Цитата из книги Д. Еникеевой "Как помочь пьющему человеку"
Однако оценивать алкоголизм - болезнь, в развитии которой огромную роль играют психологические и социальные факторы, - изолированно, в отрыве от этих факторов, - занятие бесперспективное.
Существует множество теорий, пытающихся объяснить причину развития алкоголизма с биологических позиций при проведении экспериментов на животных, у которых искусственно вызывают зависимость от
алкоголя. У животных происходит изменение обмена веществ, меняется активность ферментов печени.
Это слишком сложные теории, чтобы их популярно объяснить читателю без медицинского образования, но в целом можно суммировать, что ни одна из биологических теорий пока не объяснила природы алкоголизма.
Многие психиатры прошлого века считали алкоголизм социальным явлением. В современной наркологии существуют различные точки зрения на эту проблему. Но нарколог имеет возможность обследовать в основном больных с далеко зашедшим заболеванием, когда личность больного уже подверглась изменениям в процессе воздействия
алкоголя, а о том, каким человек был до начала болезни, приходится судить ретроспективно, из его собственного рассказа о себе и из рассказа о нем его родных.
Ни сам больной алкоголизмом, ни его мать, ни жена не могут оценивать объективно особенности личности алкоголика до болезни - что-то уже забылось, что-то исказилось в памяти. Многие жены и матери говорят: «Раньше он был хороший, добрый, а как стал пить, стал другим».
Но почему именно он стал пить, если был такой «хороший»? Почему другие не пьют или пьют весьма умеренно, а он стал алкоголиком?
Я считаю, что важнейшая причина развития алкоголизма заключается в особенностях личности (характера) человека. Безусловно, имеют значение и многие другие факторы - наследственный (конституциональный), наличие психических заболеваний, влияние ближайшего окружения и другие. Но все они в значительной мере оказывают влияние и на личность человека.
Рассмотрим каждый из этих факторов.
Под наследственным фактором обычно подразумевается алкоголизм одного из родителей или обоих. Биохимики установили, что у детей алкоголиков с момента рождения уже изменена активность ферментов печени, которая предрасполагает к более быстрому развитию алкоголизма у таких детей.
Но с другой стороны, в семьях алкоголиков вырастают не только алкоголики, но и абсолютные трезвенники, и умеренно пьющие люди. То есть этот фактор не однозначен.
На ребенка, растущего в семье алкоголика, помимо наследственного, влияют и другие отрицательные факторы.
Ребенок постоянно видит пьяного отца или мать, и у него не может сложиться правильного представления о допустимой мере потребления спиртного. Пьющий отец не всегда дерется и ругается, он может и расчувствоваться, «пустить слезу», приласкать ребенка, пообещать купить игрушку, будучи в благодушном настроении или легком подпитии.
Поэтому даже если ребенку непьющие люди внушают, что пьянство - это плохо, в представлении ребенка плохо не само по себе употребление спиртного, а только «когда отец ругается». Многие дети алкоголиков говорят, что когда отец «не сильно пьяный, - он добрый». У ребенка формируется мнение, что спиртное пить можно, а «драться нельзя», так как ребенок еще не способен увидеть причинно-следственную связь между потреблением спиртного и нарушением поведения в опьянении.
Когда мне мои пациенты говорили о том, что отец пил или пьет до сих пор, в их словах и интонациях я не слышала осуждения. Порой они говорили об отце даже с оттенком жалости или сочувствия. Осуждали его они лишь в случае, если отец был агрессивен, бил мать или детей.
Воспитанники детских домов, родители которых были лишены родительских прав из-за алкоголизма, скучают по ним и надеются, что когда-нибудь родители приедут за ними и заберут домой, даже если раньше дома они видели только пьянки родителей.
Таким образом, у ребенка пьющих родителей не может сложиться собственная нравственно-этическая позиция по отношению к пьянству как отрицательному явлению, а личность ребенка деформируется уже с ранних лет.
Во-вторых, в стабильности семейных отношений в наибольшей степени нуждаются именно дети. Жена может уйти от мужа-алкоголика, а ребенок не может уйти от своих родителей. Любые ссоры родителей ребенок воспринимает как угрозу этой стабильности. Он еще не все способен понять, что происходит, но ему страшно. Поэтому столь часты неврозы, невротические реакции и невротическое развитие у детей алкоголиков.
В-третьих, когда ребенок постоянно видит скандалы родителей, когда они говорят на повышенных тонах, оскорбляют друг друга не выбирая выражений, угрожают, а тем более, когда отец позволяет себе ударить мать, у ребенка не может сформироваться понятие правильных взаимоотношениях между людьми.
Обратите внимание, как ведут себя некоторые дети со сверстниками. Они не умеют говорить спокойно, обычным тоном, а все время кричат на других детей, ругаются, в том числе и нецензурно, замахиваются на других детей, толкают их.
Среди них есть дети с различными психическими отклонениями, которые пока еще не столь явны, но есть и дети, которые просто не умеют себя вести, потому что их этому не учили. Очевидно, дома родители тоже постоянно говорят на повышенных тонах, и такую манеру общения дети расценивают как вполне нормальную.
Родители не обращают внимания на подобное поведение ребенка, считая, что это возрастное. Но в развитии психики нет мелочей. Из малых кирпичиков, день за днем складывается психология человека. В большинстве случаев алкоголизма, наряду с дефектом личности, имеют место и недостатки воспитания.
В детстве ребенок бессознательно копирует стереотип поведения родителей. Поведение сверстников тоже оказывает на него влияние, но в гораздо меньшей степени, чем поведение родителей. В подростковом возрасте авторитет родителей уже уменьшается, так как подросток стремится к самостоятельности и может делать все наперекор родителям, если они его слишком «давят». А влияние сверстников значительно возрастает. И здесь имеет огромное значение круг общения подростка, как и с кем он проводит свое свободное время.
В развитии алкоголизма имеет очень большое возраст начала употребления
алкоголя и злоупотребления им. Если человек начинает злоупотреблять
алкоголем в зрелом возрасте, когда он уже сложился как личность и может сам оценить, что позволительно, а что недопустимо, то алкоголизм не формируется или он может иметь замедленное течение.
Чем раньше начинает подросток употреблять спиртное, тем больше шансов, что у него сформируется алкоголизм, и болезнь будет иметь ускоренное течение. В подавляющем большинстве случаев типичного алкоголизма начало злоупотребления ранее.
Дети, которые растут без присмотра взрослых, предоставленные самим себе, бесцельно проводящие время на улице, не умеющие ничем интересным себя занять, рано или поздно «от скуки» или под влиянием сверстников начинают употреблять спиртное.
В целом можно сказать, что у «банального» алкоголика личность изначально деформирована под влиянием многих отрицательных воздействий, а в процессе злоупотребления
алкоголем этот дефект еще больше утяжеляется и выявляется нарушениями поведения, семейными скандалами, пренебрежением нормами морали и правилами поведения в обществе (а чаще всего у такого человека этих норм изначально нет), поэтому для окружающих его алкоголизм очень рано становится очевидным. Для него не имеют значения социально позитивные цели, нравственное лицо и репутация, гораздо важнее для него собственные сиюминутные удовольствия и удовлетворение самых примитивных потребностей.
Наряду с психологическими факторами имеют значение и социальные. Нам много лет внушали, что у советского человека есть уверенность в будущем, а в западных странах у людей нет уверенности в завтрашнем дне из-за постоянной угрозы безработицы, поэтому люди ищут забвения от мрачной действительности в спиртном или наркотиках. Но высококлассные специалисты на западе никогда не становятся безработными. На них всегда есть спрос. А люди с психической патологией есть во всех без исключения странах.
Если в США человек определенного социального статуса имеет проблемы со спиртным, руководство настаивает на обязательном противоалкогольном курсе лечения. А затем за ним наблюдает психиатр, и если этот человек позволит себе выпить, его отстранят от работы и он может ее потерять. А на другую работу, узнав о такой проблеме, его просто не возьмут. Такой «дамоклов меч» оказывается гораздо эффективнее, чем наше кодирование и «
Эспераль».
Конец цитаты