Что такое «Настоящая трезвость»?

Стец

Врач
Не пьет 22 года 3 месяца 17 дней
Регистрация
31 Янв 2008
Сообщения
6,121
Я прекрасно понимаю, что это риторический вопрос. Он может напоминать более популярный: «Что такое настоящая любовь?» Однако, мне не хотелось бы продолжать риторику резонерством: «А есть ли она вообще?»
Этот вопрос, все-таки, задается довольно часто, ну, а раз так, значит требует ответа.
Мне бы хотелось в своих рассуждениях пользоваться программой 12 шагов Анонимных Алкоголиков, потому, что этому явлению уже больше 75 лет. А это значит, что явление все-таки жизнеспособное, органичное. Да и потом, мне, как врачу еще не удавалось видеть настолько хорошие результаты, как у тех, кто пользуется 12 шагами.
*
Итак, самое первое, с чего нужно начать, это то, что больной, наконец-то, признает себя больным.
Логика подсказывает, что для того, чтобы начать решать проблему, нужно понять, что она есть. А раз не было болезни, значит, и заниматься, собственно, нечем.
Как это ни странно, но приходится видеть людей, которые не считают себя алкоголиками, а бросили пить на каком-то другом основании. Этих поводов много, но все сводится к тому, что человек «победил», используя либо свою силу воли, либо интеллект, либо сделал это ради чего-то значимого (то, что современные психологи неправильно называют «мотивация»).
Противоречие очевидно, поскольку если речь идет о болезни, т.е. процессе, который течет помимо воли человека, выходит и победить его силой воли, убеждения или интеллектом не получится. Никто же не пытается победить чесотку, или педикулёз умом и силой. Если кто-то будет утверждать,что это сделал, значит, либо не было болезни, либо не «победил».
Строго говоря, пытаться одержать победу — исходно неправильная установка, хотя бы потому, что алкоголизм, скорее всего, врожденное заболевание. Так что, если речь идет о «полном излечении», значит, человеку удалось изменить свой генотип. В фантастике такое можно встретить, но все реже. В последнее время фантасты предпочитают для этого «создавать» клонов с более совершенными хромосомами. Но даже и у них большинство рассказов заканчиваются неудачей подобных опытов.
Второе важное противоречие кроется в том, что алкоголизм — болезнь без обратной динамики. Говоря проще — бывших алкоголиков не бывает. Больной, не употребляющий много лет, если сорвется, попадает отнюдь не в свои 17 лет, а в те года, которые предшествовали его прекращению употребления, причем нужно приплюсовать те процессы, которые происходили в организме за это время. А, как известно, с возрастом человек не молодеет. Даже если не пьет.
Так что «победа» в наркологии — понятие не однозначное. Требует пояснения.
Забавно видеть, как человек, утверждающий, что сможет или уже смог бросить пить силой воли, удивляется, если задать ему вопрос: «Если вы можете не употреблять волевым усилием, если вы сами полностью контролируете процесс, почему же тогда столько лет вы уродовали свою жизнь и здоровье? Неужели тоже согласно своей воле?»
В АА это называется первый шаг. «Признали бессилие перед алкоголем...». Бессилие — это отказ от попыток изменить ситуацию своей волей. В английском варианте это выглядит как «powerless». Т.е. отсутствие власти.
*
А что делать человеку, который не может управлять своими желаниями своей волей? Если не работает «захотел — сделал, не захотел — не сделал»? Если желание выпить не подчинено ни логическому объяснению, ни чувственному мотиву? Если оно само может вызвать обслуживающую логику и создать соответствующий эмоциональный фон?
Остается только признать, что есть кто-то или что-то, что сможет мне помочь. Или обратиться за помощью или умереть. Выбор невелик.
Очевидно, нужно признать, что то, к чему я обращаюсь за помощью сильнее меня. И вообще, что есть понятия, которые сильнее меня. Или умнее. Или мудрее. Одним словом лучше.
Ох, как это непросто! Это означает переступить через свою гордыню.
Часто, очень часто, приходиться видеть людей, «завязавших навсегда», которые утверждают, что «все поняли, и помощь им не нужна». То, что их «завязка» длится около года, они не воспринимают как аргумент, хотя для наркологии год — это слишком малый срок. Настолько малый, что не может даже служить статистическим показателем.
В науке есть понятия «явление» (event). Например, если мы видим несколько нейтронов — это шум, но если после какого-то нашего действия поток увеличится статистически значимо по отношению к шуму — это явление. Это уже можно считать.
Так вот, для алкоголизма, болезни с длительностью в одну жизнь, 1 год — не явление, не показатель.
Судя по всему, пока алкоголику не удастся победить свою гордыню, дальше он не пойдет. Хочу обратить внимание, что в данном случае слово «победа» мне кажется уместным.
12 шагов это прописывают так: "Пришли к убеждению, что только Сила более могущественная, чем мы, может вернуть нам здравомыслие".
*
Выбор «Силы, более могущественной» довольно важное решение. Я, пожалуй не ошибусь, если буду утверждать, что это самое главное решение человека за всю его жизнь.
Фактически, признав, что сам себя я не вылечу, и не смогу сам себе даже начертать путь, человек выбирает себе то, во что он будет верит. Верить без сомнений, без анализа правильности принятых этим понятием решений. Не сомневаясь в том, что результаты его действий необходимы, хотя могут быть не желательны.
Понимание того, что слова «хочу» и «необходимо» с этого момента могут не совпадать, призывает к смирению. Это мужественный шаг,
Приходилось видеть людей, которые в качестве этого понятия избирали семью, работу, благосостояние, здоровье. К сожалению, это все может подвести. Даже люди, которых любишь и не сомневаешься в их любви к тебе - всего лишь люди. Что уж говорить о материальных ценностях или устройствах?
В моей практике были больные, которые беззаветно доверились врачу, психотерапевту, группе. Иногда это их спасало на первых порах, Но только на первых. Жизнь течет, все хорошее забывается почему-то быстрее, чем появляется что-то плохое. Эти недостатки других часто объективны (если можно говорить об объективности восприятия для алкоголика).
Если придется разочаровываться в чем-то или в ком-то, это может быть губительно.
Оказывается, что давно, еще до нас, люди уже решили этот парадокс, признав существование Бога, Всевышнего. При этом не столь важно, какой конфессии придерживается больной, Важно то, что он не демонизирует Его. Не боится, а старается любить и принимать его любовь.
12 шагов АА. 3 шаг: «Приняли решение препоручить нашу волю и нашу жизнь Богу, как мы Его понимали»
*
Когда человеку удалось разобраться с «основными понятия» - добра или зла, любви или поклонения, обожания,. веры или попыток переложить ответственность, надежды или требований к миру. В этот момент жизни оказывается, что не все, что во мне, мне самому нравиться.
Это уже не «интеллигентское самокопание», а осознанное признание недостатков. Как часто оказывается, что многие мои «достоинства», которыми я раньше гордился, на самом деле недостатки, которые я боялся признать!
«Стремление к совершенству», вдруг, оборачивается банальной завистью. «Обаяние» - похотью. «Бережливость» - жадностью, которая мне же приносит больше потерь, чем выгоды. «Борьба с несправедливостью» часто оказывается желанием гневаться. «Имя им легион...»
Сложность заключается в том, что сами по себе эти качества часто неплохие, даже полезные, но что у меня под ними кроется?
В этом нужно разобраться, и если этого не сделать, алкоголик может сорваться, несмотря на то, что так много пересмотрел в своей жизни. Фактически это и есть лицо болезни, которую больной признал в самом начале пути.
Как это делать? Признать перед собой, Богом и другим человеком.
Как известно, Господь общается с нами через людей, так что пытаться освободиться от такого груза в одиночку, перед книжкой, телевизором или монитором компьютера не получится. Нужно рассказать об этом кому-то.

12 шагов АА
шаг 4 «Глубоко и бесстрашно оценили себя и свою жизнь с нравственной точки зрения.»
шаг 5 «Признали перед Богом, собой и каким-либо другим человеком истинную природу наших заблуждений.»
шаг 6 «Полностью подготовили себя к тому, чтобы Бог избавил нас от всех наших недостатков.»
шаг 7 «Смиренно просили Его исправить наши изъяны.»
Хочется обратить внимание, что исправлять изъяны мы просили Его и смиренно. Ни один психолог не сможет этого предоставить такому великому манипулятору, каким является алкоголик. В АА есть шутка, о том, что «Доктора могут уволить, если он тебе не понравиться, Поэтому обращайся к Богу».
*
Ну вот, алкоголик все понял, от всего освободился, во всех своих грехах покаялся, все признал. Что дальше? Все?
Ну, конечно, нет!
Вот, теперь больной может начать делать то, с чего большинство любит начинать: раздача долгов.
Память алкоголика устроена своеобразно. Плохое помниться долго, настолько долго, что можно сказать всегда. Всю жизнь. Но логика настолько услужлива, что мои плохие поступки могут быть очень легко переоценены, и даже начнет казаться, что это не я был виновен. Агрессия будет объяснена самообороной (против человека, против явления). Подлость может начать восприниматься как проявления ума, предприимчивости. Предательство, как следствие стечения обстоятельств. Всегда есть удобные фразы «время было такое», «я был молод и глуп», «сами меня вынудили» и т.д.
Раньше это помогало. Позволяло не ненавидеть самого себя. Но не теперь. Не после того, как переоценил свою жизнь, не после того, как признал недостатки, не после того, как попытался быть предельно честен по отношению к самому себе.
Так что долги раздать нужно. Просто жизненно необходимо для человека, который болен смертельно опасной болезнью.
Раздавать долги — дело непростое. Кропотливое, требует аккуратности. Во-первых, потому, что легко отдавать те долги, которые отдать просто, но это не даст облегчения. Поистине лучше на душе станет только тогда, когда отдал то, что было сложно отдать. Во-вторых, возмещая ущерб можно нанести еще больший. Это положение хорошо понятно врачам, которым со студенческой скамьи рассказали о «заповеди» non nocere не навреди!
Приступая к этому делу, алкоголик берет на себя ответственность, не меньшую, чем доктор перед операцией. Не нужно русскоязычному читателю пояснять смысл фразы: «Хотели как лучше, а получилось, как всегда».

12 шагов АА
шаг 8 «Составили список всех тех людей, кому мы причинили зло, и преисполнились желанием загладить свою вину перед ними»
шаг 9 «Лично возмещали причиненный этим людям ущерб, где только возможно, кроме тех случаев, когда это могло повредить им или кому-либо другому.»
*
У М. Веллера есть рассказ про человека, который вознамерился раздать долги. Вначале он раздавал крупные и денежные, потом перешел к мелким, потом к моральным (насколько можно назвать моральным то, что он считал долгом, однако ему так казалось). В конце рассказа он закончит раздачу долгов... и исчез. Он ходил по городу, но его никто не видел, пропал его дом, он даже перестал отражаться в зеркале!
Я встречал людей, которые говорили: «После того, как я раздал долги, мне стало так легко! И.. накатила тагя!!» Часто после раздачи долгов появляется столько положительных эмоций, что состояние сравнимо с эйфорией. С опьянением. Хорошо, что к этому времени люди уже многое понимают, и потому срывы после 8-9 шага относительно редкое явление. Хотя.. были случаи.
Оказывается, что после того, как ты все очистил, время продолжает течь дальше, как ни в чем не бывало, И болезнь никуда не ушла, и потому останавливаться нельзя.
Теперь предстоит просто работа. Уже знакомая, но это не значит, что ее можно выполнять халатно. «Спустя рукава» жизнь не спасают. И душу тоже.

12 шагов АА
шаг 10 «Продолжали самоанализ и, когда допускали ошибки, сразу признавали это»
шаг 11 «Стремились путем молитвы и размышления углубить соприкосновение с Богом, как мы понимали Его, молясь лишь о знании Его воли, которую нам надлежит исполнить, и о даровании силы для этого»
Про последней шаг как-то и писать-то, собственно, нечего. Даже не знаю, как объяснить необходимость помогать другим?
На эту тему написано столько! Не знаю, что и добавить.
Очевидно, это и есть действие, которое отвечает на коварный вопрос: «А в чем смысл трезвости?» Если не в стяжательстве. Не в победах на сексуальном фронте, не в славе и не во власти? Это мы оставили еще раньше, как противоречащее возможности не пить. Тогда в чем же та самая заветная, сакральная задача, которую может ставить себе алкоголик?
Ответ прост: У каждого трезвого алкоголика есть уникальный дар. Он может помочь другому алкоголику. Причем никто не сможет это так как он.
Разве это не великая, не достойная задача?

12 шагов АА
шаг 12 «Достигнув духовного пробуждения, к которому привели эти шаги, мы старались донести смысл наших идей до других алкоголиков и применять эти принципы во всех наших делах»
 
Что ни восьмерка - то новая животрепещущая тема... 😄
Сначала - поздравляю, Олег! 😍
Чичас и почитаю... 😵
 
Стец, тебе и правда стоит книги писать, а не статьи на НД. Либо размещать их сразу в разделе АА. Это я не со зла, а просто по факту.
Я - копирайтер, рекламные тексты - моя работа, в том числе и даже по большей частью. Потому я просто вижу в любом тексте несуразности, места, на которых начнется спор и общую направленность.
Твоя эта тема - прямо классическая рекламная листовка. Построение, примеры, выводы - я бы, продавая идею АА, лучше бы не написала. Но к этому ли ты стремился?

Потом, о несуразностях:
сравнивать алкоголизм, скажем, с педикулезом - несколько странно. И дальнейший вывод получается (иллюстрирую просто)
алкоголизм - болезнь, вылечить силой воли его не возможно, а вот при помощи смирения и ВС - лехко (ну, утрирую малость для наглядности)
педикулез - болезнь, силой воли его вылечить не возможно, а вот... эх! ну почему в моем детстве маму никто не прсвятил, а? та я бы смирялась и во что угодно лучше бы верила, а то - садюги (времена совка) - то дустом, то уксусом, а иногда и керосином пытали ребенка! Сволочи жестокие! 😭 /а мну эти букашки так любили всехда, шо до сих пор при одном упоминании голова чешется, хде ты был раньше??? / 😁

Идем дальше. Ты утверждаешь, что на силе воли, на поддержке группы, вере психотерапевту и других подобных вещах устойчивой трезвости не достичь? Ок, а что делать атеистам? смиренно ползти под забор? или переделывать себя до ТАКОЙ степени? а если этот атеизм у них - типа "с молоком матери", к примеру, коммунисты старой закалки еще не все померли, и им вера в коммунизм бога запрещает любого.
И по твоим словам, если пойти дальше, выходит, что без той самой веры никак не разобраться с понятиями добра и зла, и тем более - с тем, что ты есть на самом деле. А вот в разделе созависимых прекрасно разбираются с вот тем самым "отделением мух от котлет", т.е. выявлением себя настоящей и своих истинных качеств, желаний и достоинств/недостатков без всяческих шагов и без ВС, причем - некоторые довольно успешно. Как ты этот факт пояснишь? В конце концов корни зависимости и созависимости очень рядом, ты это сам знаешь.

Далее, после довольно таки спорных предпосылок, принятых за базу, ты просто идешь по шагам. Осилила, хотя уже и не интересно было, т.к. понятно было чем все окончится.

Резюме, личное. Если тебе когда-нибудь не будет хватать на хлеб с маслом - обращайся, с удовольствием передам часть заказов на рекламные тексты или на скрытую рекламу. Пусть, ляпы в наличии, но 99% заказчиков "схавают", даю гарантию. Если ты хотел реально обсудить какие-то аспекты, то писать надо чуть менее "по-рекламистски". А если тебе скучно и ты хотел понеслосей - то они будут, явно.
Народ в наше время переел рекламы, а тут - еще и реклама АА, почти не прикрытая, потому даже те, кто относится к методике АА вполне положительно, но не является последователем вашей конфессии - таки возмутятся. Именно такую реакцию в наше время подсознательно вызывает реклама.

Да! Будет интересно - могу порекомендовать прекрасное сообщество копирайтеров, будешь стиль оттачивать, чисто чтоб не так палиться 😉
 
Да! И еще:
я - алкоголик, но вот в роду алкашей как-то не наблюдается.
Я неправильный алкаш? Или наследственность - таки просто дополнительный фактор риска?
 
Ответ прост: У каждого трезвого алкоголика есть уникальный дар. Он может помочь другому алкоголику. Причем никто не сможет это так как он.
То есть, оксфордисты, утверждавшие, что духовный рост возможен лишь как результат помощи другим, и ставившие помощь другим предпоследним пунктом программы, были неправы?
То есть, Библия ошибается, что в служении путь к Богу, и прав Билл, что через Бога приходим к служению?
 
Попробую сам же и разрешить поставленное мной противоречие.

Начну издалека: почему шагов именно 12 а не другое число?
Потому, что программу под название "13 шагов" общество просто бы не приняло.
Между тем в двенадцати шагах содержится тринадцать действий. Первый шаг старт, исходная точка, а дальше 6 пар планов и их реализаций: во втором шаге я планирую убедиться в возможности выздоровления, и в третьем шаге прихожу к убеждению что выздоровление возможно и для меня; в 4-м шаге я планирую новую жизнь в прибранном собственном "я", и в 5-м шаге начинаю эту новую жизнь ... в 10-м шаге я планирую сразу исправить свои сегодняшние ошибки, и в 11-м шаге я не мешкая начинаю этим новый день. И лишь 12-й шаг содержит в себе и планы и реализацию: помогая другим, я планирую жизнь, построенную не на эгоцентризме, а на жизни в сообществе людей, и, применяя эти принципы во всех своих делах, наконец обретаю эту новую жизнь.
ИМХО, Билл был прав, а Уильямсы неправы, когда духовный рост был поставлен перед реальными делами новой жизни.

А чтобы мне не слишком задирать нос, цитата из доктора Боба: Доверяй Богу, содержи в порядке свой дом (свою жизнь), помогай другим - вот простые правила жизни. Нормальные люди знали и следовали им испокон веков. Но алкоголики настолько тупы и бестолковы, что пришлось им разложить эти три простых принципа на двенадцать мелких шажков.
Я - алкоголик - оказался настолько туп и бестолков, что мне понадобились эти шаги, сам я не сумел жить по вечным принципам, известным мне с детства.
 
Когда читаешь подобные эссе, появляется ощущение, что человеку не интересно про "настоящую трезвость", а вот еще раз потрындеть про правоверную ААхнутость, тут "хлебом не корми". Навязчивый прозелитизм плодов не приносит, а только отталкивает. Ну и с восьмерками конечно
 
Я считаю, что трезвость - это физиологическое вообще понятие. Это просто отсутствие в организме человека наркотических веществ.
А остальное уже - духовный рост - мне вот хочется сказать своим анонимным собратьям "Ребята, будьте скромнее". Кроме Анонимных Алкоголиков - всякими психотехниками, самосовершенствованием, самопознанием - занимается куча народу. Есть множество человеческих объединений, где это имеет место быть, в том числе и церковь. Оценить качество развития человека другой человек, может только субъективно. То есть - как писал мне Квас - в силу собственных убеждений.
 
Ну вот, другое дело. В этот раз эссе появилось в правильном разделе.
аашнеги смогут спокойно наслаждаться своим моральным превосходством, не мешая нормальным людям.
Одобряю
<
 
Ну вот, другое дело. В этот раз эссе появилось в правильном разделе.
аашнеги смогут спокойно наслаждаться своим моральным превосходством, не мешая нормальным людям.
Одобряю
<

Одобрять следует кого-то из модераторов. Ночью, когда я рецензию писала, эссе было в "Я - трезв", иначе бы я не стала столь подробно разбирать творение, что написано для коллег по конфессии - не подлежит критике, это не литературное и не рекламное творчество, а просто - их внутренние дела, мало ли че им там для трезвости нада! Чужой монастырь, однако. А в общем разделе - совсем другое восприятие 😉
 
аашнеги смогут спокойно наслаждаться своим моральным превосходством, не мешая нормальным людям.
😔 "Не мешая нормальным людям" ... чего, бухать?
А кто здесь нормальные люди, ээээй, нормальные есть, отзовитесь? 😉
А что понимать под нормальностью, какой критерий использовать, нормальный алкоголик? Нормальный пьющий алкоголик? Нормальный трезвый алкоголик?
<
Вот ты, Ёжег, нормальный? Я - нет? 😉
Я лично здесь превосходством не наслаждаюсь - у меня есть реальные группы и реальные люди, даже если бы захотел насладиться - в реале интересней. Да и каким превосходством наслаждаться, ежели я пожизненно алкоголик, трезвый только сегодня!
Я здесь исключительно для своей собственной трезвости - 12-й шаг это святое!
 
Я считаю, что трезвость - это физиологическое вообще понятие. Это просто отсутствие в организме человека наркотических веществ.
... .
Наверно не так- если в человеке отсутствуют нарк. в-ва, но при этом его сознанием движут разные чувства (злость, зависть, властность ....), желания или идеологии (Слава КПСС, АА-чемпион!), то человек практически "в ж... пиан". Настоящая трезвость только в сознании, освобожденном от каких-либо навязчивых мыслей/идей/чувств/желаний.

Поэтому автор рассуждает о "настоящей трезвости" в состоянии сильнейшего идеологическо-програмного опьянения.
 
но при этом его сознанием движут разные чувства (злость, зависть, властность ....), желания или идеологии (Слава КПСС, АА-чемпион!), то человек практически "в ж... пиан".
Я так не считаю. Не путаю мух с котлетами. Это уже нравственность, духовность, черты характера - с алкоголем это никак не связано. то что алкоголик этому всему более подвержен - это уже из другой оперы.
Как раз твое вот это высказывание - близко к тому, что некоторые говорят на группах. Которые трезвеют до самой смерти, отрезветь никак не могут, и этим выгораживают то - что они просто мудаки по жизни.
Так если считать - то выходит трезвых вообще нету (вам бы в ГАИ 😋 ). У большинства людей вот эти чувства в разной степени возникают.
 
... Которые трезвеют до самой смерти, отрезветь никак не могут, и этим выгораживают то - что они просто мудаки по жизни.
По мне это более глубокий подход к трезвлению- убив в себе мудака, человек убивает в себе факторы, искривляющие реальность, которые и возбуждают желание ее сгладить алкоголем.
 
Абсолютно не каждый человек будет бухать с угрозой для жизни, в случае даже если он одержим завистью, злостью и далее по списку.
Ладно, это уж вроде снова баян.
 
...
Ладно, это уж вроде снова баян.
Далеко не баян.
Разумеется не все начнут бухать, но окружающим и самому человеку от этого легче не станет, т.к. оно обязательно выползает и угнетает все вокруг.
 
Назад
Сверху Снизу