12 Шагов с точки зрения гештальта

SA

Друг детей
Не пьет 5 лет 6 месяцев 14 дней
Регистрация
23 Июн 2005
Сообщения
23,236
Пол
мужской
Про точку зрения гештальта, конечно, я загнул :D Это точка зрения директора Московского Гештальт Института Даниила Хломова.
Стаья заканчивается фразой: "При этом идеология программы может быть совершенно отличной от идеологии АА". Будет скучно, если увидеть только это. По 12 Шагам живёт несколько сообществ, я даже литературу Анонимных Шизофреников нашёл в Сети :D

Вот сама статья.
Даниил Н. Хломов.
Наиболее известной программой по лечению и реабилитации больных алкоголизмом является программа 12 шагов", являющейся основой общества Анонимных Алкоголиков. Она же является и наиболее эффективной. В настоящее время около 3 миллионов человек во всем мире живут и лечатся в соответствии с этой программой. С того времени, как в 1939 году эта программа была опубликована, она практически не претерпела серьезных изменений. Все это говорит о очень хорошо простроенной в психологическом отношении модели жизни - лечения - реабилитации лиц с алкогольной зависмостью. Попробуем провести психологический анализ того, что делает пациент на каждом шаге и что с ним действительно происходит.
1. (Мы признали свое бессилие перед алкоголем, признали, что потеряли контроль над собой.) В основе каждого серьезного преобразования поведения и личности человека должна находиться базисная точка ("твердое основание" по Ф.Шарп). Поэтому первый шаг - это нахождение этой твердой точки - начала пути. Признание первого положения абсолютно необходимо для построения всей последующей системы. В то же время это действие позволяет также снизить задействованность "Я", устранить его от действия, так как предыдущими действиями "Я" дискредитировало возможности сознательных выборов. И действительно, бороться не только с зависимостью, но и с разнообразными трюками "Я" - пустая потеря времени. Без признания факта недееспособности "Я" невозможно достижения базисной честности в психотерапии - честности пациента перед самим собой.
2. (Пришли к убеждению, что только сила более могущественная чем мы может вернуть нам здравомыслие). Второй шаг программы "12 шагов" логически вытекает из первого. Ведь если алкоголь сильнее чем "Я", то "Я" физически должно быть уничтожено. Однако "Я" еще существует и значит, есть сила более могущественная, чем "Я", чем алкоголь. И эта сила может вернуть человеку здравомыслие и здоровье.Таким образом, второй шаг дает ощущение возможности выхода после тупика первого шага.
3. (Приняли решение препоручить нашу жизнь богу как мы его понимаем.). Третий шаг - персонификация этой силы, причем максимально проективная персонификация: это может быть Бог в соответствии с вероисповеданием религиозного человека, или силы природы в соответствией с натурфилософской ориентацией, или астральная сущность для человека с мистической ориентацией, и так далее. И пациент препоручает свою волю и свою жизнь этой высшей инстанации для которой алкоголь безразличен. Развитие этой персонификации позволяет трансформировать энергию намерений через супер-эго, функции которого переданы этой персонификации.
4. (Глубоко и бесстрашно оценили себя и свою жизнь с нравственной точки зрения). Нравственная точка зрения прерогатива супер-эго и в этом смысле - четвертый шаг это реализации персонификации Бога во внутреннем мире человека. Смещение позиции пациента с эго на супер-эго позволяет произвести оценку прошлой жизни и развить чувство вины. Но оставлять это чувство вины во внутреннем мире нельзя - можно вызвать аутоагрессивное поведение и поэтому...
5. (Признали перед Богом, собой и каким-либо другим человеком истинную природу наших заблуждений). Следующий шаг - это фиксация и экстериоризация чувства вины для того, чтобы в дальнейшем использовать энергию чувства вины для развития личности. В этом шаге закрепляется печать вины на своей прошлой жизни и выявляется причины или указывание псевдопричины, почему это было так. Обнаружение ключа к неправильным поступкам - психотерапевтический ход. Этот шаг можно условно определить как стадия "очернения Я" и поиска "причины-инсайта".
6. (Полностью подготовили себя к тому, чтобы Бог избавил нас от наших недостатков). Подготовительная стадия в психотерапевтической работе настолько же велика, как часто и само действие и если эта стадия проведена достаточно широко - значение и эффективность действия обеспечена.
7. (Смиренно просили Его исправить наши изъяны). Начало процедуры "отбеливания Я", создание основы для изменений. Как и предыдущая стадия эта ступень представлена с максимальной проективностью. Только пациент, Бог и доверенное лицо знают, что именно нужно изменить в структуре "Я". Энергия вины направлена на эти изменения.
8. (Составили список всех тех людей, кому мы причинили зло и преисполнились желанием загладить свою вину перед ними). Практическое внешнее действие по реализации чувства вины по указанию высшей идентификации через актуальное Я. Фактически реальная процедура "отбеливания Я".
9. (Лично возмещали причиненный этим людям ущерб, где только возможно, кроме тех случаев, когда это могло повредить им или кому-либо другому). Признание персональной вины на предыдущем шаге актуализирует агрессию и тогда эта агрессия может быть направлена против меня или против других. Если агрессию, актуализированную в 8 шаге оставить внутри, возможен рецидив болезни или прямое аутоагрессивное поведение. Поэтому на 9 шаге предлагается путь по трансформации агрессии в помогающее поведение - этот путь в последствии подробно описан в бихевиоральной терапии (А.П.Гольдштейн - поведенческие альтернативы агрессии).
10. (Продолжали самоанализ и, когда допускали ошибки, сразу признавали это) В этом шаге наиболее важно - продолжать самоанализ и теперь уже по пройденному пути трансформировать вину в агрессию (энергию) - в помощь и в преобразование себя.
11. (Стремились путем молитвы и размышления углубить соприкосновение с Богом, молясь лишь о знании его воли, которую нам надлежит исполнить и о даровании сил для этого.) Продолжающееся взаимодействие с проекцией супер-эго создает достаточные предпосылки для дальнейшего развития и совершенствования Я. При этом очень важно, что указания от суперэго трансформируются в действия.
12. (Достигнув духовного пробуждения, к которому привели эти шаги, мы старались донести смысл наших идей до других алкоголиков и применять эти принципы во всех наших делах). После процедуры "отбеливания Я" и действительно реорганизации личности остаются незадейственной негативная проекция - "очерненное Я/прошлое". И как во всякой психотерапевтической работе эту негативную идентификацию надо вывести из игры. В программе "12 шагов" эта негативная идентификация выводится вовне в помощи другим алкоголикам, в том, чтобы привить эту идентификацию другому алкоголику и работать с ней в другом. Таким образом, в этой программе одновременно проводится "очернительная" процедура и процедура самовоспроизведения программы. Цикл программы завершен полностью.
С точки зрения психотерапевтической реальности данная программа представляет почти идеально организованный психотерапевтический процесс. В этом процессе работа идет по обеспечению получения действительной поддержки от других в процессе лечения. Вначале из недифференцированного мрака "плохого Я" выделяется бессильное "Я"и и высшая проекция супер-эго. Затем пациент фиксирует и оставляет негативную проекцию (прошлое плохое Я) и начинает преобразования с позиций высшей идентификации. Затем производится работа по актуализации вины, трансформации ее в действие (агрессию) и трансформации в помогающее поведение. Затем предлагается посмотреть что еще внутри и проделать этот же путь. И наконец, цикл закончен работой с негативной персонификацией на другом алкоголике. Структура завершается.
Как видно из приведенного анализа программы "12 шагов" построение действующей и достаточно эффективной психотерапевтической программы по лечению и реабилитации больных алкоголизмом - это в первую очередь задача по созданию логически связанной и самовоспроизводящейся системы психотерапевтических действий. Поэтому при построении психотерапевтической программы по психологической реабилитации больных зависимых от психоактивных веществ необходимо учитывать психотерапевтическую механику так наглядно и действенно представленную в программе "12 шагов". При этом идеология программы может быть совершенно отличной от идеологии АА.
 
очень интересно!!! :) Действительно, гештальт очень здорово вплетен в программу 12 шагов. По -моему у них симбиоз уже очень давно...

Кстати, я видела подобное описание шагов но с точки зрения трансактного анализа. По Берну ... Батищев составил....
 
StoneTemplePilot написал(а):
Кстати, я видела подобное описание шагов но с точки зрения трансактного анализа. По Берну ... Батищев составил....
А где? есть электонный вариант? Ссылочка?[/QUOTE]
 
Я поищу!! Я читала в "бумажном " варианте,т.е. книжка у меня была.
Но... должен быть аналог в инете, мне кажется..как найду, сразу скину!
 
В сети не нашла.. А так.. в плане библиографической ссылки:
Батищев В.В., Негериш Н.В. .
Методология организации программы психотерапии и реабилитации больных зависимостью от психоактивных веществ, имеющих низкий уровень мотивации на лечение. Программа “РЕШЕНИЕ”: теория и практика. М.: 2001

Интересная вещь, из этой книги видно почему отечественные наркологи заинтересовались программой 12-шагов.
 
вроде бы оно, посмотреть не могу (безопасность на работе не пускает)
old.nan.ru/Metodology.zip
(описание содержания old.nan.ru/izdanie.html)
 
Сфинкс - гениально :) !! Это именно самое оно!
Поиск истины приводит не только к похмелью, но и к интересным находкам
Про Берна там страница 63, также есть кое-что еще о гештальте.
 
StoneTemplePilot написал(а):
В сети не нашла.. А так.. в плане библиографической ссылки:
Батищев В.В., Негериш Н.В. .
Методология организации программы психотерапии и реабилитации больных зависимостью от психоактивных веществ, имеющих низкий уровень мотивации на лечение. Программа “РЕШЕНИЕ”: теория и практика. М.: 2001

Интересная вещь, из этой книги видно почему отечественные наркологи заинтересовались программой 12-шагов.
Ёксель! У меня есть эта брошюра Только лежит где-то далеко... Пойду качать Свинксовскую ссылку.
 
Я тоже ее.. потеряла в свое время! Но Сфинкс снова вернул мне ее!! (жаль только что Акробат нет возможности в Ворд преобразовать:( )
 
StoneTemplePilot написал(а):
Я тоже ее.. потеряла в свое время! Но Сфинкс снова вернул мне ее!! (жаль только что Акробат нет возможности в Ворд преобразовать:( )

Ещё как можно! Например, конвертировщиком ABBYY PDF Transformer 1.0.
С точки зрения постулатов Э.Берна по структурному, трансактному и сценарному анализу программа «12 шагов» может быть рассмотрена с нескольких позиций. Удобнее объединить структурный и трансактный анализ для объяснения шагов, а работу над сценарием выделить отдельно.
Первый шаг - изучение социальных трансакций и «игр» личности и ее окружения с позиции Взрослого, эмоциональное принятие потери контроля над этим, а также потреблением алкоголянаркотика, с позиции Ребенок.
2 - 3 шаг - поиск внешнего Родителя, способного принять личность человека со всеми недостатками и достоинствами и оказывать помощь в виде психологической поддержки на пути выздоровления. Контроль стандартных психологических реакций собственного внутреннего Родителя и постепенная замена их на более конструктивные реакции вновь найденного.
4 шаг - изучение с позиции Взрослого достоинств и недостатков своих внутренних состояний - Ребенок и Родитель.
5 - 8 шаги - работа по улучшению взаимодействия между внутренними составляющими личности человека - Родителя, Ребенка и Взрослого.
9 - 12 шаги - восстановление разрушенных и наработка новых социальных трансакций, для более эффективного функционирования личности.
Согласно работе по изменению сценария можно рассматривать программу « 12 шагов» как плавный переход от сценария «неудачника» посредством преодоления родительских сценарных установок через сценарий «непобедителя» (трезвого, но не имеющего полноценного функционирования в социуме) до вполне успешного «победителя».
 
всегда пожалуйста :) но это не я, это google. просто ввел "методика ... бла бла бла" и вуаля :)
 
2SA: Ну это когда у тебя этот конвертировщик есть..а когда нету... тады ой :(
Спасибо за оформление нужного кусочка :)
Очень интересный, на мой взгляд.. В теории выглядит очень и очень неплохо , but (щас выскажу свое мнение с критикой, сорри, если это кого-то заденет)
Если верить:
9 - 12 шаги - восстановление разрушенных и наработка новых социальных трансакций, для более эффективного функционирования личности.
То, читая текст 9,10, 12 шагов можно вполне предположить что они могут способствовать восстановлению и наработке новых трансакций.
Но с 11 все не так понятно, точнее ,совсем непонятно ...
Стремились путем молитвы и размышления углубить соприкосновение с Богом, как мы понимали Его, молясь лишь о знании Его воли, которую нам надлежит исполнить, и о даровании силы для этого
Наработке каких-таких трансакций могут способствовать все эти действия? Если только новых трансакций во взаимоотношении с Богом... Работа по этому шагу уносит личность в сторону от любых "социальных трансакций" в область трансцендентного ...Имхо, конечно...
Порой у Батищева, по моему мнению, встречаются моменты, когда он
пытается перевести с языка АА на научный и прагматический, но наталкивается на "непереводимую игру слов" . Конечно, тоже имхо :)
 
StoneTemplePilot написал(а):
Если только новых трансакций во взаимоотношении с Богом...
Я плачу...
Если я разговариваю с Богом - это нормально, если Бог разговаривает со мной - это шизофрения :D

Работа по этому шагу уносит личность в сторону от любых "социальных трансакций" в область трансцендентного ...Имхо, конечно...
Всё сойдётся, если Батищев подразумевает под ВС людей. Но это жульничество со сороны Батищева!
Порой у Батищева, по моему мнению, встречаются моменты, когда он
пытается перевести с языка АА на научный и прагматический, но наталкивается на "непереводимую игру слов"
.
Не знаю, есть ли особый "язык АА", в конце концов, анонимные ничего нового не придумали, эти принципы существует с тех пор, как человек обнаружил духовный мир. Может, вот тут батищевские затруднения? Есть же био-психо-социо-духовная концепция болезни. А 12 Шагов - био-психо-социо-духовная концепция лечения
Медики говорят о биологических, социальных, психологических сферах жизни человека, духовная у них выпадает, наверное, как ненаучная мнимая компонента :D
 
Ой, а я сегодня вот еще нарыла... не могу удержаться.

Бессилие с точки зрения гештальт-терапии зависимостей
Состояние бессилия.

У человека нет сил жить в зависимости и нет способов жизни без вещества. Это переживается как тупик, ловушка. Острое чувство бессилия. Это очень важный момент. Чувство бессилия мучительно и фрустрирующе, в нем трудно оставаться, естественная реакция на переживание бессилия – гнев и отчаяние, страх, стыд, чувство несправедливости происходящего, стремление найти выход там, где его уже нет.

Это тупик, о котором писал и Перлз и Франкл: личность не может выживать дальше используя старые способы, для выживания необходимы новые способы адаптации, пересмотр представления и себе и о мире, поиск новых путей взаимодействия с ним, в противном случае – неминуема физическая и психическая смерть личности.

С точки зрения гештальтподхода бессилие - это состояние тупика, предельно напряженное, взрыв во внутрь, то есть острое переживание отчаяния, ужаса, исчерпанности сил, отсутствия возможности жить так, как человек умеет.

С экзистенциальной точки зрения это переживание отчаяния, потери смысла текущего существования, его безнадежности, столкновение со своим одиночеством в мире, где каждый может отвечать только за свои чувства и только свою жизнь.

Сопротивление.

Предлагая отказаться от зависимости, мы предлагаем вновь пережить детскую травму, сознательно решиться на это. В состоянии бессилия каждый человек начинает остро сознавать, что дальше зависимые отношения продолжаться не могут, с объектом зависимости придется расстаться, это переживается как тяжелая потеря. И это сознавание запускает реакцию острого горя. Сначала отрицание, потом гнев, которые порождены чувством собственного бессилия, а дальше самый главный, поворотный момент: либо человек в отчаянии обращается за помощью, доверяется кому-то и начинает вместе с ним искать новые способы выживания, либо он находит еще одно компромиссное решение, возможно, старое, но позволяющее продолжить прежнюю жизнь еще какое-то время, хотя бы самое короткое, неважно.
[...]Этот способ личность просто так не отдаст, она будет защищать зависимость, ставшую для нее «костылем». Избегается осознавание тупика, того, во что превратилась жизнь. Эти круги отрицания тупика могут повторяться очень долго, и каждый раз весь сценарий оказывается тем же самым. «Проскочив» точку тупика, человек продолжает повторять только то, что он уже умеет, что его разрушает, но что избавляет его от переживания своего бессилия.

Только «задержавшись» в тупике, то есть в переживании бессилия, есть шанс для изменения зависимого поведения. Потому что только в тупике человек ясно понимает, что у него нет больше шанса выжить по-старому и сам инстинкт самосохранения заставляет его искать другой путь. Если невозможность невозвращения неочевидна, зависимое поведение будет продолжаться.

Защитные механизмы и манипуляции зависимых. Защиты второго уровня.

Для возобновления болезни личность формирует особые механизмы защиты. Отрицание реальности. Зависимый формирует «вторую реальность» на основе искажения контакта, замыкания его на себе самом, не взаимодействии с миром. Эта другая реальность формируется на основе собственных страхов, интроектов и проекций, в которой «все не так уж плохо».В этой реальности его беды преуменьшаются ( у меня не все так уж и плохо. ), им находятся разумные объяснения (« Я сам виноват» или «Это естественно в таких условиях» ), они проецируются ( «Вот у Васи действительно все плохо»).

Подавление чувствительности, депрессия, отказ от попыток позаботиться о себе.

Когда становится совсем плохо, зависимый идет лечиться. Однако, целью этого лечения является не прекращение зависимых отношений, а поиск еще какого-то компромисса. Поэтому зависимые реагируют очень негативно, когда им предлагают совсем отказаться от объекта зависимости.
Начинаются манипуляции терапевтом.
Полностью статья здесь gestaltline.com/modules.php?name=Ne...cle&sid=185
Я офигеваю, дорогая редакцыя! ;)
 
В свете моего увлечения гештальт-терапией.

Арнольдом Бейссером была сформулирована так называемая "Парадоксальная теория изменений". Цитирую Бейсера: "Коротко ее можно сформулировать так: изменение проис­ходит тогда, когда человек становится тем, кем он на самом деле является, а не тогда, когда человек предпринимает попытки стать тем, кем он не является.
Изменения происходят не посредством усиленных попыток са­мого человека или какого-то другого помощника с целью изменить че­ловека, но они происходят, если этот человек не торопясь прикладыва­ет усилия быть тем, кем он является, - чтобы быть полностью сосредоточенным («вложенным») в актуальном состоянии."

То есть получается, что человек начинает меняться, прекратив "барахтаться" в стремлении быть кем-то другим (например, не признавая у себя проблем с алкоголем или не признавая истиного положения дел).
Тогда становиться понятным почему после 1-го Шага, после принятия "бессилия" появляется искренее желание изменить свою жизнь. И понятно выражение "в меня провалился 1-й Шаг" или "я провалился в 1-й Шаг". Не вяловатые признания-размышлизмы: "ну, да, пью многовато, нехорошо это", а полностью "провалившись" в своё актуальное состояние, когда защитные механизмы перестают работать, или уже нет сил и желания защищаться от реальности.
Дно? Наверное, это и есть "достижение дна", а мне кажется, правильно тут надо сказать "постижение дна". Не вычисление его, но постижение на уровне чувств.
 
Привет!

Я такое уже читала... и согласна с ребятами, что связан гештальт и программа наша)

мне ее дали почитать, когда я до того, как пойти на группу, кричала, что АА - это полная фигня))) почитала и пересмотрела свое отношение)))

хожу на личную терапию к психологу, который работает в направлении гештальт + наша Анонимная))) как дополнение к программе просто супер!
 
Даниил Н. Хломов написал(а):
Второй шаг программы "12 шагов" логически вытекает из первого. Ведь если алкоголь сильнее чем "Я", то "Я" физически должно быть уничтожено. Однако "Я" еще существует и значит, есть сила более могущественная, чем "Я", чем алкоголь. И эта сила может вернуть человеку здравомыслие и здоровье.
Всё, дальше можно даже и не читать :lol:

Вот так вот, исходя из неверной предпосылки - в виде констатации "бессилия" - можно дальше уже "логически" выстроить всё, что угодно.
закон противоречия в формальной логике написал(а):
Из неверной предпосылки следует что угодно.

Предпосылка, высказанная в 1-м шаге в качестве утверждения, - что "Я" слабее алкоголя - не доказана. Аргументы в ее пользу отчасти приведены, но аргументы не являются доказательством. Взяли за аксиому недоказанную предпосылку, и пошли дальше выстраивать всё, что захотелось.

Гораздо более простой будет схема, при которой "Я" существует просто-напросто потому, что на самом деле сильнее алкоголя. А вовсе не благодаря вмешательству каких-то Вооруженных Сил. И не нужно их выдумывать.

Ну, облажалось это "Я", пусть даже многократно облажалось в прошлом - всё это г-н Хломов верно отметил - но вот только "бессилия" это никак не доказывает. Не опровергает - но и не доказывает. Да и вообще, решило же это ААевское "Я", что нужно переццо на группу - а не улечься бухать в подворотне, постановив, что всё равно ничего не сделать, раз уж оно так бессильно.

Статья, конечно, показательная и убедительная, но, подозреваю, совсем не в том смысле, который предполагал достойнеший Даниил Н. Хломов

Впрочем, верующим в Программу статья наверняка понравится :lol: Свидетели Иеговы, к примеру, тоже любят слова о том, как правильна и обоснованна их вера... (И в этом сравнении НЕТ ничего оскорбительного ни для представителей этой весьма распространенной ветви христианства, ни для представителей этой весьма распространенной организации духовного роста для алкоголиков )
 
ЭйчЪ написал(а):
закон противоречия в формальной логике"
Хочу сказать только то, что в гуманистических направлениях психотерапии не используют законов формальной логики. Например, в гештальтерапии есть такая философия: целое всегда больше суммы его частей :D
ЭйчЪ, Ваши рассуждения построены на изначально неверной предпосылке Вот если бы покритиковали эту статью (совершенно частное мнение одного человека) с точки зрения теории гештальта...
 
Назад
Сверху Снизу