Но похоже, Катя, что это именно так. Эмоциональная недоступность может быть, перфекционизм, сухость, отстраненность, требовательность только интеллектуальная (ребенок умен и сообразителен, на вопросы отвечает всегда первым, много сведений в голове) - без внимания к чувствам ребенка. Возможно, ребенку действительно НЕГДЕ учиться, КАК чувствовать.
ПТ предполагает, что это органический генез (по другим еще признакам), что здесь нужна исключительно поведенческая терапия (бихевиоризм т.н.: просто дрессировка, говоря по-русски). Потому что ребенок может ходить и повторять, проговаривать моральные нормы ("Детей бить нельзя", "Детей бить нельзя") - но внутрь это нисколько не проникает и к его эмоциональному миру никакого отношения не имеет. Ведь через минуту он повторяет свои нападения вновь, громко и весело смеясь. Словно он не способен научиться. Словно это не удерживается.