Книги по саморазвитию меня по жизни постоянно сопровождают. Они приносят мне реальную пользу в решении моих личных задач и являются, к тому же, моим инструментом для работы. Я нахожу в них интересные техники, полезные сведения, кейсы, подходы к решению конкретных проблем и тд.
Часто приходят ко мне на консультации умные читающие взрослые и подростки. И в какой-то момент нашей работы может возникнуть вопрос: что посоветуете почитать по теме? И мне всегда есть чем поделиться.
Я давно собираю библиотеку профлитературы и там много хороших книг по психологии, включая книги по саморазвитию.
И перечитала я таких книг много и лично для себя я очень согласна с
@Сашко о том, что книга приносит наибольшую пользу, когда она приходит вовремя.
А вовремя - это когда человек в это время как раз ищет решение какой-то актуальной для него проблемы или проживает сложный период своей жизни. Тогда он открыт для восприятия той информации, которая затрагивает его проблему и, что самое главное, он начинает применять полученные знания, менять своё поведение по отношению к себе, к своей трудности и к другим людям.
А такое изменение не только восприятия, отношения к проблеме, но и изменение действий приводит к формированию новых навыков и, соответственно к саморазвитию.
За жизнь мне помогли многие книги, про все слишком долго стало бы писать. Упомяну пожалуй 4.
1. Пожалуй, первая книга такого рода, которая помогла мне решить мою проблему, пришла ко мне в 4-5 классе. Тогда из-за семейного неблагополучия у меня были сложности с одноклассниками и вообще мой социально-коммуникативный статус меня совершенно не устраивал и я очень переживала из-за этого. Я стала искать решение. Купила книгу по черной и белой магии и "Магия и гипноз" Папюса. Не назову их книгами по саморазвитию в экологическом смысле, но в любом случае изучение какого-то нового направления даёт пищу для развития и связана с самообучением. К тому же позволяет находить интересные альтернативные варианты решения вопросов. Например отлично сработало наведение порчи на одного из обидчиков. Даже если это просто его жизнь по другим причинам повернулась в такую сторону, в любом случае, для меня это был шаг в сторону обретения оружия и повышение ощущения роста возможностей самозащиты. Ну а с Папюсом прикол был) У нас дома в это время жила мамина подруга, странная женщина, в целом норм, но её потом пришлось выживать. Она яркая была, и с любовной драмой, мама с нею дружила стихийным образом, на почве общих интересов к любовным темам и переживаниям и периодическим взаимоизлияниям под алко. И вот эта подруга про запутанным причинам однажды поселилась у нас. Квартира однокомнатная, родители в разводе, но на кухне папа живёт. Мы с мамой в комнате. Даже не знаю кто в здравом уме вселился бы такой расклад. Хм, но жизнь разнообразна. И вот однажды в очередной раз подружка эта пришла на посиделки к маме, да как-то вдруг и осталась. На полгода:) Мы в целом нормально уживались даже, вносила она своё разнообразие и красоту, но любила поныть. Мы с мамой потом всё таки настояли, чтобы она съехала и дожали её. Ну а пока мы жили более-менее мирно, я пробовала использовать её иногда для проб введения в гипнотический транс по руководству Папюса:) это было в моменты, когда она задремывала под телевизор вечерами. Так иногда бывало. В общем, я, стараясь её не разбудить, но проверяя можно ли перевести эту дрёму в гипнотичнское состояние - шептала и воздействовала всячески, а она никак не гипнотизировалась, эх, но могла очнуться и удивленно спросить - что я делаю? Приходилось что-то придумывать)
В общем с гипнозом не задалось тогда, а других испытуемых у меня не было. Но вот само явление гипноза осталось интересным. Ещё в связи с этим вспомнились школьные массовые игры, например с руками. Мы в туалете с девчонками часто практиковали такое. И в классе всех наверное протестировали на этот эффект. Тогда многие в школах этим увлеклись. Может кто-то тоже помнит такое: встаешь напротив человека, он закрывает глаза, ты делаешь его руками несколько циклов перекрестных движений, а потом он открывает глаза, руки опускает, а ты над ними начинаешь поднимать свои руки, и его непроизвольно поднимаются следом. Классное зрелище и сам человек впечатлен. Я тоже помню этот эффект на себе, как они поднимались, и правда, ощущение, что сами по себе действуют. У меня довольно хорошо получалось это проводить, новый навык), интересно было и способствовало расширению знакомств:).
И ещё когда я наткнулась в родительской библиотеке на Дейла Карнеги "Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей" само название настолько четко совпало с моим запросом, что я решила серьезно изучить эту книгу.
И мне она очень помогла. В течение года я изменила, что хотела и мой авторитет и положение среди сверстников значительно выросли, а круг общения расширился, я обрела большУю уверенность. И возник интерес к общению как к "социальному" эксперименту, который в подростковые годы дал мне возможность пережить много приключений, находя контакт с очень разными людьми разного возраста и выворачиваться из разных сложных ситуаций.
Основная идея книги, которая работает всегда - люди любят, когда к ним проявляют искренний интерес и люди любят говорить о себе. Спасибо, старина Дейл
2. Когда я уходила в декрет с третьим ребенком, я была вполне успешна в своей работе и хорошо овладела теми задачами, которые входили в мои обязанности. За годы декрета произошла значительная реорганизация и совершенно изменился формат и объем рабочих задач. Поэтому когда я возвращалась - это была по сути уже другая организация и я столкнулась с необходимостью адаптироваться к большому количеству очень сложных и объемных требований и задач, которые надо было ещё структурировать совершенно непонятным мне образом.
Коллеги, несмотря на фору в 2 года, сами находились, в большинстве своём, в состоянии напряжения и раздражения. Адаптация далась тяжело: многие испытывали эмоциональные проблемы и ухудшение здоровья - психосоматические реакции. Короче, опереться на них мало получалось.
Часть сотрудников, не выдержав напряжения, уволились. Но моя ситуация осложнялась ещё тем, что на тот момент я одна растила троих детей и финансово мне их отцы помогали минимально. Поэтому работа мне была крайне необходима, а эта работа давала неплохой доход, защищенность соц.пакетом и понимающим мои семейные трудности (включая форсмажоры одинокой многодетной мамы и 3-х летнего ребенка, который ещё адаптировался к саду и периодически цеплял болячки) лояльным руководителем. В общем уходить не было смысла, но надо было что-то делать, чтобы выжить в этом напряжении и хаосе, перестроиться и научиться решать поставленные задачи.
И тут мне попалась очень толковая книга Дэвида Рока "Мозг: инструкция к применению". Это стало моим маячком и поддержкой. Книга содержала много практических лайфхаков о самоорганизации в решении задач и формировании отношений конструктивного сотрудничества на работе и в семье, с хорошими развернутыми примерами и с опорой на механизмы работы мозга, его возможности и ограничения. Во многом эта книга помогла мне пережить самые сложные первые месяцы адаптации и найти те алгоритмы, которые позволяли выстраивать структуру рабочего процесса и снижать напряженность в совместных проектах на работе и дома. Это также простимулировало мой интерес к углубленному изучению механизмов работы мозга и данным новых исследований по этой теме.
За учебный год мне удалось сориентироваться в новом формате работы и нащупать путь решения, беспокоивших меня проблем. Конечно не только книга в этом помогла, я использовала много разных ресурсов, включая и изучение профильной литературы для расширения практических приемов, прохождение обучений на курсах повышения, работу с психологом и лечение у психиатра, так как всё таки в середине года столкнулась с психосоматическими проблемами и
тревожным расстройством, нуждавшихся и в медикаментозном лечении.
Но тем не менее книга задала очень важные основы для новой организации рабочего процесса, поддержала меня в острый период и выполнила роль спасительного круга для выгребания из того стрессового шторма, в который я попала.
Для дополнительного знакомства с тем, как подается материал в книге и какого он типа, я приведу статью. Возможно кого-то заинтересует эта книга и тоже окажется полезной.
3. Несколько лет назад, в период ковидных изоляций, у меня появилась задача создания курса дистанционных занятий для группы Московского долголетия. Я ломала голову: как занять этих людей на 2 часа, так чтобы это было максимально полезно для поддержания работы мозга, имело смысловую связность и доступно в он-лайн формате.
2 часа это немало. К этому времени у меня был опыт годичного ведения оффлайн такой группы, поэтому участников я примерно представляла. Это взрослые люди и они имеют своё мировосприятие, сложившуюся личность, и это важный ресурс, который нужно использовать. Я не хотела делать 2 часа, наполненных только выполнением двигательных упражнений и когнитивными развивашками. Мне было важно взаимодействие и понимание. К тому же, обучение чему-то новому, это хороший стимул для поддержания активности мозга в любом возрасте, что и было основной целью нашей работы с ними.
Тогда я решила ввести в половину занятия лекции о строении психики и принципов её работы, об устройстве мозга и способах улучшения его работы себе на пользу и тд. Ну и чтобы с запоминающимися иллюстрациями в презентациях, на понятном им языке и примерах, с обсуждением в процессе. В общем, чтобы они не просто делали разные упражнения, а лучше понимали себя и осознавали, понимали как работают эти упражнения и на чем основаны. Чтобы и мотивация к выполнению домашних заданий и комплексов упражнений у них повышалась, чтобы польза реальная была.
И вот в течение года я создавала и вела этот курс и это был полезный опыт. И всё получилось, я очень довольна, создала для себя удобный продукт, который в будущем тоже может хорошо пригодиться.
Я много перелопатила материала по разным темам, прокачала и собственные представления о тех процессах, которые мне надо было понятным языком рассказать людям и конечно книги типа по саморазвитию тут тоже пригодились. Одну из них отмечу особо, так как она оказалась мне очень полезной в подготовке материалов о механизмах работы саморегуляции и использовании техник, для управления эмоциональным состоянием, связанным с действием основных медиаторов-гормонов этой сферы.
В книге много полезного и по формированию привычек и для понимания того, почему мы действуем тем или иным образом и как это связано с нашей биологичской природой, затронут и механизм формирования зависимостей и интересные факты встречаются. В общем, хорошая книга, мне очень понравилась и помогла разобраться с важными вопросами.
"Гормоны счастья" Лоретта Грациано Бройнинг
3. Адель Фабер, Элейн Мазлиш "Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили"
Растить детей не так уж просто:) Всякие бывают времена и вопросы, требующие новых, незнакомых доселе решений. Порой бывает очень трудно договориться и кажется вы с ребенком друг друга начинаете сводить с ума, накапливаются сложности взаимопонимания. И у меня такие периоды бывали, особенно когда приходилось перестраиваться с детьми на новый уклад, менять привычные условия и распределять обязанности, или переживать периоды эмоциональных бурь и конфликтов у сына и тп.
В практике детского психолога тоже довольно часто встречается от родителей запрос на те или иные трудности коммуникации со своими детьми. Это происходит по разным причинам, может быть связано с особенностями развития ребенка и/или личностными особенностями родителя, условий конкретной семьи и привычных взаимодействий в ней, искаженными представлениями взрослых о в целом психике и возможностях детского возраста и одной из хороших стратегий решения некоторых из этих трудностей является понимание и изменение стиля общения, улучшение навыков коммуникации как со своими детьми, так и в целом с окружающими людьми. Так как на детях наши внутренние тараканы и проблемы в искусстве сотрудничества с другими людьми вылезают в первую очередь. Они-то постоянно под рукой и всё время в зоне нашего влияния и общения находятся.
Эта книга содержит много полезных сведений о приемах конструктивного взаимодействия и общения с ребенком (ну и в целом с людьми, ведь ребенок тоже человек, хоть и своеобразный). Мне она оказалась полезной для улучшения понимания и влияния на детей, прокачки своего родительского авторитета, основанного на взаимопонимании и соблюдении границ. И эту книгу я так же периодически рекомендую для этих целей заинтересованным родителям.
Мне эти авторы понравились и я купила себе ещё их 2 книги: про налаживание отношений между братьями и сестрами, а также "Как говорить с детьми, чтобы они учились". Но их я скорее пока просто листала, пробегала, они часть библиотеки. Вот сейчас, пока писала, как раз вытащила книгу об учебе и решила оставить на виду для почитать. Так как эта тема неисчерпаема и всегда актуальна.
Проблемы с учебой и/или учебной мотивацией - это тоже один из топовых запросов в кабинете детского психолога.
4. А ещё ж родительство такая непростая миссия. И часто кажется, что иметь ребенка это что-то прям естесственное и понятное и вон вокруг люди сплошь и рядом детей заводят и растят и нас растили, в общем дети - это обычное дело. И ещё взгляды на воспитание у родителей разные, кто-то живет по заветам предков и не заморачивается, кто-то заморачивается по выращиванию лучшей версии человека/себя и хватается за разные подходы, авторов, чтобы найти наиболее "правильный" подход. Кто-то чутьем находит этот подход, имея нужный опыт и пример в собственном детстве.
В общем, тема воспитания чад многоранна и всегда активна и актуальна. Опять же, в современном мире на эту тему есть масса всяких ресурсов, блогов, курсов и хороших книг пишущих педагогов и психологов.
Но я ограничиться решила 4-мя книгами, а то можно бесконечно писать. Так что ещё одну книгу упомяну, которую считаю важной и полезной как лично для себя, так и для работы с родителями - это Л. Петрановская "Тайная опора".
Мы порой забываем о том, а для чего вообще нам дан ребенок. И какая основная задача заложена в периоде нашего совместного с ним житья от рождения до взросления.
Как часто мы примешиваем в процесс воспитания кучу всяких дополнительных наших чаяний и требований, загоняем себя и ребенка в ловушки противоречивых ожиданий, становясь, вместо опоры, для ребенка источником напряжения и давления, а ребенок для нас становится источником тревог, сожалений и прочего эмо-мусора.
И мне кажется вот эта книга помогает тормознуться в своих загонах, выдохнуть и вспомнить о главном, навести порядок в иерархии задач и понимании своей родительской миссии.
Мне она помогает именно этим.
Ну и многим нравится, хорошая, даёт каждому своё.
P.S. спасибо всем, кто осилил многабукф и дочитал до конца:)
Я вас люблю