoлькo жe пpocтoe, нeдooцeнeннoe и peдкo иcпoльзуeмoe cpeдcтвo, нacкoлькo и эффeктивнoe. Онo мeняeт вce.

Εcть paзницa мeжду aктивными и пaccивными вoпpocaми. Πaccивный вoпpoc — этo кoгдa oн зaдaeтcя тaким oбpaзoм, чтo вы мoжeтe пepeлoжить oтвeтcтвeннocть нa oкpужeниe. Ηaпpимep, этo вoпpoc: «Читaл ли я ceгoдня книгу?». Εcли нeт, тo вы лeгкo мoжeтe cпихнуть oтвeтcтвeннocть нa дpугих, cкaзaв, чтo «Шeф нa paбoтe зaвaлил paбoтoй и я нe уcпeл», или «Жeнa пoпpocилa пoмoчь c гoтoвкoй». Πocтaвьтe вoпpoc пo-дpугoму: «Чтo я cдeлaл для тoгo, чтoбы пoчитaть ceгoдня?». Κaк видитe, этoт вoпpoc кoнкpeтнo o тoм, cдeлaли ли вы вce вoзмoжнoe, чтoбы кaк-тo измeнить cвoe пoвeдeниe. Сocтaвьтe cпиcoк eжeднeвных aктивных вoпpocoв пo пoвoду чтeния. Они будут cтимулиpoвaть вac нa cлeдующий дeнь измeнить cвoe пoвeдeниe и пoддepживaть нoвую пpивычку.

Измeнить cвoe пoвeдeниe и пpивычки пpocтo, нo этo oтнюдь нeлeгкo. Βaм пoнaдoбитcя cилa вoли, чтoбы хoть чтo-тo измeнить. Ηo я вac oбpaдую, чeм чaщe вы будeтe чтo-тo в ceбe мeнять, тeм лeгчe вaм этo будeт дaвaтьcя. А знaчит, дocтижeниe цeлeй и уcпeхa нe зa гopaми.

Πo мaтepиaлaм книги Μapшaллa Γoлдcмитa "Тpиггepы"
 
Популярные психологические упражнения

В разных направлениях психологии применяются очень действенные тренинговые упражнения, помогающие справиться с эмоциональной нестабильностью и психологическим дискомфортом, который возникает в сложных ситуациях. Мы предлагаем несколько эффективных методик для самостоятельной проработки.

Упражнение 1. Метод преодоления тревоги (гештальт-терапевтическая техника)

Чтобы избавится от тревоги, ухудшающей качество жизни, возьмите листок бумаги, ручку. Задайте себе вопросы и запишите ответы на них:

Тревожусь ли я за свое будущее?

Как тревога за будущее отражается на моей сегодняшней жизни?

Я тревожусь потому что проблема не имеет решения или просто тяну время, чтобы ее не решать?

Если ответ “тяну время”, то почему, зачем?

Могу ли я прямо сейчас сделать то, что меня тревожит?

Если на последний вопрос вы ответите положительно, то запишите, что нужно, чтобы реализовать задуманное (договориться о встрече, составить план).

Изложив на бумаге все ответы, представьте, что ваши переживания стали реальностью прямо сейчас. Постарайтесь максимально подробно описать свое состояние при мысли, что тревога уже реализовалась. Как вы себя чувствуете? Какие мыли теперь в голове? Какие ощущения в теле?

Далее сконцентрируйтесь на происходящем вокруг. Постарайтесь уловить все звуки, запахи, которые вас окружают, назовите цвета обстановки. Запишите все ваши чувства, начиная с фразы: “Я осознаю, что …”

Прислушайтесь к каждому участку своего тела. Запишите все ощущения, которые возникают в нем, с той же фразы: “Я осознаю, …”

Подумайте, все ли части тела вы “обследовали”. Если есть те, которые вы не учли, повторите эту часть работы и запишите ощущения (обычно люди игнорирую ощущения в области гениталий). Повторите “телесную ревизию”, пока не почувствуете, что ваше внимание сконцентрировано не на тревожащем событии, а переключилось на дугую деятельность.

Упражнение 2. Способ преодоления страха (по Эллису)

Ваш страх не имеет рациональной основы? Тогда постарайтесь посмеяться над ним, “раздуть” свой страх до абсурда. Например, если боитесь, что приготовленное вами блюдо не понравится гостям. Они его едят, никто не жалуется и не выплевывает, некоторые даже хвалят и причмокивают. Вы еще боитесь? Если нет, то подумайте, почему вам так важна уверенность что ваше блюдо одобрят?

Постарайтесь найти истоки вашего страха. Замените иррациональное убеждение на то, которое соответствует вашей сегодняшней реальности. Осуждающий или поучающий внутренний голос остановите своими трезвыми аргументами.

Понаблюдайте за своими страхами, внимательно рассмотрите их и поймите, насколько они велики или, наоборот, ничтожны. После этого спросите себя, так же страшен ваш страх, как и раньше, или изменился?

Упражнение 3. Метод повышения творческой активности (по Д Скотту)

Перед вами стоит проблема, решения которой вы не знаете. Возьмите несколько чистых листов бумаги, ручку. Запишите все мысли, которые только приходят в голову в связи с проблемой. Вычлените из них те, которые можно преобразовать в варианты решения.

Выделите из выбранных вариантов самые, на ваш взгляд, подходящие (не менее 3). Ранжируйте их от самого удачного к самому неудачному. Выберите одно или несколько решений, которые могут помочь в решении вашей проблемы.

Упражнение 4. Техника снятия стресса (по К. Шрайнеру)

Очистите мозг от мыслительного мусора. Для этого:

Вспомните, что вы чувствуете, находясь в стрессовом состоянии — вы покрываетесь испариной или скованы напряжением?

Почувствуете момент, когда вы максимально напряжены. Спросите себя: ”Зачем, ради чего я напрягаюсь так сильно? Что дает мне это напряжение?”

Спросите себя: “Что я должен сделать, чтобы чувствовать себя лучше?”

На несколько минут погрузитесь в еще более напряженное состояние. Почувствуйте, как много энергии оно забирает.

Ответьте: “Нужно ли такое напряжение? Дает ли оно мне пользу? Хочу я избавиться от него?”

Осознайте, что требования, которые вы выставляете к себе и которые вызывают напряжение, погружают вас в отчаяние.

Сядьте или лягте удобно. Представьте, что ваше тело, каждая его клеточка абсолютно расслаблены. Они похожи на мягкий поролон или тесто. Постарайтесь почувствовать, как это отзывается в теле.

Представьте, что выметаете из мозга все ненужные убеждения, установки, оброненные кем то слова, застрявшие в мозге надолго.

Освободившееся место заполните теми установками, которые вы считаете полезными и нужными для вас.

После этого замените ваши требования на предпочтения.

Упражнение 5. Разрешение стрессовой по методике “Взмах” (по Р. Бендлеру)

Устройтесь удобно, закройте глаза. Представьте, что у вас в руках по фотографии. На одной изображена неприятная для вас ситуация в серых тонах с размытым изображением, а на другой — комфортная, яркая, четкая. Глядя на вторую фотографию вы испытываете тепло, радость, счастье.

Молниеносно опустите первое фото и положите его на колени, а яркую приятную фотографию поднимите до уровня глаз. Повторяйте этот мысленный “взмах” с заменой изображений, пока не почувствуете, что напряжение от стресса снизилось.

Упражнение 6. Коррекция негативного поведения посредством самоанализа (по Рейуотеру)

Эту технику необходимо проводить в спокойной обстановке, уединившись. Цель методики — “разъединиться” со своими мыслями, телесными проявлениями и посмотреть на них со стороны, ничего не меняя.

Сконцентрируйтесь на своем теле — подумайте, в какой позе оно находится, расслаблено или напряжено, как лежат руки, ноги, в каком положении голова, спина. Что вы чувствуете внутри — тепло, холод или другие ощущения. Прислушайтесь, как бьется сердце, как вы дышите. Мысленно произнесите: “Это мое тело, оно — не я”.

Сконцентрируйтесь на своих чувствах — что вы сейчас испытываете, обнаружьте положительные и отрицательные чувства, разделите их. Скажите себе “Это мои чувства, не я.”

Перечислите все, чего бы вам хотелось, к чему вы стремитесь. Не думайте над их важностью и приоритетностью. Произнесите про себя: “ Это мои желания. Это не я”.

Сконцентрируйтесь на мыслях. Если вам кажется, что именно в этот момент в голове нет мыслей, понаблюдайте за этой мыслью. Если мысли быстро сменяют друг друга, понаблюдайте за ними. Скажите: “Это мои мысли. Это не я”.

Эта техника самокоррекции была разработана в модальности психосинтеза. Она дает возможность глубоко познать собственную личность, научиться контролировать эмоции, мысли, реакции.

3 возможных пути влияния на состояние человека:

изменение тонуса скелетных мышц, дыхания;

активное включение представлений и чувственных образов;

программирующие и регулирующие слова.

Упражнение 7. Кто я? (по Т. Йоумену)

Еще одно упражнение из психосинтеза. Его цель — развитие самосознания и идентификация своего настоящего “Я”. Чтобы выполнить упражнение качественно, необходимо находиться в тишине и уединении, полностью сосредоточиться на задании.

Задайте себе вопрос: “Кто я?” Ответ дайте, исходя только из собственных знаний о себе, мыслей и ощущений. Не вспоминайте, что думают о вас другие люди. Запишите ответ на вопрос.

Закройте глаза и снова спросите: “Кто я?” Нарисуйте мысленный образ, откройте глаза, максимально точно опишите его.

Встаньте в центре комнаты, закройте глаза. Спросите у себя: “Кто я?” Почувствуйте, как отзывается этот вопрос в вашем теле. Не контролируйте телесные реакции, не меняйте их, просто доверьтесь ощущениям. Запомните, что вы чувствуете, какие движения происходят.

Проанализируйте телесные ощущения, свои мысли и тот образ, который вы описали. Теперь дайте еще раз ответ на вопрос: “Так кто же я?”

Упражнение 8. Диалог с самим собой с целью экстренной самопомощи (По М. Сандомирскому)

Цель этой техники — быстро помочь себе в момент появления интенсивного дискомфорта в теле, эмоциях. Делайте упражнение медленно, в спокойной обстановке.

Закройте глаза, представьте что вы стоите перед зеркалом. Как вы выглядите в напряженный момент? Как дискомфорт отражается на вашем лице?

Сконцентрируйтесь на телесных ощущениях. Найдите зоны в теле, в которых дискомфорт чувствуется особенно остро.

Произнесите в свой адрес слова, которые могут успокоить, подбодрить, дать чувство опоры, поднимут самоуважение, остановят тревогу. Вложите в слова столько силы, эмоциональности, сколько необходимо, чтобы вернуть вам душевный и телесный комфорт.

Снова почувствуйте, как реагирует тело. Если произнесенное достигло цели, то физический дискомфорт ослабнет. Если он не ослаб, то повторите произнесенную поддерживающую фразу еще 3 раза.

Если необходимо, то технику самопомощи можно выполнять несколько раз подряд, пока физический и эмоциональный дискомфорт не ослабнет.

Упражнения, с которыми вы ознакомились, дают возможность самостоятельно регулировать эмоциональное состояние, снимать страх, снижать тревожность. Практикуйте их, чтобы стать более сильными и уверенными в себе.



Ирина Шербул
 
Алкоголизм в наследство: как семейные сценарии влияют на зависимость
Как связан алкоголизм с наследственностью, какие детские травмы лежат в его основе и как выйти из созависимого сценария, рассказывает клинический психолог.

Связывая свою жизнь с человеком из «пьющей» семьи, мы можем задаться вопросом — какое будущее нас ждет с ним? Получил ли он или она алкоголизм «в наследство»? А если алкозависимый — наш родственник, то важно понимать, какие шаги мы можем предпринять и повлияет ли плохая генетика на детей.
В России одна из главных социальных проблем — алкоголизм. По статистике, за 2019 год 1 898 395 человек обратились к специалистам с расстройствами, обусловленными алкоголем и наркотиками.

СВЯЗЬ С НАСЛЕДСТВЕННОСТЬЮ

Неизвестно, передается по наследству алкоголизм или нет. Исследования говорят, что у него генетическая природа, а у зависимых родителей с более высокой вероятностью рождаются зависимые дети.
В каком именно виде будет проявляться аддиктивное поведение: в виде химической зависимости (алкоголь, наркотики или табак) или нехимической: сексоголизм, игромания, трудоголизм, эмоциональная созависимость — предсказать нельзя.
В основе зависимости лежат две детские травмы:

Первая — игнорирование, когда родитель пытается воспитывать через отвергающие фразы, как: «Я с тобой не буду больше разговаривать»; «У тебя больше нет мамы»; «Ты наказан, иди в свою комнату».

Вторая — травма подавления, когда ребенка с детства учат не доверять своим чувствам. Например: «Мама, мне жарко». — «Нет, тебе холодно, надень еще сверху шапку». «Мама, я хочу красную машинку». — «Нет, тебе больше нравится синий и ты ее выкинешь, поэтому ты хочешь синюю машинку».

Когда эти травмы на фоне повышенной тревожности, характерной для всех зависимых, смешиваются вместе, у человека формируется убежденность в том, что его любят не просто так, а за то, что он что-то делает или не делает. В ответ на это ребенок старается менять свое поведение и подстраиваться под ожидания окружающих.

Взрослые часто предъявляют детям требования, прямо противоречащие друг другу, например: «Закрой рот и ешь». Для зрелого человека амбивалентность привычна, а для ребенка травматична, и он не понимает, каким же правилам и инструкциям он должен следовать, чтобы заслужить любовь и принятие близких.

В этот момент у ребенка развивается аутоагрессия: он пытается искать причины, почему его попытки соответствовать из раза в раз не приводят к результату, и находит причину в том, что он плохой. Например, скверно убрался в комнате или ужасно учится. Но даже получив все золотые медали этого года, он никак не сможет повлиять на амбивалентное поведение мамы и папы.
Когда родители выражают недовольство его поведением, он испытывает сильнейшее чувство вины и стыда. Это два главных «двигателя», на которых человек придет к зависимости.

ДЕТИ АЛКОГОЛИКОВ ПЕРЕНИМАЮТ СЦЕНАРИЙ ПОВЕДЕНИЯ ИЗ СВОЕЙ СЕМЬИ
В основном дети алкоголиков обречены или на зависимость, или на созависимость, если с этим ничего не делать. Так как у них пока нет выбора, в какой семье жить, они воспринимают свою дисфункциональную семью как норму, просто с небольшими неудобствами.
Образно говоря, если вы занимаетесь легкой атлетикой в лаптях, то бесполезно рассуждать о том, что вам нужна спортивная обувь с эластичной подошвой, которая не спадает с ноги. Пропасть между дисфункциональной и нормальной семьей такая же огромная, как между лаптями и современными беговыми кроссовками.

Ребенку, который провел детство в «лаптях», будет казаться, что в целом все нормально, но нужно, чтобы папа не пил, а мама не ругалась. Проблема в том, что так не бывает. Пьющий папа и ругающаяся мама — неотъемлемая часть той системы взаимоотношений, которая у них есть.

В дисфункциональных семьях бесконечное количество системных проблем, а алкоголь и рукоприкладство — это инструмент для сброса напряжения. Сами алкоголики живут с постоянным чувства вины и стыда, которые они транслируют наружу. У них вырастают дети, которые считают, что взаимодействие через манипуляцию виной и стыдом — это нормально.
Если в окружении появится человек, который не поддается на провокации, то зависимый такой контакт обрезает и оказывается изолированным от нормальных людей, внутри сообщества с такими же установками, как и у него. Внутри этой группы все по очереди терроризируют друг друга виной и стыдом, потом они создают семьи, в которых неоткуда взяться нормативным сценариям.
Шанс попасть в психотерапию и начать решать эту проблему есть только у самых внимательных, которые заметят, что они ходят по кругу.

КАК ВЫЙТИ ИЗ СОЗАВИСИМОГО СЦЕНАРИЯ?
В основе зависимого или созависимого сценария лежит ролевая модель, известная как «Треугольник Карпмана». И эта схема реализуется везде.

Например, вы приезжаете в парк, ребенок уснул в машине, муж вышел и хлопнул дверью, и жена начинает ругаться на мужа, что он разбудил ребенка. Что произошло: муж агрессор, ребенок жертва, жена спасатель, который как бы берег детский сон, а потом она переходит в позицию агрессора и нападает на мужа.

Ребенок смотрит на это, запоминает и готовится строить дисфункциональную семью через 18 лет. Казалось бы, незначительная ситуация, но даже в ней проявляется созависимое поведение женщины.
Я руковожу центром реабилитации для алко- и наркозависимых, и огромная часть нашей работы не с самими пациентами, а с их родственниками. Иначе зависимые вернутся домой, погрузятся в привычные сценарии и преодолеют первый же кризис привычным способом — выпив рюмку.

Главное, что можно сделать, чтобы разорвать порочный круг, — это начать систематически анализировать свои взаимодействия с окружающими и выделять те, где вы катаетесь на карусели «Треугольника Карпмана». Задавайте себе вопрос, как бы вы могли решить эту проблему иначе, следующий раз предпринимайте попытку поступить по-другому.

Но здесь тоже кроется опасность: если зависимый человек попробует, а у него не получится, скорее всего, он испытает стыд и вину за ошибку и бросит попытки, чтобы не сталкиваться с неприятными эмоциями. Поэтому будет лучше, если эти шаги сопровождаются индивидуальной или групповой психотерапией.

Об авторе
Денис Макаровский — психотерапевт и клинический психолог, специализируется на работе с зависимым поведением .
 
Чувство вины — одно из самых неприятных. Чтобы заглушить его, некоторые из нас обвиняют в случившемся других, другие лгут или делают вид, что ничего страшного не случилось. Психотерапевт Майк Бандрент перечисляет уловки, которые мы придумываем, чтобы избежать ответственности, и объясняет, чем они опасны.

Интересно, что оправдание и отрицание своей вины дается на удивление естественно — кажется, что для этого не требуется вообще никаких усилий.

Вот 20 способов, которые мы используем, чтобы оправдывать себя:

1. Виним кого-то другого.
«Я не виноват — это все они!»

2. Виним своё прошлое.
«Я не виноват... Я таким родился, меня таким воспитали. Что поделать — такой уж я».
В сущности, это еще одна форма перекладывания вины на других.

3. Принижаем значимость случившегося.
«Ну да, было... но это же ерунда! Не надо делать из мухи слона!»

4. Делаем вид, что ничего не понимаем.
«А? Не знаю... Как ты мог... Погоди... Что?!»

5. Переводим разговор на чужие недостатки.
«Да, но только посмотрите на них. По сравнению с ними я не так уж плох!»

6. Устраиваем сцену.
Закатывая истерику, мы отвлекаем внимание окружающих от нашего проступка, как бы говоря: «Смотрите, до чего вы меня довели, я сейчас с ума сойду! Видите, насколько вы неправы?»

7. Меняем тему разговора.
«Да разве проблема в этом? Вы только посмотрите, что вокруг творится!»

8. Лжём.
«Нет, я ничего такого не делал!»

9. Виним свои эмоции.
«Я ничего не мог с собой поделать — меня захлестнули эмоции!»

10. Виним общество.
«В нашем обществе такое сплошь и рядом».

11. Утверждаем, что все так делают.
«Такие ошибки бывают у любого. Я такой же, как все!»

12. Виним жертву.
«Если бы он не был таким негодяем, я бы так не поступил!»

13. Изображаем праведный гнев.
«Да как вы только могли о таком подумать? Как вы посмели предположить, что я способен намеренно сделать что-то подобное?»

14. Делаем вид, что нам закон не писан.
«Да, такой уж я. Смиритесь. Вы же не хотите меня потерять?»

15. Обвиняем других в ханжестве.
«Ой, а вы такие все из себя праведники, только и делаете, что ищете, кого бы в чем обвинить!»

16. Переименовываем проблему.
«Мы с парнями просто развлекались, как нормальные мужики!»

17. Делаем вид, что у нас не было другого выхода.
«Я не виноват... А какие были варианты?»

18. Заявляем, что наши достоинства перевешивают все недостатки.
«Но, согласитесь, это все пустяки по сравнению с тем, какой я…»

19. Пытаемся посеять сомнения.
«Ты уверен? Как ты можешь сомневаться в моих намерениях!»

20. Прикидываемся дурачком.
«Ой! А я и не знал, что так нельзя!»

***

Пытаясь уйти от ответственности, мы на самом деле делаем хуже себе, занимаясь самосаботажем.

В результате страдают:
  • ваше самоуважение. Как вы можете себя уважать, если не готовы брать ответственность за собственные поступки?
  • ваши отношения с другими. Как вы можете поддерживать близкие отношения с людьми, если обманываете их?
  • ваш личностный рост. Как вы можете расти, если не признаете своих недостатков в тех сферах, где вам нужно развиваться?
 
Со статьей выше, про избегание ответственности, прям себя увидела в начале пути.
Особенно первые пункты - прям один в один. Спихивала своё поведение (алкоголизм) на всё, что угодно, лишь бы не признавать проблему, лишь бы не брать за неё ответственность... В результате дошла до ЕУ! :scare3:
 

20 техник, чтобы не зацикливаться и не «накручивать»​

Вы часто концентрируетесь на текущем моменте и даете мозгу отдохнуть от лишних мыслей? Или же постоянно переживаете из-за прошлого, волнуетесь из-за будущего и уноситесь в мир фантазий? Даем советы, которые помогут избавиться от назойливых мыслей и сфокусироваться на настоящем.

Многие из нас проигрывают в голове уже состоявшиеся разговоры: «Почему он это сказал?», «Я выставила себя полной дурой!», «Вот что нужно было ответить…»

Возможно, вы волнуетесь из-за предстоящего собрания на работе, вечеринки, которая состоится в выходные, или из-за подачи налоговой декларации: «Как пройдет моя презентация?», «Что, если на вечеринку придет бывший?», «Вдруг я неправильно заполню декларацию?»

В глубине души мы знаем, что такие мысли только вредят, но их водоворот продолжает затягивать нас. Если вы столкнулись с подобной проблемой, вам может помочь одна из техник.

1. СПРОСИТЕ СЕБЯ, ПРОДУКТИВНЫ ЛИ ТАКИЕ МЫСЛИ

Поможет ли вам еще одна «ментальная репетиция» грядущей встречи с начальником? Может, пора признать, что вы уже достаточно подготовились, и надо довериться интуиции?

2. ПОСМОТРИТЕ НА СИТУАЦИЮ СО СТОРОНЫ

Будет ли случай, который вы постоянно прокручиваете в голове, важен через пять лет, или вы преувеличиваете его значимость?

3. СОСТАВЛЯЙТЕ РАСПИСАНИЕ В СООТВЕТСТВИИ С БИОЛОГИЧЕСКИМИ РИТМАМИ

В какое время вы обычно в лучшей физической, интеллектуальной и эмоциональной форме? Если вам проще всего концентрироваться по утрам, постарайтесь использовать это время, чтобы разобраться со сложными проектами: во второй половине дня они могут показаться вам неподъемными. Если полны сил вечером, планируйте важные встречи и задачи на послеобеденное время.

4. ФОКУСИРУЙТЕСЬ НА ОЩУЩЕНИЯХ

Что вы слышите, видите, осязаете, обоняете и чувствуете на вкус прямо сейчас? Концентрация на ощущениях поможет вернуться в настоящий момент.

5. ОТКАЖИТЕСЬ ОТ ПОГОНИ ЗА ИДЕАЛОМ

Никто из нас не идеален и не может таким быть. Мы постоянно меняемся, развиваемся, но никогда не будем знать всего на свете. Вместо этого следует максимально эффективно использовать полученные знания и информацию.

6. ПРИМИТЕ ТО, ЧТО НЕ МОЖЕТЕ ИЗМЕНИТЬ

Возможно, что-то сложилось не так, как вы хотели. Может быть, вы сами совершили ошибку. Извлеките урок из ситуации и забудьте о ней. Не позволяйте прошлому отвлекать внимание от настоящего.

7. СМИРИТЕСЬ С ТЕМ, ЧТО НЕ МОЖЕТЕ ПРЕДСКАЗЫВАТЬ И КОНТРОЛИРОВАТЬ БУДУЩЕЕ

Переживания и волнения из-за будущего наверняка испортят настоящее.

8. БОЛЬШЕ ДВИГАЙТЕСЬ

Прогуляйтесь по району или пройдите лишний раз по коридору, отправляйтесь на пробежку или прокатитесь на велосипеде.

9. ОСОЗНАЙТЕ, ЧТО НЕ НУЖНО ПОНИМАТЬ АБСОЛЮТНО ВСЕ

Чтобы изменить привычку, не обязательно понимать, почему вы ее усвоили. Иногда самоанализ полезен, но часто он становится удобным оправданием, чтобы не делать то, что не хочется.

10. ПОВТОРЯЙТЕ ФРАЗЫ, КОТОРЫЕ ПОМОГАЮТ СКОНЦЕНТРИРОВАТЬСЯ И УСПОКОИТЬСЯ

Говорите себе: «Я могу с этим справиться», «Расслабься!», «Живи настоящим моментом», «Решай проблемы по мере их поступления», «Все хорошо, я в безопасности». Еще можно считать до десяти, делая выдох на каждый счет.

11. РЕШАЙТЕ ОДНУ ПРОБЛЕМУ ЗА ОДИН РАЗ

Как часто вы разговариваете по телефону, пока ведете машину, готовите ужин или сидите в Сети? Вы делите внимание между несколькими задачами, что приводит к информационной перегрузке, а она, в свою очередь, вызывает тревожность и зацикливание. Учитесь концентрироваться на одном деле.

12. ПРИЗНАВАЯ ПРОБЛЕМУ, ФОКУСИРУЙТЕСЬ НА РЕШЕНИИ

Думайте об оптимальном исходе, вместо того чтобы волноваться обо всем, что может пойти не так.

13. ПОДУМАЙТЕ, ЧЕГО ВЫ ЛИШАЕТЕ СЕБЯ ИЗ-ЗА ФАНТАЗИЙ ИЛИ ЗАЦИКЛИВАНИЯ

Из-за постоянных волнений вы лишаете себя состояния потока и не можете наслаждаться настоящим моментом.

14. ПОДУМАЙТЕ, ОТ ЧЕГО ВАС СПАСАЮТ НАВЯЗЧИВЫЕ МЫСЛИ

Может быть, ваши умственные упражнения отвлекают вас от неприятных чувств и открытий? Если дело в этом, выясните, от чего вы пытаетесь себя защитить. Не многое ли вы при этом теряете?

15. СПРОСИТЕ СЕБЯ, ЧТО В ВАШЕЙ ВЛАСТИ, А ЧТО НЕТ

Концентрируйтесь на том, что можете изменить: своем отношении к ситуации, поведении, решениях. Безусловно, поступки других людей могут вас задеть, однако они вольны поступать так, как им хочется. Также вы не можете изменить прошлое, но можете сделать из него выводы. Не в наших силах предсказывать будущее, но можно подготовиться к нему.

16. ВЫДЕЛЯЙТЕ ДЛЯ ВОЛНЕНИЙ ОТДЕЛЬНОЕ ВРЕМЯ

Если вы решили, что ситуация действительно заслуживает тщательного обдумывания, назначьте себе встречу. В назначенное время поставьте таймер — например, на 15 или 30 минут. На протяжении этого времени волнуйтесь и переживайте. Если нужно, делайте заметки. Если отведенного времени не хватит, запланируйте еще одну встречу и отложите переживания до этого момента.

17. РАЗВИВАЙТЕ ОСОЗНАННОСТЬ

Учитесь быть в текущем моменте, не вынося оценок, замечать мысли, чувства и телесные ощущения, сохраняя позицию наблюдателя.

18. ПРАКТИКУЙТЕ ГЛУБОКОЕ БРЮШНОЕ ДЫХАНИЕ

Оно помогает расслабиться и сосредоточиться на текущем моменте.

19. БЕРИТЕ УРОКИ ИМПРОВИЗАЦИИ

Спонтанность и креативность — качества, которые очень пригодятся в жизни.

20. ПОМОГИТЕ ДРУГИМ

Когда мы переключаем внимание и мысли на другого человека или новое дело, то отвлекаемся от собственных проблем и начинаем концентрироваться на настоящем.



Об авторе: Рейчел Финци — психотерапевт, работает в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе.
 
Назад
Сверху Снизу