Важно Самое важное

Ежедневник Мелоди Битти
.... есть два типа отношений. Союз и игра. В союзе -оба за одно и друг для и за друга. Игра не бывает "своя" или "чужая". Игра тоже общая. От союза ее отличает лишь то, что каждый блюдет свой интерес, расходящийся с интересом того, против кого он играет. Но коренное различие между союзом и игрой, то что в первом случае оба - за, а во втором -против друг друга.

Я много думала о паттернах зависимости и отношений и полагаю следующее - пока нет альтернативы в виде "клин клином вышибают", т.е. в виде некой радости, наполненности жизни, острых ощущений , замещающей источник зависимости -сопротивляться с помощью волевых усилий бесполезно и глупо. Только себя огорчать и расстраиваться от того, что ты якобы не соответствуешь придуманному идеалу "сильного" человека, под который тебя пытаются подладить все вокруг, чтобы показать тебе какой ты идиот от того что "не соответствуешь" и продолжать тебя использовать . Прости себе временную слабость, прими то, что пока деваться некуда и смотри по сторонам в поиске лучшего. А не ругай себя за то, что опять сорвался. Отследи на чем сорвался, где ослаб и постарайся не доводить себя до чувства отчаянного голода. Ты не один такой "дурак", все вокруг не знают как жить.

Любой совет включает в себя интерес доброхота-советующего.
Мы кстати и не следуем чужим советам, потому что всегда полагаем, что и "сам с усам" и знаем все не хуже других. И не без оснований. Нам от природы даны чувства. Чтобы мы могли опираясь на них ориентироваться самостоятельно.

У меня сегодня две новости: плохая и очень плохая хорошая и еще лучше.

Hет силы. Есть здоровые привычки. Есть воля убеждения, которая может тобой руководить и предохранять тебя от повторения привычных действий, за которые приходится платить очень высокую цену , в виде слез, стресса, разрушения здоровья. Но воля этого убеждения будет твердой, только если ты видишь и у тебя есть альтернатива старому образу жизни. В виде новой связи, которая будет приносить радость и эмоциональное удовлетворение. В виде некоторых успешных результатов.

Человек без конца находится в поиске удовольствия. Схема жизни простая- мы пытаемся находиться в равновесном состоянии, избегая боли и получая удовольствие. Если в жизни не находится источника удовольствия, способного держать нас в более менее "сытом" состоянии , т.е. таком, чтобы не было отчаянного чувства эмоционального голода, когда мы готовы схватить или украсть любой черствый, чужой кусок хлеба, чтобы только избавиться на несколько минут от дикого, разьедающегого чувства голода и жадно его сьесть, не думая о последствиях в виде рези в животе- мы будем его хватать. Потому что в состоянии крайнего голода- первая мысль о насыщении.Хватать, воровать, пойдем на всё, если доведены до отчаяния.

Никакие уговоры и советы окружающих о том, что нужно собрать волю в кулак не подействуют. Подействует только полноценное,регулярное "питание" без сбоев. Желательно здоровое. Чтобы не было нужды воровать или брать чужое.

Чужое - это не "чужой муж". Чужое - это все что не твоё. Т.е. то, что не работает с тобой в одной команде , на укрепление твоей жизни. А относится к тебя как к постороннему человеку и берёт от тебя не давая взамен поддержки для жизни. Не считаясь с твоими нуждами. Эмоциональными, сексуальными, материальными и т.д. И блюдя свои интересы даже если видит, что ты от этого загибаешься.

Не надо держать людей за идиотов. Все всё знают. Понимание и общение идут на невербальном уровне. Слова бесполезны. Поэтому бесполезно и выяснение отношений, перепалки, беседы о компромиссах.Не надо в ответ "вдарять покрепче". Ваша реакция- пусть даже в виде сильного аргумента, брани или удара по слабому месту и является ТЕМ САМЫМ , что от вас ждет ваш партнер по спаррингу. Это именно то что ему нужно. В игре важен адреналин, острые ощущения, чувство власти. Отвечая ударом на удар- вы даете человеку именно то, что он от вас ищет. А не отстаиваете свои права, как вам это кажется.Когда партнер вас оскорбляет, делает вам больно или не считается с вами- ему нужна ВАША РЕАКЦИЯ. Через нее он подтверждает свое существование и подпитывает чувство собственной важности. Ему нужны слезы, кровь, энергия вашей жизни, которую вы отдаете ему, избавляя его от скуки и развлекая. А не ваши пирожки с борщами. Именно поэтому покорных жен и услужливых мужей без конца топчут, подкалывают и издеваются над ними.Пирожки можно купить. Живую кровь и развлечение достать гораздо тяжелее. В игре ищут именно отвлечение от скуки. Ценой сражения и битья. Возможно вашего. Главное для партнера снять СОБСТВЕННОЕ НАПРЯЖЕНИЕ. Даже если вас придется после боя везти в реанимацию его цель будет достигнута. Если кто-то настойчиво гнёт свою линию, невзирая на неудобства для окружающих- он не не понимает что-то. Ему просто начхать на неудобства и свое удобство для него важнее жизни и смерти тех кто рядом.

В "чужую" игру будешь втягиваться если нет своей жизни. А развлечься хочется.Но только когда ты в нее вступил это уже не "чужая " игра, а и твоя тоже. Просто тебе не удается ее вести так как это удобно тебе. Поэтому она и называется чужой.

Как только в отношениях возникает слово " игра" или "борьба" - о СОЮЗЕ речи быть не может.Если кто-то упоминает слово игра, т.е. он вышел "поиграться" - это манипуляция. С манипулятором как с террористом, переговоров нет. У него одна цель- его выгода. Он не с тобой. А с тем кто не с тобой -отношений быть не может. Это нонсенс. Он заранее отделяет свою жизнь от твоей и рассматривает тебя как чужое, постороннее , игрока , пусть и очень интересного, но ПРОТИВ себя.

Два человека выбрали такой стиль отношений, за неимением лучшего или альтернативы, где они будут занимать другим нереализованную часть, пустоту своей жизни. "Едят" то что жизнь на стол поставила. И жалуются что несьедобно.

Да, несьедобно. Но повкуснее никто ничего не подбросит, если сам не подсуетишься. А где взять силы, спросят меня если постоянно голодный и ослабевший от голода?
Только в том, чтобы не терять понимания что "суп из топора" не сваришь и надо шевелиться и подыскивать что-то другое. В моменты временного облегчения и короткой передышки. Когда не валяешься в изнеможении от голода и усталости и можешь куда-то выйти, с кем-то познакомиться, искать новые связи.

Если у людей неудачные, тяжелые отношения, но они без конца играют в игру ушел-пришел- зашел почитал на жж-твиттер-узнал через общих знакомых- одноклассников и т.д. - эти отношения никто прерывать не собирается. Ни тот кто пишет. Ни тот кто следит за ним молча со стороны.
Продолжается общая игра, где каждая сторона пытается подчинить другую своей воле. Без конца выслеживают, отслеживают диспозицию противника, наблюдают за его эмоциональным состоянием:ага, ослабел вроде, никого нового нет, можно нанести визит и т.д.

О том, что ты с кем-то рвешь - по телефону и в разговоре не сообщают. Сообщение о своих намерениях- всегда проверка на реакцию противника: как отреагирует? Изменит свой стиль общения, пойдет на уступки , или что-то новое надо придумывать?

Когда готовы бросить- человека молча удаляют из своей жизни, прекращая и прерывая любой возможный контакт. Так чтобы он о тебе ничего не знал и не ведал.Т.е. чтобы у него не было рычагов давления и манипуляции тобой, для того чтобы просунуть ногу в твою дверь.
Вещи выносят на помойку, телефоны отключают, на жж не появляются.
Чужой игры нет. Любая игра, в которую ты втянулся - и твоя тоже. It takes two to tango, and two to fuck.
Или молча растят ему рога. Делают за его спиной свои дела. Без обьяснений. Без выяснения отношений и скандалов.

Если нет союза, где обе стороны рассматривают друг друга как часть себя (а обязательным компонентом именно союза, а не игры является жалость и сочувствие к партнеру и забота о том, чтобы он не перересходовал свои жизненные силы), -будет бесконечная битва кто кого переиграет, заставит подчиниться своим интересам и сумеет взять больше чем отдаст.

aspasia14.livejournal.com
 
Ради детей?

Александр Гордон:
- Мы все знаем такие случаи, когда супруги уже не хотят вместе жить, но не разводятся «ради детей». Считают, что нельзя травмировать детей, что надо дождаться, пока они поступят в институт, потом, когда закончат институт, и так далее. Живут, тихо или открыто ненавидя друг друга, часто у мужа есть уже другая женщина или другая семья, но искренне считают, что делают благое дело, приносят свое счастье на алтарь спокойствия ребенка.

Ольга Троицкая:

- Благими намерениями выстлана, как известно, дорога в ад. Не родился еще на свете такой ребенок, которого можно обмануть этим мнимым спокойствием. Ребенок чувствует шкурой, какие у родителей отношения. Приходят ко мне на терапию родители и говорят: «Да наши дети ничего не знают, мы им не говорили». Причем папа у них 6 раз уже уходил из семьи. Но искренне глядя мне в глаза говорит: «Нет, дети ни о чем не догадываются, я ж им говорю, что командировку уезжаю, и мать говорит, что в командировку».
Я спрашиваю: «А то, что мать ревет ночами в подушку?» Ответ: «Так они ж спят!» И мать в ту же дуду дует: дети не подозревают, они никогда даже и не спрашивают, где папа.
Родители не обращают внимания на очень забавную вещь: обычно дети любопытны как мухи. Пока все в семье в порядке, то стоит отцу на полчаса задержаться на работе, ребенок спрашивает: а где наш папа? Они интересуются всем - куда папа пошел, что мама в сумке принесла. Они любознательны и все время задают вопросы. Как только в семье загремел развод, вдруг дети становятся удивительно нелюбознательными. Они не спрашивают, они боятся тронуть это больное место.

А. Г.:
- Я понимаю. Видимо, они боятся сказать что-нибудь, спросить лишнее и тем самым подтолкнуть родителей к каким-то нежелательным для них действиям?

О.Т:
- Да. Вдруг они скажут - и задвигается, рванет. Иногда в этом напряжении дети живут годами. Их обрекают на это «любящие» родители. Более того, родители, как правило, посылают ребенку такое сообщение: «Как только ты вырастешь, поступишь в институт, станешь самостоятельным - вот тогда мы и разведемся».
Что постарается сделать ребенок? Он постарается не взрослеть и не быть самостоятельным. Какой способ самый простой не быть самостоятельным? Наркотики. Тут же приходит врач-нарколог и говорит: «Забудьте о том, что ваш ребенок самостоятельный, контролируйте каждый шаг». Алкоголь. То же самое - врач говорит: «Вы должны каждый глоток измерять, вы все время должны следить, вы же родители». Еще вариант - тяжелая затяжная болезнь. Аллергия, которая страшно обостряется на каждом этапе самостоятельной жизни. Такой подросток сидит дома, потому что ему ничегошеньки нельзя - ни траву нюхать, ни пыльцу, ни пух. И вот он сидит и пытается «склеить» своей болезнью родителей.

А. Г.:
- Я сейчас спрошу очень важное. Означает ли все вышесказанное, что вы как психолог рекомендуете людям, которых уже не связывают чувства, ни в коем случае не пытаться делать вид, что они живут дружной семьей? Вы говорите, что детям это всегда «выходит боком». Другими словами вы, семейный психолог, советуете разводиться?

О. Т.:
- Любой семейный психотерапевт по поводу детей всегда говорит только одно: оставьте детей в покое. Вы хотите дальше жить как муж и жена? Вы сами чего хотите? Вот когда вы ответите на этот вопрос, мы будем думать, что делать. Если решите развестись - мы будем думать, как сказать им о разводе, как сделать развод максимально безболезненным для детей, как выстроить дальнейшие отношения с детьми. Это все решаемые вопросы.
А если решите сохранить семью, мы подумаем, как восстановить отношения с детьми, после того как вы восстановите их между собой. А пока – оставьте детей в покое, они здесь ни при чем, разберитесь с собой сначала. Дети не могут и не должны нести на себе ответственность за переживания двух взрослых людей. Дети счастливы только тогда, когда их родители счастливы. Это, казалось бы, такая простая формула, почему-то очень сложно многими усваивается. И не навешивайте на детей такие непосильные долги, что вы ради них живете-мучаетесь вместе. Детям вашим потом с горбом этой вины всю жизнь ходить.

А. Г.:
- Допустим это уже случилось. Ребенок вырос в семье, где родители не решали свои проблемы. И как это можно исправить? Или нельзя?

О.Т.:
- Исправить это можно, но только одним и довольно мучительным способом - создав свою семью. Сейчас объясню, как это происходит.
В момент стресса мы становимся нашими родителями. Представьте, что мы собрались что-то приготовить на кухне. Если мы спокойны, рассудительны, никуда не торопимся, то мы возьмем поваренную книгу, соберем все продукты и по всем правилам будем готовить это блюдо. Если у нас мало времени, мы бежим на кухню, хватаем кастрюлю и начинаем готовить так, как это делала наша мама у нас на глазах. Даже если она нас специально не учила - мы будем так же крупно резать картошку, так же рубить капусту, будем пихать мясо в кастрюлю точно так, как это делала мама, хотя нам это, может быть, даже не нравилось. Это действие мы запечатлели внутренне на телесном уровне, мы видели это очень часто и это тот способ, который мы усвоили безусловно.
Вступление в отношения с партнером на постоянной основе (то есть в брак) по уровню стресса уступает только смерти близкого человека. Это предельное количество новизны, ты каждую минуту должен делать что-то в присутствии другого человека, и ты не можешь отделиться, «задвинуть занавес». Муж и жена - это люди, которые внутренне согласились на присутствие в своей жизни другого человека постоянно. Когда он хочет, тогда и присутствует, когда хочет - тогда входит. Входит не только в комнату, но и в твое психологическое пространство. Он не обязан тебя спрашивать: можно ли мне к тебе сейчас подойти? Очень часто начало супружеских отношений окрашиватся страшным протестом по этому поводу: «Зачем входишь? Ну, чего ты пристаешь? Какая тебе разница?» Это звучит каждую минуту. Это попытка охранить свое внутреннее пространство от внедрения любимого, но нового человека. Очень много стресса! И вот тут происходят поразительные вещи, которые многие наблюдали в своей жизни. Чудеснейшее отношения до свадьбы, единение, праздник… оканчивается медовый месяц - и на кухне появляется «мама» невесты. Вчерашний жених смотрит и не верит своим глазам - кто это женщина, которая постоянно ворчит, кричит, говорит: «Да отвяжись ты от меня, не видишь я готовлю». И это вчерашнее милое создание. А партнер, в свою очередь вдруг оборачивается к своей молодой жене и говорит: «Женщина должна знать свое место, я сказал!» И ты вдруг видишь своего «тестя». Это действительно очень сильная ловушка: в тот момент, когда я волнуюсь, я воспроизвожу усвоенное непосредственно.

А. Г.:
-Так, и что делать? «Убить» в себе маму?

О.Т.:
- В общем, да. Мы идем по миру в поисках партнера, который (сейчас скажу страшную вещь) будет нам причинять привычную боль, ту самую, которую мы получали в своей семье. БЕССОЗНАТЕЛЬНО, мистическим образом, мы всегда выискиваем среди всех возможных вариантов именно тех партнеров, которые будут так же давить на наши болевые точки, как это происходило в семье. И вот тут у нас появляется выбор - или сбежать, оставшись прежними, неизменившимися, или научиться по-другому реагировать и начать меняться- «убить» маму. Только меняя вот так себя, мы может стать похожими на себя настоящих, «неискалеченных» своей семьей.
Вот смотрите - я выбираю мужа, и оказывается, что у него масса недостатков, которые меня просто бесят. В какой-то момент я начинаю на него орать так же, как моя мать орала на отца. Мой муж может встать, уйти в гараж, как это всегда делал мой отец, а может пересилить себя и попробовать среагировать по-другому. Например, сказать: «Ну, успокойся». Когда ты так кричишь, у тебя потом голова всегда болит. И я тоже осекаюсь и говорю: «Да, извини, что-то я правда слишком раскричалась». Все. Мы сломали привычные реакции «прошитые» в нас.

А. Г.:
- Мы слегка отклонились от нашего разговора про то, сохранять ли семью ради детей.

О.Т.:
- Да, но без этого отступления была бы не понятна очень важная вещь, которую я хочу сказать по этому поводу. Если вы, взрослые люди, не сумеете разобраться в своих отношениях и переложите ответственность за это на детей, то вашим детям придется потом отрабатывать эти ситуации в своих семьях. Все нерешенные задачи родителей придется потом решать детям - так устроен этот мир. Не мы придумали, не нам и менять.

из беседы А. Гордона с Ольгой Троицкой, психологом, семейным терапевтом.
 
АННА ПАУЛЬСЕН

Обесценивание

16 фев, 2013 at 8:36 PM

Анекдот этот баянистый, но в нем есть одна очень важная фраза, я ее выделю.

Идет Илья Муромец по лесу. Вдруг видит - на поляне лежит Змей Горыныч, две шеи узлом завязаны, а третью голову кто-то ему в жопу засунул. Илья Муромец его распутал:
- Горынушка, что случилось?!
- Да нет, Ильюша, ничего.
- Кто это тебя так?
- Ничего, ничего! Все хорошо.
Пожал Илья Муромец плечами и дальше пошел. Смотрит - под дубом лежит побитый покалеченный Соловей-Разбойник. Илья:
- Соловушка, что с тобой!?
- Да все хорошо, Ильюша, все нормально!
- Ну я же вижу, что-то случилось!
- Нет-нет - все в порядке!
Пошел Илья Муромец дальше. Соловей Разбойник думает:
"Вот как трезвый - так человек как человек: добрый, душевный.
А как выпьет - то низко летаешь, то тихо свистишь!.."

Может Илюшенька только когда пьян такие вещи вытворяет, а может он напивается от того, что на трезвую голову сам все это с собой вытворяет. Ну а кто не пьет, на трезвую голову и с собой такое делает, и с другими. И если Илюшенька просто бьёт за это, то трезвые люди кровь друг у друга таким образом сосут.

Короче в бешенстве я.
Неспособный ценить свои усилия, свой свист и свой полет, не способен ценить и чужие усилия.
 
Манипуляции
25 янв, 2013 at 7:20 PM

Существует множество способов и видов манипуляций, однако исходя из того, на каких наших чувствах играет манипулятор, их можно разделить на шесть основных типов.

1. Манипуляция любовью. В детстве вам говорили: "Если ты будешь так кривляться, я тебя любить не буду". Хотя на самом деле имели ввиду: "Слушайся меня". Женщина обращается к мужу: "Если бы ты любил меня, то не задерживался так часто после работы", а на самом деле "Я хочу тебя контролировать".

2. Манипуляция страхом. В детстве вам говорили: "Не будешь делать уроки, станешь дворником". Хотя на самом деле имели в виду: "Я не знаю, как тебя еще заставить делать уроки". Мужчина говорит: "Если я и дальше буду работать в этой фирме, у меня будет инфаркт". Хотя, на самом деле, имеет в виду: "Я делаю гораздо больше, чем ты этого заслуживаешь, и жду награды за это".

3. Манипуляция неуверенностью в себе. Ваш мужчина вам говорит: "Ты собираешься поесть на ночь? Ну, давай-давай. Я тогда в комп поиграю". Хотя на самом деле хочет сказать: "Я воспользуюсь твоей слабостью, чтобы сделать что-то, что тебе не нравиться и не буду при этом виноватым ". Жена говорит мужу: "Был бы нормальный мужик, уже давно бы сам починил сантехнику". А в действительности "Помни свое место – ты никто".

4. Манипуляция чувством вины. В детстве вам говорили: "Опять получила два по химии? Тогда будешь мыть посуду". Хотя на самом деле имеют в виду: "Мне лень мыть посуду, но неудобно тебя просить об этом". Ваш мужчина вам говорит: "С подружкой кофе пила, пока я тут один голодный с детьми сидел?" Хотя на самом деле он имеет ввиду: "Я сегодня получил бонус на любое поведение, какое мне будет угодно, и ты не посмеешь мне что-либо сказать".

5. Манипуляция чувством гордости. На работе вам говорят: "Мы знаем, что вы – перспективный сотрудник. Мы в вас верим, поэтому предлагаем вам повышение, правда, с сохранением старой зарплаты". Хотя на самом деле имеют в виду: "На вашем тщеславии мы решили немного сэкономить".

6. Манипуляция чувством жалости. Жена, например, будет жаловаться мужу на своих ужасных родителей-тиранов, которые всю жизнь ее контролировали, шага не давали сделать без их надзора. Это неосознанная манипуляция мужем со стороны жены. Муж проникается сочувствием к тяжелому детству своей избранницы, жалеет ее и во всем готов помогать. Тема несчастного детства эмоционально сближает супругов. Если у них случается конфликт, то они знают, кого в нем винить - родителей.

Очень важно понимать, что на самом деле хотят окружающие нас люди. С одной стороны, это проясняет мотивы людей, с которыми мы общаемся, а с другой стороны – позволяет эффективно им противодействовать, отстаивая свои интересы.
 
Инвалидизация
11 янв, 2013 at 11:49 AM

Инвалидизация - это когда беспомощность человека сильно преувеличена. В каждом возрасте бывает своя инвалидизация. Например, ребенок уже может держать ложку сам, а родители его все равно кормят сами. Или созависимый партнер говорит о другом "он без меня не выживет".

Инвалидизацию часто путают с поддержкой. Поддержка - это когда я не делаю за человека то, что он может сделать сам, но "болею за него" (в смысле как на стадионе), когда он пытается справиться со своей трудностью.

Инвалидизация опасна тем, что у инвалидизируемого усиливается ощущение собственной беспомощности, никчемности, происходит еще большее падение веры в себя. И это способствует развитию созависимости и снижению самооценки. Важно обращать внимание в первую очередь на то, с чем я справился, и уже потом на то, с чем мне нужно научиться справляться.

Слухи о человеческой беспомощности, так же как и о всемогуществе, очень часто преувеличены.
 
Как мы попадаем в роли
10 янв, 2013 at 5:21 PM

Под "ролью" я подразумеваю некоторый поведенческий комплекс.

Для того, чтобы попасть в какую-то роль, важно иметь два стимула, внешний и внутренний. Внутренний - это бессознательная выгода находиться именно в этой роли, внешний - это поведение других людей, "взывающих" к вашей какой-то роли.

Рассмотрим это на примере двух ролей, жертвы и спасателя.

Чтобы попасть в роль жертвы ("я ничего не могу, от меня ничего не зависит"), внутренний стимулом должен быть страх перед трудностями, которым человек себя останавливает от того, чтобы их преодолевать. Можно бояться и стоять на месте, можно бояться и идти. В первом случае - это роль жертвы, во втором - уже нет. А внешний стимул - это либо "спасательская" роль другого человека, который готов правда жертвовать собой и своими интересами для вашего спасения, либо роль "палача", который все время вас критикует. Когда человек, имеющий внутри себя внутренний стимул быть жертвой, сталкивается с таким поведением, то он автоматически попадает в роль жертвы. Если же такого внутреннего стимула нет, то в ответ на "спасательство" и "палачество" возникает возмущение по типу "не вмешивайтесь в мою жизнь". Человек, имеющий внутренний стимул жертвы, подавляет свою агрессию, и вместо злости испытывает беспомощность и униженность. Этот внутренний стимул растет ногами из детства или из травм, где человек правда имеет опыт беспомощности, где его разными способами убеждали, что он ничего не может, или где он действительно столкнулся с тем, что не может создать себе безопасность (например, насилие или серьезные проблемы со здоровьем), и там застрял своей психикой, так и не справившись с шоком.

Чтобы попасть в роль спасателя, внутренним стимулом должно быть желание чувствовать себя более уверенным, чем я есть. На фоне более слабых любой человек будет чувствовать себя увереннее, то есть здесь ведущей является низкая самооценка, это по сути гиперкомпенсации роли жертвы. Ну а внешний стимул - это наличие как раз более слабых людей в окружении, более зависимых и менее умеющих справляться с жизнью. Например, "спасательство" часто является уделом жен алкоголиков.

Чтобы не попадать в какую-то такую роль, которая вам не нравится, важно не игнорировать черты личности тех людей, которые их делают "взывающими" к вашей роли, например, чтобы не стать спасателем, важно помнить, что тот, кого вы спасать собираетесь, в общем не беспомощный человек (за исключением детей и инвалидов), взрослый, с головой, руками и ногами, и в состоянии сам нести ответственность за свою жизнь и себя спасать. В случае же, когда с вами ведут с себя как с жертвой, важно помнить, что и спасатель, и палач тоже могут испытывать беспомощность, что у них тоже что-то может не получаться, и вообще они не боги и не всемогущи и не идеальны. Часто именно из-за того, что эти черты личности других людей игнорируются, а сами эти люди тщательно скрывают и свою неуверенность, и слабость, и беспомощность (спасатели и палачи) или не осознают своих умений и своей силы (жертвы), начинаешь верить, что я - другой, им противоположный.

Мы все люди, нам всем свойственно то же, что и другим людям, у всех есть сильные и слабые стороны.
 
Ежедневник Мелоди Битти

Существует такой тип женщин, которые постоянно ощущают внутреннюю пустоту и способны выразить свою любовь только в форме вечного запроса. Их депрессивная опустошенность проявляется в том, что они как будто все время отсутствуют, что ребенок переживает как отсутствие любви. Такие женщины могут как привлекать мужчину, так и отталкивать. Но такие отношения невозможны для ребенка, и, особенно, для дочери. Когда мать не в состоянии дать дочери ту любовь, в которой та нуждается, не имеет значения, каковы этому причины, какова интенсивность и длительность таких проявлений, они однозначно воспринимаются дочерью как нелюбовь. В таких случаях дочь, даже если это всего-навсего грудной младенец, постарается - теми способами, которыми она располагает в соответствии с ее возрастом, физическим и психическим развитием, - переложить на себя ответственность за свою мать.

Сознательно или нет, добровольно или невольно, дочь становится матерью своей матери, чтобы заполнить «психические прорехи», которые возникают из-за нехватки материнской любви, о чем Андре Грин пишет как о «полной, окончательной и хронической недостаче». Есть мнение, что дочери в большей степени, чем мальчики, предрасположены к тому, чтобы занять место «матери для своей матери», так как идентифицируют себя с ней (или наперекор ей) - с той маленькой девочкой, которой та была, чему также способствует половая идентичность. Эта ситуация кажется экстремальной, пока дочь молода, и совершенно нормальной, если дочь взрослая, а мать старая.

«Мне бы хотелось, чтобы ты занималась мной, чтобы ты обняла меня и утешила меня», - говорит пожилая мать взрослой дочери, которая отвечает ей: «Но ведь это я была ребенком!» - «Разве это имеет какое-то значение?» - возражает мать. Эта мать - Шарлотта из фильма «Осенняя соната», с которой выясняет отношения ее дочь Ева. Мы наблюдаем, как неспособность «женщины в большей степени, чем матери» исполнять предназначенную роль по отношению к дочери может принимать не только уже известные формы отсутствияили самоисключенности, но и приводит к подобному обмену ролями. В своем представлении мать перемещает дочь на место собственной матери и ожидает от той, кого она сама же родила, что она восполнит любовь, недополученную когда-то в детстве от собственной матери. В результате у нее не будет ни матери, ни дочери, поскольку ей самой не удается быть хорошей матерью, несмотря на все ее оправдания.

Истина пробивается в одну из тех редких минут искренности, когда Шарлотта забывает о своей привычной роли и своих лицемерных признаниях: «Я всегда была глубоко убеждена, что люблю вас, Хелену и тебя». «Я всегда боялась тебя [...] Я боялась того, что ты требовала от меня. Я думала, что не способна соответствовать всем твоим ожиданиям [...]. Я не хотела быть твоей матерью. Я хочу, чтобы ты знала, что теперь ты стала моей единственной опорой, но это так сильно пугает меня, что я еще больше чувствую себя беззащитной», -эти слова вырвались у нее помимо воли, на секунду раньше, чем она смогла взять себя в руки и вовремя умолкнуть. «Разве я тебя обманываю? Разве я ломаю комедию? Неужели все это - правда? Сама не знаю...», - мать уже ни в чем не уверена, это и есть главная истина, столь далекая от прежней ее убежденности в собственной правоте. Превосходство этой женщины, которая столько не додала собственной дочери, обернулось на деле полной материнской несостоятельностью, неспособностью дать то, что она сама когда-то не получила. В то же время, свою неспособность отвечать на запросы дочери она воспринимает как необоснованные приставания, дабы оправдать собственную неполноценность.

У дочерей, чьи матери перемещают их на место собственной матери, или принуждают их играть ее роль, никогда не бывает детства, если только им не повезет и рядом не будет любящих отца, бабушки или дедушки, которые будут обращаться с ней как с ребенком, а не маленькой женщиной, так рано сложившейся и «такой смышленой», «сильной» и такой милой со своей мамочкой. Алис Миллер приводит столь часто встречающийся случай старшей дочери, которая занимается младшими детьми вместо отсутствующей или слишком занятой матери, выполняя в семье роль «жемчужины в короне». Если же дочь живет с одной только матерью, обмен ролями происходит «по полной программе», и его не смягчают связями с другими родственниками: с отцом, бабушками и дедушками или иными членами семьи. Так Джойс Кэрол Оутс рассказывает в романе «Мария» (1988) о матери, которая то отсутствует в жизни дочери, то заполняет собой все, буквально не дает ей свободно вздохнуть. Мать позиционирует себя как ребенок-тиран, вынуждая дочь превратиться в мать-кормилицу не столько даже для младенца, второго ребенка, которым реальная мать также не способна заниматься, сколько для нее самой. Марии приходится стать любящей ребенком-матерью для своей матери, ее терапевтом, утешительницей или назойливой приставалой, ее альтер-эго («Ее зовут Мария, она так похожа на меня - она знает все, что знаю я», - говорит о ней мать). Дочь в подобных случаях всегда одинока, ужасно одинока, особенно в присутствии матери.

Автор Каролин Эльячеф: "Дочки - матери: третий лишний?"
 
Олеандра

Например, рекомендации на каждый день, ежедневный самоанализ который нужно делать в конце каждого дня и анализ своего состояния. Хорошо бы завести тетрадку и туда все переписать

1. Не заниматься самобичеванием. Я имею право на ошибки. Нет идеальных людей. Делать ошибки.
2. Пытаться жить сегодняшним днем. Не уходить в прошлое, не загадывать на будущее. Задавать себе вопрос: что я сейчас делаю, что я сейчас чувствую, где я?
3. Поменьше думать. Не планировать результат. Мы планируем действия - пойти, сделать... А результат оставить ВС.
4. Читать 2 страницы из Большой Книги каждый день
5. Первый месяц читать и пытаться делать 11 шаг. БК стр. 83-85 Для начала просто читать и понять.
6. Общаться со спонсором. Если есть проблемы или вопросы – звонить или писать.
7. Посещать собрания минимум 2 раза в неделю.
8. Готовность и безоговорочная честность перед собой.

Ежедневный самоанализ
1. Была ли я в течение дня злобной, эгоистичной и бесчестной?
2. Испытывала ли я страх?
3. Нужно ли мне извиниться перед кем-нибудь?
4. Проявляла ли я любовь и доброту к окружающим?
5. Что я могла сделать сегодня лучше?
6. Думала ли я в основном о себе?
7. Думала ли я о том, что могу сделать для других?
8. Думала ли я о своем вкладе в общее течение жизни?

Анализ своего состояния
1. Если появилось ощущение дискомфорта, если нарушен душевный покой
2. Определить, что именно появилось вместо душевного покоя (страх, тревога, желание изменить другого человека, обида...)
3. Молиться ВС с просьбой забрать негативное чувство (показать что именно, из-за какого человека) и даровать мне душевный покой.
Например – Господи, забери от меня злость и даруй душевный покой.
 

😜

Я за то чтобы жить - как дышать. И не заморачиваться всеми етими вопросами. Но согласна с тем, что если живеться плохо, то надо усиленно заморочиться для того, чтобы потом просто жить. Застревать в етом - тоже отклонение от оптимального.
 
😜

Я за то чтобы жить - как дышать. И не заморачиваться всеми етими вопросами. Но согласна с тем, что если живеться плохо, то надо усиленно заморочиться для того, чтобы потом просто жить. Застревать в етом - тоже отклонение от оптимального.

согласна с тобой. если ничего не беспокоит - не надо заморачиваться 😄
я думаю, что Олеандра написала алгоритм - чтобы именно не застревать в болезни/дискомфорте/травме
осознать, переработать и жить дальше
не гонять мрачняк (саможалостьсамообвинениясамокопания и т.д.) по кругу, а достаточно практично подойти
 
Мирабелла

Весь смысл борьбы с созависимостью - что надо делать чтобы перестала раздражить человеческая глупость, как всегда первый совет - посмотри на глупости, которые делает собственная персона.
У кого ума хватает проанализировать - перестает делать собственные глупости, у кого - не хватает - ждет верит и надеется в исчезновение глупости у другого человека)))
 
Мифы созависимых ,любезно классифицированные Чижиком.
Для начала так рассортировала, потом буду в группы собирать. Как Вам?


Все образуется само собой

1. когда нибудь он бросит пить, раскается, попросит прощения за все, все поймет - и мы заживем хорошо.)))
2. Он пьет с горя( радости)- вот все пройдет и пить не будет

Я могу что-то сделать, чтоб он стал нормальным

1. Если ограждать больного от алкоголя (выливать, забирать ЗП и т.п. методы), то он бросит пить
2. Если я что то сделаю, он перестанет пить. Неважно что- секс, работу по дому, рожу ребенка, выщиплю брови, похудею на 50 кг.... Соз верит что именно он
в силах изменить мир. И зависимого в том числе.
3. главное - его закодировать. И тогда все наладится.
4. Если ему не наливать, прятать, запрещать, орать, то он бросит.
5. Чем больше времени (сил, здоровья, денег и других ресурсов) я трачу на него, тем лучше.

Его можно припугнуть штрафными санкциями, тогда он бросит пить

1. Еще вспомнила, когда соз с алком разбегаются (не на совсем, а для профилактики), соз думает, что вот сейчас месяцок побудет он без меня и ВСЕ поймет, вернется и будет все ОК.
2. и не просто поймет и вернется, а будет ужасно мучиться в дали от "жизненонеобходимого" ему соза...
3. Надо его напугать ( разводом, разъездом)- ради меня он бросит пить

Проблемы не у меня, а у него

1. Если я расстанусь с алком, проблема созанутости решена.

Иллюзия, что зависимый может контролировать употребление ПАВ

1. Раз ОБЕЩАЛ - значит ДОЛЖЕН сделать (например, не пить)
2. Соз искренне верит, что в этот раз алк точно свое обещание "больше не пить" сдержит, не смотря на то, что до это 350 раз уже обещал и не сдерживал.
3. Я еще долго верила в то, что если алк пообщал, то бросит пить. Главное, как это обещание оформлено. Поход в храм, клятва здоровьем (своим, родителей ..whatever), детьми итд. А если обещание не выполнено, значит сформулировано непрально. Ну и формулирует конечно созег. Алк ток повторяет.

Зависимость близкого – мой крест, мое проклятье

1. Хорошие жены не бросают сбившего с пути алка на произвол судьбы, а пребывают с ним и в похмельном горе, и в пьяной радости, пока смерть не разлучит их.
2. я должна с ним быть
3. Я должна "нести свой крест"

Я святая

1. Настоящая Забота (помощь) о близком - это прятать спиртное, вытаскивать из передряг, покрывать на работе, покупать алкоголь, давать деньги взаймы, обзванивать друзей и т.д., если я буду делать это, то мне это зачтется.
2. она какая хорошая, а мучается то как с этим (а на деле - хз какая она там хорошая и хз чего она своего мужика алкашом считает, ну выпьет бокал пива это бывает)
3. "У нас неземная любовь. Он меня так любит,так любит, что я не могу его бросить".

Отрицание проблемы как у зависимого, так и у себя

1. Не алкаш, так как один никогда не пьет! А алкаши в одиночку пьют(
2. Пьют алкаши. А сЫночка выпивает. И мое любимое: он пьет? Неееееет. Но с ним БЫВАЕТ.
3. Он не алкаш-работает и под забором не валяется.
4. Он - не алкоголик, он просто иногда выпивает, а алкоголики те, кто валяется под забором.
5. вот, еще миф, что он просто упрямится, но если его правильно уговорить, то он раз и сразу же бросит. (Нет осознания, насколько это глубокая и тяжелая болезнь)
6. Мне нужно разобраться алкоголик он или нет, возможно еще и нет, тогда совсем другое дело.
7. Нужно поспрашивать у врачей - наверняка они скажут что-то такое, что он может и не алкоголик, тогда все может быть еще иначе, есть на что надеяться.
8. Если мой пьет меньше (лучше напитки, реже и т.д.), чем Вася или Петя - значит не алкоголик.
9. Если пьет дома(пятницу, субботу, воскресенье), пусть и до полного ужёра, но за хорошо накрытым столом, то это просто отдыхает, а не пьет.
И он не алкоголик.
И если в пон-к после работы догоняется, то это просто так, а не похмеляется. Ведь алкаши похмеляются утром. А не алкаши - вечером.
Моя любовь его спасет
1. если меня любит - то ради меня обязательно пить бросит .
2. Он меня так любит, как никто не любил (что правда, любовь алка это оч особенная весчь) и никогда не полюбит (есессно если не подобрать другого алка). Поэтому буду жить с ним. Это лучшее, что было есть и будет в моей жизни.

Если стану употреблять вместе с ним, он перестанет это делать

1. я тоже напьюсь в хлам, он увидит какая я мерзкая пьяная - одумается и бросит пить.
2. ему меньше достанется, если я буду пить

Он просто не знает (не понимает)

1. Он не понимает, как вредно пить. Я ему могу это объяснить. Если он не поймет меня, то ему это могут объяснить: друзья, родители, шеф, комсомольское собрание. Еще он не понимает..... (много чего), и если ему объяснить доходчиво, то он поймет.
2. есть такое стойкое заблуждение, что если выбрать подходящий момент, да найти нужные слова, то его, алка, можно уговорить, убедить, и он всё поймет. И пить перестанет. Ни разу не удалось, а почему-то кажется, что может получиться.
3. Если я ему расскажу, что такое алкоголизм, он пить не будет.

Виноваты другие

1. он хороший, это его дружки спаивают. Вот надо от него всех отвадить- он и пить не будет( вариант- на работе одни алкаши)
2. Это у него на работе(с родителями,друзьями и прочая ) неприятности.
3. во всем виноваты его друзья (родственники, коллеги по работе, бывшая жена) - если бы не они - все бы было хорошо.
4. В его пьянстве виноваты: страна, работа, бывшая, родители .....

Я знаю, что он не такой

1. Миф - алк - он на самом деле такой, какой он в трезвом виде. Если он бросит пить - он и будет таким, каким представлен в трезвом виде сейчас.
2. Все проблемы из-за того, что он пьет, вот бросит и все изменится.

С алкоголизмом можно договориться


1. лучше он пусть пьет дома - на виду и под контролем
2. Запойный может перейти на ку. Т.е. при желании употреблять как все.

Я во всем виновата

1. у хорошей жены муж не пьет.
2. Он пьет потому что я его раздражаю
3. питьлюбой созависимый воспринимает пианство ближнего - как свой собственный прокол.
4. срыв (начало регулярного запоя) происходит из за ссор с созом
5. Миф - он пьет из-за меня, я всему причина - мне все и исправлять
6. он не выздоравливает, значит я что то не так делаю
7. "от он все ей, и то се и туда и суда ... ну и что, что пьет, так он устает очень ... а она его пилит и пилит, как тут не запить, любитже наверно"

Зависимость не болезнь

1. Соз-ый уверенн, что алко от безделия и блажи и если разнообразить жизнь данного индивида, то все будет ОК. Т.е именно соз-ый должен разнообразить жизнь алка, а не он сам.
2. Он пьет из-за безобразия и распущенности .

Только я могу все исправить

1. Если я буду заботиться о нем, то и он будет также заботиться обо мне.
2. соз уверен,что " он без меня пропадет"
3. Он пил с бывшей ( с мамой, один и т.п.)- со мной он пить не будет
4. крики и истерики до него доходят
5. Соз уверен, что всегда прав.
6. я должна его спасти
7. Миф - если он пьет - ему непременно надо помочь. И я знаю - как то сделать
8. Миф - без меня он точно пропадет!
9. они уверены что могут контролировать наше употребление и что им лучше знать что для нас лучше
10. соз уверен, что может перевернуть землю в отдельно взятой семье.
11. Я ТОЧНО знаю почему он пьет
12. без ухода чахнут.) Прям тепличные растения.
13. он оценит мои старания
14. Мне нужно только разобраться как лечить алкоголизм - вот разберусь и вылечу его.
15. Созависимый считает, что без его участия во всем и вся, мир рухнет.
16. надо за ним следить и его контролировать- так он будет более ответственным и в итоге вылечится, бросит пить.

Если ему будет плохо, он перестанет употреблять ПАВ

1. Еще миф - если алкан так напьется, что ему будет совсем худо, то он после того поймет - что пить вредно - и бросит.
 
от AlwaysHappy:

Билль о правах человека

Каждый человек имеет право:

иногда ставить себя на первое место;
просить о помощи и эмоциональной поддержке;
протестовать против несправедливого обращения или критики;
на свое собственное мнение и убеждение;
совершать ошибки, пока не найдет правильный путь;
предоставлять людям возможность самостоятельно решать свои проблемы;
говорить "спасибо, нет", "извините, нет";
не обращать внимания на советы окружающих и следовать своим убеждениям;
побыть одному, даже если другим хочется вашего общества;
на собственные чувства, независимо от того, понимают ли их окружающие;
менять свои решения или избрать иной образ действий;
добиваться перемены договоренности, которая его не устраивает.

Человек никогда не обязан:

быть безупречным на 100 процентов;
следовать за толпой;
любить людей, приносящих ему вред;
делать приятное неприятным людям;
извиняться за то, что он был самим собой;
выбиваться из сил ради других;
чувствовать себя виноватым за свои желания;
мириться с неприятной ситуацией;
жертвовать своим внутренним миром ради кого бы то ни было;
сохранять отношения, ставшие оскорбительными;
делать больше, чем ему позволяет время;
делать что-то, что он на самом деле не может делать;
выполнять неразумные требования;
отдавать что-то, то он на самом деле не хочет отдавать;
нести на себе тяжесть чьего-то неправильного поведения;
отказываться от своего "я" ради кого бы то или чего бы то ни было.

Только помните, заявляя о своих личных правах, что они есть и у всех остальных людей. Умейте уважать личные права других так же, как Вы хотите, чтобы уважали Ваши.

ВОт еще добавлю.
Манипуляция - Ты не должен передумывать после того, как Ты уже принял решение (и дал знать об этом другим). Если Ты изменяешь своё мнение, то что-то не так. Ты должен оправдывать свой новый выбор или признать, что Ты ошибся. Если же Ты заблуждаешься сейчас, Ты показываешь, что Ты безответственен; вполне вероятно, что Ты снова ошибёшься, и тем самым создашь новые проблемы. Значит, Ты не в состоянии принимать самостоятельные решения.

Право человека - Я имею право передумать, изменить своё мнение.
 
Давно читаю форум, решил поделиться, думаю что в тему:
Это из книги Энтони Роббинса "Разбуди в себе Исполина". Вообще отрывок адресован к более широкой аудитории, чем этот форум. Конечно, если у человека болит, то именно эта боль и требует лечения, в отрывке говорится про все боли. Может кто-то прочтет всю книгу и разбудит Исполина, было бы здорово ))).
"КАК УСТРАНИТЬ ОГРАНИЧЕНИЯ
Опять-таки, часто бывает так, что неоднократное нарушение той или иной модели поведения может в корне ее изменить. Простейшим способом разрушения модели является "стирание" чувств, которые мы связываем с нашими воспоминаниями. Единственной причиной наших огорчений является то, как мы представляем все происходящее в нашем мозгу. Например, если ваш начальник накричал на вас и вы потом всю оставшуюся часть дня мысленно прокручиваете это событие, всякий раз образно представляя, как он кричит на вас, то ваше настроение будет портиться все больше и больше. Почему же вы позволяете этому случаю продолжать свое действие? Почему бы не вынуть эту "запись" из памяти и не "исцарапать" ее настолько, чтобы не испытывать больше этих неприятных чувств? Ведь над всем этим можно было бы даже посмеяться!
Попробуйте сделать это прямо сейчас следующим образом:
вспомните какую-нибудь ситуацию, которая вызвала у вас огорчение, разочарование или гнев. Теперь сделайте два первых шага НАО, которые мы уже освоили. Если и сейчас вы чувствуете себя неважно, то как бы вы хотели себя чувствовать? И почему вы хотите себя чувствовать именно так? Вам мешает чувствовать себя так ощущение, которое вы связали сданной ситуацией. Разве не было бы здорово, если бы вы могли почувствовать себя хорошо? Теперь примените к себе систему рычага. Если вы не"можете изменить свои чувства относительно этой ситуации, то как вы будете себя чувствовать дальше? Ручаюсь, весьма паршиво! Так неужели вы хотите платить такой ценой и испытывать эти негативные чувства или разочарование относительно этого человека или этой ситуации? А если бы вы изменили направление мыслей прямо сейчас, разве вам не стало бы легче?" стр.70
 
Дальше по тексту.

"СТИРАНИЕ МОДЕЛИ
У вас теперь достаточно рычагов; осталось "стереть" расслабляющие чувства и сделать это так, чтобы они больше никогда не возникали. Прочтя это, предпримите следующие шаги:
1. Мысленно просмотрите ситуацию, которая так сильно вас беспокоит. Представьте, что это всего лишь фильм, и поэтому не стоит расстраиваться; просто просмотрите его разок, отметив все, что произошло.
2. Возьмите тот же случай и представьте его в виде мультипликации. Сидя в кресле и дыша полной грудью, сохраняя широкую, глупую улыбку, прокрутите всю сценку в обратном порядке как можно быстрее. Если кто-то скажет вам что-нибудь по поводу вашей нелепой мины, посмотрите на него так, чтобы он все понял. Итак, прокрутите "мультик" в обратной последовательности в быстром темпе, а затем опять как положено, но еще быстрее. А теперь измените краски на изображении так, чтобы лица действующих персонажей были окрашены в радужные тона. У того же, кто особенно расстроил вас, сделайте огромные уши, как у Микки-Мауса, а нос пусть вытянется, как у Пиноккио.
Проделайте это, по меньшей мере, раз двенадцать, взад-вперед, взад-вперед, мысленно расцарапывая "запись" вашего воображения с невероятной скоростью и юмором. При этом можете тоже мысленно сопровождать свои действия какой-нибудь мелодией, скажем, любимой песней типа тех, которые сопровождают мультфильмы. Свяжите эти причудливые звуки с расстроившими вас образами. Это определенно изменит ваши ощущения. Суть всего этого процесса состоит в скорости, с которой вы прокручиваете весь эпизод в обратную сторону, смехотворности движений и преувеличениях, которые вы придумали.
3. Теперь подумайте о ситуации, которая вас беспокоила, и отметьте, как вы себя чувствуете сейчас. Если это было сделано эффективно, то вы сможете легко разрушить прежнюю модель столько раз, сколько потребуется, пока не почувствуете, что вам уже трудно или невозможно возвратиться в прежнее негативное состояние. Это можно проделать и с той моделью поведения, которая досаждала вам годами. Данный метод часто оказывается гораздо более эффективным, чем попытки анализировать наши вечные "почему" да "для чего" относительно какой-нибудь ситуации, которые не могут изменить связанных с ней чувств.
Простой и эффективный метод "стирания" ситуации будет срабатывать во многих случаях, даже там, где затронуты не только чувства, но нанесена серьезная травма. Почему же он срабатывает? Потому, что все наши чувства основаны на образах, на которых мы сосредоточиваем свои мысли, на звуках и ощущениях, которые связываем с этими конкретными образами. Когда мы изменяем образы и звуки, мы изменяем и свое эмоциональное состояние. Процесс повторного обусловливания делает невозможным возвращение к прежней модели поведения.
Есть и такой способ разрушения модели — просто перестать что-либо делать. Если вы перестанете без конца прокручивать какую-либо ситуацию, то невральная связь постепенно распадется. Когда создается невральное соединение, в мозгу для него всегда найдется путь, но если этот путь не будет использоваться, то он "зарастет". Как и со всеми другими явлениями в жизни — если вы не будете их использовать, то скоро утратите эту возможность." стр.71
 
😜
И не заморачиваться всеми етими вопросами. Но согласна с тем, что если живеться плохо, то надо усиленно заморочиться
Ээээ... А вы алкаш? Или кто? И не надо усиленно.... Можно не спеша)
Дык это из темы про трезвость... И это из программы АА. Речь как раз о том, когда живется не комфортно...

если ничего не беспокоит - не надо заморачиваться 😄
я думаю, что Олеандра написала алгоритм ....практично подойти
Йес
<
Всё очень практично и четко. И это работает на других людях, на мне, значит и вам тоже может помочь. Вообще, 12 шагов могут использовать в жизни не только алки/нарки/созы, но и независимые люди, имхо...
 
Ээээ... А вы алкаш? Или кто? И не надо усиленно.... Можно не спеша)
Дык это из темы про трезвость... И это из программы АА. Речь как раз о том, когда живется не комфортно...

Я не лично о вас. Просто мне ето сложно показалось и навело на мысль, что есть такие люди, которые подсаживаются на всю оставшуюся жизнь на таких анализах своего мозга, забывая, что ето не цель, а средство.

Хотя, если алкоголизм неизлечим, то самоанализ как бы нужен всегда. Но после выхода из некомфортного состояния все таки должен переити в другои виток. Ладно, не буду лезть в то, чего не понимаю. Да и вобше, каждыи делает так, как шитает нужным.
 
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ШКОЛЬНИКА ИЗ АЛКОГОЛЬНОЙ СЕМЬИ
В школьном возрасте у ребенка одного или обоих больных алкоголизмом либо наркоманией родителей могут отмечаться следующие особенности.

«Этот ужасный секрет семьи». Подобно тому, как гостя не пустят на кухню, где гора мусора и немытой посуды, а проводят сразу в хорошо прибранную гостиную, так и от детей родители пытаются спрятать все то - плохое, что связано с алкоголизмом либо другой формой зависимости. Но в действительности беспорядок, вносимый в жизнь зависимостью, никогда нельзя полностью скрыть.

Вся семья, включая детей, пытается играть в такую игру: «Давайте притворяться, что все хорошо, давайте все плохое спрячем и тем самым защитимся». Сокрытие становится образом жизни, дети - жертвами двойного стандарта. Они боятся открыто говорить о своих проблемах, могут вырасти замкнутыми. Чем больше они молчат, тем больше их могут мучить ночные кошмары. Хотя секреты семьи всегда раскрываются, дети привыкают жить как бы зашторенными, они уже не видят правды.

«Жизнь в укрытии». Ложь не только пронизывает внутрисемейные взаимоотношения, но и проникает дальше - достигает соседей, общины. Дети знают, что люди осуждают пьянство либо смеются над пьянчужками, винят их в том, что те - плохие родители. Поэтому дети стремятся всеми силами скрыть позор своей семьи. Они не могут откровенно говорить о семье ни с друзьями, ни с учителями. Привычка к сокрытию обусловливает необходимость игнорировать реальность. Секретность, увертки, обман становятся обычными компонентами жизни, такими же, как и реальность, а иногда и более предпочтительными. В результате в семье каждый становится подозрительным и злобным.

Уроки, выученные в детстве, подкрепляются тем, что члены семьи не обсуждают честно, что же в ней происходит. Открытые коммуникации перестают существовать. В семьях такого рода не практикуются эмоци¬онально теплые объятия, там не знают истинной цены разделенного горя и разделенной радости, нет взаимной поддержки и любви, а вместо этого вечные трения, недоверие и скептицизм.

Секреты неизменно дают толчок зависти, ревности. Чем больше секретности, тем больше запутанности, вины, борьбы, драк, разъединения членов семьи и изоляции, одиночества. Ребенок не может объяснить все это и продолжает чувствовать себя небезопасно в своем доме, где он должен был бы чувствовать себя наиболее защищенным.

«Что же реально?» Часто ребенку приходится наблюдать несоответствие между тем, что происходит в доме, и тем, что ему говорят. Дети начинают не доверять тому, что видят, слышат и чувствуют. Недостаток доверия к самому себе происходит из попытки навести порядок, сделать так, чтобы, наконец, все стало на свои места, и затем чувствовать себя надежно, в безопасности. Но затем все снова перемешивается, навести порядок не удается, и наступает фрустрация.

«Послания с двойным смыслом». За свою жизнь ребенок в алкогольной (наркоманической) семье слышит много такого, что содержит в себе противоречивый смысл. Эти обращения к детям называют смешанными посланиями, информацией с двойным смыслом. Например, мама говорит ребенку: «Я тебя люблю, иди гуляй, не мешайся тут под ногами. Если бы она сказала только: «Я тебя люблю», то ребенку было бы ясно, - какие чувства означают эти слова. Но услышав все это вместе, ребенок начинает думать, что у матери на него нет времени, что ее заботы вообще не о нем - и как при этом она может любить его? Одна часть материнского послания притягивает, другая - отталкивает. Все чувства ребенка перемешались. Он не знает, в какую часть послания верить.

Таким же парадоксом являются и противоречивые требования родителей: «Всегда говори правду» и «Я ничего не хочу знать». С одной стороны, ребенок усваивает, что быть честным - большое достоинство; с другой стороны, вся жизнь в доме приучает к сокрытию правды.

Отец, больной алкоголизмом, бывает то любящим и заботливым, когда трезв, то невнимательным и даже агрессивным, когда пьян. Ребенок в замешательстве, какому отцу верить. Поверить в «плохого папу» выше его сил. И ребенок начинает привыкать отрицать правду. Если верить одновременно в обе части двойного «послания», то возникает чувство, что сходишь с ума. Невозможность доверять своим чувствам и своему восприятию ставит ребенка в очень непрочное и опасное положение. Постоянная необходимость уходить от действительности с тягостными ощущениями и надеяться, что никто этого не замечает, истощает, изматывает ребенка.

«Борьба, ссоры, драки». В алкогольных (наркоманических) семьях очень часты драки. Подобно тому, как необходимо скрывать пьянство, надо и ссоры держать в секрете или чем-то их объяснять. Неважно, из-за чего произошла ссора, - ребенок, особенно маленький, может подумать, что это по его вине. Дети обычно ищут решения проблемы внутри себя. Ссоры, как на вербальном уровне, так и сопровождаемые физической агрессией, оказывают не только психотравмирующее действие на ребенка. Постоянные наблюдения над тем, как родители провоцируют друг друга, спорят, шумят или слегка перебраниваются, пререкаются, жалуются друг на друга, приводят к тому, что дети усваивают подобный стиль взаимоотношений между людьми вообще. Ссоры и драки становятся второй натурой ребенка, особенно если это мальчик. В некоторых же семьях подобные ситуации сближают детей, если их несколько: «Моя сестра - моя лучшая подруга. Когда наш папочка приходил не в настроении, мы прятались на чердаке, прижимаясь друг к дружке. Мы до сих пор тесно привязаны между собой».

«Страхи, дурные предчувствия». Почти все дети больных алкоголизмом описывают свои неприятные ощущения при возвращении домой из школы или от друзей, страх перед открыванием двери в свой дом. Что там? Отец уже вернулся или нет? Трезвый он или пьяный?

Дети из-за страха склонны подолгу задерживаться вне дома. Так начинается и никогда не проходящий страх за будущее. С годами он может углубляться. Даже при отсутствии больших жизненных кризисов страх может не покидать ребенка. Тревога, дурные предчувствия окрашивают всю жизнь.

«Разочарования». В алкогольных семьях как больной, так и трезво живущий родитель часто не выполняют своих обещаний. «Самым популярным словом в нашей семье было «завтра», - рассказывает жена больного алкоголизмом. - Муж давал сыну обещание сделать что-то завтра и никогда этого не делал».

Одно разочарование, другое... Все это угнетает ребенка. И верные семейным традициям держать все в секрете, дети никогда не рассказывают родителям о своих тяжелых чувствах. Они перестают ожидать обещанного. Но они чувствуют, что родители совершили предательство перед ними.

Будучи взрослыми, они продолжают предчувствовать разочарования, не доверяют как в случайных, так и в близких взаимоотношениях. Страстное желание иметь постоянную заботу о себе со стороны родителей остается надолго с детьми из таких семей. Они могут оставаться инфантильными, незрелыми в отношениях со сверстниками.

«Слишком быстрое взросление». В то же время дети в таких семьях вынуждены быстро становиться взрослыми. Маленькому мальчику может нравиться поступать так, как поступают взрослые мужчины, особенно если его действия подкрепляются похвалой. Однако, когда ему приходится действительно брать на себя часть обязанностей главы семейства, например, в случае, если отец умирает от алкоголизма, 9-летний мальчик не чувствует себя комфортно в роли взрослого. Он испытывает гнев и раздражение оттого, что приходится заботиться о матери. Став взрослым, он может сказать: «Меня ужасно бесит, что у меня не было детства».

Естественный процесс взросления подталкивается, ускоряется, находится под прессом семейных обстоятельств. Это затрудняет способность ребенка делиться переживаниями с окружающими. Вместо этого ребенок привыкает ублажать окружающих, доставлять им удовольствие и страстно ожидать одобрения от них. Если же одобрение не приходит, он становится раздавленным, возможно, злым. Источник же гнева следует искать еще в том времени, когда этому мальчику приходилось брать на себя несвойственную его возрасту за¬боту о семье.

Дети в семьях алкоголиков чувствуют себя ответственными за младших братьев и сестер. Пьющие родители также нуждаются в их физической и эмоциональной поддержке. Детям приходится выслушивать, одобрять родителей, делать их жизнь более или менее удобной, комфортной. Воистину дети становятся родителями своих родителей, прикрывают собой дезорганизацию семейной жизни.

Позднее, у этих детей появляется смутное чувство того, что они упустили что-то такое, что им причиталось, что они заслужили, и они продолжают бороться за то, чтобы вернуть причитавшуюся им долю внимания, детских радостей. Будучи 30-летними и даже 40-летними, они ощущают себя псевдовзрослыми. У них не было возможности быть детьми. Они не понимают легкомыслия, фривольности. Становиться взрослым раньше времени - просто несправедливо. Появляется чувство, что тебя обокрали. Такие люди не умеют наслаждаться жизнью.
«Сексуальное оскорбление». Если девочка вынуждена все чаще заменять свою больную алкоголизмом мать в выполнении хозяйственных дел, в заботе о младших детях, то однажды может так случиться, что она заменит своему отцу мать в его сексуальных домогательствах. Часто мужья больных алкоголизмом женщин также больны алкоголизмом. То же самое наблюдается и в супружеских парах больных наркоманией. В том случае, если отец не болен алкоголизмом, его мысли и чувства обращаются к «женской половине дома», к дочерям. Мать больна алкоголизмом, она отсутствует физически или эмоционально. Теперь отец ищет дружбы и признания у дочерей. Может спросить дочь: «Ну, как я повязал галстук?» и т.п. Тесные взаимоотношения с дочерьми могут незаметно соскользнуть в область сексуальных отношений.

Под сексуальным оскорблением понимают не только явное изнасилование, но и скрытое посягательство на свободное сексуальное развитие. Явная и скрытая сексуальная агрессия к детям - довольно частое явление в семьях с наличием больного алкоголизмом. Даже при отсутствии физического контакта действия взрослого, которые нарушают нормальное развитие сексуальности ребенка и мешают приобретению собственного опыта во взаимоотношениях полов, могут расцениваться как скрытое сексуальное оскорбление. Примеры: «Мы с мамой спали в одной постели до тех пор, пока я не стала жить отдельно уже после 30-летнего возраста»; «Меня обвиняли в том, что я хотела соблазнить своего отца, когда мне было 5 лет»; «Меня обвиняли в аморальном поведении, когда я поздно возвращалась домой»; «Когда отец пришел домой пьяным, он накричал и изнасиловал маму. Я притворялась спящей. Это было ужасно. Если бы он меня нашел, я была бы следующей жертвой».

Считается, что последствия как явной, так и скрытой сексуальной агрессии всегда тяжелы и долговременны. «После ожога третьей степени рубец остается на всю жизнь». Характер последствий сравнивают с тем, что оставляет сам алкоголизм: чувство своей никчемности, утраты контроля над своей жизнью и все подавляющая зависимость от этого самого большого секрета семьи. Вина, стыд, ненависть к себе, отчаяние, депрессия, роль жертвы во многих жизненных ситуациях, пассивность, беспомощность, промискуитет - вот далеко не полный перечень того, что может быть связано с актом кровосмешения либо со скрытым сексуальным оскорблением, имевшим место в детстве.

«Другие оскорбления». Дети больных алкоголизмом подвергаются и другим формам оскорблений, в том числе таким, какие угрожают жизни ребенка. Избиваемые дети - не всегда, но часто - это дети больных алкоголизмом. Пьяный родитель может не соизмерять свою силу и невольно сильно ранить ребенка. Детей избивают за то, что они появились не в нужном месте и в ненужное время, за то, что они пытались защитить мать или младших братьев и cестep. Избиение детей, естественно, замалчивается.

Этот секрет семьи тоже хорошо вписывается в царящие здесь правила игры, в притворство, будто все дела в семье обстоят прекрасно. Лишь спустя годы психотерапевт или социальный работник может узнать, что его клиент подвергался унижениям в детстве такого рода: был заперт в уборной, лишался пищи, был высечен или обожжен своими родителями. Многие дети в подобных случаях скорее предпочитают страдать, чем признать себя выброшенными на мель в жизни с этим парализующим чувством вины. Они продолжают влачить жалкое существование жертвы, но не могут активно бороться и бросить вызов родителю -обидчику.

«Заброшенный ребенок». Отсутствие заботы и внимания к ребенку также может быть стилем воспитания в семьях больных с зависимостью. Пьяный отец может валяться на полу, дети переступают через него как бы не замечая. Мать при этом ничего не говорит, тоже будто не замечает отца. Мать может сама страдать алкоголизмом либо быть поглощенной алкогольными проблемами своего мужа, тратить всю энергию на них, а в это время дети живут без ее внимания. Дети не моются, не чистят зубы. Недостаток заботы о теле, о физической гигиене - лишь начало общей заброшенности ребенка. Врачи часто находят у детей запущенные болезни, не замеченные либо игнорируемые родителями. Не менее важно, что «Царапины души могут оставаться невидимыми, но внутреннее разрушение может быть опустошительным».

Одна девушка рассказывала: «Моя мама не была подзаборной пьяницей. Но она не могла выслушивать мои исповеди. Я же в то время была в том подростковом возрасте, когда отчаянно нуждалась в ком-нибудь, кто бы меня выслушал. Бывало, я изолью ей душу ночью, а на следующее утро она ничего, ну, ни слова из того, что я ей рассказала, не помнит».

Эмоциональным потребностям детей в алкогольных семьях не уделяют должного внимания. И дети не научаются, как можно входить в состояние другого человека. Они не усваивают даже элементарных родительских обязанностей, что затрудняет их адаптацию в будущей своей собственной семье.

«Низкая самооценка, недостаток самоуважения». Отсутствие внимания со стороны родителей формирует пониженную самооценку. Дети, с которыми обращались так, как будто они ничто, и воспринимают себя как ничто - некомпетентными во многих областях жизни. Жизнь в неуютной квартире с ободранными стенами, вечно неподходящая одежда тоже есть невнимание к нуждам ребенка. Дети поэтому мало ценят себя, часто не считают себя стоящими людьми.

Ребенок определяет, кто он, по тому, что вкладывают в это понятие окружающие значимые для него люди. Он оценивает себя так, как они его оценивают. Лишь повзрослев, он может делать подобные умозаключения самостоятельно. Послания с двойным смыслом, постоянные оскорбления (вербальные, физические, сексуальные), укоренившееся в сознании чувство вины, стыд за семью, недостаток доброжелательной заинтересованности в делах ребенка, постоянное неудовлетворение его физических и эмоциональных потребностей - все это вместе взятое формирует у ребенка пониженную самооценку, недостаточное сознание чувства собственного достоинства.

«Жизнь в мире фантазий». Уход в мир фантазий, магическое мышление помогают ребенку выжить в трудных семейных условиях. Главная тема фантазирования: «Что, если бы мой отец (моя мама) был(а) всегда трезвый(ая)». Когда фантазии являются прибежищем настрадавшейся души ребенка, то содержание их обычно наполнено солнечным светом, фабула имеет счастливый конец, хотя в ней может фигурировать желание смерти родителя. Сновидения служат той же цели на подсознательном уровне - быть прибежищем от действительности либо объяснять непонятное.
Весьма показательно следующее сновидение. Мальчик был очень зол на отца, больного алкоголизмом. Он не мог обнаруживать свои чувства, он боялся отца. Мать заняла позицию сверхопеки ребенка и тщательно избегала разговоров на тему пьянства отца. Мальчику приснился сон: «Муравьи-людоеды напали на их дом. Мальчик, конечно же, в силу своей исключительной храбрости, успел бабушку и маму отвести в безопасное место. По какой-то причине отец остался дома. Когда все вернулись, то увидели, что от отца остался только небольшой кусочек кишок». Сон свидетельствует о том, что мальчик в беде.

Фантазии и сновидения, объясняющие непонятное в жизни ребенка, могут быть следующими: «У меня не было бы всех этих проблем, если бы я родился в другое время»; «Если бы у нас было больше денег, мы были бы счастливы».

«Мифы, помогающие выжить». У детей складываются ложные верования. Самые распространенные мифы - следующие: 1) «Я явился причиной алкоголизма. Я должен что-то с этим сделать». Это спасительная для ребенка мысль, ибо поверить в то, что он непричастен к алкоголизму, означало бы, что он и не в состоянии изменить что-либо в своей семье. Основанием для этого мифа может служить чувство вины.
«Если бы я лучше учился, они бы меньше ругались, и было бы меньше пьянства в нашем доме». Ребенок пытается тем самым все еще играть роль спасителя, воображая, что существует магическое, чудесное решение проблемы, и когда это решение отыщется, родители, наконец, оценят его. Иногда желание быть спасителем тесно связано с желанием быть замеченным, быть уважаемым.

2) «Я не такой, как все остальные». Дети, растущие с больными алкоголизмом родителями, смутно чувствуют, что отличаются от других детей, хотя и не знают, как именно. Это чувство вносит диском¬форт в их существование. Они как будто принадлежат к другому миру.

3) «Мне следует постоянно контролировать себя и все мои обстоятельства. В противном случае мир рухнет». Одна из целей фантазирования ребенка - достижение чувства, что ты, наконец, владеешь ситуацией, что ты - хозяин положения. Для детей больных алкоголизмом родителей это чувство не только приятно, но и дает ощущение безопасности. Когда же подобный миф порожден чувством вины, неопределенностью, страхами, то он может подкреплять переживание бессилия и безнадежности. И тогда этот миф не помогает разрешать дилемму, а сам становится бременем.
Попытка ребенка сдержать пьянство родителей всегда заканчивается неудачей. Фрустрация неизбежна, контроль над обстоятельствами не удался, и ребенок еще сильнее винит себя за неспособность изменить что-либо в своей жизни.

4) «Вот придет кто-то или случится что-то, и все это изменится». Этот миф вырастает из чувства собственного бессилия, он снимает вину с ребенка и возлагает ее на какую-то внешнюю силу. Миф пред¬лагает надежду. В действительности никакая внешняя сила не может изменить ситуацию в семье к лучшему, во всяком случае, до тех пор, пока родители не попросят помощи у специалистов. Если же ждать магической помощи со стороны, то надо признать, что семья сама ничего не может. Она дрейфует по волнам, полагаясь на приливы и отливы. Ожидание, отказ действовать, стагнация могут привести к депрессии. Взрослеть - значит расставаться с фантазиями, заблуждениями, ложными верованиями.
В целом нет ничего необычного или патологического в том, что ребенок фантазирует, создает свои мифы. Это свойственно детям. Плохо, когда фантазии, выдумки занимают место реальности, используются вместо действительности. Мифы могут иммобилизовать ребенка вместо того, чтобы сделать его свободнее, а это опасно для его развития: способность быть хозяином своей судьбы уменьшается, а не возрастает.

Таким образом, детский период развития отличается рядом особенностей у детей алкоголиков. Если они остаются без помощи, то эти особенности могут накладывать отпечаток и на их жизнь в зрелом возрасте.


Типология ролей, принимаемых детьми в дисфункциональных семьях

Как взрослые, так и дети в алкогольных и других дисфункциональных семьях принимают на себя определенные роли. Это реакция на хронический стресс, каким является алкоголизм родителей. Роль складывается неосознанно и очень рано, даже в 2-летнем возрасте. Поскольку роли помогают детям выжить, то они получили название: «роли выживания». Описаны четыре основные роли.

1. Герой семьи. Его суть выражается словом «сверхдостижения». Это ответственный ребенок с высокими достижениями в учебе либо в спорте, но уделяющий мало внимания своим любимым интересам. На первое место он ставит интересы других. Может быть лидером в классе или компании, активен в ситуациях, требующих действия. Часто это старший или единственный ребенок в семье.

2. Проблемный ребенок, «козел отпущения», бунтовщик. Главные его характеристики «трудности поведения» делинквентность, т.е. нарушения закона. Использует негативные формы поведения для привлечения к себе внимания. Чувствует себя эмоционально отвергнутым, своим поведением бросает вызов семье. Как он сам, так и его друзья постоянно попадают в трудные ситуации. Окружающие считают его возмутителем спокойствия. Легко вовлекается в группы сверстников, употребляющих алкоголь и наркотики.

3. Потерянный ребенок. Суть этой роли выражают два слова «застенчивость и незаметность». Кроткий ребенок, который держится изолированно от всей семьи, живет в мире фантазий. Проводит время в одиночестве, за тихими занятиями, сильно страдает от одиночества. Родители считают, что он не нуждается во внимании, так как сам может позаботиться о себе. Дисциплину не нарушает. Любит помогать оказавшимся в беде, свои трудности считает менее важными, чем трудности других, уступает во всем другим. По мере взросления может приобщиться к употреблению наркотиков с целью достижения психологического комфорта.

4. Талисман семьи. Суть его – «клоунада». Часто это младший ребенок в семье, всеми любимый; его поведение всерьез не принимают из-за возраста. Гиперактивен, использует шутки, дурачества, чтобы привлечь к себе внимание и смягчить тяжелую психологическую атмосферу семьи. С этой же целью играет роль клоуна.
Общими особенностями детей – «исполнителей» всех четырех ролей являются их внутренние чувства, среди которых доминируют душевная боль, страх, стыд, вина.

Если бы мне пришлось разговаривать с детьми алкоголиков школьного возраста, то я постаралась бы донести до них следующие сообщения.
1. Это не твоя вина.
2. Твои мама и папа в действительности любят тебя, несмотря на то, что они не всегда это показывают.
3. Ты не можешь, как заставить своих родителей принимать алкоголь, наркотики, так ты не можешь заставить их прекратить принимать.
4. Ты заслуживаешь помощи самому себе.
5. Алкоголик может выздороветь, но даже если он не выздоравливает, дети могут чувствовать себя лучше.
6. Ты – не одинок. Есть много детей, подобных тебе, есть такие места и такие люди, куда можно обратиться за помощью.

http://www.psynavigator.ru/articles.php?code=493
 
Назад
Сверху Снизу