Так это называется
ЛФК, а для маркетинга использует бренд "Классической йоги", что
по сути - классическое налюбилово
«Йога Сутры» Патанджали –
0.
«Горакша Самхита» –
2: сиддхасана и камаласана (падмасана).
«Шива Самхита» – описаны
4: сиддхасана, падмасана, свастикасана и уграсана; упоминаются также ваджрасана и гомукхасана без описания.
«Тирумандирам» Тирумулара –
8: бхадрасана, гомукхасана, падмасана, симхасана, сотхирасана, вирасана, сукхасана и свастикасана.
«Хатха-йога Прадипика» – описывает
15 асан: свастика, гомукха, вира, курма, кукута, уттана курма, дханура, матсья, пасчима, маюра, шава, сиддха, падма, симха, бхадра. И далее в тексте упоминается еще и уткатасана.
А йога-нидру
придумал Свами Сатьянанда Сарасвати в середине XX века.
Ну здесь я тоже не до конца соглашусь.
Классической йогой Бойко называет свою практику потому, что он опирается именно на Сутры Патанджали и считает их практически главным трудом и основой йоги как таковой. Всё, что пошло позже - это типо не классическая йога. Особенно тантру он недолююбливает. При этом, да, не чурается таких относительно современных практик, как Йога-Нидра Сатьянанды. В целом Бихарскую школу он достаточно благосклонно оценивает (насколько у меня правильны остались впечатления от его книги).
Ну а вот, кто как трактует Йога-Сутры, что кому ближе, на то и делает упор.
Вот он роль понятия Ишвары в практике игнорирует, что на мой взгяд, неправильно. Ты считаешь, что асаны - ничто, медитация всё.
Но ведь понятию "асана" в Йога-Сутрах также отведено несколько стихов. Кроме того, не стоит забывать, что йога-сутры - это краткое изложение сути йоги. Там по многим понятиям изложение предельно лаконично.
Более того, асана - это не просто понятие, это целая ступень из этих восьми. Ступень нельзя выкинуть, ее можно только пройти. Если ее освоил, то понятно, она уже отходит на второй план, как пройденный этап или становится освоенным инструментом для прохождения следующих ступеней.
Допустим, возьмём Сутру II-46: "स्थिरसुखमासनम् (sthirasukhamāsanam)"
11 Переводов ее звучат так:
"Принимаемая поза должна быть устойчивой и лёгкой.
Поза должна быть прочной и приятной.
Положение тела есть то, которое твёрдо и приятно.
Положение (Асана) — это то, что ведёт к твёрдости и лёгкости.
Асана должна обладать двойным свойством: смертностью и расслабленностью.
Устойчивая и удобная поза есть асана.
Асана есть неподвижная и удобная [поза].
Асана (поза тела) должна быть устойчива и приятна.
Асана, поза, должна быть устойчивой и удобной.
Асаны — это позы, сочетающие в себе устойчивость и удобство.
Поза должна быть устойчивой и удобной."
Переводы следующих авторов:
1. Бейли
2. Вивекананда (новый перевод)
3. Вивекананда (старый перевод)
4. Ганганадха
5. Десикачара (Кришнамачарьи)
6. Загуменнов
7. Островская и Рудой
8. Ригина
9. Свенсон
10. Фальков
11. Свами Сатьянанда Сарасвати
Вроде что тут такого?
Всё ясно - сядь на пол, сложи ноги по турецки, и уже будет устойчивая и удобная (для опр. круга лиц) поза.
Однако, в слудующей сутре описываются условия, когда она становится по-настоящему устойчивой и удобной или даже лёгкой:
Устойчивость и лёгкость позы достигается настойчивым лёгким усилием и сосредоточением ума на бесконечном.
Поза делается прочной и приятной ограничением естественной склонности [к подвижности] и сосредоточением на мысли о безграничном.
Путём лёгкого усилия и размышления о беспредельном [положение тела] становится твёрдым и приятным.
С помощью ослабления Напряжения и с помощью созерцания Ананта (Без- граничного) [это положение] выполняется.
Эти качества могут быть достигнуты распознаванием и наблюдением за ре- акцией тела и дыхания на различные позы, составляющие практику асаны. Однажды познанные, эти реакции могут контролироваться шаг за шагом.
Она достигается ослаблением напряжения и созерцанием бесконечного (ананта-самапатти).
При прекращении усилия [или] сосредоточении на бесконечном [Асана достигается].
Устранение напряжения [тела] [даёт] достижение бесконечного.
Это достигается ослаблением усилий и размышлением о Бесконечном.
При лёгком усилии и размышлении о бесконечном.
Путём ослабления напряжения и медитацией на змее Аканта, овладевается асана.
А это уже работа с сознанием, и только тогда, когда выполняется это условие (сосредоточение ума на бесконечном и устранении напряжения), тогда возникает определенное состояние сознания, связанное с успокоением работы ума на бетта-волнах и перехода в другое состояние сознание. Прекращается беспокойство от двойственности. Ума. Или сознательного и бессознательного. Или можно сказать антиматерии, энергии, Пурушы и материальной составляющей человека - мозга, ума, психики, "души" как конгломерата чувств и эмоций или в общем - Пракрити. Интерпретации есть разные, но эти объяснения в данном случае ничего не меняют. Практика сама говорит без слов, и слова только запутывают. Но с опытом ты вдруг понимаешь, о чем речь.
Так вот, и этот шаг - устранение двойственности в голове тоже является только предпосылкой для перехода к следующей ступени - пранаяме. Освоить асану, сконцетрировать внимание на бесконечном, освободить ум от условностей бытия, при котором устраняется беспокойство от пары противоположностей - это и есть освоение "асаны".
Уже существенно.
Кстати, Фоеабендт трактует эту сутру так (по пямяти): Асана устойчива потому, что сознанием основывается, опирается на бесконечность, а легка потому, что свободна от бытия.
---
Да, я согласен, что сами позы в Сутрах не описываются. И можно сделать вывод, что это неважно. В конечном счете, возможно и так.
Но во-первых, Сутры Патанджали - это краткий путеводитель. И логично предположить, что асаны были известны или описывались в других источниках (которые возожно и не дошли из того времени).
Во-вторых, дошли разные рисунки, и они в пользу того, что позиции могли быть разными.
Ну и третье, самое существенное - дальшейшая практика показала, что если занимать определенные позы и входить в это состояние, то излечиваются многие соотвествующие недуги. Кто-то поработал в этом направлении и зафиксировал определенное количество таких позиций. Кто-то доработал, еще добавил асан. Вот последняя книга Фоерабендта так и называется: "Лечебная сила йоги - 100 упражнений для вашего здоровья".
Я согласен с тем, что это - не самоцель, и здоровому йогину нужно идти дальше после прохождения этого этапа, этой ступени. В конечном счете - к раджа-йоге. Но многим ли удается полностью овладеть хотя бы этой частью - освободить ум от условностей бытия и устранить беспокойство? Я например после 6 лет практики только-только пришел к этому. (Возможно, я недостаточно прилагал усилий, я слабо освоил яму и нияму, а это так или иначе отбрасывает назад, или даже наносит вред, если не встроить эти принципы в свою личность).
С другой стороны, многие пришли в йогу не по своей воле или изначальному интересу. Думаю, бОльшую часть людей привело сюда отчаяние, отсутствие результатов со стороны современной медицины или психопомощи, в конечном итоге проблемы со здоровьем и со своей головой. И для них задача стоит сугубо прикладная - устранить эти проблемы, наладить свою жизнь. БОльшего им зачастую не требуется. (И у меня тоже были такие периоды - делаю асаны, а большего и не надо, остановка в развитии в этом направлении).
Но и факт остается фактом - йогатерапия, т.е. именно излечение с помощью асан (как ты говоришь - ЛФК) работает. Но асана - это не только ЛФК. Под прикрытием специальных поз человек осознанно или неосознанно начинает варить кашу из топора и работать на своим сознанием, учится управлять своим вниманием, мыслями и эмоциями. Прежде всего учится их останавливать и успокаивать свой ум, переходя на альфа, а иногда и тета-волны (говоря языком ЭЭГ), включая парасимпатику и тем самым режим самоицеления и самовосстановления. А это уже много. Излечиться и научиться хоть с помощью асан успокаивать внутреннюю жужжалку внутреннего диалога - это уже достижение.
Да, можно сказать - что это еще не йога. Или что это далеко не вся йога. Но как говорится каждому - своё на своём этапе развития.
ЗЫ. Вообще зашел, чтобы как раз перевести и зафиксировать пару страниц Фоерабендта по поводу йогатерапии, но может теперь в другой раз.
Всем добра!