- Регистрация
- 10 Авг 2010
- Сообщения
- 2,343
- Пол
- женский
Я бы это проработала так:Летинка, привет. Думаю, что многие на этом форуме тяжело переносят конфликты и людей, которые пытаются доминировать или повышать голос. Очень давно не сталкивалась с такими, у меня на новом месте работы сложилось удивительно эмоционально интеллигентное и приятное общество. Но вот случился казус. И преподаватели университетов люди и бывают психически не стабильными. И я вдруг поняла, что этот вопрос у меня совершенно не проработан. И я категорически не способна внутренне противостоять агрессии. И такая выходка может запросто испортить мне день. Какие инструменты есть, чтобы справиться с подобным?
1) Вспомнить ситуацию с агрессией, которая сильнее всего задела в последнее время. В деталях, что было, какие были ощущения, эмоции, мысли. Как реагировало тело.
2) Подумать - что именно меня зацепило в этой ситуации? Что вызвало наибольший дискомфорт? Какие мысли возникали в связи с этим дискомфортом?
3) Подготовиться к следующей ситуации - прожить этот дискомфорт, наблюдая за своими реакциями, как сторонний исследователь - ага, вот кто-то начинает кричать - что происходит со мной? с телом? Какой балл я поставлю уровню дискомфорта? Как она менялся в течение коммуникации?
Если таких ситуаций в жизни мало - воссоздать ее в голове.
Пример - частично вымышленный, но схему такую использую.
На моего клиента накричал начальник, вместо того, чтобы спокойно ответить - "Пожалуйста, не надо разговаривать со мной в таком тоне", мой клиент растерялся, ничего не сказал. После разговора сутки не мог отделаться от навязчивых мыслей "надо было ему ответить", "я слабак", "мной всегда будут помыкать".
Анализируем ситуацию. Клиент приходит к выводу, что у него была эмоция - страх. "Проживаем" ситуацию на сессии: прошу клиента вспомнить начальника, представить, что сейчас он кричит на него.Клиент погружается в эту ситуацию, фокусируется на своем страхе. Время от времени я прошу клиента назвать, какой уровень страха сейчас, когда он снижается до 20% - перестает быть страхом, остается легкое беспокойство. Так 2-3 раза на сессии и в качестве домашнего задания клиент делает это сам. В результате - нервная система адаптируется к таким вещам, они не вызывают резкой стрессовой реакции.
Важно! "Проживать" ситуацию, не уходить в другие мысли, обесценивание. Фокусироваться на своем страхе и "переждать" его. Он неизбежно снизится. А психика привыкнет, что это "не страшная" ситуация. Так мы работаем с разными вызывающими тревогу событиями.