Записки вда

Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Мы часто думаем, что воспитание – это работа, необходимость контролировать, запрещать, учить, исправлять – жить жизнью своего ребенка. А зачем? Давайте отбросим все эти «должна вырастить», «должна уберечь» и посмотрим на детей как на отдельных... Любить нельзя воспитывать
 
ЗАРИСОВКА НА ТЕМУ ВОЗРАСТНОЙ ПЕРИОДИЗАЦИИ

"Дети до 3 лет похожи поведенчески на собак: они дружелюбны, любопытны, делают как ты просишь и все время «виляют хвостом». Они помогают вытирать пыль, с радостью размазывая свои слюни с мистером мускулом напару, протирая зеркало.

Подростки — это кот. Дворовый, драчливый, блохастый и наглый.
Он искренне считает, что вся суть твоей жизни — это его кормить и убирать за ним дерьмо.
При попытке «погладить» он делает недовольную морду и уворачивается, но временами сам ластится и мурчит. Но это ненадолго, потому что он вообще считает вас единственной проблемой всей его жизни.
И не дай бог «тапком по морде» — потом еще лет 10 ходить по психотерапевтам.

Взрослый человек — это не кот и не пес, это опоссум. Милый, симпатичный, но в случае чего притворяется мертвым и пережидает.

Старый человек — это галапагосская черепаха: ей вообще плевать, что происходит вокруг, лишь бы дали дожить спокойно."

✍Саша Давыдовская

#psihologyonline
#воспитание_psihologyonline
#периодизация_psihologyonline
#умные_мысли_psihologyonline
 
Как изменить модель привязанности у своих детей?

Почему родители делают то, что они делают? Когда исследователи задались этим вопросом, они выдвинули гипотезу – что опыт родителей во время их собственного детства предсказывает как они будут вести себя со своими детьми. Это высказывание звучит похожим на правду, но выяснилось, что это не совсем верно.

Самый лучший фактор для предсказания стиля привязанности ребенка – это не то, что происходило с его или ее родителями, когда они были детьми, а то, как они осмысли и поняли свое детство.

То как мы думаем о своем прошлом, наше понимание того – почему люди действовали так, как они действовали, понимание влияния тех событий на наше развитие от детства и подросткового возраста к взрослому состоянию - все это компоненты истории нашей жизни.

Ответы, которые дают люди на эти фундаментальные вопросы также показывают, как этот внутренний нарратив - именно тот нарратив, который люди рассказывают себе сами – может ограничивать их в настоящем и может привести к тому, что они передают своим детям то же болезненное наследство, которое затемнило их собственное детство.

Если, например, у вашего родителя было тяжелое детство и он не смог найти в том что произошло какой-то смысл,
то он или она с большой вероятностью передадут эту жестокость вам, а у вас, в свою очередь, будет риск передать это своим собственным детям.

Тем не менее, исследователи нашли, что у тех родителей, у которых было тяжелое детство, но они смогли найти какой-то смысл в произошедшем, были дети с безопасным стилем привязанности!

Этим родителям удалось остановить передачу из поколения в поколение небезопасного стиля привязанности
[подобное осмысление может происходить в психотерапии; остановить цикл передачи небезопасного стиля привязанности из поколения в поколение – один из основных позитивных эффектов индивидуальной терапии на жизнь всей семьи; условно эту цель в терапии можно назвать – найти мир со своим прошлым, принять его – прим. АТ]

Меня взбудоражили эти идеи, но у меня все же были вопросы:
“Что же это на самом деле означает “найти смысл”?
Как мы можем этого достичь, и что происходит в мозгу в этом процессе?”

Ключ к тому, чтобы найти смысл – это то, что исследователи назвали “жизненным нарративом” – это то, как мы облекаем свой жизненный рассказ в слова, чтобы поведать об этом другому человеку. Выяснилось, что то, как взрослый человек рассказывает о своей жизни, говорит о нем или о ней очень много.

Например, люди с безопасным стилем привязанности как правило признавали и позитивные и негативные аспекты того, что произошло в семье, и они могли увидеть, как этот опыт в прошлом повлиял на их последующее развитие. Они могли связно рассказать о своем прошлом и о том, как они стали такими как они есть во взрослом возрасте.

Наоборот, люди, у которых было сложное детство, часто рассказывали о нем бессвязным образом.

Глядя на факты о том, что случилось с ними в детстве, было бы логично ожидать от них избегающего, амбивалентного, или расстроенного стиля привязанности в детские годы и бессвязного жизненного рассказа во взрослом возрасте, однако, если у них были отношения с человеком, который был искренне настроен на них - родственник, сосед, учитель, терапевт – и что-то в этих отношениях помогло им создать внутреннее ощущение целостности, дать им пространство для рефлексии о своей прошлой жизни, что позволило им найти смысл в произошедшем.

У них случилось то, что исследователи называют “заработанным безопасным” [earned secure] жизненным нарративом.

У подобного нарратива есть определенный профиль и мы можем описать его свойства. Но что еще более важно, мы можем изменить нашу жизнь путем построения “связного” рассказа, даже если поначалу его не было.

Это настолько важный момент, что я его повторю: “Когда речь заходит о стиле привязанности наших детей к нам, наличие трудностей в детстве менее важно, чем то, получилось ли у нас каким-то образом найти смысл в прошлом опыте, который так сильно на нас повлиял.

[На мой взгляд исключением из этой фразы стоит считать случаи откровенной травмы, они не могут никак быть менее важными, чем осмысление ее. Осмыслить травму мало и скорее всего не получится по самым разным причинам, травмой нужно заниматься в терапии специально. Кроме того, людям с расстроенным стилем привязанности сложно осмыслять прошлый опыт в принципе по причине дефицита ментализации, этот дефицит необходимо восполнять в терапии – прим. АТ ].

Осмысление – это источник силы и устойчивости.
_

Источник:
Siegel, D. (2010). Mindsight. New York: Bantam
Глава 9. “Осмысление нашей жизни. Привязанность и Мозг Рассказывающий Истории”
Автор: Алексей Толчинский

#psihologyonline
#привязанность_psihologyonline
#воспитание_psihologyonline

Пишем, дамы, пишем и пишем
 
КОГДА МАТЕРИНСКИЙ "ПОДВИГ" УБИВАЕТ

«Его мама вечно усталая и несчастная. Она живёт только для сына, что бы у него было то и это, и, главное, почти как у людей. Она даже терпит отца, который портит ей жизнь. Отец либо не зарабатывает, либо пьёт, либо отсутствует. Но зато он есть. 'Я бы ушла, но Алешке нужен отец' - слышит он с того момента, как только себя помнит. 'Я тебе отца сохранила, если бы не ты, я бы с ним давно развелась' - слышит он в подростковом возрасте, когда перестаёт быть похожим на мальчика-зайчика. 'Всю жизнь в сына вложила, а теперь, конечно, не нужна' - слышит он после свадьбы.

Мама всю жизнь терпела, и всё из-за него, из-за кровиночки своей, из-за сыночка. Она себе во всем отказывала, все ему, сыночку. Она жила в этом аду, но зато (за что?) у сына был отец. Мама всю жизнь страдала, ну потому что сын, семья, онажемать - вот это всё. И он теперь должен. Просто по факту должен маме. У неё из-за него жизни не было. Теперь-то, он точно знает, что эта самая жизнь у неё должна быть.

И он летит к маме по первому чиху, покупает второй холодильник, хотя в собственной семье не хватает на памперсы, и каждый день после работы заезжает проведать маминого попугайчика, ибо Кеша скучает, а когда Кеша скучает, мама расстраивается, а ей нельзя. Он хороший сын, только злой и уставший. А его жена, мегера, ничего не понимает. Он так много задолжал маме, что все платит и платит по счетам, то деньгами, то временем, то чувством вины. И никак не поймёт, что расплатиться не получится. Он должен маме гораздо больше, чем оплату квартиры и ежедневный отчёт о прожитом. Он должен маме жизнь. Она ведь ему её дала? Дала. А теперь требует компенсации. И ему кажется, что это честно. Только вот чем можно расплатиться за жизнь? Ну, что бы по-честному? Миллион? Два? Миллиард? Зелёных или наших, деревянных? Мне просто интересно, сколько стоит выкупить сыночку у мамы свою жизнь? И знаете, что я заметила? Чем несчастнее мать в своей жизни, тем сильнее дорожает жизнь её сына. Иногда стоимость взлетает до небес, вернее, до жизни. Мама требует жизнь за жизнь: у меня не было своей жизни, значит, ты отдашь мне свою. И мальчики отдают. По-разному - кто-то деньгами и ссорами с женой, а кто-то спускает свою жизнь в унитаз с алкоголем и наркотиками, как бы возвращая жизнь назад. Потому что на фиг ненужна такая жизнь, которая и так тебе не принадлежит.

И я вот думаю, почему в школе не объясняют очевидного?
1. Жизнь - это подарок. Не сделка, не одолжение, не договор купли-продажи. И если её подарили, то ты никому и ничего за неё не должен. (Да, кстати, напоминаю, что 'дареному коню в зубы не смотрят', так что бери, что есть, и сделай уже с этим что-нибудь. Некоторые умудряются сделать из говна конфетку, а некоторые коверкают даже хороший материал)
2. Жизнь не имеет цены. Она бесценна. Как бы ты не пытался откупиться, ты все равно останешься должен. Но мы же помним, что это подарок? Так что завязывай с торгами. Не получается? Тогда сразу выстави счёт своему ребёнку.
3. Мама - это святое, конечно же. Но мама, она, вообще-то, для того, что бы вырастить сыночку счастливым, а не задерганным уставшим и тревожным мужчиной. Мамы, как и папы, для того, чтобы научить потомство жить самостоятельно, и, желательно, счастливо. Это у них работа такая, родительская»

Елена Потапенко

#psihologyonline
#воспитание_psihologyonline
#мать_psihologyonline
#сепарация_psihologyonline
#границы_psihologyonline

Это я себе как маме...хотя вроде тьфу тьфу тьфу
 
Ходят по планете
Раненые дети.
Покупают мебель, солят кабачок.
Детям очень важно
Отыскать однажды,
Тех, к кому под вечер можно под бочок.

Раненые дети
Ненавидят ветер,
Не выносят ссоры, ищут прочный тыл.
В тех, кто ходит рядом
Этим детям надо,
Разглядеть "мне просто надо, чтоб ты был"

Раненые дети
Ни за что на свете,
Не доверят сердце, не откроют дверь.
Говорила мама:
"Спину держим прямо:
Ничего не бойся, никому не верь"

Раненые дети,
Маши, Вани, Пети,
Ходят по планете в поисках любви.
Бьют татуировки,
Водят тачки ловко,
И кусают ночью губы до крови.

Раненые дети
Ходят по планете,
Любят делать фото, пишут "не скучай".
А всего-то надо,
Сесть к кому-то рядом,
Приобнять за плечи и поставить чай.

КАТЕРИНА ХАМИДУЛЛИНА
 
5 привычек низкой самооценки

Привычка сравнивать

Привычка сравнивать себя с другими и смотреть на других снизу вверх — верный признак зависимости. Отрицая свою уникальность, вы предаете себя. Оценивая себя через других, вы рискуете никогда не узнать себя настоящего.
Игнорируя источник собственной силы, вы обречены на поиск хозяина, поводыря, которые (будьте уверены) непременно найдутся. Если вы не придумаете, что делать со своей жизнью, появятся те, кто сделает это за вас.

Привычка соперничать

За ревностной тягой быть лучше кого-то скрывается ощущение себя хуже других и попытка доказать обратное. Пока ущемленное эго — ваш единственный стимул, вы будете жить наперегонки. Всегда будут те, кто лучше и у кого больше. Только цель жизни в том, чтобы быть, а не соперничать. Быть собой, а не лучше соседа.«Только несчастный человек пытается доказывать, что он счастлив; только мертвый человек старается доказать, что он жив; только трус пытается доказать, что он храбрец. Только человек, знающий свою низменность, пытается доказать свое величие». — Ошо.

Привычка надеяться

Отказываясь верить в себя, вы живете в надежде и ожидании. Вы надеетесь, что вас подхватит течение или появится тот, кто вас пронесет через жизнь. Вы все время чего-то ждете и не знаете, чего ожидать. Вас пугает жизнь, но ответственность пугает вас больше.
Живя по чужому сценарию и чьей-то наводке, вы лишаете себя магии жизни. Чудеса не на вытоптанных дорогах, а на неизведанных тропинках. Однажды рискнув и свернув на своем повороте, вы обнаружите, что вам не нужны проводники.

Привычка искать одобрения

Когда вы не знаете себе цену, вам приходится прибегать к оценке на стороне. В поисках признания, вы делаете не то, что вам хочется, а то, что принесет вам монетку в копилку заслуг. Но эго не знает насыщения.
И чем больше признания вы получаете, тем больше вам нужно для подкрепления собственной значимости. Получается замкнутый круг. Вырваться из него можно, поняв, что ваша ценность идет изнутри, а не складывается из суммы сторонних оценок.

Привычка манипулировать

Когда вы не верите в свои силы, вы используете чужие для достижения собственных целей. Волей-неволей вы становитесь манипулятором. Вам приходится прибегать к всевозможным уловкам и трюкам: давить на жалость, взывать к совести и играть на чувстве вины.
А когда старые кнопки залипают, приходится нащупывать новые. Развивается ловкость рук, но не вера в себя. Используя и принижая других, вы не укрепите свою самооценку. Вместо того, чтобы манипулировать, найдите, как себя мотивировать.
 
ВСЕ ХОРОШО, МАМ.
Я ТВОЙ МАЛЕНЬКИЙ СТОЙКИЙ КЛОУН

В пятилетнем возрасте моим любимым занятием было, прокрадываясь в коридор, находить в телефонной книге номер московского телефона мамы.
И все для того, чтобы услышать родной голос человека, находящегося за много километров от меня.
Для меня это были такие завораживающие моменты, когда, найдя в бабушкином блокноте заветные цифры, я аккуратно пальчиком начинала крутить диск телефона.
За сотни километров от меня, услышав междугородный звонок, мама бежала к телефону, замирая от тревоги.
В мамином голосе слышалась паника.
Ее родители, у которых я жила в городке у моря, никогда не беспокоили ее пустыми звонками. Дорого и бессмысленно. Уговор об этом был с самого начала. Звонков нет – значит, все хорошо.
- Когда ты приедешь за мной? – задавала я один и тот же вопрос.
- Ничего не случилось? – интересовалась мама.
- Когда ты приедешь за мной? – задавала я все тот же вопрос.
- Дедушка и бабушка рядом?
- Когда ты приедешь за мной? – упорно твердила я.
- Неужели тебе там так плохо?
Я не понимала – почему эти взрослые никогда не дают ответов на вопросы, которые им задают. Вместо того, чтобы просто дать ответ на вопрос, задают массу других. Ведь ответить нужно было совсем иначе: «Потерпи, осталось немного», «Через несколько дней», «Жди, еду» или «уже купил билет». Но мама такого не говорила. Ни разу.
А я просто хотела к маме.
Я знала, что за этими звонками последует наказание, возможно, даже поставят в угол. Знала, бабуля будет негодовать: мол, не миллионерша, столько денег на звонки спускать. Потом она взывала к дедушку: «Ну повлияй же на нее!»
Дедушка пытался, но все безрезультатно. Он пытался прятать телефонную книгу, но несмотря на юный возраст я смогла заучить номер мамы.
Он устанавливал телефон выше, чтоб я не могла достать, но я находила возможность добраться до заветного аппарата забираясь все выше и выше. Выдернув из розетки, дедушка верил, что я не додумаюсь, как включить его. Но даже когда дедушка, все же поднял телефон на недоступную высоту желание позвонить было еще выше этой пирамиды, и я пошла к доброй соседке тете Наде и позвонила от нее.
Дозвонившись, я задала все тот же вопрос с желанием узнать, когда же мама меня заберет. Мама расплакалась и сообщила радостную для меня весть, что скоро и даже на этой неделе. И я пойду в садик, но самое главное буду рядом с ней.
Что после этого творилось вечером - сложно описать. Я конечно же стояла в углу, дедушка смотрел в телевизор максимально увеличив звук, чтобы не слышать причитания капающей капли валокордина бабушки.
Бабушка, глотая капли, рисовала мое жуткое, по ее мнению, будущее. Возмущалась, что я просто довела мать.
Всхлипывала и добавляла, что она меня, конечно, заберет, но я буду как сиротинушка, ходить со всеми в сад.
Я же стояла и слушая ее возмущение не понимала, почему же тогда все, кто гулял со мной возле дома, не будучи сиротами каждое утро отводились родителями в детские садики.
Меня убеждали, что жить у бабушки и дедушки не идет ни в какое сравнение с пребыванием в детских садах, и что я этого не ценю. Я знала из рассказов друзей все в том же дворе, что в садиках много детворы и есть игрушки. Никто не сопротивлялся и не рыдал, отправляясь туда.
Через неделю я в какой-то счастливой эйфории встречала прилетевшую маму. Она была растеряна и лишь грустно сказала, что я ее дожала.
Мне было непонятно значение этого слова, да в тот момент оно для меня было и неважно.
У меня в голове вертелось лишь, что я буду теперь жить в Москве как все мои друзья, а рядом будут мама и папа.
¬То, что я видела в кино, я живо перенесла в жизнь, где утром мама меня отводит в садик, а забрав вечером, кормит ужином, предлагая зеленый горошек с сосиской.
День обязательно будет заканчиваться тем, что мама поправляя мое одеяло, тихим голосом будет читать мне сказки. Но даже в том юном возрасте я понимала, что никакая сказка или сосиска, дедушка или бабушка не смогут заменить маму. Мне просто хочется быть с ней рядом.
Перед полетом в новую для меня жизнь с любимой мамулей и садиком, пришлось пережить всплеск эмоций и крики бабушки.
Бились об пол тарелки в подтверждение нелепости того, что у них, вынянчивших меня с самого рождения, забирают такую кровинушку.
Слова деда о том, что никто же не умер, отнюдь не успокаивали.
Мама чуть слышно пыталась внушить надежду, что возможно все изменится, и я не захочу ходить в садик.
Одна я молчала и точно для себя решила, что даже если садик будет самым ужасным я буду продолжать туда ходить, только чтобы каждый вечер возвращаться к мамочке. И чего бы мне это ни стоило, это будет так.
В 1987 году был самый для меня счастливый август, меня ждала Москва и рядом была мамочка.
В Москве с сентября меня отправили в садик, он был рядом с домом. Определена я была в подготовительную перед школой группу, ведь в наступающем ноябре мне должно было исполниться шесть лет.
Моему приходу была не сильно рада воспитательница.
При родителях она была строга, но как только оставалась с нами наедине, зло и грубо возмущалась, что группа не резиновая, а нас все приводят и приводят.
Надо заметить, что детей было и правда немало, со мной вместе 27 человек. Ее настроение чувствовала не только я, но и вся детвора. И утром малыши, рыдая, подолгу не отпускали родителей.
Но мамы и папы спешили по делам, и отрывая от себя ручки малышей, быстро исчезали за дверями.
Я же не могла себе позволить такое поведение. Ведь перед глазами была мама и ее руки, каждый вечер, поправляющие мое одеяло. Желание ощущать ее тепло было превыше всего.
Вечерами было еще одно испытание - мы звонили бабушке. При этом мама передавала мне трубку с просьбой поговорить.
Разговора не получалось. Бабушка плакала, а я, чувствуя свою вину, испуганно смотрела на маму, моля о поддержке. Она, в ответ как бы отстраняясь и нахмурив брови, давала понять, что во всем этом виновата только я.
Все шло как-то не так. Вечерами меня укутывало не теплое одеяло, а какая-то непонятная мне ответственность за все вокруг.
Когда я просила сказку, мне нравоучительно говорили о необходимости дорожить близкими и родными.
При этом в голосе звучал укор в нежелании ценить доброе отношение ко мне близких.
Еще и в садике оказалось, что я слишком много знаю, благодаря занятиям у бабушки, и когда хочу ответить первой, веду себя как выскочка.
Я же не могла молчать если на вопрос воспитателя, кто на картинке с изображением лося, дети на перебой называли оленя, козу или носорога.
Но, я же знала, что это лось, о чем и говорила воспитательнице.
Она только недовольно кивала в знак согласия, но ни капли радости не мелькало на ее лице, ведь она как будто каждую минуту помнила вместо моего имени цифру 27, которая ознаменовала мой приход в группу.
Даже во время обеда все было против меня. Я жутко не люблю лук бабушка обязательно учитывала это, при этом безумно вкусно готовя.
В детском саду до этого не было никому дела, и каждый раз видя плавающий на поверхности супа лук, я старалась, отталкивая его в тарелке ложкой, зачерпнуть только жидкость.
Но это не проходило. Появлялась грозная мучительница в лице воспитательницы, поддевала ложкой всю гущу на дне тарелки, покрытую мясистыми кусочками лука, и заставляла открывать рот. Мои глаза наполнялись слезами, дыхание становилось тяжелее, я пыталась мотать головой и сказать, что уже поела. Но мне заталкивали ложку с этим ужасным варевом и заставляли закрывать рот и жевать. Я конечно, еле сдерживая позывы рвоты, жевала и даже проглатывала. Но возвращаясь в группу, уже не могла сдержаться, и меня рвало.
Каждый раз после этого маме поступал звонок из садика. Мама, приходя меня забирать, была очень недовольная и нервная.
Чуть раздраженно она говорила, что сказала я совершенно не выгляжу заболевшей.
А мне так хотелось, чтобы она меня пожалела. Еще было сильное желание рассказать о несправедливостях жизни, о ненавистном луке, о злобной воспитательнице, но я не могла объяснить ей это и только тоненько плакала и вытирала слезы, катившиеся градом. Мама злилась еще больше и требовала прекратить этот концерт.
Очередной удар меня ждал, когда я в очередной раз взяла с собой в садик любимую деревянную игрушку, клоуна.
Это был папин подарок. Я знала, что свои игрушки запрещены в группе, вот я его туда и не брала.
Он тихо ожидал меня, облюбовав мой шкафчик. «Но нельзя же брать в группу, а не на прогулку» - подумала я, и взяла деревянного друга с собой. Воспитательница сердито сказала, что правила одни на всех, и на прогулке игрушки запрещены.
Пролепетав извинения я стала прятать клоуна в карманчик куртки, но он выпал прямо в лужу. Схватив, я стала опять прятать клоуна в карман, но он как будто смеясь, снова падал.
Воспитательница, наблюдавшая за этим, выхватила его и со всего размаха швырнула в лужу. Я наклонялась, чтобы поднять его. Она опять бросала. Я поднимала – она бросала.
Эта безумная игра мне не нравилась, и я готова была расплакаться.
У детей из группы, наблюдавших за этим, реакции были совершенно разные. Петька хохотал, а тихий и скромный Антоша расплакался. Глядя, как моя любимая игрушка лежит в серой луже, я уже отказалось от желания поднимать ее - ведь он все равно окажется там.
Обозвав мои руки крюками, воспитательница взяа клоуна, и пообещав рассказать маме, как я себя плохо веду, пошла в сторону.
Я пыталась кричать вслед, что не знала, что больше такое не повторится, но поняла: вечером мама опять будет расстроена, и впереди вечер упреков и укоров.
Наступил вечер. Мама была опять пришла усталая и без настроения. Протягивая мне клоуна, она спросила, почему нельзя просто не спорить с воспитателем и быть послушной. Все, что хотелось сказать в ответ, показалось мне нелепым.
И я не нашлась, что сказать, кроме как попросить прощения, сама не понимая за что, но чувствуя себя в очередной раз виноватой. Мама в этот момент продолжала меня обвинять в том, что ее могут уволить. Обвиняла за то, что я не могу угодить воспитателю, в звонках из садика также виновата я. Дальше она продолжила, что приходится постоянно отпрашиваться, и если ее уволят, мы с ней будем голодать.
Мне нечего было ей ответить, и вообще я стала задумываться о том, что моя счастливая жизнь с мамой, красиво нарисованная в фантазиях с сосиской, горошком и сказкой, в жизни обернулась полной противоположностью.
Все эти атрибуты счастья в реальности превратились в злобу, тошноту и рвоту. И на лужу для моего любимого клоуна.
Когда в садике был тихий час все должны были уснуть, или по крайней мере сделать вид, закрыв глаза.
Я не хотела спать, но выполняла команду воспитателя. С одной стороны от меня была кровать тихого и молчаливого Антошки, с другой стороны был шумный Петя, он всегда смеялся над Антоном. Просто у Антоши были небольшие трудности, из-за которых в его кровать подстилали специальную непромокаемую пеленку.
Это и было причиной веселья Петьки. В один такой злополучный день Петька дождался, когда воспитательница закрыла дверь спальни и стал обзывать Антоху какашкой и грязными трусами, чем довел его до слез.
Глядя, как Антон плачет, мне стало так за него так обидно, что я со всей силы стала кричать с требованием прекратить издеваться.
В тихой спальне мой голос прозвучал как разорвавшийсяснаряд. Уже через мгновенье надо мной огромной тучей нависала воспитательница и потребовала встать. Я еще не успела сползти на пол, как была схвачена и почти волоком за плечо отправлена в туалет, где и заняла место в углу. Но это наказание показалось мне мелочным по сравнению с угрозой немедленного звонка маме.
Я рыдала, умоляла, обещала больше никогда и ничего, только чтобы не было этого звонка. Но меня никто не слушал. Когда за ужасной воспитательницей закрылась дверь, я разревелась.
Вот так, стоя босыми ногами на ледяном полу, в пижаме, сшитой бабулей, я стояла и плакала.
Когда мама пришла раньше положенного времени и забрала меня, в ее взгляде было только осуждение.
А самым тяжелым для меня было ее отчужденное молчание.
В таком настроении играть совершенно не хотелось, и я рано уснула. Ночью я вся горела, вызванный врач сказал, что это ангина и выписал маме больничный по уходу за мной.
Когда я пошла на поправку, в один из дней в квартире вкусно запахло, мама приготовила обед и позвала меня. Там были не покупные горошек и сосиски, как я рисовала в фантазиях, а ароматные котлетки и пюре. Смутно помню, но вроде бы даже тортик был. Я с удовольствием все съела и подумала, как же хорошо, когда мама рядом.
Это волшебное состояние было внезапно прервано. Мама заметалась, потом остановилась, взяв стул, села напротив. Сбивчиво стала говорить, что так будет для всех лучше. Она взяла билет к бабушке и дедушке, что не нужно будет рано вставать в садик, и что до школы то осталось всего ничего и тогда уж точно…
Я не понимала, о каком «ничего» говорит мама и какое «точно» должно наступить. Я уже почти не слышала этих слов, у меня перед глазами был мой любимый клоун, грязный от грязной лужи, одна нога была надломлена, но он не сдавался и продолжал улыбаться.
Прилетев через несколько дней к дедушке и бабушке, мама преподнесла все так, будто я не приспособилась к садику и отказывалась ходить туда. Каждый раз доводила воспитателей, устраивала конфликты.
Дед сказал, что не ожидал от меня такого проявления характера. Бабушка добавила, что предупреждала, мол, сад - не для меня, после него я уж точно должна ценить их заботу.
Со словами, что уж через год к школе точно заберет, мама уехала в аэропорт. Ночью у нее был рейс в Москву, без меня. Я же в этот момент молча думала, как же в такую ветряную и недобрую погоду мама сможет приземлиться в Москве? Мысленно я готова была ее провожать, но на самом деле я уже засыпала.
Сон был самый страшный. Мне снился лук, и не просто лук, а вареный. Меня начинает тошнить прямо во сне, и просыпаясь я зову бабушку.
Она спотыкается, еще не проснувшись, но торопится с тазиком, компрессом и водой. Когда меня спрашивают про маму, меня начинает так сильно рвать, что бабушка, которая боится любого сквозняка, широко раскрывает форточки. Когда мне становится чуть легче, бабушка долго гладит меня по голове, крепко прижав к груди, а я реву необъяснимыми слезами, слезами ничего не понимающего ребенка.
Бабушка приговаривает, что еще чуток, и станет легче. Дедушка молча выносит тазик из комнаты.
Потом, они почти всю ночь сидели около меня. По очереди гладили, укрывали так необходимым мне одеялом. Я, успокаиваясь, понимала, что вот как раз они меня и любят.
Я тоже очень люблю их, и маму тоже.
А вот лук не люблю, особенно вареный. И если обижают, тоже не люблю.
Согревшись от рук дедушки и бабушки, переполненная чувством любви, я шепчу им, что не буду больше звонить без разрешения и что вовсе не заболела.
Я сдержала обещание и прекратила звонить. Ведь маме звонят, когда что-то случилось, а у нас все хорошо.
Я проглотила и то, что мама не приехала забрать меня в школу. И я ей не позвонила. Когда сможет, тогда и заберет - как-нибудь, в другой раз.
Мама иногда звонила сама, узнать все ли хорошо.
Услышав междугородний звонок, я летела, и первая хватала трубку.
И каждый раз я спешила сообщить, что у меня все хорошо, просто замечательно. Маму же нельзя расстраивать.
Я остаюсь тем самым клоуном, которого не смогли сломать или утопить, и как и он, продолжаю улыбаться.

Ольга Савельева
 
ВСЕ ХОРОШО, МАМ.
Я ТВОЙ МАЛЕНЬКИЙ СТОЙКИЙ КЛОУН

В пятилетнем возрасте моим любимым занятием было, прокрадываясь в коридор, находить в телефонной книге номер московского телефона мамы.
И все для того, чтобы услышать родной голос человека, находящегося за много километров от меня.
Для меня это были такие завораживающие моменты, когда, найдя в бабушкином блокноте заветные цифры, я аккуратно пальчиком начинала крутить диск телефона.
За сотни километров от меня, услышав междугородный звонок, мама бежала к телефону, замирая от тревоги.
В мамином голосе слышалась паника.
Ее родители, у которых я жила в городке у моря, никогда не беспокоили ее пустыми звонками. Дорого и бессмысленно. Уговор об этом был с самого начала. Звонков нет – значит, все хорошо.
- Когда ты приедешь за мной? – задавала я один и тот же вопрос.
- Ничего не случилось? – интересовалась мама.
- Когда ты приедешь за мной? – задавала я все тот же вопрос.
- Дедушка и бабушка рядом?
- Когда ты приедешь за мной? – упорно твердила я.
- Неужели тебе там так плохо?
Я не понимала – почему эти взрослые никогда не дают ответов на вопросы, которые им задают. Вместо того, чтобы просто дать ответ на вопрос, задают массу других. Ведь ответить нужно было совсем иначе: «Потерпи, осталось немного», «Через несколько дней», «Жди, еду» или «уже купил билет». Но мама такого не говорила. Ни разу.
А я просто хотела к маме.
Я знала, что за этими звонками последует наказание, возможно, даже поставят в угол. Знала, бабуля будет негодовать: мол, не миллионерша, столько денег на звонки спускать. Потом она взывала к дедушку: «Ну повлияй же на нее!»
Дедушка пытался, но все безрезультатно. Он пытался прятать телефонную книгу, но несмотря на юный возраст я смогла заучить номер мамы.
Он устанавливал телефон выше, чтоб я не могла достать, но я находила возможность добраться до заветного аппарата забираясь все выше и выше. Выдернув из розетки, дедушка верил, что я не додумаюсь, как включить его. Но даже когда дедушка, все же поднял телефон на недоступную высоту желание позвонить было еще выше этой пирамиды, и я пошла к доброй соседке тете Наде и позвонила от нее.
Дозвонившись, я задала все тот же вопрос с желанием узнать, когда же мама меня заберет. Мама расплакалась и сообщила радостную для меня весть, что скоро и даже на этой неделе. И я пойду в садик, но самое главное буду рядом с ней.
Что после этого творилось вечером - сложно описать. Я конечно же стояла в углу, дедушка смотрел в телевизор максимально увеличив звук, чтобы не слышать причитания капающей капли валокордина бабушки.
Бабушка, глотая капли, рисовала мое жуткое, по ее мнению, будущее. Возмущалась, что я просто довела мать.
Всхлипывала и добавляла, что она меня, конечно, заберет, но я буду как сиротинушка, ходить со всеми в сад.
Я же стояла и слушая ее возмущение не понимала, почему же тогда все, кто гулял со мной возле дома, не будучи сиротами каждое утро отводились родителями в детские садики.
Меня убеждали, что жить у бабушки и дедушки не идет ни в какое сравнение с пребыванием в детских садах, и что я этого не ценю. Я знала из рассказов друзей все в том же дворе, что в садиках много детворы и есть игрушки. Никто не сопротивлялся и не рыдал, отправляясь туда.
Через неделю я в какой-то счастливой эйфории встречала прилетевшую маму. Она была растеряна и лишь грустно сказала, что я ее дожала.
Мне было непонятно значение этого слова, да в тот момент оно для меня было и неважно.
У меня в голове вертелось лишь, что я буду теперь жить в Москве как все мои друзья, а рядом будут мама и папа.
¬То, что я видела в кино, я живо перенесла в жизнь, где утром мама меня отводит в садик, а забрав вечером, кормит ужином, предлагая зеленый горошек с сосиской.
День обязательно будет заканчиваться тем, что мама поправляя мое одеяло, тихим голосом будет читать мне сказки. Но даже в том юном возрасте я понимала, что никакая сказка или сосиска, дедушка или бабушка не смогут заменить маму. Мне просто хочется быть с ней рядом.
Перед полетом в новую для меня жизнь с любимой мамулей и садиком, пришлось пережить всплеск эмоций и крики бабушки.
Бились об пол тарелки в подтверждение нелепости того, что у них, вынянчивших меня с самого рождения, забирают такую кровинушку.
Слова деда о том, что никто же не умер, отнюдь не успокаивали.
Мама чуть слышно пыталась внушить надежду, что возможно все изменится, и я не захочу ходить в садик.
Одна я молчала и точно для себя решила, что даже если садик будет самым ужасным я буду продолжать туда ходить, только чтобы каждый вечер возвращаться к мамочке. И чего бы мне это ни стоило, это будет так.
В 1987 году был самый для меня счастливый август, меня ждала Москва и рядом была мамочка.
В Москве с сентября меня отправили в садик, он был рядом с домом. Определена я была в подготовительную перед школой группу, ведь в наступающем ноябре мне должно было исполниться шесть лет.
Моему приходу была не сильно рада воспитательница.
При родителях она была строга, но как только оставалась с нами наедине, зло и грубо возмущалась, что группа не резиновая, а нас все приводят и приводят.
Надо заметить, что детей было и правда немало, со мной вместе 27 человек. Ее настроение чувствовала не только я, но и вся детвора. И утром малыши, рыдая, подолгу не отпускали родителей.
Но мамы и папы спешили по делам, и отрывая от себя ручки малышей, быстро исчезали за дверями.
Я же не могла себе позволить такое поведение. Ведь перед глазами была мама и ее руки, каждый вечер, поправляющие мое одеяло. Желание ощущать ее тепло было превыше всего.
Вечерами было еще одно испытание - мы звонили бабушке. При этом мама передавала мне трубку с просьбой поговорить.
Разговора не получалось. Бабушка плакала, а я, чувствуя свою вину, испуганно смотрела на маму, моля о поддержке. Она, в ответ как бы отстраняясь и нахмурив брови, давала понять, что во всем этом виновата только я.
Все шло как-то не так. Вечерами меня укутывало не теплое одеяло, а какая-то непонятная мне ответственность за все вокруг.
Когда я просила сказку, мне нравоучительно говорили о необходимости дорожить близкими и родными.
При этом в голосе звучал укор в нежелании ценить доброе отношение ко мне близких.
Еще и в садике оказалось, что я слишком много знаю, благодаря занятиям у бабушки, и когда хочу ответить первой, веду себя как выскочка.
Я же не могла молчать если на вопрос воспитателя, кто на картинке с изображением лося, дети на перебой называли оленя, козу или носорога.
Но, я же знала, что это лось, о чем и говорила воспитательнице.
Она только недовольно кивала в знак согласия, но ни капли радости не мелькало на ее лице, ведь она как будто каждую минуту помнила вместо моего имени цифру 27, которая ознаменовала мой приход в группу.
Даже во время обеда все было против меня. Я жутко не люблю лук бабушка обязательно учитывала это, при этом безумно вкусно готовя.
В детском саду до этого не было никому дела, и каждый раз видя плавающий на поверхности супа лук, я старалась, отталкивая его в тарелке ложкой, зачерпнуть только жидкость.
Но это не проходило. Появлялась грозная мучительница в лице воспитательницы, поддевала ложкой всю гущу на дне тарелки, покрытую мясистыми кусочками лука, и заставляла открывать рот. Мои глаза наполнялись слезами, дыхание становилось тяжелее, я пыталась мотать головой и сказать, что уже поела. Но мне заталкивали ложку с этим ужасным варевом и заставляли закрывать рот и жевать. Я конечно, еле сдерживая позывы рвоты, жевала и даже проглатывала. Но возвращаясь в группу, уже не могла сдержаться, и меня рвало.
Каждый раз после этого маме поступал звонок из садика. Мама, приходя меня забирать, была очень недовольная и нервная.
Чуть раздраженно она говорила, что сказала я совершенно не выгляжу заболевшей.
А мне так хотелось, чтобы она меня пожалела. Еще было сильное желание рассказать о несправедливостях жизни, о ненавистном луке, о злобной воспитательнице, но я не могла объяснить ей это и только тоненько плакала и вытирала слезы, катившиеся градом. Мама злилась еще больше и требовала прекратить этот концерт.
Очередной удар меня ждал, когда я в очередной раз взяла с собой в садик любимую деревянную игрушку, клоуна.
Это был папин подарок. Я знала, что свои игрушки запрещены в группе, вот я его туда и не брала.
Он тихо ожидал меня, облюбовав мой шкафчик. «Но нельзя же брать в группу, а не на прогулку» - подумала я, и взяла деревянного друга с собой. Воспитательница сердито сказала, что правила одни на всех, и на прогулке игрушки запрещены.
Пролепетав извинения я стала прятать клоуна в карманчик куртки, но он выпал прямо в лужу. Схватив, я стала опять прятать клоуна в карман, но он как будто смеясь, снова падал.
Воспитательница, наблюдавшая за этим, выхватила его и со всего размаха швырнула в лужу. Я наклонялась, чтобы поднять его. Она опять бросала. Я поднимала – она бросала.
Эта безумная игра мне не нравилась, и я готова была расплакаться.
У детей из группы, наблюдавших за этим, реакции были совершенно разные. Петька хохотал, а тихий и скромный Антоша расплакался. Глядя, как моя любимая игрушка лежит в серой луже, я уже отказалось от желания поднимать ее - ведь он все равно окажется там.
Обозвав мои руки крюками, воспитательница взяа клоуна, и пообещав рассказать маме, как я себя плохо веду, пошла в сторону.
Я пыталась кричать вслед, что не знала, что больше такое не повторится, но поняла: вечером мама опять будет расстроена, и впереди вечер упреков и укоров.
Наступил вечер. Мама была опять пришла усталая и без настроения. Протягивая мне клоуна, она спросила, почему нельзя просто не спорить с воспитателем и быть послушной. Все, что хотелось сказать в ответ, показалось мне нелепым.
И я не нашлась, что сказать, кроме как попросить прощения, сама не понимая за что, но чувствуя себя в очередной раз виноватой. Мама в этот момент продолжала меня обвинять в том, что ее могут уволить. Обвиняла за то, что я не могу угодить воспитателю, в звонках из садика также виновата я. Дальше она продолжила, что приходится постоянно отпрашиваться, и если ее уволят, мы с ней будем голодать.
Мне нечего было ей ответить, и вообще я стала задумываться о том, что моя счастливая жизнь с мамой, красиво нарисованная в фантазиях с сосиской, горошком и сказкой, в жизни обернулась полной противоположностью.
Все эти атрибуты счастья в реальности превратились в злобу, тошноту и рвоту. И на лужу для моего любимого клоуна.
Когда в садике был тихий час все должны были уснуть, или по крайней мере сделать вид, закрыв глаза.
Я не хотела спать, но выполняла команду воспитателя. С одной стороны от меня была кровать тихого и молчаливого Антошки, с другой стороны был шумный Петя, он всегда смеялся над Антоном. Просто у Антоши были небольшие трудности, из-за которых в его кровать подстилали специальную непромокаемую пеленку.
Это и было причиной веселья Петьки. В один такой злополучный день Петька дождался, когда воспитательница закрыла дверь спальни и стал обзывать Антоху какашкой и грязными трусами, чем довел его до слез.
Глядя, как Антон плачет, мне стало так за него так обидно, что я со всей силы стала кричать с требованием прекратить издеваться.
В тихой спальне мой голос прозвучал как разорвавшийсяснаряд. Уже через мгновенье надо мной огромной тучей нависала воспитательница и потребовала встать. Я еще не успела сползти на пол, как была схвачена и почти волоком за плечо отправлена в туалет, где и заняла место в углу. Но это наказание показалось мне мелочным по сравнению с угрозой немедленного звонка маме.
Я рыдала, умоляла, обещала больше никогда и ничего, только чтобы не было этого звонка. Но меня никто не слушал. Когда за ужасной воспитательницей закрылась дверь, я разревелась.
Вот так, стоя босыми ногами на ледяном полу, в пижаме, сшитой бабулей, я стояла и плакала.
Когда мама пришла раньше положенного времени и забрала меня, в ее взгляде было только осуждение.
А самым тяжелым для меня было ее отчужденное молчание.
В таком настроении играть совершенно не хотелось, и я рано уснула. Ночью я вся горела, вызванный врач сказал, что это ангина и выписал маме больничный по уходу за мной.
Когда я пошла на поправку, в один из дней в квартире вкусно запахло, мама приготовила обед и позвала меня. Там были не покупные горошек и сосиски, как я рисовала в фантазиях, а ароматные котлетки и пюре. Смутно помню, но вроде бы даже тортик был. Я с удовольствием все съела и подумала, как же хорошо, когда мама рядом.
Это волшебное состояние было внезапно прервано. Мама заметалась, потом остановилась, взяв стул, села напротив. Сбивчиво стала говорить, что так будет для всех лучше. Она взяла билет к бабушке и дедушке, что не нужно будет рано вставать в садик, и что до школы то осталось всего ничего и тогда уж точно…
Я не понимала, о каком «ничего» говорит мама и какое «точно» должно наступить. Я уже почти не слышала этих слов, у меня перед глазами был мой любимый клоун, грязный от грязной лужи, одна нога была надломлена, но он не сдавался и продолжал улыбаться.
Прилетев через несколько дней к дедушке и бабушке, мама преподнесла все так, будто я не приспособилась к садику и отказывалась ходить туда. Каждый раз доводила воспитателей, устраивала конфликты.
Дед сказал, что не ожидал от меня такого проявления характера. Бабушка добавила, что предупреждала, мол, сад - не для меня, после него я уж точно должна ценить их заботу.
Со словами, что уж через год к школе точно заберет, мама уехала в аэропорт. Ночью у нее был рейс в Москву, без меня. Я же в этот момент молча думала, как же в такую ветряную и недобрую погоду мама сможет приземлиться в Москве? Мысленно я готова была ее провожать, но на самом деле я уже засыпала.
Сон был самый страшный. Мне снился лук, и не просто лук, а вареный. Меня начинает тошнить прямо во сне, и просыпаясь я зову бабушку.
Она спотыкается, еще не проснувшись, но торопится с тазиком, компрессом и водой. Когда меня спрашивают про маму, меня начинает так сильно рвать, что бабушка, которая боится любого сквозняка, широко раскрывает форточки. Когда мне становится чуть легче, бабушка долго гладит меня по голове, крепко прижав к груди, а я реву необъяснимыми слезами, слезами ничего не понимающего ребенка.
Бабушка приговаривает, что еще чуток, и станет легче. Дедушка молча выносит тазик из комнаты.
Потом, они почти всю ночь сидели около меня. По очереди гладили, укрывали так необходимым мне одеялом. Я, успокаиваясь, понимала, что вот как раз они меня и любят.
Я тоже очень люблю их, и маму тоже.
А вот лук не люблю, особенно вареный. И если обижают, тоже не люблю.
Согревшись от рук дедушки и бабушки, переполненная чувством любви, я шепчу им, что не буду больше звонить без разрешения и что вовсе не заболела.
Я сдержала обещание и прекратила звонить. Ведь маме звонят, когда что-то случилось, а у нас все хорошо.
Я проглотила и то, что мама не приехала забрать меня в школу. И я ей не позвонила. Когда сможет, тогда и заберет - как-нибудь, в другой раз.
Мама иногда звонила сама, узнать все ли хорошо.
Услышав междугородний звонок, я летела, и первая хватала трубку.
И каждый раз я спешила сообщить, что у меня все хорошо, просто замечательно. Маму же нельзя расстраивать.
Я остаюсь тем самым клоуном, которого не смогли сломать или утопить, и как и он, продолжаю улыбаться.

Ольга Савельева
Я заплакала.
Я тоже маленький клоун.
И тоже часто жила у бабушки с дедом,по состоянию здоровья-постоянно болела в саду.Мне у деда с бабой было хорошо,но я безумно скучала по маме(((
 
Тот факт,что мама приезжала ко мне почти каждый выходной,шла почти 4 часа от автобусной остановки и обратно,не отменяет той острой тоски по маме,которую я испытывала(((
 
У меня нет воспоминаний о тоске по матери...радовалась когда мы с отцом в санаторий "мать и дитя" уезжали, потом в пионер лагерь один или два раза
Может раньше...но память ничего не выдала
 
- Он игнорирует мои просьбы.
...... - А ты?
-Конечно, это обидно. Я обижаюсь и ничего не хочу.
Обида-это привычный и безопасный детский способ добиться от мамы желаемого и выказать своё недовольство.
Обида это отсутствие ресурса.
Ресурса на предъявление злости.
Ресурса психологического, материального, опытного, энергетического. Любого.
Обида-это неосознанный внутренний запрет человека на злость.
По сути-это злость.
Поэтому привычка обижаться и отсутствие возбуждения ходят рядом.
Когда мои просьбы игнорирует значимый для меня человек-это злит.
Я злюсь.
Сильнее или меньше, не суть.
Главное-ясно, внятно и адекватно.
Недвусмысленно.
И тем самым вношу энергию в контакт.
Уровень её, мы регулируем вместе.

(с) Игорь Ларин

Понравилось
 
Ждать, что тот, кто сделал вам больно, поймет свою вину почти всегда бессмысленно. Как правило, людям гораздо «дешевле» справиться со своим дискомфортом обходным путем. Подавить, вытеснить, придать другое значение. Зря что ли эволюция психологические защиты наращивала?

Например: «Да, я изменила ему, не смогла удержаться. Да и почему, собственно, я должна удерживаться? Живем один раз, мы молоды, нас захватили чувства. А муж не понимает этого. Он страдает и страдает. Почему он просто не может принять? Сколько можно это обсасывать? Год? Два? К тому же, я попросила прощения. Вот я бы поняла, простила и навсегда закрыла бы эту тему».

Здесь мы видим рационализацию (уход в объяснения) про молодость, про захват чувствами. Вроде как ответственность на гормонах, а не на мне.

И еще прекрасные рассуждения типа «я бы..» Легко поставить себя на место человека, от которого вам что-то очень надо. Уж вы бы точно простили, поняли, приняли, разрешили и догадались о чем нужно по четвертинке намека. Способ оправдаться через обвинение другого в бесчувственности частенько прокатывает. Особенно с теми, кто нуждается в одобрении как в воздухе из-за низкой самооценки.

Другой пример: «Она сама виновата в том что мы сейчас не общаемся. Вечно ныла, требовала внимания, говорила что я никудышный сын. Умудрялась звонить не вовремя и еще обижалась, что я с ней не хотел разговаривать. Я сказал: «Не нравится такой, какой я есть, не общайся со мной. Всем о'кей». Теперь, как ни созвонимся, так она сразу в слезы. На жалость давит. Не хочу я вот это вот все. Не нравится — до свидания. Все».

Здесь полное отрицание своего вклада в разрушение отношений. Ответственность перевешена на мать. Она обвиняется в нетерпимости, плаксивости и дурацких требованиях. Сын видит себя в «белом пальто» и так искренне недоумевает, когда на него обижаются. Он оборачивает это преступлением против миллениальской честности: никто никому ничего не должен, не нравится — дверь налево.

Он все для себя объяснил. «Вопрос закрыт», как говорится.

Примеры увлекательно приводить и читать. Я их придумала, но прототипы взяты из практики. Тем самым хочу показать, что у нас тысячи способов избежать контакта с виной. Смотреть на содеянное честно и открыто способны очень немногие.
Даже люди с хорошей рефлексией предпочитают использовать ее в основном на поиски убедительных причин «почему я не какашка», чем на попытку рассмотреть свою долю ответственности.

А все потому, что «Я-концепция» штука дорогая и сложная. Она долго создавалась, она призвана предъявлять нас хорошими и вменяемыми ребятами. Поэтому, пересматривать ее и вписывать туда что-то вроде «я иногда поступаю как муд...к и делаю другим больно» неохота. Это все равно что изгваздать собственную кредитную историю. Люди не захотят иметь с вами дела, потому что у вас плохая кредитная (так кажется). Это все стремительно и бессознательно, разумеется.
Поэтому, если вы страдаете от обиды, то я вам сочувствую. Вы здорово делаете когда предъявляете свои чувства и добиваетесь справедливости, но просто если у вас не получается достучаться, то, возможно, следует оставить попытки. И просто пойти к тому, кто сможет понять и утешить вас. Это будет гораздо полезнее, чем истощающие попытки пробить защиту.
Если вас не слышат, не факт что вы плохо объясняете или недостаточно громко кричите. Хоть глотку надорвите, но есть отношения, в которых контакт недостижим в принципе.
Можно страдать. В надежде настрадать другое прошлое.
Можно пытаться сдвинуть пятидесяти пудовую ложную личность партнера. В надежде достать из под этого отношения.
Можно настаивать на обвинении, стараясь наскрести еще вещдоков. В надежде что ваш прокурор победит его адвоката.
А можно просто уйти. Или сократить общение до минимума. Чтобы позаботиться о себе и перестать разрушаться. Это не значит, что вы слабее и сдались. Это значит, что вы не согласны с таким положением дел. А, оставаясь, как будто, соглашаетесь.
Вспоминается гениальный Боб Резник, который сказал: «Я могу злиться, что на улице дождь. А могу взять зонт или уехать в другой город».
С отношениями все то же самое. Только сложнее. Раз в сто.

Автор: Анастасия Звонарева
Источник: Анастасия Звонарёва | ВКонтакте

:WALL:
 
Веня, у тебя получилась тема со шкатулкой, наполненной нужными и полезными инструментами по теме. Благодарю от себя и обитателей.♥️

По теме, я выскажусь, что вижу, в твоих словах.

Перфекционизм и непринятие себя.
Непринятие себя - желание убежать, что-то постоянно делать, улучшать вместо общения с детьми . Нелюбовь?

Перфекционизм - это твои эмоции при виде детских аппликаций, рисунков.
Это все моя имхо.

Ты все же проделала грандиозную работу, роешь кубометрами.


Я делала так. Наблюдала за дочерью и смотрела где рвет меня. Оказалось, я зеркалила свои неприятные черты( уже проработанные или нет), черты моей мамы, бывшей свекрови. Не смирение.

Где же я встречала эту фразу - относитесь к себе так, как бы Вы хотели чтобы к Вам относились Ваши родители. С тех пор, как ссорюсь с своей 14-летней отроковицей - сама себя спрашиваю, какая форма критики будет для меня лично приемлемой?

Я писала уже. Обнимать я училась через силу. Сжав зубы и закрыв глаза. Теперь вижу, когда самое острое ушло уже - как важно доверие к миру и людям, которого у нас нет. Как важны люди и социум для нас всех. И теперь снова я учусь. А два года назад я искренне считала(даже ещё полтора года назад) что мне не нужны ни люди, ни друзья, ни партнёр. Я неправа, признаюсь. Это важная и необходимая часть жизни, имхо. Теперь мне предстоит учиться этому и учить этому дочь.
 
Ну опять спасибо Дейл...ее Зицер объясняет доступно что моя реакция на ее аппликации это память моего тела из детства...рефлекс
И надо найти то что успеет сработать ДО этого рефлекса
Ну он хорошо написал, если интересно почитай ... Вообще больше понимать себя начинаю)

Мне нравится обнимать Булку...и нюхать ее...у нас ярко выраженная связь тьфу тьфу тьфу
 
Ну опять спасибо Дейл...ее Зицер объясняет доступно что моя реакция на ее аппликации это память моего тела из детства...рефлекс
И надо найти то что успеет сработать ДО этого рефлекса
А где что Дейл писала? Интересно.
 
Мы часто думаем, что воспитание – это работа, необходимость контролировать, запрещать, учить, исправлять – жить жизнью своего ребенка. А зачем? Давайте отбросим все эти «должна вырастить», «должна уберечь» и посмотрим на детей как на отдельных... Любить нельзя воспитывать
 
Она посоветовала Зицера мне
Веня , моей никакой заслуги нет. А книги Зицера я рекомендую всем родителям , но не все хотят читать.
Я же познакомилась с ними и даже была на семинаре у него , когда рыла в профессиональном плане , как работать с детьми сдвг.
У него много внятных советов .
 
Веня , моей никакой заслуги нет. А книги Зицера я рекомендую всем родителям , но не все хотят читать.
Я же познакомилась с ними и даже была на семинаре у него , когда рыла в профессиональном плане , как работать с детьми сдвг.
У него много внятных советов .
Твоя заслуга минимум в том что ты рекомендуешь его книги
Сказано тебе - спасибо)))

А почему не хотят читать? Он же хорошо читается ... Читать не означает же применять в жизни
 
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Назад
Сверху Снизу