Freyja
Êретик🍀исследователь✵
- Регистрация
- 25 Янв 2016
- Сообщения
- 19,389
@Барбар хочу выразить тебе огромную признательность, уважение и огромное дружеское расположение за твоё влияние на атмосферу марафона Ты очень любознательный, сам много читаешь и делишься своими размышлениями, а ещё активно поддерживаешь участников в их интересе и выборе книг, проявляешь искренний интерес к впечатлениям о прочитанном и при этом общаешься дружелюбно, сохраняя внимание на предмете обсуждения и позитивных целях этого нашего объединения. Спасибо тебе от всей душиДочитал "Хладнокровное убийство". Очень сильная книга. Попытка разобраться, откуда берется это немотивированное насилие.
Привет, Фрейя. Почитай, возможно, тебе будет интересно с точки зрения психолога, который с детьми работает.
Насчет немотивированной жестокости - да, эта тема есть в моей сфере интересов. И я к ней подхожу в первую очередь со стороны клинического психолога, рассматривая как следствие либо нарушений развития эмоциональной сферы, обусловленной генетически (патологические расстройства личности, описанные многими психиатрами в круге асоциальных и шизотипических) либо нарушенных под влиянием неблагоприятного раннего опыта ("Мальчик, которого растили как собаку" - Б.Перри), плюс влияние опыта и ценностей значимого окружения, в котором формировалась личность, плюс сочетание этих факторов.
Как часто бывает например в случае с маньяками. (Хрестоматия изд-ва Харвест "Психология террористов и серийных убийц")
В общем, я не разделяю тут взглядов Толстого:
У человека есть выбор. И не все идут путем совершения преступлений. И не все несут в себе доброжелательность, сочувствие к чужой боли и ценность в отношении к жизни, к живому. В мозге есть структуры, которые на биологическом уровне подкрепляют эти установки и являются регуляторами стайного взаимодействия. Но они могут сбоить в своем функционировании. И ещё это преломляется через особенности личности и её истории развития. И всегда так было и будет.Толстой четко отвечает: нет, поскольку само государство толкает людей на преступления!
В качестве примера - Библейская история о Каине и Авеле.
Пойдем далее. Я прошу прощения за скомканность изложения. У меня сейчас нет возможности сосредоточиться и поработать над текстом, окружение и многозадачность текущие не позволяют, поэтому я сейчас просто пойду по потоку сознания, пока есть маленький период времени что-то написать.
И вот уже в библейской истории подчеркивается значимость личного мотива и особенностей личности, с её субъективным восприятием справедливости и роли динамики её эмоциональных реакций в момент поступка, в том числе приводящих в моменте к совершению преступления.
Вот эти переплетения личных мотивов и тональности с амплитудами эмоциональных состояний очень выразительно и развёрнуто отражает Достоевский, в разных своих произведениях, а наиболее тематически, как мне кажется, в Преступлении и наказании.
В этом произведении Достоевский показывает как преступление может восприниматься человеком не только как обычное и привычное действие, но и даже, как в случае с Раскольниковым, находить оправдание как дело в целом благое и справедливое.
Вот он, тот замес, на котором человек становится способен совершить совершить злодеяние - личные мотивы - эмоциональное состояние, разнообразные личностные особенности и персональная картина мира с её пристрастным восприятием "справедливости", возбуждаемые теми внешними обстоятельствами (трудная ли жизненная ситуация, создающая чувство отчаяния и безвыходности или, наоборот, легализация и даже одобрение выбора именно такого действия со стороны окружения, типа "все воруют" или "он это заслужил", или "давай, ты же мужик, докажи" и тд и тп) и это даже те истории, когда у человека может не быть явного расстройства личности с поломками эмоциональной сферы.
Личный мотив - это первый вопрос в поиске следователями круга возможных преступников.
(А если они есть, эти эмоциональные поломки - тогда предпосылки для проявления жестокости будут исходить из самого человека ещё проще и без каких-либо тормозов или сомнений в своей правоте и допустимости подобных действий в силу специфических искажений его картины мира и самого себя по отношению к другим людям.)
И подавляющее большинство религий с их благостными нравоучениями не только не являются ориентиром для любви и добра, но и могут дать богатую пищу для легализации потребности выплеснуть жестокость и стать в своих глазах орудием для справедливого возмездия либо очищения мира от "семян зла".
И на прошлом марафоне как раз у меня очень явственно пересеклись идеи Толстого "О жизни" и идеологическая радикальность республики Галаад. Для которой вполне бы подошли идеи Толстого как оправдание всех её жестокостей.
А если взять эффект синергии и распространение специфических убеждений, принимаемых и поддерживаемых какой-то общностью людей как норма и "разумная правильность" мы можем получить, например, геноцид на религиозной, национальной и какой угодно почве.
И, говоря о таком влиянии, можно вспомнить ещё знаменитый Стендфордский тюремный эксперимент:
"Результаты эксперимента были использованы для того, чтобы продемонстрировать восприимчивость и покорность людей, когда присутствует оправдывающая их поступки идеология, поддержанная обществом и государством. Также их использовали в качестве иллюстрации к теории когнитивного диссонанса и влияния власти авторитетов.
В психологии результаты эксперимента используются для демонстрации ситуативных факторов поведения человека в противовес личностным. Другими словами, ситуация влияет на поведение человека больше, нежели внутренние особенности личности. Этим эксперимент похож на известный эксперимент Милгрэма, в котором обычные люди подчинялись приказу вопреки своим собственным желаниям и таким образом становились сообщниками экспериментатора."
Стэнфордский тюремный эксперимент — Википедия
ru.m.wikipedia.org
В отношении же наказаний я не вижу пока альтернатив изоляции преступников. И смертная казнь вопрос дискуссионный для меня. Ну а аборты и эвтаназии я вообще не рассматриваю как зло, мне кажется, это необходимость и очень важное право, которое должно быть у людей, так как направлено на уменьшение страданий и соблюдение баланса.
Но в отношении самой системы наказаний есть варианты ее развития, которые могли бы включиться в систему и при индивидуальном подходе с привлечением разных ресурсов могли бы её улучшить.
Один из таких путей показан в фильме о программе по восстановительному правосудию "Я всегда буду помнить ваши лица"(Je verrai toujours vos visages, 2023 (18+)) Фильм побуждает к размышлениям и он показывает разные стороны и мотивы совершения преступления. В том числе те, где диалог и какое-либо оправдание совершенного невозможны.
В общем, нет в этом вопросе общих универсальных правил, он очень широк в силу разнообразия личных особенностей и сочетания обстоятельств, историй развития личностей и их личных мотивов.
Очень может и удобно всё свалить на государство, но, по мне, это сильно далеко от понимания мотивов совершения преступлений и к тому же совершенно тупиковый путь для какого-либо решения этих вопросов. Ничего не даёт по делу конкретных людей, которые лично совершают преступления, и согласна @Барбар с тобой, что такой подход только льёт воду на мельницу отказа от личной ответственности и тем по сути развязывает преступнику руки.
Хорошая, добрая книга. Я отдыхала в её уютной атмосфере, как и писала ранее она напомнила мне двух милых английских писателей.(Кстати, как тебе "Теофил Норт". Расскажешь, какой из кейсов на тебя наибольшее впечатление произвел?)
По поводу кейса - сложно сказать, возможно больше запомнился про старого профессора, наследники которого стремились его инвалидизировать, чтобы быстрее завладеть наследством. Этот кейс был самым забавным:)) А ещё мне понравилась первая история о предотвращении необдуманного замужества. Очень разумное и деликатное решение.
Сам главный герой вообще очень приятный и вызывает большую симпатию своим образом мыслей и взвешенностью действий, образованностью и смекалкой, внимательным и рассудительным отношением к людям. В нем в нужных пропорциях соединяются хитрость и искренность и он проявляет хорошую эмоциональную устойчивость, не прячась от конфликтов, но и не подогревая их ответной агрессией, а находит замечательные обезоруживающие способы общения в конфликтных ситуациях, они как бы в стиле айкидо получаются, когда противник сам себя оставляет в итоге в дураках:)
Было жалко когда книга закончилась.
Думаю присмотреться к этому писателю ещё. Может ты что-то у него подобное посоветуешь?