Интересным образом эти две книги сплелись в восприятии как две стороны одной медали. Причём, Толстой оказался в некотором роде приложением к Служанке, как один из вариантов духовной начинки идеологии Республики Галаад, которая, будучи использована в своём радикальном прочтении и пристрастном трактовании, вполне сошла бы для оправдания кровавого террора и жёстких ограничений всех возможных свобод личности, её страданий и соблюдения тех абсурдных правил, по которым жителям республики, в особенности женщинам, надлежало жить.
История Служанки разворачивается на фоне одного из вариантов социально-политической антиутопии, в которой процветает боль и страх, насаждение безликости и безвольности и его старательное идеологическое превознесение ради служения общему благу и законам, словесные оболочки которых заимствованы из святых писаний.
Хорошая книга, написанная живым и чутким языком, как обрывочные воспоминания и мысли главной героини, у которой забрали всех близких и всю её историю, оставив только тело и миссию зачатия потомства у бездетной пары из привелигированного слоя. Только это может позволить ей выжить в настоящем и возможно гарантирует такую возможность в будущем. По крайней мере отсрочить мучительную расправу. Которая, впрочем, грозит в любой момент из-за малейшей вольности по отношению к своим чувствам или высказываниям, не говоря уже о действиях.
Расправы суровы и неотвратимы. Повсюду Очи и доносы. А любые злодеяния системы оправданы общественным благом и благом будущего.
Как и во всех антиутопиях такого рода, существует и подполье и двойное дно властьимущих. А выжигаемые чувства и пороки никуда не делись, просто маскируются и скрываются или, для тех, кто владеет правом определять, что есть благо и контролировать его выполнение - мимикрируют под это самое благо. "Что позволено Юпитеру..."
(*Из статьи
Лингвистическое оружие.Термин "абьюз", цит.:
"В знаменитой антиутопии Джорджа Оруэлла «1984» описан «новояз» — язык, полностью подчиненный нуждам идеологии, так, что на нем в принципе невозможно выразить не соответствующие этой идеологии мысли. Оруэлл только несколько заострил хорошо известное явление — тоталитарные идеологии создают свой собственный язык, описывающий нужную им картину реальности, так, что просто говоря на этом языке, вы уже оказываетесь внутри соответствующей картины мира.")
Слово "благо" не используется в Галааде, его я заимствую из "О жизни" Толстого. Так как там оно глубоко и широко пронизывает смысловые и духовные ориентиры к которым призывает автор. При этом правда конкретного содержания за этим содержится крайне мало, оно очень общее и расплывчатое, часто даже подается как само собой разумеющееся и понятное человеку разумному, если у него есть хороший разум и он им руководствуется. Читая книгу, больше получаешь представления о том, что не является благом и как страшно жить, если его не понимаешь. А если понимаешь, то и страдания жизни, из которой она состоит во многом, для тебя больше не являются таковыми, а тоже становятся частью Блага и смысла, заведомо не ведомого, но создающего жизнь.
И вот эти рассуждения "О жизни" Толстого прекрасно бы могли стать опорой для обозначения Благом и спекуляций смыслами в таком тоталитарном устройстве как например Республика Галаад.
Несмотря на то, что Толстой-то имел в виду совершенно обратное и как раз сострадание и милосердие, забота о ближних, умерие собственного эгоцентризма, непричинение зла, разумное и взятие ответственности на себя за развитие разумного и сознательного отношения к собственной жизни и своей роли в жизни других - являются
кмк ключами к тому, как стоит жить. Несмотря на это хорошее, доброе, вечное - оно как будто не соединяется с реальностью. Слишком разреженный воздух и много зазоров для додумываний и искажений, куда можно повернуть эти смыслы так, что они прекрасно послужат любому злу.
Но сама книга совсем не зло, это моё восприятие конечно смиксовало её с антиутопией и нашло такое применение.
А если убрать эту связку, то книга (правда с учётом того, что читать её непросто, явно требует привычки к чтению и к работе мысли) довольно полезная. Особенно, думаю, для тех, кто испытывает духовный кризис и столкнулся с близостью смерти своей или близкого, с какой-то очень болезненной несправедливостью страданий своих или наблюдаемых им у других людей. Возможно эта книга могла бы дать опору и поддержку кому-то в темные и смутные времена жизни.
p.s. история "Рассказ служанки" захватила. Беру продолжение "Заветы" М.Этвуд по описанию про то, как эта империя зла будет подорвана изнутри.
Примечание:
*Ссылка на статью про термин абьюз (сегодня, участвуя в одном из обсуждений
НД, по поводу манипуляции термином как раз встретила эту статью, понравилась. Вот и здесь пригодилось)