Библиотека 7_Литературный марафон

Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Дочитал "Хладнокровное убийство". Очень сильная книга. Попытка разобраться, откуда берется это немотивированное насилие.
Привет, Фрейя. Почитай, возможно, тебе будет интересно с точки зрения психолога, который с детьми работает.
@Барбар хочу выразить тебе огромную признательность, уважение и огромное дружеское расположение за твоё влияние на атмосферу марафона😍🤗 Ты очень любознательный, сам много читаешь и делишься своими размышлениями, а ещё активно поддерживаешь участников в их интересе и выборе книг, проявляешь искренний интерес к впечатлениям о прочитанном и при этом общаешься дружелюбно, сохраняя внимание на предмете обсуждения и позитивных целях этого нашего объединения. Спасибо тебе от всей души :ax: :PREVED:

Насчет немотивированной жестокости - да, эта тема есть в моей сфере интересов. И я к ней подхожу в первую очередь со стороны клинического психолога, рассматривая как следствие либо нарушений развития эмоциональной сферы, обусловленной генетически (патологические расстройства личности, описанные многими психиатрами в круге асоциальных и шизотипических) либо нарушенных под влиянием неблагоприятного раннего опыта ("Мальчик, которого растили как собаку" - Б.Перри), плюс влияние опыта и ценностей значимого окружения, в котором формировалась личность, плюс сочетание этих факторов.
Как часто бывает например в случае с маньяками. (Хрестоматия изд-ва Харвест "Психология террористов и серийных убийц")
В общем, я не разделяю тут взглядов Толстого:
Толстой четко отвечает: нет, поскольку само государство толкает людей на преступления!
У человека есть выбор. И не все идут путем совершения преступлений. И не все несут в себе доброжелательность, сочувствие к чужой боли и ценность в отношении к жизни, к живому. В мозге есть структуры, которые на биологическом уровне подкрепляют эти установки и являются регуляторами стайного взаимодействия. Но они могут сбоить в своем функционировании. И ещё это преломляется через особенности личности и её истории развития. И всегда так было и будет.
В качестве примера - Библейская история о Каине и Авеле.

Пойдем далее. Я прошу прощения за скомканность изложения. У меня сейчас нет возможности сосредоточиться и поработать над текстом, окружение и многозадачность текущие не позволяют, поэтому я сейчас просто пойду по потоку сознания, пока есть маленький период времени что-то написать.
И вот уже в библейской истории подчеркивается значимость личного мотива и особенностей личности, с её субъективным восприятием справедливости и роли динамики её эмоциональных реакций в момент поступка, в том числе приводящих в моменте к совершению преступления.

Вот эти переплетения личных мотивов и тональности с амплитудами эмоциональных состояний очень выразительно и развёрнуто отражает Достоевский, в разных своих произведениях, а наиболее тематически, как мне кажется, в Преступлении и наказании.
В этом произведении Достоевский показывает как преступление может восприниматься человеком не только как обычное и привычное действие, но и даже, как в случае с Раскольниковым, находить оправдание как дело в целом благое и справедливое.

Вот он, тот замес, на котором человек становится способен совершить совершить злодеяние - личные мотивы - эмоциональное состояние, разнообразные личностные особенности и персональная картина мира с её пристрастным восприятием "справедливости", возбуждаемые теми внешними обстоятельствами (трудная ли жизненная ситуация, создающая чувство отчаяния и безвыходности или, наоборот, легализация и даже одобрение выбора именно такого действия со стороны окружения, типа "все воруют" или "он это заслужил", или "давай, ты же мужик, докажи" и тд и тп) и это даже те истории, когда у человека может не быть явного расстройства личности с поломками эмоциональной сферы.
Личный мотив - это первый вопрос в поиске следователями круга возможных преступников.

(А если они есть, эти эмоциональные поломки - тогда предпосылки для проявления жестокости будут исходить из самого человека ещё проще и без каких-либо тормозов или сомнений в своей правоте и допустимости подобных действий в силу специфических искажений его картины мира и самого себя по отношению к другим людям.)

И подавляющее большинство религий с их благостными нравоучениями не только не являются ориентиром для любви и добра, но и могут дать богатую пищу для легализации потребности выплеснуть жестокость и стать в своих глазах орудием для справедливого возмездия либо очищения мира от "семян зла".
И на прошлом марафоне как раз у меня очень явственно пересеклись идеи Толстого "О жизни" и идеологическая радикальность республики Галаад. Для которой вполне бы подошли идеи Толстого как оправдание всех её жестокостей.

А если взять эффект синергии и распространение специфических убеждений, принимаемых и поддерживаемых какой-то общностью людей как норма и "разумная правильность" мы можем получить, например, геноцид на религиозной, национальной и какой угодно почве.

И, говоря о таком влиянии, можно вспомнить ещё знаменитый Стендфордский тюремный эксперимент:
"Результаты эксперимента были использованы для того, чтобы продемонстрировать восприимчивость и покорность людей, когда присутствует оправдывающая их поступки идеология, поддержанная обществом и государством. Также их использовали в качестве иллюстрации к теории когнитивного диссонанса и влияния власти авторитетов.

В психологии результаты эксперимента используются для демонстрации ситуативных факторов поведения человека в противовес личностным. Другими словами, ситуация влияет на поведение человека больше, нежели внутренние особенности личности. Этим эксперимент похож на известный эксперимент Милгрэма, в котором обычные люди подчинялись приказу вопреки своим собственным желаниям и таким образом становились сообщниками экспериментатора."

В отношении же наказаний я не вижу пока альтернатив изоляции преступников. И смертная казнь вопрос дискуссионный для меня. Ну а аборты и эвтаназии я вообще не рассматриваю как зло, мне кажется, это необходимость и очень важное право, которое должно быть у людей, так как направлено на уменьшение страданий и соблюдение баланса.

Но в отношении самой системы наказаний есть варианты ее развития, которые могли бы включиться в систему и при индивидуальном подходе с привлечением разных ресурсов могли бы её улучшить.
Один из таких путей показан в фильме о программе по восстановительному правосудию "Я всегда буду помнить ваши лица"(Je verrai toujours vos visages, 2023 (18+)) Фильм побуждает к размышлениям и он показывает разные стороны и мотивы совершения преступления. В том числе те, где диалог и какое-либо оправдание совершенного невозможны.

В общем, нет в этом вопросе общих универсальных правил, он очень широк в силу разнообразия личных особенностей и сочетания обстоятельств, историй развития личностей и их личных мотивов.

Очень может и удобно всё свалить на государство, но, по мне, это сильно далеко от понимания мотивов совершения преступлений и к тому же совершенно тупиковый путь для какого-либо решения этих вопросов. Ничего не даёт по делу конкретных людей, которые лично совершают преступления, и согласна @Барбар с тобой, что такой подход только льёт воду на мельницу отказа от личной ответственности и тем по сути развязывает преступнику руки.
654564.jpg

(Кстати, как тебе "Теофил Норт". Расскажешь, какой из кейсов на тебя наибольшее впечатление произвел?)
Хорошая, добрая книга. Я отдыхала в её уютной атмосфере, как и писала ранее она напомнила мне двух милых английских писателей.
По поводу кейса - сложно сказать, возможно больше запомнился про старого профессора, наследники которого стремились его инвалидизировать, чтобы быстрее завладеть наследством. Этот кейс был самым забавным:)) А ещё мне понравилась первая история о предотвращении необдуманного замужества. Очень разумное и деликатное решение.
Сам главный герой вообще очень приятный и вызывает большую симпатию своим образом мыслей и взвешенностью действий, образованностью и смекалкой, внимательным и рассудительным отношением к людям. В нем в нужных пропорциях соединяются хитрость и искренность и он проявляет хорошую эмоциональную устойчивость, не прячась от конфликтов, но и не подогревая их ответной агрессией, а находит замечательные обезоруживающие способы общения в конфликтных ситуациях, они как бы в стиле айкидо получаются, когда противник сам себя оставляет в итоге в дураках:)
Было жалко когда книга закончилась.
Думаю присмотреться к этому писателю ещё. Может ты что-то у него подобное посоветуешь?
 
@Барбар хочу выразить тебе огромную признательность, уважение и огромное дружеское расположение за твоё влияние на атмосферу марафона😍🤗 Ты очень любознательный, сам много читаешь и делишься своими размышлениями, а ещё активно поддерживаешь участников в их интересе и выборе книг, проявляешь искренний интерес к впечатлениям о прочитанном и при этом общаешься дружелюбно, сохраняя внимание на предмете обсуждения и позитивных целях этого нашего объединения. Спасибо тебе от всей души :ax: :PREVED:

Насчет немотивированной жестокости - да, эта тема есть в моей сфере интересов. И я к ней подхожу в первую очередь со стороны клинического психолога, рассматривая как следствие либо нарушений развития эмоциональной сферы, обусловленной генетически (патологические расстройства личности, описанные многими психиатрами в круге асоциальных и шизотипических) либо нарушенных под влиянием неблагоприятного раннего опыта ("Мальчик, которого растили как собаку" - Б.Перри), плюс влияние опыта и ценностей значимого окружения, в котором формировалась личность, плюс сочетание этих факторов.
Как часто бывает например в случае с маньяками. (Хрестоматия изд-ва Харвест "Психология террористов и серийных убийц")
В общем, я не разделяю тут взглядов Толстого:

У человека есть выбор. И не все идут путем совершения преступлений. И не все несут в себе доброжелательность, сочувствие к чужой боли и ценность в отношении к жизни, к живому. В мозге есть структуры, которые на биологическом уровне подкрепляют эти установки и являются регуляторами стайного взаимодействия. Но они могут сбоить в своем функционировании. И ещё это преломляется через особенности личности и её истории развития. И всегда так было и будет.
В качестве примера - Библейская история о Каине и Авеле.

Пойдем далее. Я прошу прощения за скомканность изложения. У меня сейчас нет возможности сосредоточиться и поработать над текстом, окружение и многозадачность текущие не позволяют, поэтому я сейчас просто пойду по потоку сознания, пока есть маленький период времени что-то написать.
И вот уже в библейской истории подчеркивается значимость личного мотива и особенностей личности, с её субъективным восприятием справедливости и роли динамики её эмоциональных реакций в момент поступка, в том числе приводящих в моменте к совершению преступления.

Вот эти переплетения личных мотивов и тональности с амплитудами эмоциональных состояний очень выразительно и развёрнуто отражает Достоевский, в разных своих произведениях, а наиболее тематически, как мне кажется, в Преступлении и наказании.
В этом произведении Достоевский показывает как преступление может восприниматься человеком не только как обычное и привычное действие, но и даже, как в случае с Раскольниковым, находить оправдание как дело в целом благое и справедливое.

Вот он, тот замес, на котором человек становится способен совершить совершить злодеяние - личные мотивы - эмоциональное состояние, разнообразные личностные особенности и персональная картина мира с её пристрастным восприятием "справедливости", возбуждаемые теми внешними обстоятельствами (трудная ли жизненная ситуация, создающая чувство отчаяния и безвыходности или, наоборот, легализация и даже одобрение выбора именно такого действия со стороны окружения, типа "все воруют" или "он это заслужил", или "давай, ты же мужик, докажи" и тд и тп) и это даже те истории, когда у человека может не быть явного расстройства личности с поломками эмоциональной сферы.
Личный мотив - это первый вопрос в поиске следователями круга возможных преступников.

(А если они есть, эти эмоциональные поломки - тогда предпосылки для проявления жестокости будут исходить из самого человека ещё проще и без каких-либо тормозов или сомнений в своей правоте и допустимости подобных действий в силу специфических искажений его картины мира и самого себя по отношению к другим людям.)

И подавляющее большинство религий с их благостными нравоучениями не только не являются ориентиром для любви и добра, но и могут дать богатую пищу для легализации потребности выплеснуть жестокость и стать в своих глазах орудием для справедливого возмездия либо очищения мира от "семян зла".
И на прошлом марафоне как раз у меня очень явственно пересеклись идеи Толстого "О жизни" и идеологическая радикальность республики Галаад. Для которой вполне бы подошли идеи Толстого как оправдание всех её жестокостей.

А если взять эффект синергии и распространение специфических убеждений, принимаемых и поддерживаемых какой-то общностью людей как норма и "разумная правильность" мы можем получить, например, геноцид на религиозной, национальной и какой угодно почве.

И, говоря о таком влиянии, можно вспомнить ещё знаменитый Стендфордский тюремный эксперимент:
"Результаты эксперимента были использованы для того, чтобы продемонстрировать восприимчивость и покорность людей, когда присутствует оправдывающая их поступки идеология, поддержанная обществом и государством. Также их использовали в качестве иллюстрации к теории когнитивного диссонанса и влияния власти авторитетов.

В психологии результаты эксперимента используются для демонстрации ситуативных факторов поведения человека в противовес личностным. Другими словами, ситуация влияет на поведение человека больше, нежели внутренние особенности личности. Этим эксперимент похож на известный эксперимент Милгрэма, в котором обычные люди подчинялись приказу вопреки своим собственным желаниям и таким образом становились сообщниками экспериментатора."

В отношении же наказаний я не вижу пока альтернатив изоляции преступников. И смертная казнь вопрос дискуссионный для меня. Ну а аборты и эвтаназии я вообще не рассматриваю как зло, мне кажется, это необходимость и очень важное право, которое должно быть у людей, так как направлено на уменьшение страданий и соблюдение баланса.

Но в отношении самой системы наказаний есть варианты ее развития, которые могли бы включиться в систему и при индивидуальном подходе с привлечением разных ресурсов могли бы её улучшить.
Один из таких путей показан в фильме о программе по восстановительному правосудию "Я всегда буду помнить ваши лица"(Je verrai toujours vos visages, 2023 (18+)) Фильм побуждает к размышлениям и он показывает разные стороны и мотивы совершения преступления. В том числе те, где диалог и какое-либо оправдание совершенного невозможны.

В общем, нет в этом вопросе общих универсальных правил, он очень широк в силу разнообразия личных особенностей и сочетания обстоятельств, историй развития личностей и их личных мотивов.

Очень может и удобно всё свалить на государство, но, по мне, это сильно далеко от понимания мотивов совершения преступлений и к тому же совершенно тупиковый путь для какого-либо решения этих вопросов. Ничего не даёт по делу конкретных людей, которые лично совершают преступления, и согласна @Барбар с тобой, что такой подход только льёт воду на мельницу отказа от личной ответственности и тем по сути развязывает преступнику руки.
Посмотреть вложение 1664707


Хорошая, добрая книга. Я отдыхала в её уютной атмосфере, как и писала ранее она напомнила мне двух милых английских писателей.
По поводу кейса - сложно сказать, возможно больше запомнился про старого профессора, наследники которого стремились его инвалидизировать, чтобы быстрее завладеть наследством. Этот кейс был самым забавным:)) А ещё мне понравилась первая история о предотвращении необдуманного замужества. Очень разумное и деликатное решение.
Сам главный герой вообще очень приятный и вызывает большую симпатию своим образом мыслей и взвешенностью действий, образованностью и смекалкой, внимательным и рассудительным отношением к людям. В нем в нужных пропорциях соединяются хитрость и искренность и он проявляет хорошую эмоциональную устойчивость, не прячась от конфликтов, но и не подогревая их ответной агрессией, а находит замечательные обезоруживающие способы общения в конфликтных ситуациях, они как бы в стиле айкидо получаются, когда противник сам себя оставляет в итоге в дураках:)
Было жалко когда книга закончилась.
Думаю присмотреться к этому писателю ещё. Может ты что-то у него подобное посоветуешь?
Ничего себе "скомканный ответ"!!!! 😄👍

Спасибо тебе за высокую оценку.

Мне очень нравится читать твои посты. Содержательные и конструктивные.

У нас тут в целом на марафоне собрались интересные и очень приятные в общении люди, несмотря на то, что форум специфический.

Относительно подхода Толстого к преступника, преступление и наказанию. Мне тоже слегка резануло глаза то, что он излишне снимает ответственность с человека за его деяния.

Но! Толстой, видимо, отождевстляет себя с Нехлюдовым и к этому персонажу он подходит с самой высокой мерой ответственности! Начинать-то надо с себя, а не с других. Он говорит том что к оступившимся надо относиться терпимо и снисходительно а к себе нет.

По поводу смертной казни. Як ней отношусь резко отрицательно, даже применительно к серийный убийцам. Есть замечательный роман А. Камю "Посторонний" на эту тему. Нельзя лишать человека его главного дара - жизни и свободы.

У Уайлдера мне больше всего нравятся "Мартовские иды". Очень актуальная сейчас книга, великолепная по своему юмору и псиохологизму!
 
Кстати, главу"Девять фронтонов" я тоже очень люблю.

"Расшнуруйте её" 😄👍!
Да, и в целом вот эта совокупность историй хороша как история одного лета и города:)
А ещё для меня это пример такого "нормального" светского общества и его адекватных представителей в отличие от многих книг, где разворачивается конфликт героя с этим обществом из-за его несоответствия тем лицемерным правилам, которые в нем процветают:
Горе от ума, Анна Каренина, Финансист(драма его жены) и тд
 
Ещё одно наблюдение. Смертная казнь относится к одному из тех вопросов, которые традиционно не принято выносить на референдум. В ЛЮБОЙ стране мира люди в большинстве своём голосуют "за" оставление смертной казни.

Опять-таки очень сложен вопрос об абортах. И нему нельзя относиться категорично и однозначно, ибо он затрагивает свободу других людей. Есть свои "за" и "против". Но аборт - это убийство, так же как и смертная казнь!

Правда я считаю, что обсуждение этих вопросов здесь неуместно, ибо это вызывает отрицательные эмоции и даже ненависть.

Алкоголики - народ не стабильный! 😄
 
Да, и в целом вот эта совокупность историй хороша как история одного лета и города:)
А ещё для меня это пример такого "нормального" светского общества и его адекватных представителей в отличие от многих книг, где разворачивается конфликт героя с этим обществом из-за его несоответствия тем лицемерным правилам, которые в нем процветают:
Горе от ума, Анна Каренина, Финансист(драма его жены) и тд
"Норт" - очень добрая книга. Такие нужно читать. Всё-таки очень много ненависти и страха в этом мире.

А хочется жить в другом. Каждый сам может себе такой мир построить!
 
Уайлдера мне больше всего нравятся "Мартовские иды". Очень актуальная сейчас книга, великолепная по своему юмору и псиохологизму!
Спасибо :WRITE:
Нельзя лишать человека его главного дара - жизни и свободы.
Ну если для него это не является ценностью - чужие жизни и свободы, то не вижу тут смысла насаждать человеку свои идеалы.
Это тоже какое-то насилие своего рода. Как и запреты абортов, которые вынуждают несчастных людей плодить несчастных людей или идти на рискованные подпольные процедуры или доходить до отчаяния и лишать жизни себя в угоду нетерпимым идеалиствм, которые судят со своей удобной колокольни о том, о чем не имеют представления и о тех, чей опыт не могут себе представить.
И их аргументы либо морализаторство в белом пальто, либо душеспасительные примеры по типу ошибки выжившего.
Мое твердое убеждение, что это личное дело и право взрослого человека решать что он может дать миру, а что нет.
 
Нельзя лишать человека его главного дара - жизни и свободы.
Вот как раз планирую поразмышлять над этой темой с одной из книг, которую заказала себе в подарок
Поискать понимание, что происходит с этими людьми и что они сами думают об этом
 

Вложения

  • 20241114_171559.jpg
    20241114_171559.jpg
    112.6 KB · Просмотры: 3
@Сашко и все-все участники:obnim2:большое спасибо за марафон❤️🤝
Как всегда он дал много полезного и интересного для почитать, поразмышлять, обсудить в компании приятных, умных людей!
Которые все вместе создают этот, мой любимый марафон😍 благодаря которому я нахожу время читать и художественную литературу и пополнять копилку хороших книг. Ура, да здравствует чтение и его любители!🥳😃
20230415_172138.jpg
 
И подавляющее большинство религий с их благостными нравоучениями не только не являются ориентиром для любви и добра, но и могут дать богатую пищу для легализации потребности выплеснуть жестокость и стать в своих глазах орудием для справедливого возмездия либо очищения мира от "семян зла".
Такую почву может дать вообще любая идея. Абсолютно любая. Классика, тупоконечники против остроконечников. Причина таких противостояний не в самих идеях или религиях как правило.
 
Такую почву может дать вообще любая идея. Абсолютно любая. Классика, тупоконечники против остроконечников. Причина таких противостояний не в самих идеях или религиях как правило.
Да, вот и я об этом, смотря какие мотивы за этим стоят и интерпретации, а для обертки сойдет многое. Но ведь предпочтительнее, чтобы обёртка носила какие-то благие упоминания для той группы, на чьих интересах она будет реализовываться. То, что может привлечь больше сторонников, располагающих нужными ресурсами
 
Но! Толстой, видимо, отождевстляет себя с Нехлюдовым и к этому персонажу он подходит с самой высокой мерой ответственности! Начинать-то надо с себя, а не с других.
Да
Он говорит том что к оступившимся надо относиться терпимо и снисходительно а к себе нет.
А тут разница, этот оступившийся украл булку потому что был голоден или убил потому что лишен понимания ценности чужой жизни например, не говоря об эмпатии и прочем. Снисхождения не все заслуживает
По поводу смертной казни. Як ней отношусь резко отрицательно, даже применительно к серийный убийцам. Есть замечательный роман А. Камю "Посторонний" на эту тему. Нельзя лишать человека его главного дара - жизни и свободы.
Знаешь, пожизненно осужденные в наших турьмах типа "черный лебедь" и т. п. в большинсиве говорят о том, что лучше смертная казнь, это не жизнь, те условия, в которых они живут. Заслужили? Да. Способствует ли это изменениям в их сознании? Иногда да, иногда нет
 
Да

А тут разница, этот оступившийся украл булку потому что был голоден или убил потому что лишен понимания ценности чужой жизни например, не говоря об эмпатии и прочем. Снисхождения не все заслуживает

Знаешь, пожизненно осужденные в наших турьмах типа "черный лебедь" и т. п. в большинсиве говорят о том, что лучше смертная казнь, это не жизнь, те условия, в которых они живут. Заслужили? Да. Способствует ли это изменениям в их сознании? Иногда да, иногда нет
Российская тюремная система карает. Пожизненное - это возмездие. Но у этих преступников есть шанс раскаяться и обрести царство божие. Но это не точно!
 
Последнее редактирование:
Да, вот и я об этом, смотря какие мотивы за этим стоят и интерпретации, а для обертки сойдет многое. Но ведь предпочтительнее, чтобы обёртка носила какие-то благие упоминания для той группы, на чьих интересах она будет реализовываться. То, что может привлечь больше сторонников, располагающих нужными ресурсами
С этим не спорю
И подавляющее большинство религий с их благостными нравоучениями не только не являются ориентиром для любви и добра, но и могут дать богатую пищу для легализации потребности выплеснуть жестокость и стать в своих глазах орудием для справедливого возмездия либо очищения мира от "семян зла".
Спорю с этим. Религии давали правила общежития в обществе и регулировали множество других вопросов, в структурировании и развитии общества долгое время они просто не имели альтернативы. Плюс обозначали ориентиры развития личности. Религии по сути дают идеальную модель человека, в разных религиях она отличается, но есть и нечто общее, направленное в том числе на личностное развитие
 
С этим не спорю

Спорю с этим. Религии давали правила общежития в обществе и регулировали множество других вопросов, в структурировании и развитии общества долгое время они просто не имели альтернативы. Плюс обозначали ориентиры развития личности. Религии по сути дают идеальную модель человека, в разных религиях она отличается, но есть и нечто общее, направленное в том числе на личностное развитие
Православие - это не только модель, но и образ жизни. Высшая правда, истина в последннй инстанции. Но в это нужно верить. Тут не может быть компромиссов и полутонов.
 
Религии давали правила общежития в обществе и регулировали множество других вопросов, в структурировании и развитии общества долгое время они просто не имели альтернативы. Плюс обозначали ориентиры развития личности. Религии по сути дают идеальную модель человека, в разных религиях она отличается, но есть и нечто общее, направленное в том числе на личностное развитие
Ну вот тут такой момент, эти общие правила могли бы быть продуктом культурных ценностей, исходящих из развития представлений о ценности хороших отношений, сотрудничества, добра и мира не за райские посулы и страх наказания адскими сковородками(условно). Но ведь нет, религия в плане регуляции поведения и подкрепления общественных договоренностей сильна не разумностью и добротой как выбором, а мистикой - "всевидением" карающего и награждающего вездесущего ока Бога, в каком бы обличии он не представлен был публике.

И да, на определенном этапе морального развития это необходимо - внешний такой следящий Родитель, но по своей задаче это должно бы привести к формированию внутреннего управления, следовании правилам доброго соседства не из-за чьего-то внешнего руководства, а по внутреннему согласию с этими принципами. И необходимость в религиозном внешнем руководстве и тем более обрядности тогда отпадает. И в этом появляется внутренняя свобода - поступать хорошо по "велению души и здравого смысла", по личному выбору человека. Но в самой религии это не приветствуется, так как там тоже есть тенденция к сниманию личной ответственности для удержания прихода. А опора на себя объявляется гордыней.
Короче религия для меня полна противоречий и принуждений.
Поэтому я - еретик:)
 
Православие - это не только модель, но и образ жизни. Высшая правда, истина в последннй инстанции. Но в это нужно верить. Тут не может быть компромиссов и полутонов.
И тут все равно двойственность имеет место. Православие очень обширно, не все в нем единственно верно. Если брать чистый без примесей взгляд (и изнутри самого православия кстати тоже) - истина не правослввие, это всего лишь форма, безотносительная истина это Бог. Все остальное вполне может быть относительным
 
Ну вот тут такой момент, эти общие правила могли бы быть продуктом культурных ценностей, исходящих из развития представлений о ценности хороших отношений, сотрудничества, добра и мира
Гуманизм. История не знает сослагательного наклонения, правда ведь?) тоже один из этапов развития общества, гуманистические идеи не так давно возникли и возникли как раз на базе христианского общества
не за райские посулы и страх наказания адскими сковородками(условно).
Это очень бытовое понимание христианства, мало относящееся к его реальному содержанию
Но ведь нет, религия в плане регуляции поведения и подкрепления общественных договоренностей сильна не разумностью и добротой как выбором, а мистикой - "всевидением" карающего и награждающего вездесущего ока Бога, в каком бы обличии он не представлен был публике.
Извини, это совсем не отражает реальное содержание христианства, это очень искаженный и упрощенный донельзя взгляд на него. Я понимаю, что это общие слова, но и не смогу в трех предложениях обрисовать, в чем его реальное содержание
И да, на определенном этапе морального развития это необходимо - внешний такой следящий Родитель, но по своей задаче это должно бы привести к формированию внутреннего управления, следовании правилам доброго соседства не из-за чьего-то внешнего руководства, а по внутреннему согласию с этими принципами. И необходимость в религиозном внешнем руководстве и тем более обрядности тогда отпадает. И в этом появляется внутренняя свобода - поступать хорошо по "велению души и здравого смысла", по личному выбору человека.
Что такое поступать хорошо? На каких критериях это хорошо может быть основано? Хорошо для меня и плохо для другого и т.д. Понимаешь, тут пирамида, основание которой теряется где то в неизвестности.
Но в самой религии это не приветствуется, так как там тоже есть тенденция к сниманию личной ответственности для удержания прихода.
Ммм... Не понимаю о чем речь. Как раз о личной ответственности довольно много, в чем это снятие?
А опора на себя объявляется гордыней.
Нет. Ну просто нет, это не так). Если уж об истоках гордыни говорить в православном понимании, это история Адама и Евы. Яблоко с древа познания добра и зла. Человек решил, что будет сам определять, что такое добро и что такое зло, вот истоки
Короче религия для меня полна противоречий и принуждений.
Поэтому я - еретик:)
Полна, это да. Но христианство в целом и православие в частности не очень коррелирует с широко распространенными о нем представлениями, это его беда и его достоинство, оно доступно каждому и каждый его по своему представляет. И мало кто дает себе труд попытаться разобраться, а что же в нем на самом деле содержится
 
Ну вот тут такой момент, эти общие правила могли бы быть продуктом культурных ценностей, исходящих из развития представлений о ценности хороших отношений, сотрудничества, добра и мира не за райские посулы и страх наказания адскими сковородками(условно). Но ведь нет, религия в плане регуляции поведения и подкрепления общественных договоренностей сильна не разумностью и добротой как выбором, а мистикой - "всевидением" карающего и награждающего вездесущего ока Бога, в каком бы обличии он не представлен был публике.

И да, на определенном этапе морального развития это необходимо - внешний такой следящий Родитель, но по своей задаче это должно бы привести к формированию внутреннего управления, следовании правилам доброго соседства не из-за чьего-то внешнего руководства, а по внутреннему согласию с этими принципами. И необходимость в религиозном внешнем руководстве и тем более обрядности тогда отпадает. И в этом появляется внутренняя свобода - поступать хорошо по "велению души и здравого смысла", по личному выбору человека. Но в самой религии это не приветствуется, так как там тоже есть тенденция к сниманию личной ответственности для удержания прихода. А опора на себя объявляется гордыней.
Короче религия для меня полна противоречий и принуждений.
Поэтому я - еретик:)
Ну потому, что ты неверующий человек. Ты рассуждаешь с рациональной или даже научной точки зрения. Я сам был таким довольно долгое время.

Вера иррациональна по своей сути.

В мире не все поддается рациональному обяснению.

Есть впросы, на которые человеческий разум принципиально не может дать ответа в силу своей ограниченности. И вот тут приходит вера.

Ну и, безусловно, для меня лично вера дает целый набор моральных истин, критериев, и ориентиров, дает надежду.

Мне без них было бы намного сложнее жить.
 
@Freyja, моя дочь увлеклась литературой по психологии и даже психиатрии. Интересуется этим предметом. Что порекомендуешь почитать подростку, чтобы не очень нудно было?
 
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Назад
Сверху Снизу