900 км за один раз, 8 часов ровно. Мой личный рекорд. Несезон, дороги пустые. Люблю нашу трассу: едешь себе не спеша в правом ряду, километров 160-170 в час, а тебя слева обгоняют как будто ты пешком идешь. Было достаточно времени подумать.
Уже какое-то время меня занимает мысль:
Вот представьте: вы возвращаетесь после длительного и прекрасного отпуска. Удалось отдохнуть, полностью отключиться от рутины, посвятить время себе и своим интересам, отдохнуть настолько, что даже возвращение домой к рутине и работе не вызывает ни малейшего дискомфорта, полный релакс. У меня иногда бывает такое состояние, и примечательно, что меня в этом состоянии ничто не раздражает. Даже накладки, тупизм окружающих, сорванные планы и прочий беспорядок, не колеблет этого спокойного счастья. Эти вещи воспринимаются как они есть – как мелкие преходящие проблемы, которые не стоят времени и нервных клеток на раздражение. Потом когда-то это состояние заканчивается, и я возвращаюсь к привычному – ты вроде бы еще держишься, и душевных сил и равновесия хватает ровно на какой-то привычный ход вещей. Стоит же случиться чему-то непредвиденному, но относительно маленькому, сразу накатывает раздражение, и куча сил тратится на следующее: обсудить случившееся с максимальным числом людей вокруг, продемонстрировать свою правоту и соответственно неправоту виновника, масштаб причиненных неудобств, глубину падения образования и рабочей этики. Устранение самой неприятности занимает при этом минут 10, зато раздражение – это история на полдня.
Я понятия не имею, откуда растут ноги этой привычки: то ли это лично мое, то ли это в какой-то мере свойственно среде, которая меня сформировала. В защиту второй версии, я прекрасно помню, что в возрасте 20-25 один-два вечера в неделю были встречи с друзьями (все полировалось
алкоголем), где происходил именно обмен этими негативными новостями и публичное подтверждение собственной правоты.
Алкоголь прекрасно на эту схему ложился, растормаживал и развязывал язык, позволял описать, какие все идиоты, особенно красочно.
Если смотреть на все это со стороны, глазами рационального человека, то все это не имеет никакого смысла. Ты не можешь влиять на поведение другого человека, кроме того, мелочи следует решать сообразным количеством ресурсов, а не стрелять из базуки по воробьям, отнимая у себя время, раскачивая свою нервную систему и выставляя себя неуравновешенным человеком перед окружающими. Но тем не менее ты это делаешь, и вопрос – почему? Что за внутреннюю проблему это поведение решает?
Еще касаемо раскачивания нервной системы. Я заметила, что своим поведением некоторые жизненные события или обстоятельства раскачиваю, чтобы прочувствовать их полнее. Для примера, пусть все положительные события имеют какую-то числовую характеристику их положительности, положим от 1 до 10, где 1 – это удовольствие от вкусного мороженого, а 10 – что-то вроде выигрыша в мировой лотерее, победа на олимпийских играх или получение нобелевской премии.
Вот съел мороженое – и радуешься 5 минут от души, единица по полной программе. Потом бац, скажем, какая-то удача на работе (например, получил повышение)и ты вроде должен радоваться на 3 или на 4, а по ощущениям – классно, молодец, и через пять минут уже переключаешься, как после мороженого, занимаешься дальше своими делами. Я не умею долго радоваться, но после некоторых хороших событий, мне кажется, что это как-то неправильно, надо эти события пополнее прожить, самой себе еще раз их озвучить, близким рассказать, чтобы эту тройку или четверку подольше и посильнее ощущать, как будто удовольствие от этого успеха должно улучшить качество жизни. И вот раскачиваешь себя подручными способами, конечно, вино сюда вписывается идеально. Я замечаю после интенсивных рабочих дней, что это прям протоптанная дорожка, еще не скоро травой зарастет. Меня спасает, что я ни вкуса вина особо не хочу, и не хочу ощущения пьяности, поэтому удается не сползать в привычку, но проложенные рельсы очень хорошо ощущаются.
Но возвращаясь к реакции на мелочи. Вот говорят, что успех коррелирует с умением выдерживать стресс. Вот я про себя чувствую, что серьезный стресс я прекрасно выдерживаю и в критической ситуации хорошо функционирую (видать, невротичный организм воспринимает стресс как привычную среду и чувствует себя как рыба в воде – наконец-то все х..во, как мы любим). А мелкий стресс я переношу очень плохо, расходуя огромное количество времени и сил на переживание мелких неудобств. Сейчас, разматывая клубок проблем и отбрасывая все ненужное из своей жизни, вот добралась до этого.
Пока не очень понятно, как с этим бороться. Наверное, начну с простого – регулярные напоминания себе, отслеживание того, как ухожу в штопор, насильное переключение с реакции на физическое исправление положения дел, без оценки.
Тоже вчера думала: всех людей, которые мне очень симпатичны, объединяет одно качество: они не критикуют мир вокруг и не жалуются, а скорее воспринимают его искренне позитивно и все свои силы и время направляют на то, чтобы в этом мире получше устроиться, как им того хочется, то есть 100% своего времени заняты собой и своими делами.
Еще продолжая все эти мысли: откуда-то берется это ожидание,
как мир должен выглядеть и функционировать. Ну то есть в каждый момент времени берутся данные (исторические и по состоянию на сейчас) и по ним строится экстраполяция на будущее. Видимо, чтобы все спрогнозировать, чтобы избавить себя от страха неизвестности. Почему неизвестность вызывает страх – неясно, но пока оставим как есть.
Так вот, строится такая экстраполяция, в моменте успокаиваешься, типа все известно, не о чем волноваться. Потом случается жизнь, она идет не по спрогнозированному, и мало того, что приходится расходовать ресурсы на проживание ситуаций, какое-то количество нервов уходит на огорчение / раздражение на несработавшую модель непредсказуемость будущего. Хотя откуда вообще потребность в прогнозировании? Само это построение моделей – жутко энергозатратное дело.
Еще мысль: много сил расходуется на вербализацию переживаний. Если есть привычка обсуждать свою жизнь (реальную и внутреннюю) с окружающими, приходится все рационализировать, давать определения, складывать все в логические цепочки (иначе невозможно излагать информацию вслух, и окружающие не поймут, и сам запутаешься). Это колоссальная работа. Потом еще запоминать, что рассказал, что не рассказал, кому рассказал, что они сказали, что они наверняка подумали, что для тебя теперь значит, что ты все это рассказал. Еще раз – колоссальные затраты энергии. И причем на что? На изображение того, что ты уже и так прожил и знаешь.
В принципе, если дать возможность близким не слушать, а видеть и участвовать, то можно сэкономить себе огромные ресурсы. У меня это однозначно вредящая мне привычка – очень много болтать, причем при нервном возбуждении это еще усиливается. За последние годы удалось хотя бы круг тех, кому я присаживаюсь на уши, существенно сузить. И все равно есть поле для улучшения, по-хорошему это вообще надо пресечь. Думаю, ровно так же как и все остальное – регулярными тренировками. Сначала будет с непривычки тяжело, потом полегче. Поэтому, например я сейчас категорически против любых «терапий». Потому что проговаривание – это только растягивание всех этих переживаний и проблем, в то время как время и силы надо оставить для сегодняшнего дня.