ritupe,
никто не отменяет ответственности человека за его деяния. В т.ч. - уголовной ответственности.
Ал-Анон не предлагает гладить по головке безответственных людей. Боже мой, да как Вы не понимаете! Один из принципов
Ал-Анона - отделение называется - в том и заключается, что необходимо
предоставить алкоголику самому отвечать за его безобразия (в том числе отвечать по уголовному кодексу и мотать тюремный срок, если всё так серьёзно). А не делать это вместо него. Понимаете, вряд ли Вы найдёте среди жён, давно работающих по программе
Ал-Анона, женщин, которые будут подтирать за алкоголиком блевоту, стирать описанные им простыни, гладить обкаканный им матрас, отмазывать его в вытрезвителе, затаскивать на себе с первого этажа на девятый, выкупать в ГАИ права, отобранные у пьяного мужа, чинить мебель, сломанную им же, давать взятки судье и вбухивать кучу бабла в адвоката, чтобы отмазать алкоголика от срока за сбитого машиной по пьяни ребёнка и т.д. и т.п.
Список можно продолжать бесконечно - как только жёны ни покрывают своих алкоголиков-мужей! Даже "в попочку капать готовы", по любимому выражению Франса.
Ал-Анон этого не предлагает. Также
Ал-Анон не предлагает жёнам алкоголиков совсем загнуться и умереть под ворохом проблем алкоголизма. Напротив,
Ал-Анон предлагает разогнуться, жить своей жизнью, заниматься своими проблемами, приходить к душевному покою.
Ал-Анон предлагает родственникам алкоголиков вспомнить, что они сами имеют право на уважения, что им необходимо восстанавливать самоуважение.
Если я предлагаю уважать алкоголика, это не значит - потакать его слабостям и порокам. Моё
ИМХО в том заключается, что такое потакание - это как раз неуважение. А уважение проявляется в том числе в том, что я даю человеку прожить самому его собственную жизнь с его ошибками, и понести самому его собственную ответственность за деяния (в т.ч. отсидеть срок в тюряге, раз уж так "набезобразничал"). Это достаточно уважительно по отношению к взрослому дееспособному человеку.
Если бы муж наблевал по пьяни в коридоре, то я лично оставила бы это "добро" нетронутым и попросила бы его убрать. Да, сообщив при этом, сколь мне противно, когда подобное происходит в моём доме. И не убирала бы блевотину и день, и два, и неделю, и месяц. Вообще бы не убирала. Ждала бы, пока бы он сам не соизволил убрать.
У меня был подобный прецендент. Не с вышеупомянутой субстанцией, а с другой грязью. И как меня ни ломало убрать (а то как же в грязи жить-то!), я оставила грязь, а мужа предупредила, что не имею возможности убирать последствия его пьянок. Два (!) месяца прошло, прежде чем он полностью вычистил то, что обсвинячил. Но с тех пор я больше не имею подобных проблем в квартире с грязью после пьянок. Её просто нет, этой грязи.
А сколько раз до того я в красочных выражениях обвиняла его в свинстве и проч. - не помогало. Потому что оскорбление не помогает (это Вам любой психолог скажет). Когда человека оскорбляют, он не склонен менять своё поведение. В моём случае эти оскорбления и обвинения в адрес мужа приводили только к очередной громадной ссоре и к тому, что я теряла кучу душевных сил и трепала себе нервы, пытаясь вдолбить в человека то, что он не хотел слушать.
И мне совершенно не важно, как мой супруг отреагирует на моё сообщение о моих чувствах в связи с его какими-то действиями или словами. Обсмеёт, не обсмеёт - это его проблема на самом деле. Фишка-то в том, что его реакция мне была важна раньше, когда моя самооценка жёстко зависела от отзывов обо мне моих ближних. А сейчас (это к вопросу о самооценке) мне не нужно чужое признание, чтобы чувствовать себя хорошо. Мне теперь важно, что он знает о моих чувствах. И как бы он ни прикидывался ванькой-дураком, он явно берёт их в расчёт, это видно по тому, что безобразий стало значительно меньше.
И кстати, это обсмеивание было на первых порах. А потом оно прекратилось. А уж когда я своей матери сообщила о том, какие чувства у меня всегда возникали и возникают при виде её пьяной - она просто была ошарашена. Она воскликнула: "Я не знала! Почему ты мне раньше не говорила?!"
Здесь есть такой момент - любой человек имеет право знать, что чувствуют окружающие в связи с его образом жизни, скажем так. А когда Вы кричите алкоголику: "Ты свинья! Мерзкая и вонючая ..удила и поросятина!" - то Вы говорите не о своих чувствах, не об ущербе, который он Вам нанёс, Вы просто грубо обзываетесь.
Ещё одна фишка в том заключается, что орущая, оскорбляющая и ругающаяся жена (ну или другой родственник) воспринимается как сволочь и стерва, которая орёт из вредности и натуры своей гадостной. То бишь, когда мы их воспринимаем как гадов, то они нас - точно так же.
А когда жена (опять же - другой родственник) не орёт, а говорит о своей боли, о своих негативных чувствах, то алкоголик понимает, что перед ним живой человек. И возможно, поймёт, какой ущерб наносит своим злоупотреблением.
Но ещё раз повторюсь - о чувствах говорить мало. Надо ещё границы здоровые устанавливать. То есть, к примеру, не делать за алкоголика то, что он должен делать сам (не гладить простыни описанные и блевоту не подтирать, чёрт возьми!! Ни в коем разе!).