Институт Йога Гуру Ар Сантэма
негосударственное образовательное учреждение, созданное на базе многолетней практики
ШКОЛЫ ЙОГА ГУРУ АР САНТЭМА, проводит нестандартное обучение по ряду направлений науки, культуры, философии на основе йоги, психологии, педагогики, артистизма, философии движения, народной и восточной медицины.
Институт Йога Гуру Ар Сантэма
объявляет прием на 2007-2008 учебный год ПО СЛЕДУЮЩИМ ПО ПРОФЕССИЯМ:
ПСИХОЛОГ, ПЕДАГОГ, ИНСТРУКТОР-МЕТОДИСТ ПО ЙОГЕ, ЦЕЛИТЕЛЬ.
Гуру Ар Сантэма. Школа Йоги Гуру Ар Сантэма. Анализ духовного направления
Направление “Школа Йоги Учителя Гуру Ар Сантэма” (один из её официальных сайтов, имеющих название “Институт Йога Гуру Ар Сантэма”, располагается по электронному адресу, как сообщает её руководство – а основателем и духовным лидером является Г. Г. Стаценко, известный также как гуру Ар Сантэм, – является наиболее распространённым в СНГ йогическим направлением. Конечно, это несколько сомнительно, ибо тех же агни-йогов (вопрос о том, насколько правомерно определение последних как йогов, здесь рассматриваться не будет), связанных с рериховскими сообществами и “живой этикой”, на этой территории, очевидно, заметно больше; но тот факт, что Школа официально существует во многих городах – Москве, Харькове, Ростове-на-Дону, Белгороде, Чернигове, Черкассах, Запорожье, Волгограде, Донецке, Макеевке, Чугуеве, Киеве, Тольятти, Симферополе, Мюнхене и других городах – говорит о её хорошей распространённости. Существует немало книг, написанных её представителями, и тематика их различна; в основном, она касается хатха-йоги, здорового питания, различных физических и энергетических чисток организма, взаимодействия с Природой и космическими циклами, работы с различными энергиями (или, если усомниться в их существовании, то “энергиями”). Определённые прослойки населения, в основном женщины среднего возраста и старше, часто с проблемами в личной жизни (незамужние), и, в куда меньшем количестве, мужчины и духовно ищущая молодёжь, выражают склонность к активному проявлению интереса к Школе (первые – из-за желания и потребности обрести здоровье и красоту, решить личные вопросы, самоутвердиться если не в личной, то в иной – духовной – жизненной сфере, где имеются возможности не потерпеть фиаско, а достичь каких-то высот, вторые – из-за потребности найти себя, раскрыть сверхъестественные способности, в значительной степени по причине неудовлетворённого самоутверждения) и нередко оказываются в ней.
Женщины оказываются в Школе в значительном большинстве, причём и среди учащихся, и среди руководства. Доктрина направления и её учение также обладают склонностью, хотя и не сильно выраженной, к определённому доминированию и утверждению преимущественно женского начала в духовной сфере. С одной стороны, здесь находит своё выражение присутствующая в современном мире тенденция к утверждению духовности женского начала, что связано с приближением эфирного рождения Звенты-Свентаны в одном из затомисов, с другой – с численным превосходством женщин в Школе и соответствующей направленностью её идеологии и политики.
Серьёзно мыслящей интеллигенции в этом направлении совсем мало, что, по всей видимости, является решающей детерминантой того, какая литература представляется рекомендуемой для прочтения – как устно от инструкторов, так и в книге Г. Г. Стаценко (подписанного как Гуру Ар Сантэм) “Йога – способ жизни на Земле” (Харьков, 1995 г.). В этих рекомендациях доминируют художественные произведения, в том числе в стиле “фэнтези”, которые должны подтверждать излагаемое Школой учение и взгляды (например, в списках рекомендуемой литературы присутствуют “Альтист Данилов” В. В. Орлова, “Девять принцев Амбера” Р. Желязны, цикл о волшебнике Земноморья У. Ле Гуин, цикл о правилах волшебника Т. Гудкайнда, и пр.); на этой основе произведения и подобраны. Аналогично этому доминирует или занимает большую часть списка эта и схожая литература в устных рекомендациях инструкторов. Занимательно, что не Библия, не Авеста, не Коран, даже не Махабхарата, и что уж совсем показательно, даже не первоисточники йоги – определившие классический её вид сутры М. Патанджали, не говоря уже о таких основополагающих для неё произведениях, как “Йога-васиштха”, труды Шанкары, “Бхакти-сутра” Нарады, “Махаяна-вимшика” Нагарджуны, “Шива-сутры” Васугупты, ряд упанишад и значительное количестве других произведений – привлекают особое внимание представителей Школы, а разнообразная едва ли не обывательская литература “эзотерического” уклона и далеко не самые одухотворённые произведения стиля “фэнтези”. Если учесть, что личность человека в значительной степени может формироваться книгами, нетрудно догадаться, как воздействуют на людей и их мировоззрение указанная только что литература. В пределах Школы почти упускается из виду утверждение её устава о том, что теоретической основой её учения служат “Йога-сутры” Патанджали, хотя это утверждение и так в основе своей неадекватно, ибо оба учения расходятся во многих вопросах, в том числе и кардинальных, как-то смысле движения по йогическому пути; более того, многое из основоположений йоги идёт вразрез с тем, что утверждается в Школе, а такие “противоречащие” основоположения сразу же признаются этим направлением как устаревшие – как, впрочем, и многие взгляды других учений, также идущих вразрез учению Школы.