@ZeNik
Здоровые личные границы — это основа уравновешенного психологического состояния. Когда границы четко выстроены, человек чувствует себя уверенно и большинство коммуникаций с другими людьми для него дружественны. Для учителя это всегда залог внутреннего спокойствия и уверенности, душевного комфорта при многочисленных ежедневных стрессах. Помните, как в детстве хотелось сказать кому-то нет, отстоять собственный совочек в песочнице?
Поговорим о том, что такое здоровые границы личности и как их создать; как сказать «нет» без чувства вины; как отвечать на грубость и неуважение; как избегать манипуляций в свой адрес; как себя вести, чтобы другие проявляли уважение, и при этом не запугивать.
Что такое границы личности?
Увидеть и даже ощутить границы физические намного легче. А как быть, если речь идет о психологических, личных границах? Прежде всего, давайте разберемся в терминах. В психологии границы — это понимание собственного «Я» как отдельного от других. Как раз понимание своей отдельности и формирует основу нашей личности.
Как и в любых других сферах, прежде, чем оценивать и корректировать что-то, нужно сначала представить, как это формируется. Формирование границ происходит в процессе эмоционального и физического взросления человека (сепарация). Младенец практически не ощущает своего психического различия с матерью, он отождествляет себя с тем, что чувствует мама. А когда дети начинают познавать мир, они познают и себя как отдельную часть этого мира.
Зачем нужны границы?
Функция психологических границ состоит в том, чтобы человек мог получать все необходимое для своего развития из окружающей среды, а также ограничивать поступление того, что ему вредит.
Психологическая граница личности несет в себе еще коммуникационную и защитную функции для нашего внутреннего Я. Как правило, наши личностные границы определяются интересами, целями и желаниями в конкретной ситуации, а также опираются на внутренние ценности и предпочтения.
Разновидность границ.
Мягкие. Легко поддаются на манипуляции испытывают трудности отказать другим, высказать свое мнение сливаются с другими людьми
Губчатые. Необоснованно и легко впитывают чужие мнения, взгляды, принципы чувствуют себя крайне неуверенно
Жёсткие. В любой ситуации сохраняют свои границы нарушение и посягательство встречается жестким отпором, агрессией.
Гибкие (здоровые границы). Меняются в зависимости от ситуации здоровым образом позволяют человеку легко общаться, отказывать, прекращать общение, принимать решения, удерживать других на той дистанции, которая необходима, при этом не нарушая взаимоотношений
Здоровые границы — это как?
Здоровые границы — гибкие, и при этом явно существующие! Человек со здоровыми границами...
Осознает себя отдельной личностью
Хорошо знает и уважает свои цели, желания, потребности, ценности
Уважает границы, желания и потребности других людей
Гибок в общении, умеет договариваться
Уверен в себе
Находится в постоянном контакте с реальностью
Лучше общается с другими людьми
Строит добрые взаимоотношения
Более стабилен, лучше контролирует свою жизнь
Свое видение, свое мнение — это нормально!
Как происходит нарушение границ
Большинство людей нарушают границы друг друга. К счастью, всегда есть шанс начать это отслеживать и постепенно оздоравливать общение. И начать, конечно же, стоит с себя.
Как правило, в том случае, если у человека границы слишком мягкие или, наоборот, слишком жесткие, это означает, что он так же ведет себя и с другими людьми. Это происходит на автомате, ведь он просто не знает, как жить и действовать по-другому. Какие ситуации могут возникнуть в общении, когда границы личности нездоровы?
проекция своей личности на оппонента;
обвинение человека в своих проблемах (ты испортил мне жизнь; это все из-за тебя; если бы не ты...) ;
контроль поведения (ты больше не должен поступать так; сделай так, так и так);
непрошенные советы о том, каким следует быть (я бы на твоем месте... надо было уже давно сделать...);
установки, какие события как расценивать;
оценка вашей внешности и личности.
Как понять, что границы нарушены?
По внутренним сигналам-маркерам легко отследить, когда в ваши границы вторгаются без вашего желания. Испытывали ли вы когда-нибудь что-то подобное при общении с другими?
злость
гнев
агрессия
обида
вина
страх
Нарушены ли мои границы? Да, если вы...
1.С трудом определяете, что принадлежит вам, а что — другим.
2.Часто делаете что-то только потому, что «так делают нормальные люди / женщины / настоящие мужики / думающие и ответственные работники». Хотя это вам не нравится.
3.Не можете отказать.
4.Думаете, что ваше счастье и благополучие зависят от других.
5.Доверяете другим, потому что «они лучше знают».
6.Тратите больше времени на решение чужих проблем, а не своих.
7.Мало внимания уделяете себе.
8.Продолжаете отношения с людьми, которые обращаются с вами плохо или которых не любите.
9.Не можете попросить о помощи, озвучить другим людям свои потребности и желания.
10.Чувствуете себя ответственными за чувства других.
11.Не можете дать отпор другим людям, которые могут пользоваться вашими вещами или деньгами.
12Подчиняетесь желанию друзей / коллег.
13.Застенчивы.
14.С трудом высказываете свое мнение или открываете мысли.
15.В одиночестве едва ли справляетесь с самим собой.
16.Чувствительны к критике.
17.Часто испытываете гнев.
18.Не можете определить свои истинные желания, цели, ценности, потребности.
19.Опасаетесь показать свое истинное я, стараетесь быть таким, каким вас хотят видеть другие.
Откуда ноги растут, или В чем причина нездоровых границ?
Многие претензии за нарушенные границы лежат в детстве (родители нарушали границы ребенка). И во взрослом возрасте мы просто проецируем эти обиды и претензии на других. Глубинная причина — страх. Страх быть отвергнутым, страх конфликта, быть плохим, злым, эгоистом, тираном. Такт формируется привычка прогибать свои границы и нарушать чужие или, наоборот, жестко отстаивать свое.
Вспомните детство! Скорее всего, вы ведете себя так же, как тогда, либо — с точностью наоборот.
Нарушались ли границы? — эмоциональные, пространственные, ценностные? Есть ли у вас братья / сестры? Было ли свое место (комната, кровать, угол)? Была ли своя одежда, игрушки? Можно ли было проявлять недовольство и отстаивать свое? Как реагировали родители на отстаивание границ?
Что делать с невыстроенными границами?
Помните о своих правах! У вас есть право на свое мнение, на свои чувства, на высказывание своих чувств и мнения в адекватной форме. У вас есть право на вашу собственность, на ваши границы. У вас есть право говорить «Нет!». У вас есть право уделять время и внимание себе.
Нужно и можно во взрослом возрасте расставлять границы и делать их здоровыми. Это ваше право. Вы можете отличаться от других людей, и это нормально!
Принципы выстраивания внутренних границ
«Сначала кислородная маска на себя, потом на других». Основа границ — осознание себя отдельной личностью, человеком, понимание своего права на эмоциональные и личные границы. Когда вас пытаются продавить, прочувствуйте, нравится ли вам это, подумайте сначала о себе. Посмотрите, чего вы сами хотите прямо сейчас!
Выйдите из позиции жертвы. Отслеживайте свои мысли: «это они так поступают, они виноваты», «что я могу сделать», «это никогда не кончится» и т.д.
Возьмите ответственность за свои границы. Это вернет вам силу и контроль над ситуацией. Это ваша задача — выстроить свои здоровые границы. Другие люди не обязаны это делать.
Распознайте свои желания. Научитесь видеть самостоятельно свои потребности, цели, мотивации. Назначьте «своим» пространство, вещи. Выявите, что нравится, а что не нравится в общении.
Знайте страх в лицо. Важно увидеть страхи в общении и начать работать с ними.
Говорите, говорите, говорите! Начните заявлять о своих потребностях в общении с другими, давайте честную обратную связь. Люди не могут читать ваши мысли и не должны этого делать. Сообщайте миру о своих состояниях и желаниях в адекватной форме (без требований и претензий).
Начните отказывать. При выявленной позиции и знании, чего вы хотите, вы легко сможете сказать нет другим и пояснить свою позицию.
Создайте свои правила в общении с собой. И придерживайтесь их в отношении себя и других людей (не грубить, не кричать, не брать без спроса и т.д.). Если вы нарушаете сами свои правила в общении с собой, то чего вы ждете от других?
Признайте границы других людей. Начните спрашивать других о разрешении, прежде чем что-то делать. Например: «можно взять твою кружку?», «можно я обниму тебя?», «можно я поделюсь с тобой своим мнением?», «можно я дам тебе совет?», «можно я расскажу тебе то, что меня беспокоит?» и т.д.
Общайтесь с близким человеком, которому вы доверяете. Начните выстраивать границы в доверительном общении. Договоритесь с человеком о том, что будете с ним учиться проговаривать свои чувства и давать свою обратную связь по поводу нарушения границ. Лучше это делать в игровой форме.
Найдите положительный пример. Наверняка в вашем окружении есть человек, у которого, по вашему мнению, здоровые границы. Больше общайтесь с ним!
Техники по выстраиванию границ
Говорите вслух, не замалчивайте. На первых порах нужно себя приучить давать обратную связь другим людям. Точно так же вы можете попросить других объяснить вам, как лучше для них. И это абсолютно нормально!
Каждый день выделяйте время для себя. Давно ли вы оставались наедине с собой хоть на 15 минут? Не для работы, не для общения с кем-то. Просто включите музыку, налейте себе чай. Сначала научите самого себя соблюдать границы!
Запрашивайте обратную связь. Принял ли другой человек вашу позицию, нужно ли что-то разъяснить?
Зачитывайте молитву гештальтиста. Помогает прояснить разные моменты в общении.
Медитируйте на свои границы. Включите приятную медитативную музыку, желательно без слов, расслабьтесь, представьте, что вы на поляне, какие у вас сейчас границы? Железобетонные или, наоборот, размытые? Комфортно ли вам в них находиться? Если нет, нарисуйте в сознании такие границы, которые бы вам хотелось. Обязательно сделайте в них калитку — это будет означать, что вы готовы на диалог, готовы прислушиваться к мнению других людей (открывать и закрывать калитку), но все же собственные границы у вас в приоритете.
Рисуйте границы, которые есть сейчас, и желаемые. Альтернатива медитации. Все то же самое, что в предыдущем пункте, вы рисуете на листе бумаги.
Попробуйте действовать по принципу «Взрослых нет дома». Если, например, на работе вас просят что-то сделать, но вы не можете оценить, нарушит ли это ваши границы, или нет, действуйте, как ребенок, который остался дома один. Скажите себе: «Никого нет дома!». Это не просто шутка — таким образом вы даете себе время, чтобы подумать.
Чаще говорите «нет», если у вас мягкие границы, а если жесткие, говорите «да». Сначала ощущения будут, возможно, немного странными, но приучить себя к этому необходимо
Что, если...
1.Страшно, что откажут? Не спросите, не узнаете.
2.Уже нарушили мои границы?Сделайте полезную работу для себя — вспомните, почему вы сказали «нет» сразу, чего испугались, что чувствовали. Если есть возможность — сообщите о своих чувствах постфактум («мне было неприятно, но я не смогла сказать об этом сразу»).
3.Обо мне подумают, что я эгоист?Это ваш страх — быть эгоистом. И что вам важнее — ваша жизнь и ваше спокойствие, или ваш страх и гипотетические мысли других? К тому же, вы всегда можете спросить другого человека о его чувствах.
4.Я нарушил границы?Зафиксируйте этот момент и извинитесь перед человеком.
5.После отказа мучает чувство вины?Спросите себя — в чем я виноват? Это правда? Или это мой страх?
6.Тревожно говорить о своих чувствах и позиции?Пока не сделаете, не получите опыт. С тревогой можно и нужно справляться.
Чек-лист выстраивания границ
У меня есть четкая позиция по поводу своей деятельности. Знание, что я делаю, зачем, почему, что даю, что получаю.
То же самое — по поводу общения с коллегами, родителями, учениками.
Я соблюдаю свои же правила в общении.
Я знаю свои потребности, прислушиваюсь к своим желаниям, состояниям, преследую свои цели, остаюсь верен своим ценностям, чувствую, что для меня приемлемо, а что нет.
Я отвожу время для общения по работе (коллеги, родители) и оповещаю об этом людей.
Я выделяю время для себя. В это время и нет никого рядом, нет никаких дел, я не решаю чужие проблемы и не думаю о других. Все мое внимание — во мне.