Почему мы добровольно вредим себе?
Разве мы не сознательные существа, способные рационально управлять своим поведением? Так и есть, но лишь частично. Для функционирования привычек нашему мозгу не нужны отделы, отвечающие за осознанный контроль поведения. Такие области, как префронтальная и передняя цингулярная кора головного мозга, активируются прежде всего тогда, когда мы учим что-то новое. При привычных действиях префронтальная кора прекращает контроль. Как только начинают работать привычки, активизируются базальные ганглии.
Чтобы понять, откуда берутся вредные привычки, нужно выяснить, какое поведение выгодно для мозга, точнее говоря, как система вознаграждения обводит нас вокруг пальца. К примеру, если мы расцениваем приятные ощущения от только что почищенных зубов как вознаграждение, то происходит выделение небольшого количества дофамина. Однако его вырабатывается больше, если мы съедаем кусочек шоколада. При чистке зубов мы иногда едва выдерживаем две минуты, на которые запрограммирована наша электрическая зубная щетка. Но запросто можем съесть пару лишних кусочков шоколада. Тут задействованы две различные системы. Если мы чем-то довольны, то это такая форма счастья, при которой у нас все в порядке. Нам его больше не нужно. У нас нет потребности в его увеличении. Так происходит во многих случаях: когда мы гуляем, встречаемся с друзьями, работаем в саду, играем с детьми и чистим зубы. У нас возникает чувство удовлетворенности, и при этом мы не хотим больше и больше. Но когда дофаминовая система мощно активируется, то все происходит иначе. Тут же возникает потребность получить больше. Больше шоколада, больше
алкоголя, больше компьютерных игр. Существуют своего рода суперстимулы, которые активируют нашу дофаминовую систему особенно сильно. К ним относятся также продукты питания, содержащие много сахара, жира и усилителей вкуса. Суперстимулы помогают быстро сформировать новую привычку, ведь нам не так-то просто сохранять контроль, зная лишь, что все это для нас не особо полезно.
Проблема состоит в том, что мы быстро привыкаем к таким стимулам. В психологии это называется габитуацией. Привыкание к силе стимула приводит к тому, что мы хотим все больше и больше. Настольные игры сегодня скучны, ведь мы можем играть в компьютерные игры со всеми их изощренными визуальными и акустическими стимулами и возможностями. Когда пройден один уровень, нас привлекает следующий. Это можно сравнить с зудом. Если почесаться, то будет зудеть еще сильнее, и вы вынуждены чесаться дальше. Заколдованный круг не имеет изъянов. Зуд не прекращается, а только усиливается. Подобным образом привычки становятся зависимостью.
Все заканчивается, когда наступает изнеможение. Мы так объелись шоколадом или чипсами, что нам уже плохо. Мы совершенно измотаны компьютерной игрой и можем продолжать, только заливая в себя колу или другие тонизирующие напитки. А можно и совсем не останавливаться. В известных экспериментах Олдса и Милнера в 1954 году крысы могли напрямую воздействовать на свой центр удовольствия в мозгу после того, как в него был вживлен электрод. Нажатием рычага крысы активировали стимуляцию в этом центре. Животные быстро сообразили как это делать, и нажимали на рычаг более тысячи раз в час — до тех пор, пока не падали в изнеможении. Некоторые продолжали, пока не умирали.
К счастью, у нас, у людей такого прямого доступа к центру удовольствия нет, однако
алкоголь,
никотин, марихуана и кокаин тоже воздействуют непосредственно на него. Зависимость от этих веществ тоже может закончится трагически. Люди с такими зависимостями тоже испытывают утрату контроля. Со временем они привыкают к веществу, и для того, чтобы ощутить заметный эффект им нужно его все больше.
Я ни в коем случае не хочу использовать эти факты, чтобы внушить вам что мы беспомощны, ведь это не так. Мы способны распознать механизм действия привычки, притормозить его и даже совсем остановить. Мы можем заменить вредный механизм на нужный нам. Не зря же в нашем мозгу есть префронтальная кора, отдел, который осознает происходящее и может активно вмешиваться, управляя им. Нам нужно лишь научиться правильно использовать этот отдел, особенно в отношении привычек.