ИНТЕРЕСНАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Так было ли пьянство в далекие от нас времена, то есть еще до новой эры и в первые века новой? История об этом не умалчивает и отвечает: да, было. И об этом, не стесняясь, писали мудрые деятели того времени. Послушаем их:
• Вино — предатель (арабская мудрость).
• Виноград приносит три грозди: первая — удовольствие, вторая — опьянение, третья — неприятности (Анахарсис, скифский мудрец).
• Пьянство есть дверь, которая открывает вход запрещенным вещам (восточная мудрость).
• Тот, кто пьян, не владеет собой и не годится для производства потомства (Платон).
• Да будет проклят тот, кто первый выдавил сок из виноградной кисти (Проперций Секст).
• Пьянство — причина слабости и болезненности детей (Гиппократ).
• Пьянство есть упражнение в безумстве (Пифагор).
Рассказывают... Однажды Диоген (древнегреческий философ) был на пиру. И когда ему поднесли чашу с вином, он взял и вылил вино на землю. Все стали укорять его за этот поступок: дескать, зачем он загубил такой прекрасный напиток. А Диоген отвечал: «Если бы
вино не погибло от меня, то я сам погиб бы от него». Таким образом, пьянство (и алкоголизм) имело место в мире, наверное, с того времени, когда люди научились получать вино, а значит, и употреблять его. И государство адекватно реагировало на это. Хотя статистика и умалчивает о масштабах пьянства и алкоголизма в те далекие времена, но это зло, судя по всему, не носило массового характера. Но и это не оставляло государство равнодушным к судьбам «одиночек». И чтобы не было соблазна другим, пьяниц довольно серьезно наказывали. Хотя люди в те времена и пили не так, как мы сегодня, и не в тех масштабах.. Так как же пили в те далекие времена наши предки?
И об этом имеются многочисленные свидетельства. Во-первых, крепость спиртного не превышала 12-14% . Во-вторых, его всегда разбавляли водой, и притом неоднократно. Так всегда поступали римские легионеры, так всегда делал и народ в те времена. Послушаем, что пишет по этому поводу Гомер в своей знаменитой «Одиссее»:
Если когда тем пурпурно-медвяным вином насладиться
В ком пробуждалось желанье, то, в чашу его нацедивши,
В двадцать раз боле воды подбавляли, и запах из
чаши Был несказанный.
Тогда люди, не зная химического состава вина, все же с осторожностью пользовались этим даром природы, поскольку из практики жизни убеждались, что оно может и навредить. А во времена Гиппократа об этом уже открыто, так сказать, гласно ставили народ в известность, поскольку врачи первыми были свидетелями рождения уродцев по вине пьяных отцов. До сих пор произнесенная отцом научной медицины формула «потомство пьяного зачатия» не только не потеряла своей крылатости, но и дополнилась новым содержанием, глубоко научно обоснованным. И люди считались с мнением ученых мужей, верили их выводам, старались не нарушать законов природы.
Мы точно знаем: в глубокой древности если не во всех, то во многих государствах существовали суровые законы, запрещающие молодым людям употреблять вино.
Вплоть до полного обзаведения семьей, детьми. Не могло быть и речи о винопитии в дни свадеб. Кстати, речь шла только исключительно о мужчинах, но ни в коем случае
не о женщинах, ибо всегда считалось само собою разумеющимся, что вино и женщина — понятия несовместимые с самой жизнью, с продолжением рода, наконец, с религией. И все это делалось ради жизни на Земле, ради здоровья, ради будущего. То есть ради нас с вами. В древние времена пьянство, а тем более алкоголизм, были единичными явлениями в жизни. Государство и религия сурово карали пьяниц.
Итак, давайте вкратце остановимся на методах и способах борьбы с пьяницами тех времен. Стремление к целенаправленной борьбе с пьянством и алкоголизмом как общественным злом и источником болезней (в том числе и потомства, о чем наши древние предки знали, говоря, что пьяницы рождают пьяниц и что от пьяного не бывает здорового потомства) появилось еще в глубокой древности в результате формирований понятий индивидуальной ответственности и государственных нужд. Уже при образовании первых государств предпринимались этические и законодательные меры, препятствующие распространению пьянства и алкоголизма. В Китае в 2286 г. до н. э. был издан эдикт, предусматривающий суровое наказание на неумеренное и систематическое потребление пьянящих напитков. В Древнем Египте (во II—III тысячелетии до н. э.) пьяниц подвергали унизительным наказаниям и осмеянию. В Спарте в I тысячелетии до н. э. существовал такой прием антиалкогольного воспитания: намеренно спаивали как всеобщее посмешище - водили по городу человека — пример того, каким не должен быть гражданин города — государства. В Афинах по законам Солнца (VI в. до н. э.) воспрещалась продажа неразбавленного вина. В Спарте по законам Ликурга (жестокого правителя) в V веке до н. э. под страхом сурового наказания было запрещено употребление спиртного, особенно в день свадьбы. В Риме с III в. до н. э. существовал запрет пить вино лицам до 30-летнего возраста (ведь именно в этом возрасте обычно возникает неумеренная тяга к
алкоголю, то есть к развитию алкоголизма — В.К.).
В древних рукописях законодательные ограничения обычно не касались представителей правящего режима, но в трудах Геродота, Тацита и Плутарха встречается осуждение пьянства императоров и лиц, приближенных к ним.
Период средневековья можно назвать периодом расцвета пьянства и алкоголизма, что объясняется и тем, что в эти времена научились производить крепкие спиртные напитки, включая водку.
С началом образования централизованных национальных государств вновь предпринимаются попытки общественного ограничения пьянства. Вначале они носили чисто нравственный характер, а затем и законодательный. Это было характерно и для России. Так, в послании митрополита Фотия (1410 г.) возбранялось пить вино до обеда. В домостроевских нормах Сильвестра (XVI в.) предписывалось сыну не напиваться хмельным допьяна, а невестке — вина не любить и не давать пьянствовать домочадцам. Иван III издает правительственный Указ, которым запрещалось «гнусное» пьянство. Согласно этому указу, простому народу разрешалось варить хмельное только четыре раза в год: на большие церковные праздники и в исключительных случаях — на семейные торжества. Разрешение давалось не всем, а лишь добропорядочным жителям. Борьба с алкоголизмом, начиная с конца XVIII в. и, можно сказать, по настоящее время, развивается по мере выявления экономического ущерба, наносимого пьянством, воздействия систематического употребления спиртного на организм человека, а также установления причин распространения алкоголизма, его влияния на труд и благосостояние общества, связи с ростом преступности и т. д.
К сожалению промышленное производство спиртных напитков по-прежнему продолжает расти; теневая водка продолжает насыщать наши торговые точки; в сельской (да уже и во многих городах) местности по-прежнему гонят самогон и другие суррогатные напитки; пивные точки — везде и всюду. А это означает, что растет и число людей, потребляющих пиво. Миллионы рабочих рук заняты тем, чтобы удовлетворить возрастающие потребности любителей выпить (как во многих странах мира, так и у нас). Если бы все это высвободить для более благородных целей, сотни миллионов людей на нашей планете могли бы быть спасены от голода и болезней. Но, «раз звезды зажигают, значит, кому-то это выгодно»…