Да, впервые.
Если он виноват всегда молчит. Не добиться почему так сделал.
Ну так то что ответишь на вопрос- зачем разбил мячом стекло? Случайно. А второй раз? Молчит.
Почему они и сами чаще всего не знают. Вот импульс в моменте был или нечаянно получилось.
Вот с мячом и стеклом обычно так и бывает.
Разговор в стиле "почему" с таким возрастом мало эффективен.
Но несмотря на то, что ребёнок не может понять почему он так сделал (мы и взрослые порой не можем) -
говорить о произошедшем стоит. О своих чувствах, о том, почему так не надо делать и как можно было поступить по-другому. Формировать у ребёнка понимание причинно-следственных связей и представлений о мире.
Можно ребенку предложить обсудить варианты исправления ситуации, а что он сам бы сделал на твоем месте?
Тут важно отделить личность от поступка. Я люблю тебя и всегда буду любить, но этот поступок меня огорчил и я сержусь. Ты хороший, но поступил неправильно.
И я думаю - почему ты так мог поступить, пока не понимаю.
Уровень сложности фраз при этом должен соответствовать умственным возможностям и уровню понимания ребенка. В этом дети разные, индивидуально учитывать.
Тут ещё учесть важно - а знал ли он, что есть шоколадки и они на всех. Был ли такой опыт уже, когда что-то выдавалось как сюрприз.
Если он не знал - об этом тоже можно сказать, что специально берегла шоколадки, чтобы устроить сюрприз и вместе полакомиться.
Я с детьми стараюсь обсудить косяки в любом случае. Это не всегда получается в моменте, потому что все на эмоциях. Или кто-то замыкается в себе. Бывает мне и самой нужен тайм-аут чтобы успокоиться и обдумать ситуацию.
Но когда эмоции утихнут - мне важно вернуться к разговору. И не заминать такие поступки, мол было и прошло. Мне важно самой понять - а на каком уровне ребёнок вообще воспринимает эту ситуацию и что на его действия влияет, насколько он умеет признавать свои косяки и исправлять их.
Последствия без понимания ситуации могут вызвать очередную обиду - мол, я ничего такого не делал, а вот со мной плохо поступают, значит меня не любят и тд. И напряжение будет расти, выливаясь в импульсивные поступки