Что такое зависимость
В психологии зависимость называют аддиктивным поведением. Это непреодолимое влечение к веществам или объектам, выражающееся в совершении определенных действий, при отсутствии которых человек испытывает психологический дискомфорт. Отличие зависимости от увлечений и хобби – разрушительное воздействие на личность. Индивид с аддиктивным поведением направляет всю свою активность на удовлетворение своей зависимости. При этом не развиваются другие стороны личности, имеющие потенциал, часто обрываются социальные связи.
Проще говоря, зависимость представляет собой попытку бегства от реальности при помощи изменения своего психического состояния, обеспечивающего мнимую безопасность и эмоциональный комфорт.
Для всех вариантов психологичесой зависимости характерны: сверхценность объекта зависимости,
эйфория от него, возрастающее привыкание к нему, симптомы отмены (абстиненция), конфликт с окружающими и самим собой,
рецидив. Аддиктивное желание импульсивно и компульсивно, возникает вновь и вновь, часто удовлетворяется за счет других сфер жизни и интересов других людей, ведет к потере самоконтроля и постепенной девальвации принципов и ценностей.
Любая
аддикция формируется на основе последовательного чередования специфических психологических состояний, при которых переживание боли, чувства одиночества сменяется сильным положительным ощущением. Мозг запоминает путь приобретения этого опыта устранения неприятностей. Следовательно, важны интенсивность переживаний и специфический способ смены эмоциональных переживаний. Стоит помнить: чем сильнее эмоция, тем сильнее формируется зависимость.
Развитие
психологической зависимости приводит к изменению образа жизни, нарушению режима сна/бодрствования и отдыха/нагрузки, в результате чего страдают все сферы жизни - здоровье, отношения и положение в социуме.
Усиливается механизм рационализации – интеллектуального оправдания
аддикции («все курят», «без
алкоголя нельзя снять стресс», «кто пьет, того болезни не берут» и т. д.). При этом формируется так называемое магическое мышление в виде фантазий о собственном могуществе или могуществе объекта
аддикции (например, наркотика) и «мышление по желанию». Вследствие этого снижается критичность к негативным последствиям аддиктивного поведения и аддиктивному окружению («все нормально», «я могу себя контролировать», «наркоманы – хорошие, интересные люди» и т. д.). Параллельно развивается недоверие ко всем «другим», в том числе специалистам, пытающимся оказать аддикту помощь («они не могут меня понять, потому что сами не знают, что это такое»).
Удовольствие от реализации аддиктивного желания связано с защитным механизмом «ухода от реальности» для совладания с любым физическим или психическим напряжением, конфликтом, стрессом или болью.
По мере развития
психологической зависимости интенсивность доставляемого удовольствия снижается (явление повышения толерантности), человек испытывает всё меньшее облегчение и вынужден учащать и усиливать действия, направленные на объект зависимости, а при невозможности удовлетворения потребности в объекте зависимости или при попытках отказаться от него испытывает всё большие эмоциональные трудности (дисфория, тоска, депрессия) и неприятные физиологические реакции, что соответствует
абстинентному синдрому при химической зависимости.
На конечных стадиях удовольствие минимизируется, а достижение объекта зависимости приносит лишь кратковременное облегчение дискомфорта, постоянно нарастающего в жизни зависимого человека; возможна замена переставшего удовлетворять аддиктивного агента на более сильный.
Зависимости разделяют на два основных вида:
1. Химические
аддикции. Это зависимость от определенных веществ. Потребность в объекте зависимости выражается физиологическими реакциями. Сюда относится наркомания, алкоголизм, токсикомания, табакокурение (потребление
никотина в любой другой форме).
2. Нехимические (психологические)
аддикции. Потребность в объекте выражается в крайнем психологическом дискомфорте. При этом возможны психосоматические проявления. Например, зависимости от компьютерных игр и порнографии связаны с развитием интернет-технологий. На развитие
психологической зависимости влияет комплекс наследственных, характерологичных и социальных факторов, которые постоянно меняются в течение жизни.
Что представляет из себя поведение зависимого человека
В психоанализе зависимая личность в соответствии с теорией психосексуального развития относится к "оральному" типу личности, фиксированной на инфантильном удовольствии от поглощения, что и формирует защитные механизмы личности, направленные на обладание , невротическое возвращение к источнику удовольствия.
Формированию
психологической зависимости способствует неуверенность в себе, личностная незрелость, низкая самооценка, неудовлетворенность собой и своей ролью в жизни.
Из социальных факторов выделяется воспитание в неблагополучной среде, стрессы, и социальные потрясения, вызывающие искажения ценностей иерархии (упорядоченная, обладающая определенной целостностью система ценностей, охраняемых и культивируемых в жизни человека)
Для зависимого человека, с одной стороны, характерна низкая переносимость напряжения и стрессовых ситуаций, с другой стороны, он может сутками выносить любое напряжение и стресс, если они необходимы для реализации зависимого поведения.
Человек всё время балансирует между стремлением к доминированию, в силу жёсткости отстаивания своих интересов, и непризнанностью со стороны окружающих, что приводит к большому количеству конфликтов. Уход в «другие миры» используется человеком в качестве иллюзорного способа решения конфликтов, с которыми ему приходится сталкиваться в реальной жизни.
Зависимая личность предпочитает избегание проблем, как главный способ их преодоления, по принципу «с глаз долой — из сердца вон».
Человек не может существовать без своего пристрастия, оно заменяет ему всё — друзей, реальные эмоции, становится центром его существования.
Пристрастие поглощает личность целиком, занимает все мысли, время, силы, энергию и эмоции до такой степени, что он уже не может адаптироваться к жизни и заниматься чем-то другим, получать удовольствие каким-либо иным способом. Мир реальной жизни оказывается для него закрытым. Зависимость проявляется определённой узостью и избирательностью сознания, поскольку всё, что с ней не связано, просто не попадает в поле зрения человека, отторгается, как ничего не значащая и эмоционально нейтральная информация. В ходе развития зависимости у личности возникает определённый эмоциональный дефект.
Сфера чувств любых, даже близких, людей и их эмоции разбиваются о глухую стену непонимания и обиды в ответ на постоянные попытки прервать состояние зависимости.
Исчезает возможность анализа ситуации и самоанализа. Они заменяются попыткой самообмана. Зависимые выбирают компанию себе подобных, но действуют не вместе, а рядом, как 2—3 летние дети в процессе игры. Возникает возрастная регрессия. Происходит подмена «Я-реального» «Я-наркотическим»
Для самозащиты аддикты (зависимые) используют механизм, который в психологии называется «мышление по желанию», при котором содержание мышления подчинено эмоциям. Для зависимых людей типична гедонистическая установка в жизни, то есть стремление к немедленному получению удовольствия любой ценой.
Критерии зависимости
Игнорирование значимых ранее событий и действий, как результат зависимого поведения.
Распад прежних отношений и связей, смена значимого окружения.
Враждебное отношение и непонимание со стороны значимых для зависимого человека людей, скрытность или раздражительность, когда окружающие критикуют его поведение.
Чувство вины или беспокойства относительно собственной зависимости.
Безуспешные попытки сокращать зависимое поведение.
Зависимость сама по себе делает человека более поверхностным в оценках и суждениях. Он начинает оценивать внешние признаки состояний окружающих, а не их внутреннюю суть. Оценка формы поведения начинает превалировать над оценкой содержания и реальным анализом общения. Акцент общения смещается с самого процесса на результат: отстоять своё право на зависимое поведение.
Человек как бы надевает специальные фильтрующие очки, которые сужают поля зрения и позволяют ему видеть в людях лишь то, что важно для обслуживания его зависимости. Существенно меняется и структура «Я-концепции». Для человека, демонстрирующего зависимое поведение, гораздо большее значение имеет «Я-Идеальное», чем «Я-Возможное». Лишая собственное «Я» промежуточных ступеней развития, человек превращает «Я-Идеальное» в недостижимую абстракцию, к которой бесполезно стремиться, блокируя, таким образом, саморазвитие и самоактуализацию.
Виды психотерапии при работе с зависимостями
Поведенческая терапия.
Это обучение новым моделям поведения, которые будут приемлемы в уже знакомых человеку ситуациях. Отработка стратегий отказа и избегания ситуаций, провоцирующих аддиктивное поведение.
Когнитивная терапия
Это работа над изменением способов мышления. В ней происходит анализ ситуаций, в которых запускалось аддиктивное поведение. Вместе с психотерапевтом человек заново проживает эти моменты и ищет точку, с которой начинался запуск привычных действий. После обнаружения этой точки отрабатывается другое, верное решение, после которого ход событий мог бы измениться.
Расслабляющая терапия
Эта терапия направлена на борьбу со страхами и депрессивными проявлениями. Как правило, она сопровождает основную терапию, поскольку в её процессе человек сталкивается с травмирующими воспоминаниями. Поддержание устойчивого психического состояния крайне важно при психотерапевтической работе с зависимыми людьми.
Программы самопомощи
Сюда входят группы поддержки,
АА, групповая терапия, чтение литературы по теме, наставники из числа успешно вылечившихся и т.д.