Про нормы интересно.
Меня - и скажу не только за себя, так как с коллегами, работая бок о бок в дошкольном ОУ, мы постоянно эти темы обсуждаем - нас волнует не то, когда ребенок в четыре года не знает букв или к школе не выучился читать. Или звук "р" в 4 же года не произносит (что, бывает, страшно волнует гипер-тревожных бабушек). Интеллектуальные нормы есть, но внутри них довольно широкий диапазон.
Но вот возрастные нормы созревания психики - то, как ребенок на что реагирует, как он взаимодействует со сверстниками и взрослыми - это волнует гораздо сильнее.
Поэтому НЕ нормой считаю, когда ребенок в четыре года постоянно толкает или душит окружающих детей, прыгает на них, наваливается всем телом, стучит своей головой о них, также как и другими частями тела. Также поступает и с предметами - бьет, стучит, ломает, роняет, рвет. В принципе, наблюдая за ним, понимаешь, что живые дети в его представлении не очень сильно отличаются от неживых предметов. Эмоционально непроницаем - ему никого не жаль, хотя его сверстники уже вполне способны и к сочувствию, и к утешению других детей, и к умению пожалеть или прощения попросить искренне, погладить, подуть. А здесь - абсолютная эмоционаяльная глухота при сильно развитом мышлении - ребенок может подробно объяснить, почему он толкнул или ударил: "Хотел, чтобы отвалилась голова", "Хотел, чтобы ему стало больно", "Хотел, чтобы все дети упали".
Вот эти слова про отвалившуюся голову или оторванные руки "пахнут" очень дурно - похоже на шизофренические проявления. Но надо наблюдать.
При этом у ребенка не стоит диагноз РАС (расстройства аутистического спектра), по словам родителей, нет никаких замечаний ни у невролога, ни у психиатра. А вот находясь целый день рядом с таким ребенком, видишь воочию, что такое норма и что нет.
Тревогу такое поведение вызывает, поэтому от родителей данные факты не скрываются. Что же мы слышим в ответ: "Х! Слушайся воспитателей!"
И именно эта родительская реакция странна еще более: при чем тут слушаться и при чем тут воспитатели?
Но сделать нельзя ничего.
Не можем же мы любить ребенка сильнее, чем его родители. Мы можем только работать с ним, понимая его особенности и постоянно держа его в поле зрения, чтобы защитить от него других детей.