"РАЗРУШЕНИЕ ЛИЧНОСТИ
Рассмотрим подробнее влияние хронического алкоголизма на личность. Как правило, это влияние наиболее отчетливо проявляется во второй и третьей стадиях хронического алкоголизма, однако большинство из перечисленных признаков возникает на ранних этапах заболевания. Многообразные интеллектуальные и эмоционально-волевые нарушения под влиянием регулярного приема спиртного формируются постепенно: слабеют высшие эмоции, падает творческая инициатива, угасают память, трудовые установки, страдают здоровое честолюбие и нравственные качества, критическое отношение к себе и окружающим.
Такие люди становятся грубыми, циничными, раздражительными, злобными, недоверчивыми, развязными в обращении с окружающими. Нередко их отличает легкомысленность, склонность к панике, дракам.
Больные часто вступают в конфликт со своей семьей и руководством своего предприятия, учреждения. Вследствие социального снижения их самолюбию наносится непоправимый ущерб. Чтобы заглушить чувство внутренней неуверенности, они начинают лгать, представлять различные события и обстоятельства в искаженном виде. Алкоголики невнимательны к близким. Иногда они жестоки и скупы, когда заходит речь о нуждах семьи, и в то же время расточительны в приобретении спиртных напитков. В отношениях с прежними друзьями становятся холодными, неискренними, замкнутыми и недоверчивыми. Непринужденно больные чувствуют себя обычно в своем кругу. Нередко они трогательны и заботливы к себе подобным и проявляют необычное внимание к собутыльникам, с которыми легко находят общий язык и быстро сближаются. Во взглядах, привычках и образе жизни у них появляется много общего. Формируется своеобразная алкогольная микросреда, где господствуют особые нормы взаимоотношений и "кодекс чести". В этих условиях они легко дают взаимные обещания, даже если они связаны с противоправными действиями, нарушением законности.
Больным алкоголизмом особенно свойственна лживость. Обычно она проявляется в стремлении скрыть истинные причины и размеры пьянства. Многие из них заявляют врачам, что пьют очень редко и небольшие дозы спиртного только по "великим праздникам". Они клянутся жизнью своих детей и родителей, приводят различные доводы, чтобы скрыть алкогольные эксцессы.
Находясь в "своем кругу", они хвастаются друг перед другом, рассказывают вымышленные истории о своих многочисленных амурных "победах". Перебивая друг друга, многие стремятся рассказать о частых встречах "друзей" с употреблением "огромного множества" спиртного. Для их речи характерны болтливость, обилие ассоциаций алкогольного плана, крайняя обстоятельность, монотонность, повторение одних и тех же стереотипных выражений с циничной окраской, уже не раз пересказанных историй, плоских шуток, анекдотов.
Нередко во время "задушевной" беседы они вызывают сочувствие окружающих, каждый раз обещают им начать новую жизнь, встать на ноги. Причем крайне переоценивают свои возможности и способности, утверждают, что они имеют огромную силу воли и, если бы они сочли нужным, то давно бросили бы пить.
В состоянии даже легкого опьянения у алкоголиков часто повышается настроение, появляется эмоциональная и двигательная расторможенность. Они не могут контролировать свое поведение. Социальная дистанция, обычно сохраняющаяся с помощью различных формальностей, исчезает. Нередко в этом состоянии военнослужащие сообщают посторонним сведения, касающиеся их военной службы.
Алкоголь снижает критическое осмысление не только своих действий, но и всего происходящего вокруг человека, оказавшегося в плену систематического пьянства.
У людей с более выраженными изменениями личности интеллектуальные расстройства становятся еще отчетливее. Временами, оставаясь наедине, такие люди ведут дискуссии с вымышленными лицами, произносят длинные монологи перед мнимой аудиторией, говорят с животными, со своим отражением в зеркале.
Спиртные напитки уродуют личность, делают ее эмоционально неустойчивой, лживой, грубой, ненадежной и попросту подлой в разных ситуациях, по ничтожному поводу легко возбудимой, гневливой. Так, в кругу семьи алкоголик иногда становится бесцеремонно развязным, циничным, агрессивным, тиранящим детские души и вместе с тем при посторонних людях — льстивым, угодливым, притворным, заискивающим.
В домашних условиях некоторые больные демонстративно учиняют скандалы, обвиняют близких, сослуживцев, своих начальников во всех грехах, с гневом говорят о том, что их унижают, порочат их достоинство, когда предлагают лечиться от пьянства. Такие вспышки гнева и обиды становятся поводом к дальнейшему более частому употреблению спиртного, запойному пьянству.
В бесплодных рассуждениях больные выставляют себя в лучшем свете, часто говорят о своих достоинствах, связях, высоких достижениях из прошлой жизни, незаслуженных обидах.
Хроническая алкогольная интоксикация значительно ослабляет волевые процессы. Круг интересов и побуждений суживается, падает активность, свободное время проводится бесцельно.
Больные не знают, чем занять себя, в семейной жизни становятся обузой, утрачивается их инициатива, предприимчивость, настойчивость в достижении цели, теряется самостоятельность и способность противостоять влияниям извне. Личность становится податливой, легко внушаемой, живущей одним
днем, сиюминутными ощущениями, во власти грезоподобных переживаний, мечтаний.
Мало-помалу вследствие глубоких нарушений высшей нервной деятельности к этим изменениям присоединяются явления органического снижения личности. Все больше и больше сужается круг интересов, страдает память, внимание, осмысление и критика, появляются расстройства чувств. Все рельефнее выступает неустойчивость настроения и распущенность алкоголика, который в домашней обстановке из слабохарактерного завсегдатая пивных превращается в грубияна и мучителя. Сохраняя сострадание к посторонним, он, не колеблясь, способен обречь собственную семью на разорение, полуголодное существование. Однако после некоторого раскаяния, самообвинения и наилучших планов на будущее он через короткое время снова пьянствует. У него утрачивается стойкость в стремлениях и постоянство во всех делах, он небрежно относится к исполнению своих профессиональных обязанностей, работает по настроению, на замечания старших реагирует стереотипными отговорками, постоянными обещаниями "больше этого никогда не повторится.
Эмоциональная неуравновешенность, расстройство суждений, неправильная жизненная позиция и усилия к самооправданию часто благоприятствуют развитию бредовой недоверчивости и бредовых переживаний. В ряде случаев возникают идеи ревности, чему нередко способствует несоответствие повышенного полового влечения и слабой половой способности.
При нарастании патологического развития личности вследствие отравления мозга
алкоголем все отчетливее выступает слабоумие. Память при этом значительно нарушается, восприятия становятся неточными, суждения еще больше слабеют, больные уже не в состоянии отличить важное от второстепенного и не могут охватить целого. Способность сосредоточиться утрачена, психическая утомляемость очень заметна, ложь и отговорки сменяются фантастическими измышлениями, внушаемость усиливается. В конечном счете может развиться хроническое психическое расстройство в виде тяжелого органического слабоумия, описанного выдающимся русским ученым С.С. Корсаковым.
Вот так постепенно под влиянием алкогольного отравления разваливается, опустошается личность. Становится невозможным систематический умственный труд, утрачивается способность к профессиональной деятельности, теряется возможность усваивать новые навыки и знания.
Алкоголь разрушает духовную жизнь человека, отнимает у него возможность познания мира, счастье. Как великий обманщик и коварный враг он обкрадывает человека незаметно, духовное обнищание может стать началом развития алкогольного помешательства. Спиртное провоцирует такие заболевания, как шизофрения, маниакально-депрессивный психоз и др.
Наиболее тяжелыми и опасными осложнениями алкоголизма являются алкогольные психозы, возникающие чаще всего на фоне хронического отравления
алкоголем. К ним относятся белая горячка, алкогольный галлюциноз, хронический бред ревности, корсаковский психоз, алкогольная эпилепсия и некоторые другие.
Белая горячка может возникнуть в любом возрасте, чаще после 5—7-летнего злоупотребления каким-либо спиртосодержащим средством — водкой, самогоном, коньяком, вином, пивом и др. Развитие психического расстройства ускоряют инфекционные, хирургические заболевания, травмы мозга, истощение нервной системы. Заболеванию в течение ряда дней предшествуют расстройства сна, кошмарные сновидения, плохой аппетит, раздражительность, неустойчивое настроение с оттенком тревоги, подавленность, непоседливость, дрожание рук, иногда немотивированные идеи ревности.
В большинстве случаев приступ возникает остро, обычно ночью, на первый план выступает нарушение сознания, дезориентировка во времени и месте, выраженные зрительные, слуховые, обонятельные и другие галлюцинации.
На фоне быстро сменяющихся бредовых переживаний и тревожного настроения все окружающее становится иллюзорным, появляются двигательное беспокойство и дрожание рук. В этих случаях многим больным ме-рещутся мыши, насекомые, кошки, львы, змеи, причудливые игрушечные звери, иногда черти, разбойники. Зрительным галлюцинациям обычно сопутствуют слуховые обманы чувств: шум или музыка, барабанный бой военных парадов и т.д. Один из больных в этом состоянии испытывал ощущение полета на корабле через огромные территории и границы разных государств. При этом чувствовал за собой погоню каких-то чудовищ, слышал гул самолетов, стрельбу из пулеметов, пушек. Считал, что началась война, так как видел пожары, извержения вулканов, разрывы "атомно-водородных"бомб и т.д.
Больные в таком состоянии испытывают сильный страх, боль от укусов кажущихся им чудовищ, от падения в пропасть. Они убегают от мнимых преследователей, обороняются, выпрыгивают из окон многоэтажных зданий или, вооружась тем, что попадет под руку, нападают на окружающих. В своем безумстве они бывают очень опасны не только для себя, но и для других людей.
Психическое расстройство может продолжаться несколько дней и даже недель, нередко сопровождается высокой температурой, нарушениями сердечно-сосудистой деятельности, функций печени, почек, поджелудочной железы, легких и других органов.
Если заболевание не закончилось смертью, то выход из него характеризуется значительным психическим дефектом, снижением критики
Алкогольный корсаковский психоз характеризуется наличием органического слабоумия. На первый план выступают тяжелые расстройства памяти и ориентировки во времени и пространстве, полиневриты. Наряду с этим наблюдаются судорожные припадки в выраженной форме и другие явления органического поражения мозга: восприятия становятся нечеткими и обманчивыми, чувства — неустойчивыми, направленность — поверхностной, внимание — резко сниженным. Настроение у больных сначала может иметь эй-форическую окраску, но на протяжении нескольких месяцев или лет в большинстве случаев они становятся тупо равнодушными или угрюмо-раздра-жительными. Всякое психическое напряжение крайне утомляет больных. Они становятся сонливыми, заторможенными, некритичными. Расстройство памяти в некоторых случаях настолько глубоко, что только что полученные впечатления мгновенно забываются. Обычно больные живут в какой-нибудь давным-давно минувшей ситуации. Они не помнят имен своих близких друзей, родных. Например, один больной принимал свою жену за начальника штаба, а дочь — за свою сестру.
Пробелы памяти заполняются вымышленными именами, событиями прошлых лет. Иногда имеют место отрывочные бредовые идеи преследования, обнищания или величия. Временами по ночам больные испытывают устрашающие галлюцинации, подобные тем, которые сопутствуют белой горячке. Нередко в остром периоде заболевания появляются неугомонная суетливость, импульсивные действия с насилием сексуального характера, кражами и тд.
При полном воздержании от
алкоголя болезненные проявления несколько слабеют, но восстановления психических функций никогда не наступает, жизнь больного заканчивается в состоянии хронического безумия и маразма в результате алкогольного органического поражения мозга.
Галлюцинаторный бред пьяниц в отличие от белой горячки протекает на фоне относительно ясного сознания и характеризуется в основном слуховыми галлюцинациями. Больному слышатся голоса нескольких или многих людей, которые наперебой бранят его, угрожают, напоминают ему о его прегрешениях. Иногда среди недоброжелательных голосов слышится голос, заступающийся за него. Временами могут возникнуть ситуации "осадного положения", когда больной стремится защитить себя, баррикадируя двери и окна, по нескольку часов сидит с огнестрельным оружием в ожидании расправы над ним. Порой голоса слышатся из стен и потолков или приписываются кому-нибудь из окружающих его лиц. Так, один больной выслушивал ответы на свои же собственные мысли, которые, по его убеждению, украдены с помощью различных технических приспособлений. Часто эти голоса критикуют действия больных или разъясняют их. Почти всегда "голоса" сопровождаются бредовыми переживаниями — идеями преследования и от-
ношения. Действительно имевшие место события приводятся с связь с "кознями", которые в воображении больных кем-то против них строятся.
При этой форме психоза характерно чувство тревоги и страха с переживаниями опасностей для жизни: больному слышатся угрозы, что он будет избит до смерти, что его разорвут на клочья. Он видит страшные сцены мучительных пыток. Аффект тревоги может привести к самоубийству, бегству, к отчаянной самозащите. Заболевание начинается остро после алкогольных излишеств, иногда исподволь, когда в течение нескольких недель у больных отмечается тревога, внутренняя напряженность, недоверчивость к сослуживцам и т.д.
При длительном воздержании от
алкоголя у части больных психоз излечивается, у другой части приобретает продолжительное течение. Хронически протекающий алкогольный галлюциноз в одной половине случаев оканчивается тяжелым органическим слабоумием, в другой — бредовым психозом по типу шизофренического процесса.
Довольно часты при злоупотреблении
алкоголем идеи ревности. Крайней степенью их развития является алкогольный бред ревности. Психологически это объясняется нарушенным восприятием поведения жены и окружающих, частыми глубокими извращениями сексуальности и расстройством потенции у пьяниц при повышенном половом влечении в состоянии опьянения. У одних нелепого характера идеи ревности с прекращением пьянства тускнеют, у других развивается стойкая бредовая система, которая, несмотря на прекращение пьянства, может удерживаться до конца жизни. Идеи ревности бывают весьма причудливыми. Один наш пациент утверждал, что его жена "ненасытная женщина", которая изменяет ему со многими и даже якобы вступила в преступную связь с родным сыном, а когда "возвращалась" от своих любовников, то он находил на ее белье и теле следы измены. В связи с этим он часто отпрашивался с работы, чтобы проследить за "явочными квартирами", иногда ночами простаивал у различных городских домов, чтобы с "поличным" разоблачить жену. В пьяном виде он был крайне агрессивен, избивал жену, закрывал ее на длительное время в квартире, не разрешал выходить на работу, враждебно относился к сыну и соседям, которых подозревал "в ночных оргиях" с женой.
После развода в течение нескольких лет продолжал преследовать жену, не поддавался никаким разубеждениям в нелепости своих действий. В прошлом был способным человеком, занимал ведущие инженерные должности в крупных научно-исследовательских центрах. Пристрастие к
алкоголю оказалось для него большой бедой: в плену "зеленого змия" разрушились его творческие планы, надежды на будущее, потерял работу, распрощался навсегда со своей любимой профессией, расстался с семьей, безвозвратно лишился здоровья."
Вообще господа алкоголики как вам охота до такого допиваться.????
Если вот такого разрушения личности еще нет -
то срочно ищи его прошибаемые места, чем он увлекается, о чем мечтал, где бы хотел реализоваться и т.д., нужно заменить
алкоголь на более притягательную идею, и при этом за маленьким ребенком надо успеть ухаживать.