Интересные свои опыты ты описала. Мне всегда особенно интересно, почему верующие предпочитают перепоручать свою волю Всевышнему, а атеисты и агностики хотят сами контролировать процессы, оставить свою волю при себе и никому ничего не перепоручают.
Есть такая замечательная классификация картин мира, что мне свое время аж очень полегчало, когда мне удалось себя всунуть хоть в какую-то категорию. Я тогда пыталась понять, почему в
АА я чувствую себя не в своей тарелке. Тоже ходила на собрания, которые меня отпугнули. Я столкнулась с этой классификацией картин мира в универе и оч обрадовалась - я всунулась хоть в какую-то категорию. Раз всунулась- знач тоже имею место быть. Раньше мне было немного не по себе - почему моя картина мира не лезет ни в какие мне известные рамки.
Постараюсь по памяти с немецкого перевести эти класификации картин мира. Итак, есть приблизительно три категории людей в разных социальных рамках и менталитетах (в какую категорию ты попадешь часто зависит от твоего же уровня образования, развития и окружения) :
1. Люди, которые верят, что врожденные и генетические характеристики самые важные при развитии детей/взрослых. Они верят, что люди могут лишь ограничено в этих рамках развиваться, но особо изменить свою судьбу они не могу, так как считают, что генетическая составляющая фатальна. Они верят в рок, судьбу, предрасположенность, высшие силы, разные религии. Они свято верят в различные структурные модели характера, типа как категории темперамента (сангвиники, меланхолики, холерики), верят в знаки зодиаков, в интровертов/экстравертов, во врожденные категории: шеф/подчиненный, классическая жертва/ и т.д. Чаще всего используют готовые модели мышления.
2. Люди, которые верят, что образование и воспитание больше всего влияет на развитие человека. Человек, в основном, реагирует на внешние раздражители и, если только знать, как он функционирует, можно лепить из него, что хочешь. Похвала усиливает позитивное поведение, наказанием можно добиться отсутствие негативного поведения. Всего можно добиться тренингами и упражнениями. Почти все методы обучения или тренинги классической образовательной школы базируются на этой системе видения мира. Даже поведенческая терапия. Используют тоже готовые модели мышления.
3. Люди, которые по своей природе склоняются к конструктивной системной картине мира. Они видят каждого человека по отдельности с его ресурсами, энергией и силой, из этого всего они конструируют собственную модель мира. Редко верят в теорию написанную до них, в категории людей (хотя тут читая эти три категории они должны уже перестать читать ;))), не верят в предубеждения, хотят попробовать и узнать все самостоятельно. Каждая отдельная ситуация, каждый отдельный человек вызывает у них отдельную оценку. Их поведение обусловленно собственными мыслями и собственными убеждениями, они не верят в законы Библии, не верят в Бога, в общие принципы поведения, постоянно конструируют собственную реальность и живут по своей схеме. Не используют готовые модели мышления.
Мне почему-то стало так легко, прочитав эти категории картин мира. Третья категория оч про меня. Мы, примитивные люди, оч радуемся, когда в прочитанном узнаем себя и можем себя хоть с чем-то идентифицировать...
И именно то, что я не перепоручала свою волю никому, а поняла, что только я ответственна за свой алкоголизм и за то - пить мне или не пить, помогло мне бросить. Это реальная проблема воли и зависимости, которая решается в первые месяцы/годы терпением, дисциплиной, а потом работой над собственными мозгами. Ну так для меня это видится.