Может, причина в ментальности? Может,
наши АА следует делать с учетом нашей специфики?
Может. Следует однозначно! Видишь ли, в чём тут "загогулина": (ничего, что на "ты", как в
АА? ник неудобный- Татьяна, или как?)
Чтобы "делать с учётом", необходимо наработать опыт- многолетний, успешный, чисто "наш"- российский/русский/русскоязычный. Иными словами, нужна многолетняя устойчивая трезвость членов российского
АА, чтобы говорить об "особенностях национального"
АА. Нас, как обычно, кидает в 2 крайности: (это с учётом того, что 23-летний российский опыт уже есть)
- мы или неизбежно скатываемся в радикальное (или "ортодоксальное", хотя это "масло масляное") православие, со всеми вытекающими, вроде "православных групп при храмах", с чтением "Отче наш" и всевозможными постами-службами прямо на группе/с группой;
- или перерождаемся в каких-то компьютерных роботов "от сайентологии" (вроде революционных чекистов- "с Лениным в башке, с наганом в руке"), публично пропагандирующим атеизм(tm), как Новую религию, и "опору на собственные силы", как эквивалент "идей чучхе". Ярчайший пример- ФэтКэт.
И в том, и в другом случае получается полная ерунда, ничего общего не имеющая ни с духом, ни с идеей, ни с формой
АА.
АА, как известно, вышли из Оксфордской группы радикальных лютеран, помешанных на "абсолютной чистоте" (аналогично концепции '4-H' у методистов). Поскольку погружение в религию и веру предполагает почти полное отречение от мирской жизни, а искали они только трезвости, а не "абс.чистоты", им стало тесно в рамках религиозной общины- они хотели вернуться к полноценной жизни в социуме, а не замыкаться в "посте и молитве". Трезвость такой ценой- ценой полного отречения от соблазнов и грехов- их не устраивала; они хотели научиться жить на грешной земле, но иметь внутреннюю защиту от искушения, от греховности. Такую защиту, по их мнению- первых
АА-евцев, вроде Билла Уилсона, способна дать вера в Бога (
как мы его понимали, для атеистов- ВС) и опора на христианские нравственные ценности, моральные принципы "любви к ближнему", применять которые следует "во всех наших делах". Что-то подобное имел в виду и А.И.Солженицын, когда формулировал принцип "Жить не по лжи", - не грешить и не терзаться потом нравственными муками (которые могут быть одной из ведущих причин развития алкоголизма). Опыт
АА показал, что подобная защита работает во многих "пограничных" случаях и патогенетически сходных состояниях, вроде депрессий, фобий и неврозов, позволяя избавляться от зависимостей и разнообразных навязчивых состояний. Вот почему опыт
АА и Программа 12 Шагов нашли такое широкое применение в современной психотерапии и были взяты на вооружение большинством психологических школ. Но в основе излечения всё равно лежит некая нравственная шкала,- эталон, используемый веками и, по преданиям, данный нам самим Богом ("как бы Его ни понимали").
Естественно, что РПЦ, когда слышит о "новом заокеанском методе", обиженно вспоминает о 1000-летнем опыте христианства на Руси ("можно подумать, что до них[
АА] никто здесь бизнес и не вёл!" © Пелевин) и всячески сопротивляется внеконфессиональной идее реализации групп самопомощи в
АА. По мнению РПЦ, понятия "бессилие" и "неизлечимость" противоречат догмам о всемогуществе Бога и свидетельствуют о слабости веры послушника. Дескать, стоит только уверовать "как надо" и "попросить", и Господь сразу же излечит от чего хочешь- навсегда. В "нашем" случае- и пить можно снова, не говоря уж о Святом причастии. А те, кто не излечивается (и всякие "бессильные
АА-цы")- так это просто маловерные или неискренние люди.
Почти то же самое, но со знаком наоборот, происходит на группах
АА, где преобладают "атеисты". Там всякое упоминание о Боге, личной вере, религии карается затыканием рта или просто отлучением от группы, с аргументом, что "
АА не связано ни с каким вероисповеданием, сектой, конфессией"- т.е. извращается сама идея опоры на веру, на духовную составляющую исцеления, как следствия нравственного перерождения личности.
Надо ли говорить, что и в том, и в другом случаях имеет место грубейшее нарушение Традиций
АА ("написанных кровью", наработанных десятилетиями опыта и сотнями срывов американских братьев)?! Т.е. в православных группах
АА становится филиалом храма, в котором идёт непрерывная служба с мольбой о трезвости, а на атеистических группах преобладают разговоры о замене алкогольного кайфа на кайф от секса, денег, экстремального спорта и т.п.. О воздержании, смирении гордыни, отказе от греха и искушения мало кто вспоминает вообще. В моде- "селф-мэйд-мэны" и "бизнес-леди" (от сохи). К чему же всё это приводит? Да к срывам и продолжению пьянства! Традиции-то не работают... И со стороны- дискредитация идеи
АА. Почитай темы, к примеру,
Игнатия, чтобы лучше понять, о чём я говорю. Ну и, естественно, любимое детище ФэтКэта- сайт "Весвало" (секс-свалка), для сравнения. Вот и Юрий Е. тут упоминал о нарушении Традиций и развале группы. (Я это тоже наблюдал в реале- и уже не один раз, кстати).
А те, кто, следуя Традициям и Шагам, достигли таки устойчивой многолетней трезвости, становятся либо слишком "умудрёнными", либо несколько ленивыми душой- настолько, что они уже не видят необходимости что-либо менять в
АА и адаптировать американский опыт к российской действительности- "и так всё работает, чего ещё надо?"- тем самым отпугивая и разочаровывая новичков, сначала замечающих в
АА лишь общую молитву "о душевном покое" и внешнюю заорганизованность, и не замечающих главного- трезвости. Цель
АА- трезвость, главная и единственная.
Всё сказал.
________________________________________________________
Извини за "опус"- я подобные мысли давненько вынашиваю, поскольку меня- православного и бывшего активного члена
АА- не особо принимают ни там, ни там, хотя я не вижу никаких противоречий между
АА и РПЦ (как и между работой, допустим, стоматолога и психотерапевта- каждый лечит своё).
АА занимается только трезвостью и активно декларирует свою единственную цель во всех программных документах. Церковь занимается спасением души. Одно никак не противоречит другому (хотя, как известно, "спасение утопающих- дело рук самих утопающих"). В общем, "ищите- и обрящете!" ©
***
Насчёт "зависимости от группы"- почитай здесь: www.narkotiki.ru/research_6741.html (или здесь- то же самое: www.gradusnik.ucoz.ru/publ/adrenokh...mosti/4-1-0-22). Смысл идеи
АА:
"нельзя быть зависимым ни от чего, в том числе- и от группы АА". "Всё хорошо в меру" (в т.ч.- и группа
АА). Зависимость от группы- такая же зависимость, как и алкогольная или наркотическая, и даже медиатор открыт- адренохром, и механизм действия описан. Так что, "воздержание" во всём - матерь смирения и послушания, и путь к "душевному просветлению". Удачи!