Возможность принять сострадание

Стец

Врач
Не пьет 22 года 3 месяца 18 дней
Регистрация
31 Янв 2008
Сообщения
6,126
В Петербурге есть такое явление «окно голема». Это когда видишь огромный кирпичный брандмауэр, а наверху, как-то сбоку, не по центру маленькое окошечко. По всем правилам этого окошка быть не должно: ну кто додумается делать окно там, где нигде его нет на других этажах? Но оно есть. Как правило, оно закрыто старыми рамами, стекла в нем настолько грязные, что и не видно, есть ли там что-то, или оно заложено кирпичом, но почему тогда стоят рамы?

Иногда в таких окнах можно увидеть свет. Он всегда там какой-то тусклый. Рассмотреть то, что за окном не получается – высоко. Раньше мамы пугали детей этими окошками: говорили, что там живет Голлем, и, что если будешь баловаться, он тебя заберет.

Есть предание, что в комнату, из которой выходит это окно, зайти нельзя. Нет двери. Только комната и окно…

Когда я работал на неотложке, я попал в такую комнату.

Жила в ней одна старушка, которую звали Рада. Рада Ивановна, вернее, поскольку лет ей было уже прилично – ровесница века. У этой старушки была одна отличительная особенность – она всех ненавидела. Выражалось это в том, что она высовывалась в окошко и начинала орать: «сволочи все!», «сдохни!», «Ежову позвоню!»

Окошко выходило в двор-колодец, голос раздавался гулко. Все этажи слышали, никто не мог спать, настолько пронзительным был крик.

В одной квартире с ней жили ее муж, старый интеллигент, милый дедушка, и ее дочь с мужем и ребенком. Вся квартира страдала от этих приступов, потому, как орать она могла долго – сутки, а то и более.

В психиатрическую больницу ее уже не брали, потому, что она не агрессивна, и сама не собирается на «тот свет» - показаний для экстренной госпитализации нет, а просто так класть – нет мест. Поэтому занимались ею мы – линейные врачи неотложки.

Вызывали нас, как правило, под вечер, чтобы мы ей сделали укол, и весь дом мог поспать. Уколы наши делились на три категории: большая доза траквилизаторов с антигистаминными, которые вначале ее успокаивали, иногда она даже засыпала, а на следующий день была нормальным человеком. Остряки с линии называли такой коктейль «спокойная теща». Некоторые прибегали к «терапии возмездия» - 10 мл магнезии внутримышечно (это очень больно), или использовали коктейль «балтийские волны» - большая доза снотворного и мочегонного. Расчет был на то, что теперь долго не вызовет. Рано или поздно, но пришлось перейти на аминазин, после которого бабушка день-другой ползала по квартире на карачках, потому, что роняла давление. Такой укол, особенно с добавлением транквилизаторов был прозван «человек-паук». Бывало, приедет доктор на станцию, диспетчер спрашивает: «Ну что, обрадовал Радость нашу?» а доктор отвечает: «Ага, спайдер…»

Впервые Рада начала кричать в окошко, как рассказывал ее муж, после того, как забрали ее родителей. Два старых коммуниста воспитали дочку, как подобает: «не верь, не бойся, не проси…». С детства ей объясняли, что мы – лучше, чем все. Мы – привилегированные в бесклассовом обществе. У нас есть цель, и эта цель оправдывает средства. Люди, которые не с нами – против нас. Ну и так далее…

И вот однажды ночью, к дому подъехал воронок, и пришли за ее родителями. Человек в форме намекнул, что «неплохо бы ей отречься от родителей, а то в машине места хватит на всех». Тогда она высунулась в окно и начала кричать, что есть мочи: «Я отрекаюсь! Моя мать и мой отец – сволочи! Запомните, я отрекаюсь! …» Машина давно уже уехала, а она все кричала и кричала до утра.

После этого случая, она начала неистово писать Ежову доносы. На всех соседей, сотрудников, друзей. Подробно описывала друзей родителей. Всегда указывала, что общалась с ними только для того, чтобы «раскусить вражескую суть». В какой-то день она написала про мужа, так что ему тоже пришлось побывать в местах, не столь отдаленных.

После разоблачения культа личности, она, по словам ее мужа, совсем свихнулась. Ее письма Ежову начали приходить назад, пару раз ее даже вызвали в Большой Дом и попросили больше не писать. Потом ее первый раз отвезли в больницу, после выписки она сказала, что это было все несправедливо. Ее не должны были упекать, и пошла кричать в окошко…

Пока она была относительно молодой, ей ставили диагноз «шизофрения», и пытались лечить, но после 70-ти, диагноз сменился «сенильной деменцией», называемой в просторечье маразм. А эта болезнь, как известно не лечиться…

Ее муж был человеком очень набожным, когда мы приезжали, он молился: в углу у него висела маленькая, закопченная иконка «оттуда». А после укола всегда предлагал чай.

Он говорил, что есть сила, которая может ей помочь – это Бог. Но она не может Его принять, потому, что искушена гордыней. Говорил, что до «севера» (так он назвал место своей ссылки) он тоже был гордым и считал, что не нуждается в сострадании. Ему казалось, пока он был молод, что он сильный, умный, и все ему по плечу. Он ненавидел всех, кто проповедовал скромность. Тоже видел среди людей врагов – врагов народа. Теперь он был, как нам казалось, благодарен судьбе за то, что ему посчастливилось общаться с ТАКИМИ людьми, которых он видел ТАМ.

Когда фельдшерицы начинали вздыхать: «Нам вас, дедушка, по-человечески жалко», он удивлялся, и говорил: «не нужно меня жалеть! Это она нуждается в жалости! Но не может ее принять».

Мне до сих пор хочется повстречаться с ним, но я не знаю, жив ли он. Когда я оказался в этом дворе, лет пять назад, я спросил у соседей: «Как бабушка – не беспокоит?» Они удивились: «Какая бабушка?» Очевидно, все-таки неотложка к ней больше не ездит…
 
А у меня в районе до недавнего времени был такой дедушка... Грустно... Мне его как-то пришлось от милиции спасать. Молоденькие мальчики-патрульые не разобрались сразу. Пришлось бежать и быстро объяснять им, что это местный "городской сумасшедший".

А Бога принять они не могут не из-за гордыни, а из-за безумия. Оно к ним от страха пришло...
 
Стец. Эта достоевская история (хотя в питере много таких) меня изумила малость, хотя я и не сегодняшний и мой папа был в блокаде и служил в ЧК и сидел и много чего ешё.
Но, Стец, разве из-за старика написал ты это пост? Не знаю, но меня давила бы совесть за эти ваши укольчики бабке. Лучше уж Раскольников с топором.
А сострадание - оно было моей профессией. И хотя гордыня не относится у нас, протестантов, к грехам, это есть, это погибель души.
 
Не знаю, но меня давила бы совесть за эти ваши укольчики бабке. Лучше уж Раскольников с топором.
Плюсадин!
И хотя гордыня не относится у нас, протестантов, к грехам, это есть, это погибель души.
Минусадин! 😁
 
Я думаю что разница конечно есть. Гордыня это же не слабоумие.
Между слабоумием и безумием тоже большая разница!
Гордецы могут быть очень умными по мирским меркам.
 
А есть ли разница? Как думаешь? 😄
Огромная. Гордыня - производное собственного ума и души. А безумие досталось свыше в наказание за грехи. В твоем рассказе я поняла, что это было наказанием за трусость и предательство женщины по отношению к собственным родителям.
Бог решил лишить ее не только гордыни, но и всех здравых чувств.
 
Огромная. Гордыня - производное собственного ума и души. А безумие досталось свыше в наказание за грехи. В твоем рассказе я поняла, что это было наказанием за трусость и предательство женщины по отношению к собственным родителям.
Бог решил лишить ее не только гордыни, но и всех здравых чувств.
Да, хрен его знает, как там на самом деле было ☹️ Неисповедимы пути... Мозг - черный ящик.
Я это могу для себя объяснить так: у нее был выбор
между любовью к родителям(таким как есть, со всеми их грехами) и любовью к Сталину,
между страхом перед лагерем и верой в справедливость
между возмохносью покаятся в своих заблуждениях, и необходимостью настивать на них до конца
Она выбрала кумира вместо Высшей Силы, бессовестность Сатаны вместо страданий за веру, ну и так далее....
*
Мало того, выбор ей предоставлялся еще долго. Ей же дейтсвительно хотели помочь. Даже ее муж, который, по идее, должен ее ненавидеть, хотел ей что-то объяснить довольно долго. Ее дочь, со своим мужем не "заказали" бабаньку за комнату (а в 90-е это было несложно). Я так думаю, что и в Большом Доме и на Пряжке (больница) никто ей кандалы не надевал, наоборот, хотели поговорить, изменить ее отношение к жизни, а она в ответ, писала Ежову....
*
Слабоумие в психиатрии -это степени снижения интеллекта. Такие люди не всегда одержимы гордыней, иногда, наоборот, очень хорошие люди. Смотрели Форест Гамп?
Тут было другое: в молодости весь ее интеллект был направлен на то, чтобы доказать себе и всем, что она - не "враг народа"! Что она лучше, чем все! Она достойна! Оно должна была гордиться тем, что делает, иначе ей бы стало стыдно.
А со временем, когда вещестов мозга постепенно утрачивалось, осталось только это. Так что под конец мы видели уже отфильтрованную временем, рафинированную Гордыню, Ненависть, Высокоменрие, Ложь и т.д. Из всех 7 смертных, там, пожалуй, только похоти не было.
 
Так это и есть безумие. Гордыня-то уже неосознанная была, основанная на инстинкте выживания, не более того. В общем, сплошные рефлексы остались.
 
Не дай Бог никому попасть в такие переделки.
Как не сдаться под пытками?
И стоит ли судить людей.
 
Мы не судим.

Это не в осуждение, а в рассуждение.

Не дай мне Бог сойти с ума!
Уж лучше посох, да сума! (с)
 
Я не судья больным, а доктор. Мое дело - анализировать, был бы уролог - изучал бы анализы мочи, а так, ливером не занимаемся - наше дело - деликатес - мозги 😁
*
Может слишком цинично - ну тут уж извиняйте, стигмы профессии
*
Я это все о себе пишу, на самом деле. Я, если доживу до маразма, то что у меня останется в душе? Выкристализуется то, чем жил, с тем к Богу и припрусь. Так что подумать надо, кто я ... на самом деле.
 
правильно делала старушка. нам надо каждый день про это напоминать. у нас норма стучать втихаря, а в глаза лыбится
 
... А безумие досталось свыше в наказание за грехи. В твоем рассказе я поняла, что это было наказанием за трусость и предательство женщины по отношению к собственным родителям.
Бог решил лишить ее не только гордыни, но и всех здравых чувств.
Митрополит Антоний Сурожский, ссылаясь на писания праведного Иоанна Кронштадтского, говорит о том, что среди людей «есть души настолько хрупкие, что они разбились бы о грубость и жестокость окружающего мира, и Господь допускает, чтобы между ними и миром опустилась бы пелена психической болезни для того, чтобы они были отделены от того, что могло бы окончательно разбить их цельность».
...
Святитель Игнатий (Брянчанинов)
"Поминайте в молитвах Ваших болящую ..., которая предана судьбами Божиими сатане, да дух ее спасется... В духовном отношении такое наказание Божие отнюдь не служит худым свидетельством о человеке: такому преданию сатане подвергались многие великие угодники Божии...
...
"...позже я нашел ответ у св. Иоанна Кронштадтского: есть души очень хрупкие, они могут быть разбиты окружающим миром. И Бог спускает между такой душой и миром пелену или безумия, или какого-то частичного отчуждения и непонимания, пока эта душа не созреет. Она может и вовсе не созреть на этой земле, но она будет созревать в тишине этого, так называемого, безумия, этой отлученности от окружающего мира и вступит в вечность зрелой, созревшей. А иногда бывает, что эта пелена снимается, как это случилось с иконописцем. И вдруг оказывается, что за этой пеленой происходит нечто ведомое только Богу и самому человеку, и во что никакая человеческая сила не должна вмешиваться...
*
думаю хватит
*

2 Стец . Когда человек заболевает психически, надо помнить, что это может быть физиологическим явлением, на которое должен обратить внимание врач. С другой стороны, одновременно мы должны об этом человеке молиться, как мы молимся о всяком человеке оказавшемся в нужде, молиться всеми силами души. Мы можем применять и некоторые церковные действия: помазать человека освященным маслом и, если он на это способен, допустить его до святого причащения. Но мы должны знать, что здесь будет действовать двоякая сила: Божественная сила через таинства и Божественная сила через врача и лекарства.
 
Я все про то, что: как помочь человеку, который не принимает помощь?
Я не совсем полно описал эту пациетнку: у нее на лице застыла маска высокомерного презрения. Это отношение к жизни и людям и составляло ядро ее болезни. Она была выращена на этих идеалах. На том. что есть МЫ, и есть они. Это и была ее защита от окружающего мира. Еще задолго до манифеста.
По описаню, первые "приступы" ее болезни были вполне осознанны. Это потом ругань у нее превратилась в компульсивное расстройтсво. Ну какая-такая шизофрения с началом в половозрелом возрасте? Латентная? Которую в СССР выдумали, а так, в мире говорят, что такой нет?
*
Нужно учесть, что всю жизнь этот человек работал, был секретарем партийных организаций, ее фото висело на доске почета и т.д. если начальство не хотело ее выдвигать - она писала "куда надо" и, сами понимаете, чем это заканчивалось... Так, в рамках закона, она была вполне социально адаптирована. Только всех ненавидела, презирала, всего боялась.... и кричала в окошко....
*
Больше всего она ненавидела тех, кто пытался с ней поговорить "по-хорошему". Некоторые молодые врачи пытались: она важно садилась в кресло, врачу полагалось стоять.. несколько минут она слушала, потом вскакивала и с криком "мне все ясно" рвалась к окну, чтобы заорать "Милиция!!!!!"
Когда она стояла у окошка, ей приходилось немного наклониться. Это было удобно для укола. Поэтому опытные врачи набирали шприц в прихожей, потом заходили и говорили: "Ленин сдох!" а потом сразу подбегали и делали укол. А как еще?
 
Назад
Сверху Снизу