- Регистрация
- 31 Янв 2008
- Сообщения
- 6,216
- Пол
- мужской
Совсем недавно я видел больного, который не употреблял алкоголь больше 8 лет. Видел я его в срыве. Хотя он настаивал на определении «микросрыв». Я не стал уточнять, что именно он хотел отразить этим определением. Очень уж часто приходится видеть эту торговлю больного с болезнью. Это не интересно. Меня заинтересовало, как ему удалось так относительно долго не срываться.
То, что он мне рассказал мне напомнило еще некоторых больных и потому мне показалось, что это явление можно расценивать как клинический феномен.
Ведущим, наиболее характерным, может даже, патогномотичным симптомом этих больных является их эгоизм.
В ответ на вопрос: «Как вам удалось тогда» бросить пить?» они все отвечают примерно одно и то-же: «Я начал любить себя!» или «Я понял, сколько вреда мне это приносит!» «Мне захотелось жить для себя, а не для стакана». Эти фразы кажутся вполне позитивными, и даже мудрыми, но дальше идет интерпретация: «это жена меня доводила, бросил жену, бросил пить», «я много работал, а потом понял, что нужно жить для себя», «ушел со службы, и решил, что я уже родине отдал все, теперь нужно себя беречь». Если продолжить беседу, она рано или поздно придет к одной и той-же фразе: «Я! Никому! Ничего! Не! Должен!»
Характерно, что все они мужчины, примерно одного возраста (около 45-55) лет. Очевидно, такой интенсивности эгоизм может достигать только у мужчин. Наверное, сказывается отсутствие материнского инстинкта? Не знаю.
Все они одиноки, хотя имеют отношения с женщинами своего возраста. Отношения, не требующие обязательств. По их описанию, они не очень дорожат этими отношениями, считают, что ничем не обязаны. Ссылаются на возраст и на то, что у них и так уже есть свои дети, так что какую-то семью строить уже нет ни желания, ни возможности. Женщины принимают такую модель. По крайней мере, пока больной не оказывается в срыве. После этого они меняют свое поведение. Но пока длится период трезвости, они любят цитировать песню «спасибо вам, что вы больны не мной» или что-то подобное.
Хотя у них и есть дети, говорят больные о них как-то вяло, как правило, упоминая, что дети хотят от них денег и все. А почему? Ведь «Я! Никому! Ничего! Не! Должен!»
Они все работают, но место работы выбирается так, чтобы нагрузки были минимальными. Их не удручает, что и зарплата при этом тоже будет небольшой. Главное, что их интересует, это минимум ответственности.
У них есть и друзья. Хотя, сами они не любят называть это дружбой, предпочитая слово «приятели».
Больше всего их, как правило, занимает собственное здоровье. Это та самая тема, о которой они способны говорить довольно долго и эмоционально. Иппохондрией это не назвать, потому, как они не склонны обращаться за помощью и не ставят себе вычурных, несуществующих диагнозов. Наоборот, они уверенны в своем абсолютном здоровье, отказываясь часто принимать самые очевидные факты и, если все-таки что-то случается, настаивают на том, что они сами могут справиться с любой болезнью. В качестве терапии выбираются какие-то нетрадиционные способы — выпивание собственной мочи, дыхание по системе, или еще что-то необычное. Один из них даже рассказывал мне, как пошел в поликлинику, обратился к участковому терапевту с речью: «Вы можете ставить мне любые диагнозы, но я в них не поверю! Если вы мне назначите таблетки, я не буду их принимать!» То есть, человек занял очередь среди престарелых женщин, отнимал время у врача с низкой зарплатой, только для того, чтобы «доказать» ему, что он — умнее?
Забавно, что обоснованием этого поведения была все так-же фраза «Я! Никому! Ничего! Не! Должен!»
Самое, пожалуй, любопытное, это то, что они все так или иначе используют программу 12 шагов АА. Причем один из них даже утверждал, что посещает собрания. Хотя другие или читали что-то такое, или, вообще про нее не слышали.
12 шагов в их интерпретации выглядят довольно любопытно. Больные, казалось-бы, не противоречат им, но понимают странно.
Итак:
1 шаг: Они как правило, согласны с тем, что бессильны перед алкоголем, но настаивают на более приемлемом для них определении: «я понял, что мне это не нужно». Насчет «неуправляемости жизни» (вторая половина 1 шага), они не согласны. Пускаются в теоретизирование. Говорят о том, что «все относительно» и т.д.
2-3 шаг: Как ни странно, они считают себя глубоко верующими людьми, но их вера какая-то языческая. Большинство из них считают себя буддистами, или дзен-буддистами, или, вообще, изобретают сами для себя свою религию. Характерно то, что они видят Бога каким-то существом, с которым они вступают в партнерские взаимоотношения. Доверие есть, но не полное, а только на основании «фактов». Восприятие реальности искажено, и потому «факты» находятся. Они считают, что после последнего ритуала их бог «рассчитался» с ними каким-то подарком: познакомил с женщиной, подкинул работу, вылечил ангину. Причем важно то, что именно это они и «заказывали» у бога.
4-5-6-7-шаги, которые многие воспринимают как наиболее важные в программе 12 шагов, делаются как-то необычно. Под словом «недостаток» понимаются, например, камни в желчном пузыре, которые они «выгоняли» какими-то шаманскими способами, и, естественно, «выгнали». Они не сомневаются, что уже избавились от всех недостатков.
8-9 шаг у всех описываемых больных звучит так: «больше всего зла я принес себе, вот себе я и буду возмещать ущерб»
10-11 — это, пожалуй, любимые шаги, потому, что там есть слово «медитация». Вообще, это слово претерпело большие изменения смысла за то время, пока существует АА. Изначально оно означало «спокойные размышления». Но после знаменитых 60-х, когда многие, вдруг, увлеклись восточными философиями, оно начало использоваться как некое состояние измененного сознания, получаемого при помощи каких-от техник, и ведущее в состояние нирваны. Последнее состояние понимается как состояние постоянной спокойной эйфории. Я боюсь, что сами индусы имели в виду что-то иное, когда описывали эти состояния, так что слово «медитация» начало жить своей, оторванной от первоисточника жизнью.
Медитацией эти больные занимаются настолько самозабвенно, что можно усомнится в том, что все это время они находились в трезвости. Складывается впечатление, что они от этого действа получают какой-то эффект, сходный с опьянением.
Ни один из них не делал и не собирается делать 12 шаг. Последний больной даже не сразу понял, о чем идет речь. Он утверждал, что 8 лет не пил, но не ходил на собрания АА. Когда я ему сказал, что «Зря. Там много людей, нуждающихся в помощи, с малыми сроками» Он возмущенно ответил: «Мне помощь не нужна!» Мне пришлось повторить несколько раз: «Там есть люди с малыми сроками. Они нуждаются в помощи», пока, наконец, он не понял: «Так это что? Я? Буду помогать кому-то?!» и далее, как вы уже догадались: «Я! Никому! Ничего! Не! Должен!»
Понятие «смирение» этими людьми понимается, как высокомерие. Они утверждают, что они не обижаются ни на кого, потому, что «чего обижаться на идиотов!». Сразу вспоминаются восточные мудрости «собака лает, а караван идет». «я буду сидеть на берегу реки и смотреть как по ней плывет труп моего врага» и т.д. Поэтому и прощение и покаяние им тоже не ведомы. Они считают себя выше этого.
«Пришивается» забота о здоровье. Активно используются новомодные термины: «Экология души. Не засорять ум отношениями, которые тебе не нравятся», «Позитивное мышление. Видеть только хорошее, а плохих людей просто выкидывать из восприятия» ставить внутреннюю защиту, и так далее..
*
Их трезвость нельзя назвать состоянием психического здоровья, хотя бы потому, что большинство практик, которые они используют, настолько напоминают шизофренический бред, что иногда приходится присматриваться, нет ли здесь психоза.
Большинство из них ведут себя экзальтированно, вычурно, пытаясь обратить на себя внимание во что бы то ни стало, хотя сами это отчаянно отрицают. На лицах можно увидеть фальшивую, натянутую улыбку, которая должна показывать собеседнику снисхождение. Мышление и оценки категоричны, принимать чужое мнение крайне тяжело. Напротив, они видят себя «учителями», но не всегда согласятся поделиться своей «мудростью», считая, что не все этого достойны.
*
Лично я видел этих больных в состоянии срыва, хотя и после значительных сроков. Насколько стабильно состояние тех, кто еще не сорвался?
То, что он мне рассказал мне напомнило еще некоторых больных и потому мне показалось, что это явление можно расценивать как клинический феномен.
Ведущим, наиболее характерным, может даже, патогномотичным симптомом этих больных является их эгоизм.
В ответ на вопрос: «Как вам удалось тогда» бросить пить?» они все отвечают примерно одно и то-же: «Я начал любить себя!» или «Я понял, сколько вреда мне это приносит!» «Мне захотелось жить для себя, а не для стакана». Эти фразы кажутся вполне позитивными, и даже мудрыми, но дальше идет интерпретация: «это жена меня доводила, бросил жену, бросил пить», «я много работал, а потом понял, что нужно жить для себя», «ушел со службы, и решил, что я уже родине отдал все, теперь нужно себя беречь». Если продолжить беседу, она рано или поздно придет к одной и той-же фразе: «Я! Никому! Ничего! Не! Должен!»
Характерно, что все они мужчины, примерно одного возраста (около 45-55) лет. Очевидно, такой интенсивности эгоизм может достигать только у мужчин. Наверное, сказывается отсутствие материнского инстинкта? Не знаю.
Все они одиноки, хотя имеют отношения с женщинами своего возраста. Отношения, не требующие обязательств. По их описанию, они не очень дорожат этими отношениями, считают, что ничем не обязаны. Ссылаются на возраст и на то, что у них и так уже есть свои дети, так что какую-то семью строить уже нет ни желания, ни возможности. Женщины принимают такую модель. По крайней мере, пока больной не оказывается в срыве. После этого они меняют свое поведение. Но пока длится период трезвости, они любят цитировать песню «спасибо вам, что вы больны не мной» или что-то подобное.
Хотя у них и есть дети, говорят больные о них как-то вяло, как правило, упоминая, что дети хотят от них денег и все. А почему? Ведь «Я! Никому! Ничего! Не! Должен!»
Они все работают, но место работы выбирается так, чтобы нагрузки были минимальными. Их не удручает, что и зарплата при этом тоже будет небольшой. Главное, что их интересует, это минимум ответственности.
У них есть и друзья. Хотя, сами они не любят называть это дружбой, предпочитая слово «приятели».
Больше всего их, как правило, занимает собственное здоровье. Это та самая тема, о которой они способны говорить довольно долго и эмоционально. Иппохондрией это не назвать, потому, как они не склонны обращаться за помощью и не ставят себе вычурных, несуществующих диагнозов. Наоборот, они уверенны в своем абсолютном здоровье, отказываясь часто принимать самые очевидные факты и, если все-таки что-то случается, настаивают на том, что они сами могут справиться с любой болезнью. В качестве терапии выбираются какие-то нетрадиционные способы — выпивание собственной мочи, дыхание по системе, или еще что-то необычное. Один из них даже рассказывал мне, как пошел в поликлинику, обратился к участковому терапевту с речью: «Вы можете ставить мне любые диагнозы, но я в них не поверю! Если вы мне назначите таблетки, я не буду их принимать!» То есть, человек занял очередь среди престарелых женщин, отнимал время у врача с низкой зарплатой, только для того, чтобы «доказать» ему, что он — умнее?
Забавно, что обоснованием этого поведения была все так-же фраза «Я! Никому! Ничего! Не! Должен!»
Самое, пожалуй, любопытное, это то, что они все так или иначе используют программу 12 шагов АА. Причем один из них даже утверждал, что посещает собрания. Хотя другие или читали что-то такое, или, вообще про нее не слышали.
12 шагов в их интерпретации выглядят довольно любопытно. Больные, казалось-бы, не противоречат им, но понимают странно.
Итак:
1 шаг: Они как правило, согласны с тем, что бессильны перед алкоголем, но настаивают на более приемлемом для них определении: «я понял, что мне это не нужно». Насчет «неуправляемости жизни» (вторая половина 1 шага), они не согласны. Пускаются в теоретизирование. Говорят о том, что «все относительно» и т.д.
2-3 шаг: Как ни странно, они считают себя глубоко верующими людьми, но их вера какая-то языческая. Большинство из них считают себя буддистами, или дзен-буддистами, или, вообще, изобретают сами для себя свою религию. Характерно то, что они видят Бога каким-то существом, с которым они вступают в партнерские взаимоотношения. Доверие есть, но не полное, а только на основании «фактов». Восприятие реальности искажено, и потому «факты» находятся. Они считают, что после последнего ритуала их бог «рассчитался» с ними каким-то подарком: познакомил с женщиной, подкинул работу, вылечил ангину. Причем важно то, что именно это они и «заказывали» у бога.
4-5-6-7-шаги, которые многие воспринимают как наиболее важные в программе 12 шагов, делаются как-то необычно. Под словом «недостаток» понимаются, например, камни в желчном пузыре, которые они «выгоняли» какими-то шаманскими способами, и, естественно, «выгнали». Они не сомневаются, что уже избавились от всех недостатков.
8-9 шаг у всех описываемых больных звучит так: «больше всего зла я принес себе, вот себе я и буду возмещать ущерб»
10-11 — это, пожалуй, любимые шаги, потому, что там есть слово «медитация». Вообще, это слово претерпело большие изменения смысла за то время, пока существует АА. Изначально оно означало «спокойные размышления». Но после знаменитых 60-х, когда многие, вдруг, увлеклись восточными философиями, оно начало использоваться как некое состояние измененного сознания, получаемого при помощи каких-от техник, и ведущее в состояние нирваны. Последнее состояние понимается как состояние постоянной спокойной эйфории. Я боюсь, что сами индусы имели в виду что-то иное, когда описывали эти состояния, так что слово «медитация» начало жить своей, оторванной от первоисточника жизнью.
Медитацией эти больные занимаются настолько самозабвенно, что можно усомнится в том, что все это время они находились в трезвости. Складывается впечатление, что они от этого действа получают какой-то эффект, сходный с опьянением.
Ни один из них не делал и не собирается делать 12 шаг. Последний больной даже не сразу понял, о чем идет речь. Он утверждал, что 8 лет не пил, но не ходил на собрания АА. Когда я ему сказал, что «Зря. Там много людей, нуждающихся в помощи, с малыми сроками» Он возмущенно ответил: «Мне помощь не нужна!» Мне пришлось повторить несколько раз: «Там есть люди с малыми сроками. Они нуждаются в помощи», пока, наконец, он не понял: «Так это что? Я? Буду помогать кому-то?!» и далее, как вы уже догадались: «Я! Никому! Ничего! Не! Должен!»
Понятие «смирение» этими людьми понимается, как высокомерие. Они утверждают, что они не обижаются ни на кого, потому, что «чего обижаться на идиотов!». Сразу вспоминаются восточные мудрости «собака лает, а караван идет». «я буду сидеть на берегу реки и смотреть как по ней плывет труп моего врага» и т.д. Поэтому и прощение и покаяние им тоже не ведомы. Они считают себя выше этого.
«Пришивается» забота о здоровье. Активно используются новомодные термины: «Экология души. Не засорять ум отношениями, которые тебе не нравятся», «Позитивное мышление. Видеть только хорошее, а плохих людей просто выкидывать из восприятия» ставить внутреннюю защиту, и так далее..
*
Их трезвость нельзя назвать состоянием психического здоровья, хотя бы потому, что большинство практик, которые они используют, настолько напоминают шизофренический бред, что иногда приходится присматриваться, нет ли здесь психоза.
Большинство из них ведут себя экзальтированно, вычурно, пытаясь обратить на себя внимание во что бы то ни стало, хотя сами это отчаянно отрицают. На лицах можно увидеть фальшивую, натянутую улыбку, которая должна показывать собеседнику снисхождение. Мышление и оценки категоричны, принимать чужое мнение крайне тяжело. Напротив, они видят себя «учителями», но не всегда согласятся поделиться своей «мудростью», считая, что не все этого достойны.
*
Лично я видел этих больных в состоянии срыва, хотя и после значительных сроков. Насколько стабильно состояние тех, кто еще не сорвался?