Героика повествований в жизнеописании алкоголиков.

Стец

Врач
Не пьет 22 года 3 месяца 17 дней
Регистрация
31 Янв 2008
Сообщения
6,126
Если попросить алкоголика: «Расскажите о себе», больные, как правило, охотно начинают повествование о своей жизни. Удивительно то, что фабула этих рассказов настолько предсказуема, что может сложиться впечатление о том, что все эти люди родились, выросли и живут в практически одинаковых условиях. Тем не менее, если объективно посмотреть на их условия существования, можно заметить, что это совершенно различные социальные группы, с разными убеждениями родителей, разного вероисповедания, или вообще без него. Тем не менее, практически все алкоголики дают себе однозначную оценку, рисуя образ «скромного героя», иногда «непризнанного гения», но чаще всего «человека из народа».
Нужно сразу отметить, что «рассказ о себе» для алкоголика значит не что иное, как описание жизни людей, которые его окружали, беспощадная оценка этих людей, описание событий, которые были настолько драматичны, что «мало кто выдержит», описание своих побед над событиями и, как итог, недооценка его побед со стороны людей. Просьба рассказать все-таки о том, как человек видел себя в этих событиях, вызывает глубокомысленное удивление: «А я — чо я?!» или отчаянно - «мудрое»: «Да что там».
Детство описывается по-разному, некоторые стараются не говорить о детстве вообще, или говорить коротко и не ярко: «детство как детство». Как правило, этот период жизни описывается, как предопределяющий дальнейший ход событий, причем ход событий рассматривается как неизбежный, роковой.
Если человек в детстве находился в другом городе, описывается то, как все население там пило. Больные почему-то считают, что все знают этот город, причем именно как город пьющих людей: «Я сам родом из Верхнерожинска, Ну, вы знаете!! Там у нас тогда все пили, ну, просто все! Ну, что я говорю, вы же лучше меня знаете!» Антиалкогольная пропаганда довольно эффективно «помогает» больным в создании этого болезненного убеждения: «У нас еще в газетах писали, что нужно бороться с алкоголизмом, что все пьют, что население вымирает...» Если обратить внимание больного на то, что он все время описывает именно пьянку, хотя сам тогда еще не пил, это вызывает искреннее удивление: «Так, я не понял, а что вы хотите услышать? Как я в школу ходил?»
Не сомневайтесь! Больные заранее знают, что именно доктор хочет от них услышать, и это, несомненно, ответ на вопрос: «Почему вы пьете?» хотя ни один грамотный специалист такого вопроса задавать не станет.
События юности описываются как или безрадостные, или лихие. Может сложиться впечатление, что все алкоголики — хулиганы. Это даже вводит в заблуждение некоторых специалистов, которые делают вывод о том, что алкоголизм имеет четкие социальные корни, и что эта болезнь присуща недалеким, деклассированным, ограниченным хулиганам, родители которых, наверняка были заядлыми преступниками. На самом деле это совсем не так! Алкоголизм не имеет кастового характера, как бы это не хотелось представителям «высшего круга».
Например, если поговорить с учителем, и рассказать ему, что ваш ученик сейчас пьет запоями, что он алкоголик, лежит в психиатрической клинике с «белой горячкой», многие будут очень удивлены: «Как же так! Был хороший, тихий мальчик! Не хулиганил, учился! Из хорошей семьи».
Тем не менее, есть одна особенность, которая, пожалуй, объединяет все эти рассказы. Это невозможность признания своей вины еще в юности.
Больные часто описывают события, в которых они совершили что-то нехорошее, но не признали свою вину, даже при предъявлении им неоспоримых доказательств. Были описания того, как им предлагали выбор: «Сознайся, или накажу!» ответ был таким: «Все равно вину не признаю, а наказание выдержу!» Хотя, если удавалось избежать наказания, это запоминалось лучше. Странно, что это описывается не как событие, за которое сейчас стыдно, а как некий «первичный подвиг», некая «подготовка» к выполнению «великой миссии».
Дальнейшая жизнь уже связана с первыми эпизодами употребления алкоголя, и тут уже остановить больного довольно трудно. Больные ярко и эмоционально, в подробностях, долго согласны рассказывать о том как они начинали пить в институте, в училище, в армии. Пьяные приключения описываются взахлеб, с улыбкой на лице. Больные очень благодарны тому, что согласен об этом слушать. Описываются события, при которых все окружающие вели себя непристойно, а они проявили незаурядную силу, и справились со всеми проблемами, хотя эти проблемы и были вызваны употреблением. Этот, так называемый «розовый период» откладывает огромный отпечаток в памяти, но не нужно считать, что эти воспоминания объективны. Если дословно следовать описанным событиям, то получается, что человек вообще не учился, не строил никаких отношений, не испытывал чувств, а только и находился в опьянении. Хотя его друзья могут вспомнить, как он страдал от любви, нервничал во время сдачи экзамена. Но уже в это время многие стали замечать, что пьет он как-то не так, как все.
Не нужно утверждать, что в молодости никто не пьет. Процент людей, которые не напивались в 20 лет настолько мал, и это, как правило, люди, которые сильно отличаются от коллектива, у них есть довольно объективные причины их трезвости (тяжелые болезни, религиозное воспитание). Однако, не все станут алкоголиками. Многие будут вспоминать свои 20-30 лет, как годы эмоционального и душевного подъема, как время, когда они испытывали новые чувства, некоторые хорошие, некоторые нет. У алкоголика память будет всегда выдавать одно и то-же: события, связанные с алкоголем.
Обладая огромным отрицательным обаянием, алкоголики становятся легендами молодежных компаний. Часто сами не осознавая этого. Но, тем не менее, отношение к ним, как к «героям», «богатырям» формирует довольно четкий след в самооценке.
Нужно понимать, что «герои» они только для сверстников. Все, кто старше, прекрасно видят источник их «смелости» в пьяной развязанности, и это раздражает. Поэтому самооценка больного формируется на фоне двух противоположностей: слепого обожания со стороны сверстников, которые пока не имеют социального положения, и презрения со стороны старших, которые располагают финансами и властью. Если внимательно приглядеться к этому образу, мы поймем, что речь идет о древнем как мир образе бунтаря — спасителя. Это те, кто давным давно был необходим народам, чтобы выводить их из рабства, чтобы собрать экспедицию в далекую страну, куда плыть было просто страшно. Это революционеры, беспокойные сердца, «буревестники»... Одним словом, в зависимости от реалий, люди по разному называли эту категорию. Но этот образ был с тех пор, как появилась возможность передавать легенды.
Как известно, судьба героев всегда трагична, если герой не умер в молодости, его ждет очень болезненный этап свержения с трона. Как и первобытные герои, алкоголики часто умирают в молодом возрасте от травм, отравлений. Характерно, что из окружения мало кто скажет: «Пил много, потому и помер». Народ любит своих героев, и потому будет создана очередная легенда о том, как он пострадал «за правду».
Если же, все-таки, алкоголик остался в живых, к 30-40 годам он уже переходит в неоспоримую 2 стадию заболевания. Его алкоголизм становится очевиден всем, но это не значит, что он уже утратил социальное положение.
Утрата социального положения для алкоголиков, вообще, мало характерна, как бы странно это не звучало. Все дело в том, что больные продолжают работать, и работают неплохо до тех пор, пока их заболевание не доведет до явной утраты возможностей. А это может наступить довольно поздно, или вообще не наступит, учитывая высокую смертность этой категории лиц.
Компульсивное поведение алкоголиков толкает их на решительные действия, они всегда согласны исправлять чужие ошибки, с удовольствием соглашаются на работу, на которой обещаны огромные нагрузки, но кратковременно, и обязательно, с быстрой оплатой. Как известно, в жизни всегда есть место подвигу. Нагрузки будут. Но не будет признания. Признания не будет, во-первых, потому, что начальству неприятно признавать свои ошибки, а, во-вторых, в тот самый день, когда нужно будет прийти и перерезать ленточку, у алкоголика случится запой.
Сами больные прекрасно помнят все, что они сделали, гордятся этим, и используют для построения обид.
Обида на всех получается даже частично объективна. Окружающие часто подтверждают несправедливость судьбы по отношению к больному. К сожаление, вывод о том, что нужно менять что-то в себе, раз все время повторяется одно и то-же, больным не приходит в голову. Наоборот, все больше и четче строится алкогольное алиби на основании того, что «этот мир не совершенен».
Может показаться, что алкоголик — это какой-то надменный человек, который настолько часто гордится своими подвигами, что с ним и заговорить-то не удастся. Нет. Как раз напротив, в структуру это гордости входит понятие «скромность». Понятно, что речь идет о ложной скромности. Больные так интерпретируют свой страх. Предпочитая называть его «смирением», «простотой души». Поистине скромный человек не будет рассказывать о своих подвигах, а если и спросили, что расскажет о них спокойно, как будто ничего великого он не сделал. Алкоголик сам бросится говорить о том, сколько добра он принес людям, как ему это было тяжело, а потом завершит тем, что его недооценили. Хотя ему, собственно, много и не нужно.
Некоторые больные даже пытаются оторваться от собственной гордыни, и потому любят рассказывать о тех великих людях, с которыми им приходилось работать. Таким образом эсктраполируя свое величие на тех, с кем был знаком.
Такие рассказы часто раздражают созависимых, Они, неосознанно, чувствуя некую связь этих повествований с запоями, пытаются использовать логику для того, чтобы предотвратить очередной эксцесс. Логика же им подсказывает, что больной дает не правильную оценку событиям, и тогда они пытаются возражать. Это вызывает бурный протест. Тем более, что многие сотрудники и действительно замечательные люди, а то, что сделал алкоголик, пока был трезвым совершенно объективно является подвигом. Эмоции начинают захлестывать, завершается это срывом.
Когда алкоголизм переходит в 3 стадию и налицо деградация личности, подобные рассуждения, тем не менее остаются. Правда, больные начинают все чаще и чаще путать события и их участников. То присваивают себе то, что было с другими, то наоборот, совершенно убеждены, что это сделал их друг. Внешний вид таких больных уже настолько неприятен, что их аудиторией, как правило, являются либо такие-же как они, деградированные алкоголики, или дети во дворе, или мед персонал. Окружающие уже не верят им, относятся или с юмором или с раздражением. Хотя, иногда остаются легенды о каком-то человеке, который «работал с Королевым», как он сам говорит, и судя по тому, как он это описывает, получается, что мог. Но потом совсем спился, и помер в парадной, не дойдя до дверей своего дома. Иногда даже такие истории подхватывают журналисты.
*
Своеобразие таких «эпосов» заключается в том, что больные, не сомневаясь в своем героизме, на самом деле используют такую интерпретацию событий для жалости к себе. Получается, что все эти «герои» несчастны, потому, что их «сломала жизнь». Хотя все вокруг жили рядом и совсем не испытывали «сломов». Они, вроде бы, постоянно и неустанно делают «добрые дела», но члены их семей страдают, и не могут понять, о каком добре идет речь. Наоборот, их считают злыми, эгоистичными. Каковыми, они, по сути и являются. Больные уверены в том, что им «все должны», даже сам Господь. Но, как оказывается, долги есть, и это их долги.
 
Стец

Один вопрос.
Мир справедлив по какому принципу, или теории?

Добавлю.
Особенно в условиях уменьшающихся ресурсов и роста населения.
 
Стец

Один вопрос.
Мир справедлив по какому принципу, или теории?

Добавлю.
Особенно в условиях уменьшающихся ресурсов и роста населения.
Мир несправедлив, он вообще не совершенен и очень плох. :cry:
Потому, что мы сами его таким делаем. ☹️

Добавлю 😄
Поэтому нужно просить у Бога милости, а не справедливости. 😁
 
Стец, палю контору - у созов в Давайте жить дружно статью активно уже обсудили 😎 😁

енто так, по дружбе, а то тут так тихо, что я бы вот, будучи аффтором даже расстроилась бы 😉
 
Маленький вопрос от любопытного созофлудера. 😳
А такой героизм для всех алкоголиков характерен или только для какого-то процента?
 
Мир несправедлив, он вообще не совершенен и очень плох. :cry:
Потому, что мы сами его таким делаем. ☹️

Добавлю 😄
Поэтому нужно просить у Бога милости, а не справедливости. 😁
Нечестно, как-то...
Тебе были контрустановки. Основные в этой теме. Ты на них ответил. Никак не ответил, то-есть.
Фуражка. Тебя это тоже коснется, через твоих потомков. И меня. И всех.

Призываю думать!
Тема хорошая.
 
Маленький вопрос от любопытного созофлудера. 😳
А такой героизм для всех алкоголиков характерен или только для какого-то процента?
Люди все разные, понятно, что медицина - наука процентов, фрактальной размерности, и вообще, может быть все...:)
Но очень часто нет-нет, да и проскакивает какая-то заслуга, за которую человек цепляется, как ха спасение. Ищут ведь не помощи, а оправдания.
Сейчас часто можно встретить людей, которые гордятся своей фирмой, машиной, квартирой. Да, чем угодно. Один мне рассказывал про свою Бэнтли, которая не его, но ему дали покататься, и он скоро ее купит. Другой настаивал, чтобы я пошел в ванную комнату, и посмотрел на плитку: "Сам клал!!!"
Правда, все вокруг почему-то говорят: "Да, блин, кому на фиг эта плитка нужна, если это был запой на полгода!!! Лучше бы обои поклеили на день!!"
 
Стец, палю контору - у созов в Давайте жить дружно статью активно уже обсудили 😎 😁

енто так, по дружбе, а то тут так тихо, что я бы вот, будучи аффтором даже расстроилась бы 😉
Да я не обижусь 😄
Я теперь тут вообще так, проездом.. Я теперь на мэйл ру. блогирую потихонечку.. 😁
 
Стец. теперь и мне стало интересно. Я встречала тип, который ты описал. Но вроде бы и совсем других людей видела, алкоголиков, ессно.

А потребность чем-то гордиться, так она вроде бы и всех есть. Не все активно озвучивают, но все же...
И, что интересно, довольно часто люди гордятся ерундой, которую близкие не понимают

Пример из жизни:
мой отец уже который год потихоньку делает ремонт в квартире. С перепланировкой. Своими силами.
Все вокруг знают, что мог бы нанять людей и давным-давно уже все было бы готово, мама так вообще этот ремонт уже ненавидит, все потому же - надоедает жить в этом вечном ремонте. Но отец - очень гордится, и что сам, и что может. /папа не алк ни разу/

Я к тому, что верно ли вот это замечание, о плитке и о том, что все равно что-то да есть?
 
К сожалению, вывод о том, что нужно менять что-то в себе, раз все время повторяется одно и то-же, больным не приходит в голову.
Наоборот, все больше и четче строится алкогольное алиби на основании того, что «этот мир не совершенен».
Ага. И таким образом человек сам загоняет себя в ловушку. А ведь внешний мир - это всего лишь отражение внутреннего.
 
На мой взгляд блестящая статья, очень точно отражающая истинный механизм алкоголизма многих людей. Почему герой в нашем обществе должен сгореть рано или он по классическим канонам героического жанра вообще не жил, а приспосабливался, прогибался под системы или других людей. А молодец и реальный поэт должен умереть никак не дальше чем на цифре 36. И мы действительно сами восторгаемся этим подходом к жизни. И стыдимся признать порой совершенно логичные вещи - прожил бы Галкин дольше если бы не пил? А Высоцкий если бы не был знаком с наркотиками и водкой?

Да что там выдающиеся личности. По роду своей деятельности имел возможность плотно общаться с огромным количеством людей. Можно сказать почти как кадровик. Так таких примеров "плиточных" поэтов на каждом шагу. Да не Высоцкий, но как гениально он кладет плитку или управляется со сварочным аппаратом. Только Высоцкий написал больше песен чем наш гениальный сварщик имел трезвых дней за свою жизнь. А потому что не признают его талант в должной степени в те немногочисленные моменты просветления.
У себя также нахожу много сходных черт. Да не Высоцкий и не сварщик. Но как блин все похоже.

Есть большая просьба к Стецу - мог бы я Ваш пост скопировать к себе в дневник, очень хочется периодически перечитывать .
 
Стец, я согласна с Лиской. Что это вообще в природе человека показывать свои достоинства и прятать недостатки.
И на жалость давят не только алкоголики, обыкновенная манипуляция
 
Нужно сразу отметить, что «рассказ о себе» для алкоголика значит не что иное, как описание жизни людей, которые его окружали, беспощадная оценка этих людей, описание событий, которые были настолько драматичны, что «мало кто выдержит», описание своих побед над событиями и, как итог, недооценка его побед со стороны людей.
т.е. все в данном разделе именно так и начинают? кругом пидарасы - один я в белом фраке?

Детство описывается по-разному, некоторые стараются не говорить о детстве вообще, или говорить коротко и не ярко: «детство как детство». Как правило, этот период жизни описывается, как предопределяющий дальнейший ход событий, причем ход событий рассматривается как неизбежный, роковой.
а как описывают детство "неалкоголики"? кстати, где-то здесь и читал, что эта якобы болезнь именно в детстве и формируется. т.е. "врачи" сначала убеждают алкоголика - ты болен и ищи свои траблы в семье, где воспитывался, а потом с упоением пишут - боже, как оне все одинаковы.

Если человек в детстве находился в другом городе, описывается то, как все население там пило.
это из той же серии, что и ваше, г-н Стец, о том, что истории всех алкоголиков писаны под копирку.

События юности описываются как или безрадостные, или лихие.
а как иначе люди описывают события юности? по-моему, здесь главное слово всё-таки "юность", когда мироощущение чёрно-белое. разве это только у алкоголиков?

Например, если поговорить с учителем, и рассказать ему, что ваш ученик сейчас пьет запоями, что он алкоголик, лежит в психиатрической клинике с «белой горячкой», многие будут очень удивлены: «Как же так! Был хороший, тихий мальчик! Не хулиганил, учился! Из хорошей семьи».
а если поговорить с учителем и рассказать ему, что ваш ученик сейчас президент международного холдинга и зарабатывает за день больше, чем сам учитель за всю жизнь? многие будут очень удивлены : "как же так! был же обычный троечник и родители у него алкоголики!" Мы что, рождены чтобы своей жизнью оправдывать чьи-то ожидания?

Своеобразие таких «эпосов» заключается в том, что больные, не сомневаясь в своем героизме, на самом деле используют такую интерпретацию событий для жалости к себе. Получается, что все эти «герои» несчастны, потому, что их «сломала жизнь». Хотя все вокруг жили рядом и совсем не испытывали «сломов». Они, вроде бы, постоянно и неустанно делают «добрые дела», но члены их семей страдают, и не могут понять, о каком добре идет речь. Наоборот, их считают злыми, эгоистичными. Каковыми, они, по сути и являются. Больные уверены в том, что им «все должны», даже сам Господь. Но, как оказывается, долги есть, и это их долги.
ох, г-н Стец, как же вас скрючило! вы же одних алкоголиков кругом видите. это что - алкомышление такое? вы не поверите, но по роду деятельности приходиться много с живыми людьми разными разговаривать. и, вы не поверите, все склонны обвинять кого-либо (что-либо), но только не себя.

надеюсь, понятно, что очередной ваш опус о том, что все алкоголики "болеют" одинаковы не имеет ничего общего с реальностью. или это только вам одинаковые алкоголики попадаются? а может это один и тот же приходит?
удачи в ваших творческих п(Р)оисках!
 
Причем данный психотип в основном все-таки не алкогольный.
Таких трезвенников достаточно.

Есть совершенно адекватные и милые алкоголики. И даже президенты этих, корпораций...
Ну вот одного такого знаю.
 
Если попросить алкоголика: «Расскажите о себе», больные, как правило, охотно начинают
...практически все алкоголики дают себе однозначную оценку
.........
События юности описываются как или безрадостные, или лихие.

Еще в роддоме, в родовом кресле, в самый момент, когда мать обессиленно вздыхает "ура!" - младенец-олкоголег издает свой первый победный вопль "Ааа..." - уже самым начальным звуком обозначающий его принадлежность к армии Аааа-лкоголиков.
Первые хватательные движения младенца-алкоголика ясно показывают его намерение всю грядущую жизнь хватать бутылку. Сосательные рефлексы не оставляют и последних сомнений. Ребенок и бутылка на долгие месяцы становятся неразлучными друзьями (плачущий смайл).
В детском саду дети-алкоголики ужасно обидчивы: они и обижают, и обижаются. Неважно, что так ведут себя другие дети. У алкоголиков это - особенное свойство, остальные просто примазываются, детская субкультура, то-се.
В подростковом возрасте алкоголики начинают пить!! Пьют! Как все. Но все не спиваются, а они спиваются. Спиваются, и спиваются. Пять дет спиваются, десять, двадцать, тридцать...
Взрослый спившийся алкоголик заводит семью. Теперь он типо вожак в типо (маленькой) стае. Он думает, что он вожак! Но и о нем все уже думают! (каждый - свое) И жена, и дети думают. И выражают это. Взрослый алкооглик чувствует дискомфорт. Его угнетает обстановка.
Он снова спивается. Десять-двадцать-тридцать лет.
Алкоголик уже не очень молод. Семья.. эээ, как бы их всех сделать невидимыми))
В общем, опять, спивается и спивается.
(...продолжене следует.. следует..))
 
Стец основателен каг всегда...


не думаю что в голове у пианого проносятся все эти причинно следственные связи....и т.д и т.п (у меня таг небыло...)))

наверно...все попроще будет...))
 
Назад
Сверху Снизу