Записки вда

я тоже так думаю
Я думаю что роль играет подавление ребенка в целом...все таки потребности в самостоятельности и контроле являются базовыми
Ну то есть если не запрещать эмоции, но запрещать бегать когда охота/не кушать когда не охота/терпеть какой то дискомфорт, физиологические позывы и тп то шанс искалечить психику все равно высокий. А уж если насаживать ребенку свои ценности в виде пьяных застольев, то шансов нет у малыша
 
я сейчас тут, как после кораблекрушения.
настолько неприятно и больно видеть, что делала.
Смело, достойно уважения

А так...много нюансов...как видишь суть не только в пьянстве родителей, суть в их эмоциональном пренебрежение/презрении к ребенку...наверное поэтому так много вда, которые травмированы не отцом алкоголиком, а матерью - созой...хотя может быть это совпадение и причина в другом
 
"она прямо сказала: "я кажусь себе такой смешной, ведь я словно говорила со стенкой и ждала от нее ответа, ну точь в точь, как маленький ребенок". Я спросила :" а вы бы смеялись, увидев ребенка, который вынужден доверять свои горести и печали стенке, так как больше некому?"... Вытесненные в бессознательное воспоминания о матери, так и не пожелавшей или не сумевшей сблизиться с дочерью, сохранили у Линды ощущение "разговора со стеной", отделявшей ее от других людей, и это доставляло ей сильную душевную боль. Позволив себе крайне резко упрекнуть мать, Линда в результате избавилась от навязчивого стремления вернуть ситуацию детских лет".

А я дружила с краном )))
 
"Неужели порой мать действительно представляет такую опасность для собственного ребенка? Да, если она гордилась тем, что была едва ли не образцовой дочерью, в шесть месяцев уже была приучена пользоваться горшком, в годовалом возрасте соблюдала все правила гигиены, а в шесть лет "по-матерински" заботилась о своих младших братьях и сестрах и тд.... Но теперь ребенок не просто заменяет ей их, нет, она ещё завидуют ему, поскольку он может жить просто и естественно. Иногда такая зависть даже может вызвать у нее ненависть. Поэтому мать то и дело бросает на ребенка весьма выразительные взгляды, чтобы его "воспитать"."

Короче чем белее пальто тем опаснее человек для ребенка...чем громче крики "а вот я..." тем быстрее надо лечить голову
 
"внезапно нахлынувшие воспоминания о трагических переживаниях оказали целительное воздействие : слепая страсть к саморазрушению уступила место искренней и глубокой скорби. Душе стало по настоящему больно, и уже не нужны были никакие извращения."
 
"против бессознательного бессильны любые громкие заявления и запреты. Только эмоциональное восприятие и самопознание позволят ощутить и осознать чувства, которые испытывал ребенок. Мать должна понять, что своей иронической репликой, маскирующей неуверенность в себе, она может глубоко задеть самолюбие ребенка, заставить его испытывать стыд. Но если она сама никогда не чувствовала себя униженной и презираемый, зато, защищаясь, прибегала к иронии, значит, она не сможет понять всю степень нравственных страданий ребенка."

Мне часто было стыдно в детстве, я мало причин могу вспомнить но то что в основном я ощущала именно стыд это я помню. У меня вообще взрослые, кроме отца почему то, ассоциируются с наказанием и с чувством вины/стыда. По фразам самое яркое уж "глиста в обмороке", которую я слышала от матери по сотню раз. Сейчас я понимаю что это был ее страх, что кто-то увидит ее неидеальность, посчитает ее так себе матерью, а ей важно было чтобы ее считали лучшей во всем (и да, в шесть лет уже заботилась о своих младших братьях и сестрах)...поэтому она всегда торопилась всем рассказать как она меня кормит кормит, а я все равно глиста...и мне было очень стыдно, что я худая, подвела мать так...и старалась кушать больше, зарабатывать больше, покупать больше, а стыдно было все равно

"Нельзя в ущерб самовыражению удовлетворять потребности родителей"... Это важно!
 
"поэтому никакие попытки объяснить пациенту, что алкогольная или наркотическая зависимость есть всего лишь реакция на жизнь в больном обществе, не избавят его от губительных увлечений. Сам он охотно принимает объяснения, ибо они позволяют скрыть болезненную правду. Но он не только может, но и просто обязан ради собственного излечения позволить себе открыто выразить гнев и возмущение или испытать чувство бессилия. Ведь его нынешнее невротическое состояние объясняется так и не осознанными им действиями родителей, когда-то под своим неусыпным контролем навязавших ему собственные представления о правилах приличия."
 
"подавление свободы и прямое или косвенное принуждение к приспособленчеству начинаются не в офисе, не на фабрике, не в партийных структурах, а непосредственно в колыбели".
 
"пациент должен обнаружить в себе вытесненные в бессознательное эмоции с целью испытать их заново и понять, что в детстве родители не воспринимали его как личность и поэтому неосознанно манипулировали им....даже повзрослев, едва ли не каждой клеточкой своего организма по прежнему чувствует на себе презрительные взгляды родителей, и это мучит его"
 
Как незавершённость процесса сепарации от матери влияет на жизнь ребёнка?

Автор: Буркова Елена, психолог, клинический психолог, КПТ

Взрослые мужчины и женщины считают, что прошли сепарацию от родителей в связи с тем, что живут отдельно от них, создали свою семью, сами зарабатывают себе на жизнь или действуют вопреки родительскому воспитанию и советам. В данном случае речь идёт лишь о физической сепарации, в то время как психологической сепарации может не быть.

Моё внимание привлекла книга венгерского врача-психиатра Маргарет Малер "Психологическое рождение человеческого младенца". В ней описаны этапы дифференциации / сепарации ребёнка от матери, выявленные в результате эмпирического исследования взаимодействия матерей со своими детьми.

Акцент в статье сделан именно на сепарации от матери, т.к. она - первичный объект в жизни ребёнка, и оказывает решающее влияние на формирование типа его привязанности. Отец тоже играет в этом процессе важную роль, но на более позднем этапе.

Первый этап сепарации - симбиоз (длится примерно 9 месяцев). Это период слияния матери и ребёнка, когда между ними нет никаких границ, а их чувства и состояния передаются как в соообщающихся сосудах.

Если в этот период мать была внимательна к ребёнку, любила его и заботилась о нём, у него больше шансов впоследствии обрести психологическую автономию, чем ребёнку, который ощущал связь с матерью как ненадёжную, не удовлетворяющую его базовые потребности.

Второй этап - сепарация-индивидуация. После примерно 9 месяцев ребёнок начинает воспринимать мать как другого, отдельного человека. Он начинает с интересом изучать её лицо, потом ползать, самостоятельно ходить. Постепенно растёт его потребность в автономии и, в то же время, возникает беспокойство, связанное с отделением от матери.

В период от года до 3-х лет особенно важно, как мать относится к автономии ребёнка: стоит понаблюдать, нет ли в отношении автономии повышенной тревоги, гиперопеки или отвержения, наказания ребёнка за желание отделиться?

Мать, которая в детстве не дополучила любви от своей матери бессознательно будет препятствовать автономии ребёнка и стремиться к симбиозу с ним, чтобы заполнить свою внутреннюю пустоту. Влияние отца здесь играет большую роль: его включённость в общение с ребёнком позволяет матери со временем отпустить контроль.

Жена, лишённая в этот период внимания и любви мужа особенно склонна поддерживать симбиоз с малышом. Когда ребёнок начинает развиваться и отделяться, её собственная значимость падает до нуля. Поэтому она, не осознавая того, инфантилизирует ребёнка или рожает другого.

Как выражается в поведении матери препятствие сепарации ребёнка?

Она долго не отлучает его от груди, спит вместе с ребёнком до 3-х лет и более, критикует его автономные действия, строго наказывает за это, категорична в отношении его ошибок или, напротив, ставит ребёнка на пьедестал, возвеличивает, превращая в маленького царька, компенсируя тем самым дефицит заботы о себе со стороны своей матери в детстве. Эти действия говорят о том, что мать не может дифференцировать себя от ребёнка, воспринимая его и себя как одно целое.

С 3-х лет ребёнок способен интегрировать (соединять) разрозненные представления о своей матери в один целостный образ. Он начинает видеть в ней не только ситуативно хороший или плохой объект, например, а человека с совокупностью самых разных качеств. На этом этапе формируется и способность к эмпатии.

Ровно так же ребёнок чувствует себя спокойно и его самооценка не меняется, даже если мать злится на него в какой-то момент времени.

У периода сепарации / индивидуации нет конечной даты.

О непройденной психологической сепарации от матери говорят следующие признаки:

1. страх автономного принятия решений, результатом которого может быть недовольство матери; стремление угождать ей; трудности в обозначении границ в отношениях с матерью;

2. гиперкомпенсаторное отделение от матери, противопоставление себя ей, сопровождаемое яркими чувствами злости, обиды, вины;

3. гиперчувствительность к критике матери, повышенная конфликтность с ней, интроекция её критики (слитность с критикой);

4. убеждение, что необходимо стать "родителем" для своей матери, чтобы компенсировать ей дефицит любви из детства;

5. перенос негативных чувств к матери на других с соответствующим отношением.

Какими могут быть последствия незавершённой сепарации?

1. человек будет проживать не свою жизнь, а жизнь своей матери;

2. взаимодействие с партнёром и окружающими будет конфликтным в виду отсутствия опыта надёжной привязанности - человек будет или отталкивать, или препятствовать автономии близких; проявлять нетерпимость к мнению, отличному от своего; будет образовывать треугольник Карпмана в отношениях; причиной конфликтности будет так же перенос на значимых других чувств, адресованных матери;

3. будет сложнее выйти из насильственных отношений из страха лишиться любви, утратить свое самосознание;

4. как следствие, человека будет сопровождать состояние тревоги и депрессии, поскольку он вынужден находиться в постоянном внутреннем конфликте с собой.

Цель психотерапии в данном случае - обрести свою индивидуацию, способность быть отдельной и относительно независимой личностью как внутренне, так и внешне.
 
Поколение недоукачанных

Так сложилось, что мне теперь приходится слышать много советов от людей старшего поколения относительно того, как надо обращаться с ребенком. И если на «укропную водичку» можно просто забить, то наставления в духе «не укачивай», «не приучай к рукам» и «положи в кроватку и отойди» наводят меня на горькие мысли о том, как хреново было быть нами младенцами.

Нами – теми, кому сейчас 30.

Этот пост – не плач по утраченному и не попытка обвинить наших родителей в том, что «недодали». (Потому что «…они дали все, что могли, – чего не дали, так того и не могли». – Екатерина Михайлова) Но только став мамой, я поняла, что все эти «не» в указаниях, которые так щедро раздаются сейчас – это все те «не», которые вылазят потом во взрослой жизни. Внезапно, вдруг и, как правило, – боком.

Что же получается: это мы – те, кого «не укачивали» и «не приучали к рукам»? Кого клали в холод простыней детской кроватки засыпать самостоятельно, а не возле теплого маминого тела, с рождения, а по сути – с бессознательного еще периода новорожденности – «воспитывая» умение «справляться самому»?

То есть это не абстрактные какие-то советы, которые нам преподносят как истину, а прокачанные на реальных детях методики.

И эти дети – не какие-то абстрактные гипотетические дети, сферические деревянные лошадки в вакууме, а… мы?

Самостоятельные с рождения, «как-то же выросшие – и ничего». Не недолюбленные, нет – но недоукачанные, недобывшие на папиных руках, недослушавшие биение сердца мамы.

Может быть, именно в этом кроется причина того, что мое поколение такое голодное до объятий? Такое, на самом деле, не избалованное ими – «мама, почеши спинку» несут по жизни как святой артефакт, драгоценный «секретик» детства. Это уже потом нас гладили по головке, когда мы были хорошими и удобными – любимцами в садике, лучшими в школе, поступившими на бюджет. А тогда, когда любовь нужна была безусловной (слова еще не известны, картинка размыта), – как мы могли понять, что мы любимы?

Может, отсюда и это поголовье социальных интровертов – пожалуйста, не трогайте меня; а что – обниматься обязательно?

Самое дурацкое, что мы же первые этого и хотим – чтобы и обняли, и погладили ласково, и поплакать на плече позволили, и убаюкали на своих руках. Обыкновенной тактильной доброты ищем, по ней тоскуем. Это только кричат: секс, секс, а на самом деле – обнимите меня, пожалуйста, не хороните за плинтусом…

Поэтому сейчас, через сына, я доукачиваю саму себя. И мужа. И своих родителей. И вон ту сильную девочку, которой так отчаянно хочется тепла, но которая выставляет такие щиты и барьеры, что не пробиться. И того мальчика, который никогда не позволяет себе плакать, который «все сам», такой холодный, такой независимый, а дотронешься случайно до сердечного родничка – и не унять.

Я смотрю в еще космические, как у всех младенцев, глаза своего ребенка и повторяю как мантру: «Что бы ни случилось, я хочу, чтобы ты знал: ты любим».

Я хочу, чтобы это отложилось у него в подсознании, чтобы знание это стало кожей. Я пишу ему об этом в письмах «на вырост», чтобы ему, будущему 30-летнему, на приеме у психоаналитика не было о чем говорить. Разве что: знаете, доктор, я доверяю этой жизни, не знаю почему, но доверяю; с рождения и до сейчас –

принимаю ее как дар,
и себя в ней – как чудо.

У вас усталые глаза, доктор.
Вас обнять?

***

Я хочу быть последней недоукачанной в моем роду.

Я хочу.

Ольга Примаченко

#psihologyonline
#травма_psihologyonline
#травма_поколений_psihologyonline
#терапия_psihologyonline
 
Я просто почему спрашиваю...может это трусость моя, может мотивации нет...но какой-то обходной путь охота найти)))
Чтобы не вспоминать, не углубляться в каждый болезненный эпизод...а так, оптом, хотя бы углы острые срезать
 
Как бы так ещё есть некоторые обиды семейные. И иногда бывает приходит мысли, да как так. Я не люблю родителей, и от морожености своей хотелось бы избавиться, хоть немного.
 
Как бы так ещё есть некоторые обиды семейные. И иногда бывает приходит мысли, да как так. Я не люблю родителей, и от морожености своей хотелось бы избавиться, хоть немного.
А как ты видишь этот путь? Я понимаю связь между тем что мать меня не любила и я не любила дочку...но любовь к мужчине это же другое чувство и корни другие (как мне кажется)
Я точечно мороженная, векторно...у меня туго с позитивными эмоциями, а негативные это у меня на пару поселков
Хотя я не уверена что могу прям точно сказать что я просто злая, возможно я просто псих и везде вижу врагов)))
 
А как ты видишь этот путь? Я понимаю связь между тем что мать меня не любила и я не любила дочку...но любовь к мужчине это же другое чувство и корни другие (как мне кажется)
Я точечно мороженная, векторно...у меня туго с позитивными эмоциями, а негативные это у меня на пару поселков
Хотя я не уверена что могу прям точно сказать что я просто злая, возможно я просто псих и везде вижу врагов)))
Вообще ничего не вижу( травмы из юности, я так подозреваю мешали? Или мешают мне построить отношения, хотя я сейчас уже неуверена нужны ли они мне. У меня всегда с позитивом туго, все время все видится плохо, а будет ещё хуже. Так не бывает, конечно. Я не злая наоборот, я размазаня внутри и добрая. Что усиленно скрываю
 
Назад
Сверху Снизу