Важно Самое важное

Да мне Вотьку жалко, чего она себя истезает бесконечно этими тренингами, при том и терапию делает еще. Что ищет там? Чего не хватает? Может и не там надо искать выход или успокоения? если не помогает путем метод. Учитывая что она часто ходит туда. мож подсела уже?
 
Да мне Вотьку жалко, чего она себя истезает бесконечно этими тренингами, при том и терапию делает еще. Что ищет там? Чего не хватает? Может и не там надо искать выход или успокоения? если не помогает путем метод. Учитывая что она часто ходит туда. мож подсела уже?
Слава Богу, хоть у кого-то я вызываю человеческие чувства.
Мои тренинги- то же самое, что индивидуалка, только там людей много.
И нет ничего типа я все могу, я управляю миром- короче всего, что дальше на строчке написано. 😁
Уползаешь с тренинга и думаешь- да сколько ж можно то, опять я не молодец. ☹️
Раз в полтора- два месяца- ничего не часто.
По сути у меня такие же чувства от тренингов, как от нашего раздела. Только там без переходов на личности и разной дребедени местной.
 
Я читала ту статью еще в черновом варианте, написанную блоками на форуме, теперь она написана в чистовом виде. С моей точки зрения - статья - шедевральна совершенно.
Я тоже думаю, что стаатья шедевральна. На всякий случай целиком сюда выложу


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ РАЗВИТИЯ ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ И МЫШЛЕНИЯ В СЕМЬЕ

Автор: Косухина Мария


Чем детство аддиктивного (зависимого) человека отличается от детства других людей?

Тем, что такие люди воспитываются в дисфункциональных семьях.

Что такое дисфункциональная семья?

Это семья, в которой имела место зависимость (чаще химическая: алкоголизм или наркомания, или нехимическая: трудоголизм, игромания, адреналиновая зависимость, сектантство, и т.п...), или жестокое обращение (физическая, сексуальная или эмоциональная агрессия) по отношению к ребенку, или в семье был неизлечимо больной человек, или это неполная семья.

Что же с происходит с детьми в таких семьях?

В здоровой семье у каждого члена семьи есть своя роль, и роли эти равноправны, каждому уделяется доля внимания, проявляется уважение к индивидуальности, чувства каждого члена семьи представляются как ценность. В такой семье, ребенок с детства может открыто выражать свои чувства, желания, смело рассуждать, и будет выслушан, понят, принят. В дисфункциональной семье у ребенка такой возможности нет. Вся семья «вертится» вокруг одного человека. Если это алкоголик, то все настроение, деятельность и функциональность семьи зависит от того – в каком он состоянии, в каком настроении и чем планирует заниматься, в семье нет стабильности в отношениях, невозможно что-либо планировать... В этом случае – ребенок вынужден подстраиваться под этот неровный ритм семьи, и для открытого выражения чувств нет места. Если в семье кто-то болен – также, все семейные процессы зависят от того – в каком состоянии больной, семья подстраивается под его режим, порой диету, на ребенка возлагается некая ответственность за здоровье родственника, и ему, опять-таки, приходится посторониться со своими чувствами. Если один из родителей (или оба) авторитарен, диктует свои правила, догмы, не интересуясь желаниями и интересами ребенка – происходит то же самое: ребенок поглощен оправдыванием ожиданий родителей, и его чувства уходят на задний план. В неполных семьях часто центром пристального внимания становится сам ребенок, и либо из него пытаются сделать что-то, чтобы потом можно было им гордиться, либо до него нет дела, и чувства его никто учитывать не собирается.

Стиль воспитания в дисфункциональных семьях: или гиперопека (когда из ребенка делают беспомощного человека, не давая ему самостоятельно принимать решения, решать жизненные задачи и проблемы), или авторитарный стиль воспитания (ребенка «муштруют», требуя от него больше, чем он может дать, пытаясь сделать из него некий идеал, которым впоследствии можно гордиться), или попустительский стиль воспитания (когда до ребенка родителям нет дела), или непостоянный стиль, в зависимости от настроения родителей. В каждом из этих стилей воспитания, переживания и чувства ребенка не представляют интереса для родителей, он остается со своими чувствами наедине.

Почему я говорю о чувствах?

Потому что чувства этих детей никуда не деваются. Они забиваются внутрь, заглушаются, и становятся похожими на сдавленную пружинку, которая рано или поздно выстрелит. Обычно это случается в подростковом возрасте. И ребенок сам того не понимает – почему его тянет к "плохим ребятам", почему ему с ними интереснее, почему он начинает ненавидеть обычную размеренную жизнь, почему ему скучно без "драйва", "рамса", острых ощущений, какого-то безумия... Оставаясь наедине с собой, такой человек беспокоен, тревожен, невротичен, он чувствует некую "пустоту". Происходит это потому что то, что он раньше в себе сдерживал – сейчас выплескивается в крайних, искаженных, уродливых формах. Та самая «сдавленная пружинка» сопротивляется давлению. И если этот механизм завелся, то остановить его практически невозможно.

Такое детство не только у алкоголиков и наркоманов. Оно служит началом вообще любой зависимости. например – созависимости, игромании, сектантству, увлечению эзотерикой, трудоголизму… и т.п.

Что характерно, поскольку такой ребенок не знает другого детства, он умудряется быть в нем счастливым, и часто вспоминая свое детство, когда уже взрослый – в голову приходят радостные картинки. Например, один пациент-наркоман считал счастливыми воспоминания, когда отец приходил домой пьяный, с разбитым лицом, и видя испуганные глаза своего ребенка рассказывал ему, что он участвовал в государственном задании, боролся с врагами. Мальчик верил ему, гордился им, и приходя во двор рассказывал другим мальчишкам, что его отец – герой. И страшная правда, что его отец никакой не герой, а обычный алкоголик для него была настолько травматична, что он об этом не думал даже когда вырос. Он всегда считал его героем. Или женщина, страдающая от алкоголизма, радостно вспоминает, какой ее отец был добрый, когда был пьяный. Он приходил обязательно с конфетами, подарками, и у него в эти моменты можно было попросить все, что хочешь, он мог сделать что угодно для «любимой дочки». Или воспоминания алкоголика, что когда он был подростком, мать-контролер которого никуда его не пускала с друзьями, загружала занятиями музыкой – вспоминает, как испытал огромную радость, когда удавалось ее обманывать и все-таки погулять. Или воспоминания женщины, попавшей в секту о том, как она с детства была "взрослой", она об этом вспоминает с гордостью, и даже не задумывается о том, что это лишь говорит о том, что она была лишена поддержки родителей, детской непосредственности, беззаботным радостям. В более поздних воспоминаниях она рассказывала как подростком приходила на могилу умершего от диабета брата, сидела у могилы, и говорила ему о своих печалях. Не потому ли, что в ее жизни с детства не было живого человека, с которым она могла об этом поговорить?

Все эти «приятные» детские воспоминания, на самом деле – печальны и жестоки, но дети умудряются им радоваться, потому что не знают ни о каком другом детском счастье, и принимают за счастье то, что есть.

Характерные черты, формирующиеся в детстве в дисфункциональной семье

Что происходит с ребенком к подростковому возрасту я вкратце описала. А если глубже – из-за того, что чувства в детстве подавлялись, формируется гиперчувствительность.

narcomania-causes-emotions.gif



Рис. 1. Графическое изображение эмоционального фона

Центральная линия - состояние душевного покоя
Здоровый эмоциональный фон (вверху)
Эмоциональный фон гиперчувствительного человека (внизу).

Если для здорового человека радость – это приятное чувство, то у гиперчувствительного – радость «до умопомрачения». Если у здорового проблемы вызывают неприятные ощущения, но с этим можно жить, то у гиперчувствительного это – «вселенская трагедь». Гиперчувствительных можно определить по характерному мироощущению, и фразам, его отражающим, отличающимся крайней эмоциональной окраской, например, если парня бросила девушка, то он заявляет, что больше не верит никому, что больше никогда не будет любить, и долго не может выйти из состояния горя, и чтобы уйти от этого чувства может начать пить... Я проводила опрос: «что Вы делаете когда Вам плохо?». Несколько человек ответили в стиле: «беру ящик водки…», «напиваюсь». Эта стандартная реакция гиперчувствительных людей. Если у гиперчувствительного радостное событие – то его обязательно надо как-то безумно отметить: напиться, наглотаться таблеток, обкуриться, и т.п... И по некоторым людям можно заметить, что одна из первых мыслей, сопутствующая их радости: «Надо отметить».

Гиперчувствительность проявляется не только в том, что ее нужно заглушать алкоголем или другими хим.веществамии. Мир таких людей поделен на «черное и белое». Они либо восхищаются, либо ненавидят, они ранимы и впечатлительны, они могут быть безразличны к проблемам близкого, но в то же время страдать, просматривая сентиментальный фильм, или видя несправедливость в обществе, или проходя мимо бездомной собаки.

Чувства у таких людей зашкаливают, жить с этим тяжело, и подросток судорожно ищет – чем бы их "погасить", "не чувствовать", одновременно стремясь к крайним эмоциональным состояниям, без которых его жизнь кажется пустой, потому что других эмоций он не ощущает. Неслучайно, алкоголизм (наркоманию) называют болезнью «замороженных чувств». Речь идет об отсутствии нормальных, человеческих чувств. Эти люди их не ощущают, поэтому они не способны почувствовать «вкус жизни», не видят «красок жизни», мир представляется им серым, унылым и депрессивным, нормальные люди – скучными, неинтересными, ведущими однообразную, бессмысленную жизнь. Они постоянно пытаются «добавить красок» к своему существованию разнообразными искусственными способами, путем погружения себя в пиковые, крайние эмоции. Они испытывают внутренний конфликт, не принимают мир таким, какой он есть, не видят смысла в обычной человеческой жизни, хотят лучшего, большего... Поэтому часто аддикции (зависимости) у них присутствуют в комплексе, и сменяются друг другом. Например, алкоголизму и наркомании часто сопутствует эзотерика, шаманство, увлечение холотропным дыханием, лжеучениями, в которых практикуется длительные медитации, или созависимость часто идет рядом с зависимостями, предоставляющими иллюзии, например астрология, или нью-эйджеские сектантские направления, такие как «позитивное мышление», «авторство жизни», «визуализация желаний», их несет в эко-поселения, на тренинги личностного роста, и т.п… Эти аддикции дают иллюзию контроля, управления своей жизнью и другими людьми, ощущение собственной значимости и важности, псевдосмысловое наполнение духовного вакуума, и кроме того такие желанные для аддиктов – крайние эмоциональные состояния, или состояние измененного сознания.

Гиперчувствительные люди кроме того, что сами чрезмерно эмоциональны, они способны провоцировать сильные эмоции и у тех, кто с ними общается. Если они не вызывают таких эмоций и не получают в ответ "взаимности" - они теряют интерес, не понимают отношения к себе. Если они добиваются желаемых "гиперчувств" в ответ - отношения продолжаются, и чем больше общение приносит крайних эмоций - тем оно теснее и ближе. Таким образом, с детства гиперчувствительные люди "отсеивают" от себя людей, испытывающих здоровые эмоции и общаются только с себеподобными. Аддиктивные личности дружат друг с другом, создают семьи, основа отношений в которых сильные эмоции.

Кроме гиперчувствительности в процессе жизни в дисфункциональной семье у ребенка формируется идеализм (искаженное восприятие мира) и перфекционизм.

Идеалисты очень остро воспринимают несправедливость этого мира. Именно от них можно услышать: «Не мы такие – жизнь такая», или «Жизнь – дерьмо», или «Люди – волки». Они как будто пытаются изменить этот мир, контролировать его, но поскольку это изначально обречено на провал – очень страдают от того, что в мире многое не так, как им бы хотелось. Они не принимают мир и себя в этом мире, стремятся к неосуществимым идеалам, переживают из-за того, что всё, все, и они сами - несовершенны. Именно идеализм часто их приводит в секты, или в занятия эзотерикой, магией... Лжеучения дают им иллюзию некоего идеального (на фоне несовершенного) мира, к которому можно стремиться, и ощущение "усовершенствования", приближения к идеалу себя, становление неуязвимым "суперчеловеком".

Перфекционизм – это способность либо делать все на 6 с плюсом, либо вообще ничего не делать. Перфекционисты не дают себе права на ошибку, не прощают ошибки другим, поскольку свои ошибки им признать трудно – они во всех своих проблемах ищут виноватых. Обычно они или с детства страдают от комплекса отличника, или становятся двоечниками-изгоями, среднего не бывает. Страдающие от синдрома отличника, добиваясь отличных результатов не бывают удовлетворены ими, ощущение, что "можно было лучше" преследует их, они винят себя за лень и собственное несовершенство, они считают, что только достижениями можно добиться любви и признания, они всю жизнь оправдывают чьи-то ожидания и сравнивают себя с кем-либо. Двоечники-изгои живут, смирившись с ярлыком неудачника, подкрепляя его своим поведением намеренно, выполнение каких-либо дел для них кажутся непосильными, поэтому они часто вообще от них уклоняются, найдя виноватых в своих проблемах, а в глубине души обвиняя себя. Они считают себя недостойными любви, и пытаются добиться ее эпатажем, неординарными действиями и самоутверждением за счет других людей... И те и другие живут в колоссальном напряжении, которое терпеть очень трудно.

И если идеализм и перфекционизм в комплексе с гиперчувствительностью – можно представить себе, как такие люди воспринимают неудачи. Для них проблема является катастрофой.

Многим людям свойственен идеализм, или перфекционизм в той или иной степени. Но все вместе: идеализм, перфекционизм и гиперчувствительность – свойственны только людям с аддиктивным (зависимым) мышлением и поведением. Им просто больно жить.
 
СТЕЦ:

Алкоголизм развивается очень медленно. Наши сроки - десятилетия, Это плохо, потому. что за такое время человек успевает патологически адаптироваться.
Причем речь идет не только об алкоголике, но и о созависимых. Ну да, он год работает, чувствует себя виноватым, выполняет любые прихоти и капризы, потом начинает раздражаться, цепляться за мелочи, ревновать, Но мама говорила. что так бывает всегда. И у нее так было, А те, кто говорят, что живут душа в душу и не ругаются никогда, просто врут. Потом он пьет, потом нарколожка, Потом опять виноватый. И так далее. Все понятно, все предсказуемо, все хорошо.
Любовь заменена на ненависть (добрую такую ненависть, по-свойски, по семейному), уважение заменено на заботу (беспокойство о низшем существе, примерно так хозяин беспокоиться о собаке), счастье заменено на страдание (но без этого как? Все страдают, я страдаю, Но я страдаю меньше, потому. что я лучше, сильнее, умнее, хитрее, и пр. и пр.)
Такая идеология настолько жизнеспособна, что целые народы поколениями так и жили и сейчас живут. Они даже не верят, что можно иначе. Очень "помогают" современные психологи, которые учат, что жизнь - это борьба, но если знать боевые приемы, можно выйти победителем.
*
Как это будет дальше? Не знаю, может через несколько лет запои станут чаще, ремиссии короче. А может через несколько лет он уйдет к молоденькой, когда у него начнется кризис среднего возраста? Или просто еще через несколько лет наступят возрастные изменения. И будут они сидеть на кухне, старик со старухой, Она браниться, он хихикает и прячет "маленькую"
 
Ежедневник Мелоди Битти
Когда это все произошло, людей мучает довольно насущный вопрос. Сразу после того, как определяется, кто конкретно был виноват, люди выясняют, а что же послужило причиной. И знаете, в большинстве случаев один из самых важных моментов в разладе между партнерами – отсутствие интимности.

Вот вы про что сейчас подумали? Да, и секс тоже бывает, что отсутствует, либо его недостаточно. Но это только часть интимности. Дело в том, что понимание интимности слишком уж сузилось последнее время в головах многих людей чисто до секса. И даже именно до технической стороны секса. На самом деле, интимность, это близость и открытость партнеров. В целом она включает несколько основных параметров:

Знание о партнере.
Забота о партнере.
Взаимозависимость.
Доверие.
Взаимность чувств и эмоций.

Когда люди встречаются и у них начинается роман… то нужно осознавать, что роман этот происходит не между сферическими конями в вакууме, а между реальными людьми. Что такое человек? Это некоторое собрание плюсов и минусов, проблем, комплексов, ожиданий и чаяний. Роман и всякие конфетно-букетные этапы приходятся на «окситоциновый период». С людьми в период развития отношений происходит приблизительно то же, что между матерью и ребенком. Как смотрят мать и ребенок друг на друга ( если взять норму)? Видят только положительное, а отрицательное сглаживается. Окситоцин таким же образом поддерживает ощущение близости и понимания в паре. Под его воздействием люди готовы жертвовать чем-то личным, стараться быть лучше для партнера, сдерживать негатив и создавать друг другу праздник.

Длится это удовольствие у всех влюбленных по-разному, но где-то сильно усредненный вариант приближается к 6 месяцам. Дальше уровень окситоцина, если его не поддерживать, начинает постепенно падать. И что остается? Остаются те самые реальные люди, со всем своим прекрасным багажом. Конечно, в определенном плане они стараются восстановить себе удовольствие. Память хранит ситуации, что именно в паре родитель ребенок было много окситоцина и партнеры могут брать на себя детскую или родительскую роль в попытке восстановить окситоциновый уровень. Ну тут уж кому что близко Кто-то может читать нотации, чтобы показать свою заботу, кто-то «шалить» чтобы видеть что ему все прощается. Восстанавливает ли это интимность зависит от того, насколько партнеры попадают в родительские роли друг друга. И насколько такая модель приемлема для конкретной личности.

Более того очень распространена ситуация, когда люди не то, чтобы теряют близость, они ее никогда и не имели. И не только не имели, но и бояться ее иметь. А так как человек не может вот без этой самой интимности жить, ибо существо общественное, находится ей замена. Это так называемые «фантазийные связи».

Что это такое? Вот, к примеру, встречаетесь вы с человеком. Он или она, к примеру, любит картошку. Вы недолго думая определяете, что картошку нужно есть с грибами и сметаной, а грибы собирать в лесу, а значит он\она заядлый грибник. И прикиньте, вы тоже грибник! Какое совпадение взглядов! Судьба! И вы начинаете воображать, как романтично вы ворошите листья в осеннем лесу, пьете горячий чай и термоса, сидя на пенечке спина к спине… Вашему мозгу все равно и, если вы четко представляете некую совместную деятельность в лесу достаточно ярко и отказываетесь включать другие отделы мозга, то окситоцин бьет фонтаном. Жениться/выходить замуж немедленно!

А что потом? Потом оказывается, что ваш новоиспеченный законный супруг или супруга не только не грибники, но и не ягодники, и вообще от дикой природы не в восторге. И для чего нужны были эти все придумки с грибами и воображения ваших походов в лес? Может, стоило что-то во внимание взять из реальности? Да, стоило, конечно, если ты не опасаешься, что ты как грибник можешь быть интересен кому-то. Или если ты ждешь принца, то в твоей сказке он должен появиться по любому. Т.е. «реальные качества» очень подходят, если ты не боишься строить близкие отношения с реальным человеком и предъявлять ему свои реальные качества, не боишься боли от того, что может что-то не получиться с кем-то, кого ты подпустил слишком близко.

И страх интимности сейчас настолько распространен, что вполне обычна ситуация, когда она думает, что он грибник и будет ходить по лесам в поисках груздей, а он думает, что она рыбак и будет с ним ловить лещей. Через некоторое время на волне спада окситоцина оказывается, что один не собирается идти в лес, другой не хочет идти на речку. И главное, что никогда не хотели. Да, на волне окситоцина могли появляться отрывочные желания пойти с любимым и на рыбалку и в лес, и по дрова. Но это из разряда клятвы пойти « и в огонь и в воду». Т.е. говорить люди говорят, но самоутопление и самосожжение не планируют. Другой вопрос, что противоположенная сторона будет реально воспринимать все эти воды и огни

Довольно характерно, что разрушение этих фантазийных связей люди воспринимают как обман со стороны партнера. Всем видом, сволочь показывала, что будет лещей ловить, а после свадьбы сняла свою лживую маску… Хотя мало кто задается вопросом, а чтобы было если бы она перед ЗАГСом призналась, что рыбалку не любит. Не ужели бы все бросил и сбежал? Да некоторые так делают, но подавляющее большинство под окситоцином и с тягой к фантазиям подумает, что это такая мелочь! Ведь рыбалку можно всегда полюбить. А вот когда она полюбит рыбалку и лещей….

Что делать? По нормальному надо вздохнуть и начать строить отношения на том, что есть и искать точки соприкосновения, если вы все еще заинтересованы в партнере. При желании это возможно вполне. Но в реальности люди выбирают 3 основных пути. Они либо чувствуют себя несчастными, клянут судьбу, либо ищут новый окситоцин на стороне, либо продолжают фантазировать о чем-то еще иллюзорном совместном и поддерживают свой окситоцин на уровне. Комбинации в паре могут быть разные. Если говорить о том случае что семья не удалась, то один из пары может вполне нормально представлять, как обстоят дела, но вот фантазии партнёра могут сделать связь дисфункциональной.

Но в целом, для обоих или для одного из партнеров опять же на фоне низкого окситоцина другой становится менее физически привлекательным. На то, что казалось ранее не важным, начинает бросаться в глаза и раздражать. Ничего общего у них нет, не из чего получать важный для душевного комфорта окситоцин.

Только тут не надо идеализировать ситуацию для одного из партнёров в таких парах. Он\она «нищасный» не получал своего окситоцина и был вынужден … просто таки его толкнули и он \она упал в чужие объятия. Откуда добывать окситоцин каждый решает для себя сам. И будучи человеком разумным, может регулировать и осознавать свои гормональные всплески, а так же прогнозировать, чем это все закончится.

Интимность всегда восстановить можно, если на это имеется желание обеих сторон. Если какая-то сторона не желает этого делать, насильно из нее не капли окситоцина не выбить. И вот так неожиданно он вдруг не зафонтанирует, если был некоторый период разлада и холодности. Это к вопросу о советах в гламурных журналах, «если вы заметили, что у вашего мужа появилась любовница и он охладел к вам, устройте романтический ужин при свечах, оденьтесь сексуально и т.п.» Секс может иметь место после ужина и сексуального наряда, но вот то что муж вернется и забудет всех любовниц раз и на всегда, маловероятно.

Да. Придется все строить снова. Но только теперь интимность, привязанность, близость и все, что еще между вами было, уже нужно будет поставить на реальную почву.

Что важно при новом строительстве:

Энтузиазм это неплохо, но это не тот вариант « выполним пятилетку в 3 года». Когда люди торопятся, то обычно они перестают слышать другого партнёра, т.е. упускают самое основное, к чему и нужно стремиться.
Посмотрите на себя, есть ли у Вас фантазийные связи с вашим партнером. Их очень часто не видно и они воспринимаются как реальность. В этом и суть их защитной функции, они должны быть максимально похожи на реальность. Но если их у себя не поймать, то может получиться тоже самое, что вы уже проходили.
Не занимайте пассивную позицию, типа это она все устроила и пусть теперь разгребает. Помните, что если вы сами не строите свою жизнь, за вас ее построят, но не факт, что это окажется то, что вам надо.
Договаривайтесь на счет общих шагов и распределения обязанностей. Если у вас было непонимание и ложные ожидания, то это не значит, что они вдруг пропадут. Не пускайте на самотек отношения.
Озвучивайте свои ожидания и намерения. Дайте партнеру знания о себе, не ждите, что он «должен догадаться если любит».

Совместное времяпровождение и интересы связывают людей, создают тот самый окситоциновый фон, но это не значит, что пара должна проводить 100% времени совместно. «Скученность» и отсутствие свободы создает стресс. Кому и сколько чего надо – индивидуально и тоже требует притирки. Кстати иногда может оказаться, что потребность в свободе у одного из партнеров гораздо больше чем у другого. Никто никого терпеть не обязан и никто никому не обязан уступать. Отношения построенные не жертвах и благодарности к жертвам далеки от понятия «любовь».
Ищите удовольствие от общества друг друга. Если это будет только «выполнение долга» или «жертва во имя детей» интимность построить будет нелегко.

Ну и ищите вариации и баланс в отношениях. Люди уникальны и создают уникальные пары. Нет точных рецептов, которые все исправят за какой-то определенный срок. Надо учиться не только строить отношения , но и поддерживать их. Второе даже более сложно.

Наталья Стилсон.
 
Из Пышки
"И тогда мне не приходило в голову, что мужчина, истинно ценящий женщину, сам позаботиться о семейном гнезде и уюте для нее. И что в этом гнезде, возможно, наслаждаться семейным счастьем будет совсем другая птица."
 
☹️
Третье поколение стало поколением тревоги, вины, гиперотвественности. У всего этого были свои плюсы, именно эти люди сейчас успешны в самых разных областях, именно они умеют договариваться и учитывать разные точки зрения. Предвидеть, быть бдительными, принимать решения самостоятельно, не ждать помощи извне – сильные стороны. Беречь, заботиться, опекать.
Но есть у гиперотвественности, как у всякого «гипер» и другая сторона. Если внутреннему ребенку военных детей не хватало любви и безопасности, то внутреннему ребенку «поколения дяди Федора» не хватало детскости, беззаботности. А внутренний ребенок – он свое возьмет по-любому, он такой. Ну и берет. Именно у людей этого поколения часто наблюдается такая штука, как «агрессивно-пассивное поведение». Это значит, что в ситуации «надо, но не хочется» человек не протестует открыто: «не хочу и не буду!», но и не смиряется «ну, надо, так надо». Он всякими разными, порой весьма изобретательными способами, устраивает саботаж.
Часто люди этого поколения отмечают у себя чувство, что они старше окружающих, даже пожилых людей. И при этом сами не ощущают себя «вполне взрослыми», нет «чувства зрелости». Молодость как-то прыжком переходит в пожилой возраст. И обратно, иногда по нескольку раз в день.
 
Мир отличную ссылку ты нашла!

ЗАВИСИМОСТЬ: СЕМЕЙНАЯ БОЛЕЗНЬ

В.Д. Москаленко

Что такое созависимость (проблемы дефиниции)?

Созависимость – это состояние, возникающее у членов семьи больного алкоголизмом или другими формами зависимости, которое подчас тяжелее, чем само заболевание. С начала 1980-х годов этот термин употребляется с растущей частотой. В мире развивается целое движение по преодолению созависимости.

Единого краткого определения (дефиниции) созависимости нет. Ряд исследователей давали несколько различающиеся определения, однако они лишь подчеркивали те или иные стороны созависимости. Если читателю скучно читать научные определения, то можно пропустить этот раздел. Приведу ряд определений.

Американский исследователь Смоли:

"Созависимость – это паттерн усвоенных форм поведения, чувств и верований, делающих жизнь болезненной. Это зависимость от людей и явлений внешнего мира, сопровождающаяся невниманием к себе до такой степени, что мало остается возможностей для самоидентификации" (цит. по Whitefield C.Z. 1989).

Другой американский исследователь Уэкшайдер-Круз:

"Это (созависимость) постоянная концентрация мысли на ком-то или на чем-то и зависимость (эмоциональная, социальная, иногда физическая) от человека или объекта. Иногда эта зависимость от другого человека становится патологическим состоянием, влияющим на все другие взаимоотношения (цит. по Whitefield C.Z. 1989).

Исследователь Янг:

Созависимость – это "плохое здоровье, нарушение адаптации и проблемы поведения, связанные с совместным проживанием с больным алкоголизмом" (Young E. 1987).

Исследователь Шеф:

"Созависимость – это болезнь, имеющая множество форм и выражений и вырастающая из основного процесса, который я называю процессом развития зависимости" (Schaef A.W. 1986).

Чермак считает:

Созависимость – это "нарушение личности, основанное на: необходимости контроля ситуации во избежание неблагоприятных последствий; невнимании к своим собственным нуждам; нарушении границ в области интимных и духовных взаимоотношений; слиянии всех интересов с дисфункциональным лицом. Другие проявления – отрицание, депрессия, вызванные стрессом соматические заболевания" (цит. по Whitefield C.Z. 1989).

Meнденгол определяет Созависимость как "вызванную стрессом концентрацию мысли на чьей-либо жизни, что приводит к нарушению адаптации" (Mendenhall W. 1989).

Сабби считает, что Созависимость – "это эмоциональное, психологическое и поведенческое состояние, развившееся в результате подверженности длительному стрессу и использования набора подавляющих правил – правил, которые не позволяют открыто выражать свои чувства, а также прямо обсуждать личные и межличные проблемы" (Subby R. цит. по Schaef A.W. 1986). Более подробно проблемы дефиниции созависимости изложены мною в статье (Москаленко В.Д., 1994).

Я изучила большую научную статью авторов из Великобритании о влиянии алкоголизма на супругов и детей (Hurcom С., Copello A. 2000). В статье критически рассматривается "движение созависимости". Упоминают определения различных авторов. Например, Созависимость – это "шикарный невроз нашего времени" (Lyon, Greenberg) "мусорный бак" (Anderson), "пристрастие к нездоровой заботе во взаимоотношениях" (Gordon, Barret).

Как бы ни критиковали движение созависимости, все же авторы статьи приходят к выводу, что "Созависимость, похоже, воспринимается большим числом психотерапевтов, исследователей и клиентов как полезный конструкт для объяснения трудностей многих людей, страдающих от пьянства своих родственников" (Hurcom С., Copello А., 2000).

В качестве рабочего инструмента можно принять следующее определение.

"Созависимый человек – это тот, кто полностью поглощен тем, чтобы управлять поведением другого человека и совершенно не заботится об удовлетворении собственных жизненно важных потребностей".

Созависимость в известном смысле – это отказ от себя.


Характеристики созависимости

Низкая самооценка

Это основная, фундаментальная характеристика созависимых, на которой базируются все остальные признаки. Созависимые о себе не думают, не воспринимают себя как людей ценных, достойных всяческого уважения. Иначе как бы жена алкоголика допустила, чтобы муж ее избивал? Причем не один раз, а систематически? Надо очень низко ценить себя, чтобы позволять другим дурно с собой обращаться. Надо очень низко ценить себя, чтобы допускать саморазрушающее поведение. Надо очень не любить себя, чтобы позволить другим распоряжаться своей жизнью.

Когда жена алкоголика расскажет о своей семье, я задаю такой вопрос.

– Вот у вас в семье четыре человека. Скажите, на каком месте вы сами у себя в сознании? Какое место по важности вы себе отводите в семье?

– Я? На десятом. Мне важно, чтобы они – муж и дети – были в порядке. А я сама уж как-нибудь обойдусь.

– Без чего обойдетесь?

– Да без всего.

И действительно она обходится без того, что делает жизнь радостной. Обходится без любви, спокойствия, удовлетворяющих здоровых взаимоотношений. Низкая самооценка созависимых как будто приглашает в их жизнь боль, страдания, непереносимые испытания. Это из-за низкой самооценки они вступают в трудные взаимоотношения, долго терпят в проблемном браке, сохраняют верность тем людям, которые, возможно, не заслуживают таком преданности.

Однако иногда созависимые жены больных алкоголизмом выглядят так, как будто желают продемонстрирован, свое превосходство над другими. Это не более чем дымовая завеса. Сверхкомпенсация недостающего самоуважения. Чувство собственной низкой ценности требует сравнивать себя с другими и казаться лучше, чем другие.

Формула здоровой оценки весьма простая. Я – не хуже других, но я и не лучше других.

Первую часть формулы жены больных алкоголизмом воспринимают охотно, а вторую – с колебаниями. Вторая часть формулы лишает их того инструмента, с помощью которого они выживают при недостатке любви к себе. Часто созависимым требуется постоянно доказывать свое превосходство над другими, в первую очередь над мужем, чтобы выжить с критически низкой самооценкой.

Отсюда вытекает потребность осуждать, подчеркивать негативные стороны других. В каждом выражении жены содержится смысл: "Я лучше его, я не делаю тех безобразий, которые он все время делает".

Лишь в процессе выздоровления от созависимости приходит ясное понимание: "Я не люблю себя. Когда же я начну относиться к себе как к достойному человеку?" Мой ответ таков: "Начните сейчас".

Всего превыше: верен будь себе.

Тогда, как утро следует за ночью,

Последует за этим верность всем.

Уильям Шекспир "Гамлет", 1, сцена 3. Пер. Б. Пастернака.

Из низкой самооценки вытекает такая особенность созависимых, как направленность вовне.
 
Курс на внешние ориентиры

Созависимые полностью зависят от внешних оценок, от взаимоотношений с другими, хотя они слабо представляют, как другие должны к ним относиться.

Из-за низкой самооценки созависимые могут постоянно себя критиковать, но не переносят, когда другие их критикуют. Тогда созависимые становятся самоуверенными, негодующими, гневными.

Созависимые не умеют принимать комплименты и похвалу должным образом. Комплименты могут даже усиливать у них чувство вины или своей неадекватности. И в то же время у них портится настроение в результате отсутствия такой мощной подпитки чувства своей самоценности, как "словесные поглаживания", по Э. Берну (1992). В глубине души созависимые не считают себя достаточно хорошими людьми, они испытывают чувство вины, когда тратят на себя деньги или позволяют развлечение.

Созависимые говорят себе, что они ничего не могут сделать как следует и очень боятся делать ошибки. В их сознании и лексиконе доминируют многочисленные долженствования – "я должна", "ты должен". "Как я должна вести себя с мужем?" "Что мне делать с дочерью-наркоманкой? Пока что я заперла ее в комнате и отключила телефон". – вот обязательные вопросы, которые задают психотерапевту созависимые.

Созависимые стыдятся пьянства мужа либо наркомании сына или дочери. Эти проблемы они держат как большой секрет семьи. Созависимые родители наркоманов держат в секрете свои проблемы не только от друзей и знакомых, т.е. от внешнего мира, но они пытаются скрыть проблемы и внутри семьи. "Разве я могу сказать своей матери, что мой сын, ее единственный внук, – наркоман? Это убьет маму". А в это время бабушка наркомана уже узнала сама о болезни внука и страдает от того, что не может открыто говорить с дочерью на эту тему.

Низкая самооценка движет созависимыми, когда они стремятся помогать другим. Поскольку они не верят, что могут быть любимыми и ценными сами по себе, то они пытаются заработать любовь и внимание других. Так они в семье становятся незаменимыми, вернее думают, что они незаменимы.

"Весь смысл моей жизни – это мои мужчины, – говорит 40-летняя жена алкоголика, находящегося в состоянии длительной ремиссии, и мать 20-летнего сына-наркомана. Я встаю утром раньше всех, все у меня готово к тому времени, когда они встанут. Я даже им зубную пасту на щетки выдавливаю. Они встают, умываются, а я в это время постельки заправлю, и мне хорошо. Мне они только один раз в жизни тоже выдавили на щетку зубную пасту, и мне этого достаточно". А между тем в этой семье есть еще один ребенок – 3-летняя девочка. Почему-то в рассказе матери она не занимала значимого эмоционального положения. Вся жизнь созависимой женщины сконцентрировалась на "моих мужчинах".

Не любя себя, созависимые подл ива ют топлива в вечный двигатель. Нелюбовь к себе, привычку не ценить или обесценивать себя, не заботиться о себе, резко критиковать себя, держать себя в черном теле или в ежовых рукавицах, ничего хорошего о себе не думать созависимые вынесли из детства, из родительского дома.

Теперь в созданной собственной семье они продолжают относиться к себе так, как к ним относились значимые близкие лица, чаще всего это мать и отец. И повторяется тот же цикл. Если мы не умеем любить себя, то не можем и своим детям передать, как это делается. Детям надо показать, что человек может заботиться о себе. Я верю, что этому можно учиться и начать прямо сейчас.

Мы можем проснуться утром и сказать себе: "Я заслуживаю, чтобы этот день для меня был хорошим".

Мы можем каждый день спрашивать себя: "Что сегодня я могу сделать для себя такого, что было бы выражением бережного, нежного, мягкого отношения к себе?"

Мы можем любить других людей и позволить им любить нас.

Сегодня я буду любить себя. А если я примусь за старое и начну обращаться с собой как с не достойным любви человеком, я смогу распознать это и обязательно переменю старый образ мысли.


Страдания

"Очень прошу помочь моему горю: нет больше у меня сил дальше так жить. У нас с мужем двое детей: 6 и 3 года. Дети нормальные, а вот отец их пьет. И чем дальше, тем все хуже и хуже. Я не могу больше каждый день после работы видеть одну и ту же картину – пьяная рожа и даже мокрый диван. Не могу дышать этим воздухом. Сын все видит и слышит, будет брать пример с отца. Стоит мне понервничать, сразу начинаются головные боли и все прочие болезни.

Н., 30 лет".

Страдания этой женщины велики. В столь молодом возрасте се одолевают "все прочие болезни". Легко предположить, что ее болезни вызваны стрессом. Она живет под высоким напряжением чувств.

В большей или меньшей мере то же самое случается и с другими женами алкоголиков – высокий накал негативных эмоций и частые психосоматические болезни (психе – душа, сома – тело. Психосоматические болезни – телесные страдания, вызванные тяжкими душевными переживаниями).

Тело и душа связаны между собой прочнее, чем мы можем себе представить. Если забросить чувства, не проживать их и не выражать вовне, не осознавать, что ты чувствуешь, то можно заболеть телесно.

Быть больной, страдать и душевно, и телесно – типично для жены алкоголика. У этих женщин огромный талант страдать. Может быть, они сами наказывают себя страданием? Ведь часто они испытывают чувство вины. А когда чувствуешь себя виноватой, то неосознанно можешь наказывать себя. А, возможно, страдания им необходимы, чтобы оправдать стремление к неуспеху? Может быть, мы страдаем и верим, что таким путем зарабатываем себе более счастливое будущее?
Отказ от себя

Не перестаю удивляться ответам жен алкоголиков на простой вопрос.

– Как вы себя чувствуете?

– Не знаю.

– Попробуйте сосредоточиться на себе прямо сейчас и скажите, что вы чувствуете.

– Вот приду домой, увижу, в каком состоянии муж. Тогда и буду знать, как я себя чувствую.

Ситуация в семье, где есть больной алкоголизмом, сложна, серьезна и болезненна для всех членов семьи. Да что там говорить – люди живут в аду! Но почему эта страдающая женщина не может назвать свои чувства? Почему она ставит самую возможность определения своих чувств в зависимость от состояния мужа?

Другая женщина из подобной семьи выразилась еще загадочнее.

– Я давно уже никак себя не чувствую.

Пожалуй, в этом "никак себя не чувствую" кроется разгадка вопроса. Это отказ от чувств. В слишком болезненной ситуации не чувствовать легче, чем чувствовать. Своего рода обезболивание, наркоз без медикаментов. Значит, это защитная реакция, способ выживания. Какой ценой? За счет отказа от себя или важнейшей части себя.

Вот еще некоторые высказывания жен алкоголиков.

"Я стала неживой, какой-то деревянной", Л., 31 год.

"С тех пор, как он меня побил, у меня нет никаких эмоций, мне все равно, как я выгляжу", Л., 26 лет.

"Я очень люблю Сережу, но он сильно пьет и всячески меня унижает и даже физически мучает. Я во всем виню себя. А когда он говорит грубые слова, я становлюсь деревянной, мертвой, неживой, холодной", З., 44 года.

Почему жена алкоголика "деревенеет" и становится равнодушной к себе? Потому что живет в условиях запредельного, непереносимого страдания. Чтобы выжить, необходимо обезболить страдания. Отказ от чувств – ее анестезия, заморозка. Вспомним, как нам заморозка помогла перенести страх и боль удаления зуба.

Что такое наши чувства? Важнейшая часть нас самих, всех людей. Отказаться чувствовать – это в какой-то степени отказаться быть. Быть самим собой. Заодно отказаться быть удовлетворенным жизнью.

Попытка заморозить свои чувства, свести их широкую палитру до необходимого минимума – типично для жены алкоголика.
 
Не чувствовать – опасно

Отказываться от своих чувств не стоит. Это плохо для здоровья. Это процесс саморазрушения. Живая душа всегда что-то чувствует. Если мы убиваем чувства, мы убиваем душу.

Подавленные чувства блокируют нашу энергию. Вспомните, как много дел мы способны сделать в хорошем настроении, и наоборот. При постоянно подавляемых чувствах мы не можем сделать все то хорошее, на что способны. И, значит, останавливаемся в своем духовном росте. Это и есть процесс саморазрушения.

Среди жен алкоголиков нередки и такие случаи – она чувствует одно, а показывает другое. Одна такая женщина говорила мне: "На работе громче меня никто не смеется, ярче меня никто не красится. Это для того, чтобы они не узнали, какой у меня дома кошмар". Эта женщина лишает себя возможности выражать свои истинные чувства. Речь не идет о том, чтобы на работе рассказывать всем, что у нас происходит дома. На работе надо работать.

У этой женщины перекрыты каналы выражения чувств. Она как будто делает ложные отводные каналы, чтобы спутать картину. Результат – такой же разрушительный. Куда уходят ее силы? На подавление, на сокрытие истинных чувств. Она скрывает их не только от людей, но и от себя. Для здоровья было бы легче прожить эти чувства. А она на работу идет как в бой. Под забралом.

Отказ от реальных чувств и перекручивание, искажение их имеет цель выжить в трудных обстоятельствах. В горе некоторые из нас каменеют. Поэт об этом сказал так.

Где тут спрятаться? Куда?

Тихо входит в жизнь беда,

Всех спасает, как всегда,

От страданий слепота –

Лучший друг здоровья.

Наум Коржавин.

За время жизни с алкоголиком у жены повышается выносливость к эмоциональной боли. Если бы в первые дни или недели замужества ей сказали, что ее ждут измены, унижения, пьяные скандалы, даже побои, она в ужасе вскричала бы: "Я этого не вынесу!" А вот живет же и выносит. Это напоминает мне такой симптом алкоголизма, который называется ростом толерантности. По мере прогрессирования болезни больной выносит все большие и большие дозы алкоголя. Так и его жена становится способной переносить все больше и больше страданий.

Но – до определенного предела.

Наступает время полной непереносимости того, что причиняет страдания. Алкоголик пьянеет от малюсенькой рюмки. А его жена при намеке на прежние страдания впадает в состояние эмоционального опьянения. У нее наблюдается сильная реакция, накат чувств больше, чем того заслуживает ситуация.

Мир, в котором живут созависимые, давит на них, неясен им, полон тревожных предчувствий, ожиданий плохих известий. В этих обстоятельствах созависимые становятся все более ригидными и усиливают свой контроль. Они отчаянно пытаются удержать иллюзию построенного ими мира.

В эмоциональной палитре созависимых наряду со страхом живут другие так называемые негативные эмоции: тревога, стыд, вина, затянувшееся отчаяние, паника, гнев, ненависть, негодование и даже ярость.

Есть, однако, одна неожиданная особенность эмоциональной сферы – обнубиляция чувств. Это затуманивание чувств, неясность восприятия либо полный отказ от чувств. Поэтому созависимые женщины и говорят: "Я стала деревянной, мертвой".

По мере длительности стрессовой ситуации в семье у созависимых растет переносимость эмоциональной боли, нарастает толерантность негативных эмоций. Помогает росту толерантности такой механизм эмоционального обезболивания, как отказ чувствовать, потому что чувствовать слишком больно.

Порой жизнь созависимых протекает так, как будто и не воспринимается всеми чувствами. У них как будто утрачены навыки распознавания и понимания своих чувств. Они могут не заметить реально надвигающуюся опасность. Они слишком поглощены тем, чтобы удовлетворять желания других людей, может быть, поэтому утратили ощущение самих себя. Созависимый человек не в фокусе своего сознания. В центре его сознания зависимый больной. Созависимость – это отказ от себя. Созависимые даже иногда думают, что не имеют права на собственные чувства, они готовы отречься от своего чувственного опыта. "Как я могу наслаждаться здоровьем, когда мужу так плохо?".

Созависимые привыкают к искажению чувств. Они усвоили еще в родительском доме, что можно испытывать лишь приемлемые, "разрешенные" чувства. Созависимая жена хочет видеть себя доброй, любящей, но на самом деле у нее доминирует гнев либо даже негодование в связи с пьянством мужа. В результате ее гнев трансформируется в самонадеянность, самоуверенность. Трансформация чувств происходит подсознательно.

Негативные чувства в силу своей интенсивности могут генерализоваться и распространяться на других людей, в том числе и на врача. Легко возникает у созависимых ненависть к себе, которую они проецируют на других в порядке психологической защиты. Сокрытие стыда, ненависти может выглядеть как надменность и превосходство над другими. Это еще одна трансформация чувств.


Защита от страданий

Созависимые используют все формы психологической зашиты – рационализацию, минимизацию, вытеснение, но более всего отрицание. Они склонны игнорировать проблемы или делать вид, что ничего серьезного не происходит ("просто вчера он пришел пьяный").

Они как будто уговаривают себя, что завтра все будет лучше. Порою созависимые постоянно чем-то заняты, чтобы не думать о главной проблеме.

Созависимые легко обманывают себя, верят в ложь, верят всему, что им сказали, если сказанное подходит к желаемому. Самым ярким примером легковерия, в основе которого лежит созависимость и отрицание проблемы, является ситуация, когда жена больного алкоголизмом продолжает десятилетиями верить, что он бросит пить и все само собой изменится к лучшему. Созависимые хотят верить, а если они хотят, чтобы так было, то так и должно быть, по их логике. Они видят только то, что хотят видеть, и слышат только то, что хотят слышать.

Отрицание помогает созависимым жить в мире иллюзий, поскольку правда настолько болезненна, что они не могут ее вынести. Отрицание – это тот механизм, который дает им возможность обманывать себя.

Однако нечестность даже с самим собой – это уже утрата моральных принципов. Ложь неэтична. Обманывать себя – это деструктивный процесс как для себя, так и для других. Обман – форма духовной деградации.

Созависимые отрицают у себя наличие признаков созависимости. Именно отрицание мешает мотивировать их на лечение своих собственных проблем,

Что мы должны помнить?

Со своими чувствами необходимо обращаться бережно. У меня есть хорошая новость для читателя – этому можно учиться. Далее в книге мы посвятим целый раздел работе с чувствами. Вторая хорошая новость состоит в том, что страдания предшествуют духовному возрастанию. Если в страданиях есть смысл, то это наш рост, прогресс. Когда мы избавляемся от страданий, мы растем.

Блокировка чувств, отрицание хотя и помогают пережить шок, острую боль, но ведут к саморазрушению. На отказ от разнообразных чувств организм реагирует ослаблением общего физического состояния. И тогда открываются ворота для многих болезней, в том числе и тяжелых.
http://lib.rus.ec/b/405564/read#t4
 
Вот это бы большими буквами при входе в раздел))

Алкоголизм – это такая болезнь, в которой нет одной-единственной причины. Однако, точно известно, что один человек не может быть причиной болезни другого. Не надо мучить себя поисками виноватых. Ни жена, ни колхоз, ни армия не виноваты. Что касается жены, то я точно знаю, что ни одна жена в мире не явилась причиной алкоголизма своего мужа, даже та жена, которая вместе с ним пила.
 
Вот это бы большими буквами при входе в раздел))
Виновные как на ладони- гос. интересы.
Если гос-ву выгодно рубить деньги с продажи алконаркоты, оно будет всячески внедрять ее в массы. В Штатах готовится новая "развлекуха", если пройдет, то снова никто не будет виноват.
 
Я когда-то читала Пружину для мышеловки:

– У каждого человека есть два родителя, этот закон природы никто пока не отменил. Даже при искусственном оплодотворении, даже при использовании банка спермы – все равно так или иначе присутствуют мужчина и женщина. Человечество, голубчик мой, существует так давно, что представление об обязательном наличии мамы и папы закреплено на генном уровне, и с этим ничего поделать нельзя. Да и не надо. Более того, человеческий ум устроен таким образом, что он во всем ищет аналогии с собственной жизнью, ибо каждый человек сам для себя – центр вселенной, и в этом нет ничего плохого. Для каждого человека важнее всего на свете – он сам, его чувства, его потребности, его переживания. Именно поэтому он все соотносит с собой. И как только в окружающем его информационном поле появляются упоминания о чьих-то родителях, он мгновенно вспоминает о своих собственных. Порой осознанно, порой неосознанно, но вспоминает. Вы идете по улице и видите мужчину с маленьким мальчиком, вы понимаете, что это отец и сын, и ваше подсознание автоматически соотносит увиденное с вашим собственным опытом, возникает образ отца и тут же выплывают все связанные с ним эмоции, хотя вы их, разумеется, чаще всего и не замечаете, вы даже этого мужчину с мальчиком могли не заметить, шли себе задумавшись и внимания не обратили, но глаз-то ваш их увидел и команду в мозг на обработку информации послал, а мозг быстренько отправил в подсознание, поскольку сознание ваше в этот момент занято какими-то важными мыслями да и вообще оно про отца думать не любит. Ну, не любит – и не надо, у вас для обработки такой нелюбимой информации есть подсознание, которым вы управлять не можете, приказать ему не можете, и на вкусы ваши и пристрастия ему глубоко наплевать, оно живет по своему собственному разумению, а не по вашему.

Или другой пример: смотрит человек кино по телевизору, а там герой говорит: «Какие вкусные пирожки, прямо как у моей мамы». И тот, кто это кино смотрит, машинально вспоминает свою маму, и если в его воспоминаниях тоже присутствуют вкусные пирожки, он испытывает мгновенное приятное чувство. А если к тому же мамы уже нет в живых, чувство может оказаться грустным, человек может даже всплакнуть. Если же никаких пирожков мама не пекла, чувство будет окрашено легким сожалением, мол, у меня так не было. А если с мамой были постоянные тяжелые конфликты, душа вспомнит и об этом, и возникнет некоторый эмоциональный дискомфорт. Мгновенный, как легкий укол, человек его даже не заметит. Более того, он может и не заметить, что в этот момент вспомнил маму. Но это все на уровне сознания. А на уровне подсознания все фиксируется, ничто не проходит бесследно. И ранка от уколов становится все глубже и глубже, она начинается гноиться, воспаляться, расширяться. Образ родителей, информация о родителях присутствуют постоянно, она кругом, ее очень много, просто вы не привыкли обращать на нее внимание. Вашему сознанию она не нужна, а ваше подсознание принимает ее всю, и как оно реагирует? Только не надо мне говорить, что информацию об отцах вы соотносите с образом второго мужа вашей матушки, который усыновил вас, дал вам свою фамилию и даже отчество, воспитывал вас и стал вам добрым другом. Это все так, не спорю, но на генном уровне вы не можете отрицать, что у вас есть еще и родной отец, которого вы столь упорно именуете не родным, а биологическим. И каждый раз, сталкиваясь в окружающем мире с образом или понятием «отец», ваше подсознание соотносит его не с вашим отчимом, а именно с Олегом Петровичем Личко. В течение тринадцати лет, изо дня в день, каждый час, каждую минуту ваше подсознание, улавливая понятие «отец», порождает болезненный укол, потому что вы знаете, что Личко – человек недостойный, ненормальный, чудовищный, и вы не хотите быть его сыном. Вам стыдно и противно чувствовать себя его кровным родственником. Вы пытаетесь защититься от этого, делая вид, что Личко не имеет к вашей жизни никакого отношения, но если сделать вид, что проблемы нет, она ведь не исчезнет, она просто превратится в проблему, загнанную вглубь, а это куда опаснее. Когда проблема явственно видна, вы осознаете необходимость что-то с ней делать, как-то бороться, когда же она загнана вглубь, вы ничего с ней не делаете, не боретесь, не противостоите ей, и она живет себе вольготно, пускает корни, расширяется, углубляется, и в один прекрасный день вылезает в вашей жизни в чудовищном виде, потому что пока проблема маленькая, ей хватает места в вашем подсознании, но когда она разрастается, ей становится тесно и она ищет новые просторы. А знаете, где она их находит? Сначала в вашем сознании, потом в вашем поведении. Она появляется в ужасающем облике и начинает разрушить всю вашу жизнь, вашу работу, карьеру, ваши отношения с людьми, с коллегами, с родственниками, с самыми близкими. А потом она разрушит ваши отношения с самим собой. Вы превратитесь в тяжелого невротика, за этим последуют либо алкоголизм, либо большая психиатрия. Как вам такая перспектива? Поймите, голубчик мой Андрей Константинович, душевный мир человека напрямую зависит от того, может ли он любить и уважать своих близких. Родители, дети которых оказались недостойными людьми, никогда не найдут душевного мира, они обречены на внутренний разлад, потому что как родители они не могут своих детей не любить, но как личности, как индивиды они не могут их уважать. И этот диссонанс разрушает их жизнь. То же самое можно сказать и о детях. Человек генетически приспособлен для любви к своим родителям, и если по каким-то причинам приходится их не любить, не уважать, даже презирать, возникает точно такой же диссонанс, потому что рассудок входит в конфликт с природой. Вы можете мне тысячу раз повторить, что у вас все не так, и все это не про вас, и вы об Олеге Петровиче вообще не думаете и не вспоминаете о нем, но я вам не поверю. Не потому, что вы меня обманываете, а просто потому, что вы не знаете. А я знаю.
 
умничка))
Алкоголикам, даже завязавшим тока бы на пьедестал залезть, вот они, да, от самого дорого отказались, а созависимый так поддуривает несерьезно. Смысл зависимостями мериться? Везде - крах иллюзий, крах иллюзий пережит очень сложно, слабая переносимость фрустрации у зависимых, поэтому и тяжело.
 
Назад
Сверху Снизу