В большинстве случаев влияния опыта и механизма нарушений, связанных с проблемой имеет место системное строение, в котором эпигенетика играет значимую причинную роль. Но не всё можно проработать на уровне детства и не нужно даже. Это к тому же не возможно на физическом уровне может быть.
В качестве примера могу привести пятничный разговор (несмотря на больничный, вышла на один день поработать всё таки, адаптация к понедельнику и чтобы очередь разгрузить) с одной мамой.
Речь шла о двух детях. У них разные нарушения, с лёгкой неврологией в разных сферах, у одного речь, у другого эмоционалка.
В беседе о раннем развитии у обоих обнаружились "банты". В первом случае ребёнок родился раньше срока, на 35 неделе, но в целом восстанавливался после поддерживающей терапии хорошо. Во втором случае (и мама это во время разговора как будто сама осознала и проговорила с удивлением) на 35 неделе беременности у мамы внезапно погибли оба родителя и она даже смутно помнит как эту беременность дохаживала. При этом с самой беременностью проблем не было. Но такой заряд стресса не мог не отразиться на развитии НС ребёнка.
Но это для мамы допустим важное осознание для того, чтобы понять своих детей.
А для самих детей эти причины, хоть и играют роль, но совершенно бесперспективны в коррекции тех проблем, которые актуальны сейчас. И нет смысла идти с этой стороны, так как вопрос решения в других плоскостях вообще лежит.
Ещё интересный взгляд на "проработку прошлого" даёт нарративный подход. По сути мы - сборники историй своей жизни. И наши книги не только пишутся нашей жизнью и тем, что там происходит. Но и переписываются нами же регулярно.
И в зависимости от нашего собственного взгляда на наши истории из книги, мы можем относиться к себе и своему опыту по разному. Про одно и то же событие мы можем создать лирическую новеллу или драматичный трагический опус или юмористический рассказ.
На это влияют разные обстоятельства и часто кроются они не в складках прошлого, а в текущих наших состояниях и тому фильтру, сквозь который мы приучили себя смотреть на мир.
Иногда конечно нужно поплакать о прошлом и посочувствовать себе, пережить уже наконец-то и отпустить его, этот опыт, дать ему место и инвентарный знак в хранилище памяти, да и жить дальше.
А порой надо обратить внимание на саму ту "мельницу Сампо", которая, вопреки назначению, непрестанно поставляет и поддерживает источник для печальных и жалостливых чувств по отношению к себе и тому как этот ужасный мир поступает с тобой и тд.
А там, смотришь, и травмы прошлого окажется, что не являются ими, а просто возможностью избегать пугающего настоящего или удобным объяснением ему.
Короче нарративный подход позволяет переписывать истории и показывает в целом собой, что системное строение психики очень любопытно и можно его рассматривать и работать с ним из разных временных точек.