Еженедельное задание #1
Тоже, как многие, начала рано читать, уже с 2х лет буквы притягивали, по рассказам мамы я радостно выискивала знакомые на вывесках (наверное, как сын, в том возрасте, машинки) очень просила, чтобы меня научили читать. Уверенно читала уже лет с 4-х.
Во многом это заслуга бабушки. (До школы я проводила в деревне у бабушки и дедушки по полгода, а с началом учебы летние и зимние каникулы).
Ей был по душе такой интерес.
Она - старшая девочка из большой крестьянской семьи, любила учиться, мечтала стать врачом. До 7 класса была круглой отличницей, а потом началась война, деревня на линии фронта, концлагерь, после войны замужество, хозяйство, дети, постоянный труд. Мечта не осуществилась, а уважение к учёбе осталось.
Старшие дочери тоже учились на отлично, одна стала учителем математики, вторая успешным финансистом, мама младшая была сложным ребёнком, взбаломошным, она любила петь и танцевать, а учёба давалась с трудом. Вообще по характеру бабуля суровая была и жестко воспитывала дочек, а я знала её совсем другой - добродушной и покладистой. Может с возрастом она смягчилась, а может и моя тяга к чтению и любознательность нашли у нее теплый отклик.
С бабушкой было интересно, не помню чтобы она специально садилась и занималась мною, но во время любых работ: на кухне, в огороде ли - можно было с нею декламировать стихи, учить скороговорки, песни петь, разыгрывать сценки про зверей, которые придумывались на ходу:)
"Что случилось? Что случилось?
С печки азбука свалилась!
Больно вывихнула ножку
Прописная буква М,
Г ударилась немножко,
Ж рассыпалась совсем!
Потеряла буква Ю
Перекладину свою!
Очутившись на полу,
Поломала хвостик У!
Ф, бедняжку, так раздуло –
Не прочесть её никак!
Букву Р перевернуло –
Превратило в мягкий знак!
Буква С совсем сомкнулась –
Превратилась в букву О.
Буква А, когда очнулась,
Не узнала никого!"
...а вот она, эта печка рядом и вся эта картина с падением и путаницей букв представляется как живая, как будто они вот тут под ногами все и лежат, охают.
Вообще вся жизнь в деревне вспоминается маленьким раем, и весь этот образ жизни, в тесном взаимодействии с животными и растениями, лесами-полями, ручьями-реками-болотами - тоже отзывался в читаемом: "Вот моя деревня, вот мой дом родной..."
Стихи, рассказы о природе, обо всем животном и растущем, сказки и повести где действие происходило в глухомани или сельской местности были понятны и легко представимы, вызывали большой интерес.
"Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста, прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, прочитай еще страницу».
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!"
- Учили мы с бабушкой стихотворение, и я совершенно соглашалась с его посылом, но этот призыв имел две стороны медали.
По мере возрастания любви к чтению - мною и гордились перед знакомыми, но одновременно и начинали поругивать в семье за это же.
Бабушка называла меня "книжной пьяницей" за многочасовое сидение в завалах книг и журналов возле шкафов, лежание с книгами на печке, на чердаке или сеновале, на пологих навесах шиферной крыши: любимое занятие - спрятаться где-то и читать:)
Сколько себя помню - читала беспрестанно, у бабушки в деревне выбор детских книг был не богат: помню нравился старый учебник для 5-го класса, не знаю какого он года - это был огрызок (уцелевшая половина) школьной хрестоматии, сразу по нескольким предметам. Там одновременно были басни Крылова, рассказ про Жучку (как в колодец за ней мальчик лазил), статьи и гравюры об устройстве пищеварительной системы человека и её паразитах, что-то про выращивание и сбор хлопка, удивительное строение его коробочек, про бородатого Миклухо-Маклая и тд. Из книг были Тимур и его команда, Чук и Гек, Дети подземелья, книжка Про маму, рассказы Бианки, Пришвина, Толстого, басни Крылова, загадки и сказки Чуковского, стихи Маршака, Барто, Михалкова, Маяковского, сборники разных русских поэтов о природе.
Всё это было читано-перечитано, но я штудировала всё подряд: песенники - для детей и рукописные девичьи от трех девиц - мамы и её старших сестер, стопки журналов за разные годы - Здоровье, Работница/Крестьянка/Юность, всё, что попадалось мало-мальски интересного ребенку и в идеале ещё картинки чтоб. Сокровищами были детские журналы: Мурзилка, Веселые картинки, они тоже в стопках встречались, пересматривались и перечитывались много раз. Их выписывали в какие-то годы.
Взрослые книги мне были непонятны и скучны. Журналы Юность я в основном пролистывала, но там мне нравились пьесы, они легко читались.
Среди отдельных книг для юношества мне пришлась по душе советская пьеса про великанов, на тему профопределения, истории в ней - сцены из жизни лесника, строителя, учителя, врача, геолога, шофера кого-то ещё, предисловием и послесловием к каждой профессии был образ могучего и доброго великана, как он шагает по стихии своей профессии, заботливый и деятельный. Мне нравилась книга и картинки великанов, не всё было конечно понятно и это явно была не бог весть какая литература, но внушало уважение к труду, к миру взрослых, занимающихся такими сложными и важными делами, преодолевающих любые трудности. Великаны, ух!
Жизнь с родителями в городе была неблагополучной, отец пил, дебоширил, частые их скандалы и драки приводили в ужас, меня преследовал страх. Рисование и книги - были спасением, помогали справиться со страхом, переключиться.
Зато дома было достаточно много детских книг и детских сказок, больше всего в дошкольном возрасте нравились конечно сказки: русские народные и зарубежные, авторские русские сказки - их читала я сама и читала мне мама во время частых болезней. Наиболее любимыми были братья Гримм и Андерсен - настоящий добрый волшебник, у которого оживало что угодно и создавались фантастически прекрасные миры!
Еще чудесные воспоминания того времени сохранились у меня о книге про буквы и слова, она увлекательная была, полна каламбуров и смешных стихов. (Вспоминая отрывки, нагуглила автора: Яков Козловский "Веселые приключения не только для развлечения". Хорошая книга, знакомит в весёлой форме детей с правилами и тонкостями русского языка)
Было у меня и несколько пластинок со сказками: Бременские музыканты, Чипполино, Голубой щенок, Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях, Ухти-Тухти. Они все были нежно любимы, заслушаны до дыр и выучены наизусть, до пауз и шорохов иглы:).
Любовь к чтению сохранялась и росла. Я стала учиться в первом классе Открывались новые авторы - любимые того времени Успенский, Носов, Волков и их увлекательные приключения.
Усложнялась жизнь, во втором классе начался период скитания с мамой и отчимом по съёмным углам, мы сильно обеднели, у меня возникло много проблем и много улицы, а взрослых рядом и поддержки по сути не было.
Но и в эти сложные годы верными помощниками и утешителями оставались книги - там можно было найти доброе слово, надежду, товарищей по несчастью и просто отвлечься, успокоиться, ускользнуть в другие миры. Несколько месяцев у меня бушевал невроз страха, я панически боялась оставаться в комнате в темноте и не могла засыпать.
Справляться тоже помогали книги: обязательно нужны были добрые, чтобы зачитаться до изнеможения и незаметно провалиться в сон.
Особенно хорошо действовал толстый сборник сказок и повестей Джанни Родари. В острый период он почти на репите стоял - дочитала, открыла сначала.
Из-за частых переездов набор моих книг был небольшим и перечитанным по многу раз, но река читаемого становилась всё шире, ведь добавились библиотеки - школьная и городская.
Любовь к чтению так всю жизнь и сохраняется, это как отдельная часть жизни. И сложно в ней выделить начало, и какая книга открыла эту дверь, исполнив роль проводника, оставила наиболее яркий след.
Это возникло как поток и сразу зацепило, понесло, ещё в каком-то совсем нежном беспамятном возрасте, сама память о котором сплетается со сказкой, а первые книги с живым реальным волшебством.
Как оживающие матрёшки из совсем малышовской картонной книжки Берестова "Матрешкины потешки" - убегающие от осы, кланяющиеся знакомым, катающиеся на карусели... Клянусь, так и было! Я так видела её совсем маленькой - это была не книга, а живой мультфильм. И, когда спустя годы, случайно наткнулась на эту забытую давно старую книжку - это было как вспышка, я вспомнила её и какими живыми были картинки и была изумлена, что они неподвижны.
Может, это была та книга, которая подарила мне первый восторг и веселье от чтения и оживила мир чудес? Кто знает...