"Шизофрению вызывает особая форма коммуникации." Заявил Бейтсон, который предложил концепцию происхождения шизофрении - как следствие воспитания детей в стиле «двойных посланий», используемых всеми членами семьи - «шизофреногенной системы». Предпосылками к заболеванию могут обладать все родственники, а заболеть только один (при дополнительной травмирующей ситуации). Наибольшее влияние оказывает самый любимый взрослый, чаще «шизофреногенная мама». В основном, это либо одинокая мама, либо мама-диктатор, при безвольном равнодушном отце.
Понятие «двойного послания» (double bind) предложил антрополог Грегори Бейтсон. Исследование проводились группой психиатров в 50-х годах в Пало-Альто. Анализировались звукозаписи психотерапевтических бесед, отчеты психотерапевтов, рассказы родителей пациентов с шизофренией.
Двойные послания – нездоровая форма коммуникаций, стереотип общения, когда сообщения содержат в себе одновременно два противоречащих по смыслу указания, по типу «стой там, иди сюда».
Коммуникации всегда включают в себя вербальную и невербальную информацию. В «двойном послании» эти две части неконгруэнтны (отсутствует целостность). Так вербальное сообщение может прозвучать конкретно «не делай так, я тебя накажу», при этом невербальное сообщение – улыбка, поглаживание по голове или по спине, мягкий голос.
И хотя второе сообщение противоречит первому – оно также предполагает наказание.
Так же вербальное сообщение может содержать смысл заботы «ложись уже спать, тебе нужно выспаться», а метакоммуникативные сигналы (тон, мимика, жесты, позы) говорят об отвержении, желании матери скорее избавиться от общения.
Такой способ коммуникации у матери является следствием ее собственной неконгруэнтности, внутренним конфликтом (возможно неосознаваемым) между внутренним состоянием враждебности, агрессии, беспокойства в отношении ребенка (которые она отрицает), и внешней симуляцией любви и заботы о ребенке. Когда ребенок проявляет желание приблизиться к матери, она проявляет безразличие или отчуждение, но увидев отстраненность, отчуждение у ребенка – меняет свое поведение на подчеркнуто любящее и заботливое.
Ребенок – жертва, не может выйти из этих игр, прекратить отношения, игнорировать послания матери, так как получить «двойное послание» возможно только на фоне зависимости. Поэтому ребенок вынужден приспосабливаться, адаптироваться к этому повторяющемуся опыту – фактически обманывать свою логику и чувства, расшифровывать сообщения матери как она того требует. Иначе, если он точно поймет ее сигналы, то будет травмирован фактом, что мать только изображает любовь к нему. Если бы ребенок захотел спросить об этом – он все равно получил бы не правдивый ответ мамы, а скорее упрек.
Коммуникации двойного послания проявлены не только в отношении чувства любви, но и в бытовых вопросах: предложение выбрать самому – осуждение его выбора, но если ребенок захочет посоветоваться – упрек в отсутствии самостоятельности. Все та же безнадежность, проигрыш.
Способность расшифровывать коммуникативные акты не дается человеку с рождения, это результат научения. То есть, когда смысл сообщения сразу не понятен, взрослые люди задают уточняющие вопросы «правильно ли я понимаю?», обсуждают. Если ребенка не научить, то во взрослом возрасте появляются проблемы.
Человек, который воспитывался в условиях «double bind» в сложной жизненной ситуации вряд ли сможет свободно обмениваться конгруэнтными сообщениями с другими людьми, понимать, что другие люди хотят сказать. Он может начать постоянно искать скрытый смысл в словах других людей. Либо наоборот, понимать все слова людей буквально, без учета контекстов. Также возможен вариант игнорирования всех сообщений, уход в свои внутренние переживания.
В случае психотического срыва, человек должен либо найти систему, с помощью которой он сможет понимать других людей или как-то защищать себя, вплоть до параноидного, гебефренического или кататонического состояния.