«Люди oчень любят нaйти вpaгa извне и oбвинить егo в cвоиx пpoблемax. Ho в Bедax cкaзaнo, чтo у челoвекa еcть толькo шеcть вpaгoв: этo вoжделение, гнев, зaвиcть, эгoизм, гopдыня, иллюзия.
Еcли ты пoбедишь этиx вpaгoв внутpи cвoегo cеpдцa, тo никaкиx внешниx вpaгoв у тебя бoльше не будет.»
Сегодня про слово «Душа»
«Мы говорим на разных языках, но вещи о которых мы говорим от этого не меняются»
КТО Я?
Ведические писания рекомендуют начинать исследование с поиска ответа на более простой вопрос: «Кем я не являюсь?»
Можно ли сказать, что я – это мое тело? Допустим, но как определить, какая его часть? Волосы на мне – это я? А если их состричь? Продукты на обеденном столе – это не я? А если я их съе- даю – они становятся мной? А когда выходят обратно? Тело чело- века можно сравнить с автомобилем – оно выполняет опреде- ленные функции, его нужно заправлять и обслуживать. Но тот, кто сидит в автомобиле, очевидно, не является его частью. Ведь когда человек уходит из жизни – физический и химический состав тела никак не меняется, но мы понимаем, что оно мертво. Получается, я – не тело?
Тогда, может быть, я – это испытываемые мной чувства и эмоции? Скажем, я ощущаю страх или голод. Голод – это я? Нет, я тот, кто его испытывает. Сам факт, что мы можем осознавать свои чувства и эмо- ции, означает, что мы ими не являемся. Скажем, человек, летящий в самолете, не чувствует перемещения своего тела в пространстве с огромной скоростью, но для другого человека, наблюдающего само- лет со стороны, это очевидно.
Или я – это некая социальная роль? В жизни мы играем немало ролей и часто отождествляем себя с ними. «Мужчина», «отец», «сын», «муж», «начальник», «подчиненный», «русский», «кандидат физиче- ских наук», «футбольный болельщик» и так далее – все это один и тот же человек. И когда вас спросят: «Кто ты?» – в зависимости от ситуа- ции вы дадите разные ответы. Какие-то из них будут соответство- вать актуальной ситуации, какие-то покажут не то, кем вы являетесь,
а то, кем вы себя хотите считать. И здесь начинаются проблемы. Люди настолько привыкают носить маски, что уже не помнят, кто они на самом деле. Но в любом случае понятно, что есть маски – и есть тот, кто их носит. Кто же?
Ответ на вопрос «Кто я?» должен быть неизменен, но мир вокруг нас, а точнее так называемая «цивилизация потребления»,
58
подсказывает всё новые ответы. На этом строится вся реклама, кото- рая, как известно, «двигатель торговли» – то есть «двигатель про- гресса». Чтобы мы что-то купили – нужно заставить нас ассоцииро- вать себя с потребителем этого товара. И реклама навязывает образы, с которыми так и хочется отождествиться.
Вот несколько слоганов, используемых автомобильными компаниями. Посмотрите, на что они нацелены,
что именно нам продают:
«Renault Clio. Разве что-то способно тебя остановить?» «Toyota Land Cruiser Prado. Другим этого не дано».
«Ford Mondeo. Для тех, кто свободен в своих стремлениях». «Land Rover Freelander. Свобода в твоем характере».
«Audi A4. Азарт победителей».
«Audi A8. Автомобиль нашего круга».
«BMW 7. Философия вашей жизни».
«Lexus RX300. Прикосновение к роскоши».
«Mitsubishi Pajero Exclusive. Таким уступают дорогу». «Ford Excursion. Символ вашего превосходства».
Ну, и тем, у кого денег поменьше, тоже дается цель: «УАЗ. Потому, что я настоящий мужчина».
Руководствуясь здравым смыслом, вы не купите новые часы, пока старые отлично работают. Значит, сначала нужно навязать мысль о том, что часы – показатель социального статуса, и чем они дороже, тем яснее окружающим, с каким серьезным человеком они общаются.
Как-то я встречался с известным бизнесменом и обратил внима- ние на его часы – они были очень необычными: сверху довольно толстое зеленое стекло. Честно говоря, мне показалось, что оно только все портит. Я продолжал аккуратно их рассма- тривать, пытаясь понять, зачем это сделано, и собеседник, заметив мой взгляд, объяснил – это очень дорогая модель часов Rolex с сапфировым стеклом, выпущенных ограниченным тиражом: «Люди в ресторанах через три столика перегиба- ются, чтобы на них посмотреть». И дальше он произнес
фразу, которая очень многое мне объяснила в действии законов мира больших денег: «Ты понимаешь, я в этих часах на пляж могу в драных шортах выйти, но все поймут, кто я такой».
59
часть первая. кто я?
Моя знакомая, редактор женского глянцевого журнала, беско- нечно жаловалась на нехватку денег: она жила с родителями
и считала этот факт главным несчастьем своей жизни, а на отдельное жилье никак не получалось выкроить. Как-то мы были вместе за границей, и я оказался свидетелем ее шопинга. Честно говоря, и марки одежды, и суммы, потраченные на нее, меня удивили. На осторожное предложение пересмотреть свои траты она объяснила, что ее должность предполагает некий статус, и ей приходится одеваться и выглядеть соответ- ственно. Другая моя знакомая каждый день обедает в дорогом ресторане – не потому, что хорошо зарабатывает, а потому, что уверена: ей положено посещать именно такие места.
«Мне положено по статусу». Именно таким образом нам подска- зывают новый «правильный» ответ на вопрос «Кто я?». С помощью навязывания новых образов – идеалов красоты, успеха и даже сча- стья – людьми очень легко управлять.
Обратите внимание, что сейчас в рекламе пива не показывают людей, хотя раньше она сплошь состояла из сцен веселых вечеринок, пикников на природе, дружеских посиделок и так далее. Правитель- ство было вынуждено пойти на такое ограничение. Теперь в законе о рекламе, в первой статье раздела, описывающего правила реклами- рования алкогольной продукции, сказано: «Реклама не должна содер- жать утверждение о том, что употребление алкогольной продукции имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха либо способ- ствует улучшению физического или эмоционального состояния».
Почему появилось это добавление? Потому что когда потребите- ли (особенно молодые и не слишком обремененные разумом) видят рекламу, в которой красивые и успешные люди весело проводят вре- мя за бокалом пива, в их головах выстраивается простая цепоч- ка: «Они пьют пиво – им весело – у них деньги, музыка и красивые девушки – надо пить пиво и у меня все это будет». Глупость? Воз- можно, но потребление рекламируемого таким образом пива среди целевой аудитории росло. А вместе с ним – проблема алкоголизма в стране.
60
Реклама постоянно предлагает нам отождествить себя то с кру- тым бизнесменом, которому нужна новая машина, то с гламурной дамой, которая не может обойтись без дорогой шубы, то с правиль- ными родителями, которые должны заботиться о своих детях, поку- пая именно эти продукты. На самом деле все эти образы – это времен- ные отождествления. Они похожи на одежду – мы как бы говорим:
«Сейчас я деловой костюм, а потом стану домашним халатом». Но кто же надевает на себя всю эту одежду? Кто я такой?
кто я?
61
часть первая. кто я?
ПРИРОДА ДУШИ
Веды утверждают, что на вопрос человека «Кто я?» есть всего один правильный ответ: «Я – душа». И он справедлив для всех живых существ.
Послушайте такое утверждение: «Меня зовут Вася, я инженер, у меня есть руки и ноги, а еще у меня есть душа». Кто в данном слу- чае «я»? У кого есть душа? У рук, ног, имени Вася или профессии
«инженер»? Веды подсказывают такой вариант: «Я – душа, и у меня, у души, воплотившейся в этом материальном мире, есть матери- альное тело, которому дали конкретное имя Вася». Это очень хоро- шо сформулировал ирландский писатель, ученый и богослов Клайв Стейплз Льюис, сказав: «У тебя нет души. Ты и есть душа. У тебя есть тело». Пожалуйста, почаще вспоминайте эту фразу.
что такое душа?
В современных словарях можно найти разные определения души. Есть довольно странные – скажем, «синоним психики, кото- рая рассматривается как субъективный образ объективного мира, являющийся продуктом общественно-исторического развития». Но в основном говорится об «особой нематериальной субстанции, отличной от тела» и «нематериальном начале жизни».
Хорошее определение дается в словаре Брокгауза и Ефрона: «Душа человека – начало, обусловливающее жизнь организма и способности ощущения, мышления, сознания, чувства и воли».
Ведическое понимание души отражено в санскритских словах, которыми называют душу. Это слово джива, происходящее от кор- ня джив – «жить» (от него происходят и латинское vivus – «жизнь», и русское «живой»). И слово атма, что значит «субъект», носитель
«я», индивидуального личностного начала.
Душа – это источник жизни, неуничтожимый атом сознания, носитель особого качества: способности сознавать бытие.