Всем привет.
Тема огонь!) спасибо.
Думаю, что как и любые другие страдания, алкоголизм и прочие зависимости возникают по причине омрачения ума.
Соответственно его требуется очистить. Единственное бюджетное и доступное всем средство очищения ума это медитация.
Ваша практика йоги включает медитацию ?
Приветствую, Lucid!
С начала немного теории.
Классическая йога по Патанджали, конечно же, включает в себя седьмую ступень "дхьяна", которая и означает в переводе на европейский :) - медитацию. Патанджали, однако, не рассматривает дхьяну в отдельности от предыдущей и последующих ступеней (дхарана - концентрация, самадхи - слияние), а обозначает как один процесс - самьяму, посвящая ему целую, отдельную главу Йога-Сутр (по-моему третью по счету).
Более того, все три эти части практики самьямы непосредственно связаны с управлением дыхания, и тогда: дахарана осуществляется при длительном вдохе, дхьяна практикуется при длительном выдохе, а самадхи возникает при естественной остановке дыхания.
Т.е. без освоения пранаямы практика медитации не будет совершенной.
Почему эти три части неразделимы? Потому что, прежде чем медитировать
на чём-то, нужно сначала в тишине ума суметь задать цель для медитации. Это возможно сделать лишь при помощи дхараны - концентрации ума на одном объекте, сохраняя общую тишину и не допуская возникновения побочных мыслей. Концентрация сознания на каком-либо объекте усиливается при вдохе. Вдох при этом должен быть достаточно длинен, чтобы успеть правильно сконцентрироваться (как я полагаю не менее 1 минуты).
После концентрации ума ты отпускаешь и эту мысль, как бы совершая пуск стрелы в цель. Это - дхьяна. При попадании стрелы в мишень приходит истинное знание о заданном объекте или даже больше - это самадхи. Самьяма на Солнце, например, дает знание устройства Вселенной и так далее - см. Йога-Сутры.
Как совершать самьяму, хорошо описал Сахаров. Насколько я помню, наиболее подробно и в деталях он это сделал в книге Стрельба из лука. О ней я уже упоминал
тут (имеет смысл ее почитать, я слишком короткий отрывок привел).
Теперь о практической стороне вопроса.
Многие, тот же Бойко, несколько пренебрегают первыми двумя ступенями Йоги - йама и нийама. Они на самом деле оказались наиболее сложными лично для меня. И я также ими пренебрег. При неблагоприятных обстоятельствах, стрессах, воздействие на организм возникающих при этом негативных эмоций усиливаются при осуществлении практики йоги (даже если говорить хотя бы только об асанах). Неправильные реакции на события в виде гнева, страха или постоянного беспокойства ведут к разбалансировке жизненных сил, производству эмоциональных токсинов, и тем самым нанесению самому себе существенного вреда. Особенно вредно в таком случае бесцельно медитировать - негативный эффект усиливается еще больше.
С другой стороны практика йамы и нейамы уже очищают ум, уже создают правильный, безопасный базис для перехода к другим ступеням, к тем же асанам.
Я считаю, что каждая ступень это инструмент для очищения ума (но при освоении предыдущих).
В моей практике асан уже достаточно для получения практического расслабления, успокоения ума и тем самым освобождения от бытовых проблем-жжужалок, мешающих жить. Заметно, что после 1,5 часовых упражнений, в заключительной шавасане дыхание замедляется, вдох становится длиннее, выдох можно сделать еще раза в 1,5 длиннее. Иногда даже не поймешь, дышишь ты, или нет.
При этом возникает спонтанная медитация без объекта. Т.е. ты проваливаешься в пустоту, иногда возникают какие-то бессвязные видения. Но я это не считаю полноценной медитацией, потому что не было предварительной концентрации на объекте.
Лично я так и не дошел до осознанной самьямы, как-то не было надобности. Собственно последний год приходится разгребать негативные последствия неправильного подхода в плане эмоций как уже упоминал.