- Регистрация
- 25 Дек 2018
- Сообщения
- 18,099
- Пол
- женский
*Дорогие друзья!* ![Pushpin :pushpin: 📌](https://cdn.jsdelivr.net/joypixels/assets/8.0/png/unicode/64/1f4cc.png)
мы продолжаем чтение книги « ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О
ЛИЧНЫХ ГРАНИЦАХ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ
ТЕРРИТОРИЙ»
Е. В. Емельянова
Эмбрион
Нет своей психологической территории. Полное включение в материнское тело и состояние. Ответственность за
развитие и вся инициатива лежит на матери. Полная зависимость от материнского организма.
Грудной период, младенчество (0-1 год)
Тело отделилось, но сохраняется абсолютная зависимость физического и психологического развития от матери.
Ответственность за это развитиецеликом лежит на матери.
Раннее детство (1 -3 года)
Уже появились самостоятельные желания, выражено стремление к познанию, потребность в освоении различных навыков чрезвычайно велика. У ребенка начинает развиваться
воля. Ответственность за развитие и жизнь ребенка лежит на матери, но он уже может активно выражать свои потребности и даже требовать их удовлетворения. Подавление инициативы и самостоятельности, сверхконтроль или излишняя опека в этом возрасте обусловливают развитие невроза характера.
Детство (3-6 лет)
Появляется свое «Я», свои вещи, понимание того, что является «моим»; ребенок демонстрирует стремление к
познанию, развитию, изучению собственных возможностей; отличается специфическими особенностями оригинального мышления, пока не ограниченного нормами и предписаниями. Развивается желание, с одной стороны, отстоять свои границы, а с другой — расширить свою психологическую территорию. В
тоже время велика зависимость от родителей. Если в этом возрасте родители не считаются с психологическими границами
ребенка или, наоборот, совершенно лишают его всякой психологической опеки, то впоследствии ребенок:
а) не умеет определять психологические границы, считаться с чужими и защищать свои: постоянно вторгается в
чужую сферу и получает болезненный отпор; не умеет постоять за себя и страдает от постоянного насилия над своей личностью и сущностью, навязывания чуждой, нежелательной
деятельности и целей; имеет трудности самоидентификации: с трудом представляет, кто он, каковы его цели, желания, каков смысл всей его деятельности; развивается стремление создавать зависимые отношения.
б) наращивает мощные негибкие границы, стремится к самоизоляции, переживает страх неудачи, страх конкуренции, страх успеха; за счет этого нарушаются социальные связи;
отсутствует способность к построению близких отношений, возникает чувство одиночества, затруднены сотрудничество и способность к командному взаимодействию.
Старший детский возраст (6-11 лет)
Психологическая территория расширяется. Психологические границы приобретают четкие очертания.
Появляются свои «тайны», четко выраженное стремление к приобретению новых качеств, умений, знаний. Увеличивается желание взаимодействовать со сверстниками, подражание, проявляются склонности, интересы, дарования. Возрастает
стремление к самостоятельности, но при благоприятных обстоятельствах забота родителей и их опека воспринимается вполне терпимо: ощущение опоры на родителей воспринимается как комфортное, расширение границ пока еще производится довольно осторожно, и ребенок легко поддается стремлению
родителей владеть его территорией. Но если родители негибки, то актуализируется первая борьба за психологическую территорию.
Агрессивность и жестокость родителей, в особенности, если успех в этой битве оказывается на их стороне, влечет за собой потерю доверия и внутреннее отстранение ребенка: он «отодвигается внутри», чтобы иметь больше свободы, хотя бы внутренней, в присутствии родителей оставаясь замкнутым — и все происходящее с ним становится
тайной для взрослых.
![Pushpin :pushpin: 📌](https://cdn.jsdelivr.net/joypixels/assets/8.0/png/unicode/64/1f4cc.png)
![Books :books: 📚](https://cdn.jsdelivr.net/joypixels/assets/8.0/png/unicode/64/1f4da.png)
ЛИЧНЫХ ГРАНИЦАХ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ
ТЕРРИТОРИЙ»
Е. В. Емельянова
Эмбрион
Нет своей психологической территории. Полное включение в материнское тело и состояние. Ответственность за
развитие и вся инициатива лежит на матери. Полная зависимость от материнского организма.
Грудной период, младенчество (0-1 год)
Тело отделилось, но сохраняется абсолютная зависимость физического и психологического развития от матери.
Ответственность за это развитиецеликом лежит на матери.
Раннее детство (1 -3 года)
Уже появились самостоятельные желания, выражено стремление к познанию, потребность в освоении различных навыков чрезвычайно велика. У ребенка начинает развиваться
воля. Ответственность за развитие и жизнь ребенка лежит на матери, но он уже может активно выражать свои потребности и даже требовать их удовлетворения. Подавление инициативы и самостоятельности, сверхконтроль или излишняя опека в этом возрасте обусловливают развитие невроза характера.
Детство (3-6 лет)
Появляется свое «Я», свои вещи, понимание того, что является «моим»; ребенок демонстрирует стремление к
познанию, развитию, изучению собственных возможностей; отличается специфическими особенностями оригинального мышления, пока не ограниченного нормами и предписаниями. Развивается желание, с одной стороны, отстоять свои границы, а с другой — расширить свою психологическую территорию. В
тоже время велика зависимость от родителей. Если в этом возрасте родители не считаются с психологическими границами
ребенка или, наоборот, совершенно лишают его всякой психологической опеки, то впоследствии ребенок:
а) не умеет определять психологические границы, считаться с чужими и защищать свои: постоянно вторгается в
чужую сферу и получает болезненный отпор; не умеет постоять за себя и страдает от постоянного насилия над своей личностью и сущностью, навязывания чуждой, нежелательной
деятельности и целей; имеет трудности самоидентификации: с трудом представляет, кто он, каковы его цели, желания, каков смысл всей его деятельности; развивается стремление создавать зависимые отношения.
б) наращивает мощные негибкие границы, стремится к самоизоляции, переживает страх неудачи, страх конкуренции, страх успеха; за счет этого нарушаются социальные связи;
отсутствует способность к построению близких отношений, возникает чувство одиночества, затруднены сотрудничество и способность к командному взаимодействию.
Старший детский возраст (6-11 лет)
Психологическая территория расширяется. Психологические границы приобретают четкие очертания.
Появляются свои «тайны», четко выраженное стремление к приобретению новых качеств, умений, знаний. Увеличивается желание взаимодействовать со сверстниками, подражание, проявляются склонности, интересы, дарования. Возрастает
стремление к самостоятельности, но при благоприятных обстоятельствах забота родителей и их опека воспринимается вполне терпимо: ощущение опоры на родителей воспринимается как комфортное, расширение границ пока еще производится довольно осторожно, и ребенок легко поддается стремлению
родителей владеть его территорией. Но если родители негибки, то актуализируется первая борьба за психологическую территорию.
Агрессивность и жестокость родителей, в особенности, если успех в этой битве оказывается на их стороне, влечет за собой потерю доверия и внутреннее отстранение ребенка: он «отодвигается внутри», чтобы иметь больше свободы, хотя бы внутренней, в присутствии родителей оставаясь замкнутым — и все происходящее с ним становится
тайной для взрослых.