Отношение РПЦ к АА

 


В ответе Патриарха Алексия выделено - Ответ: Не следует с ходу отвергать и порицать идеи, даже если они рождены вне Православия, которые служат благу людей. Опыт, накопленный в Сообществах «Анонимных алкоголиков» и «Анонимных наркоманов, не должен быть проигнорирован в России — напротив, он должен стать предметом пристального изучения. Однако следует помнить, что методики, эффективно работающие за рубежом, иногда могут быть неприменимы у нас. Полагаю, что в условиях России и других православных стран, где десятки миллионов людей связывают духовное здравие с отеческой верой, нужно попытаться наполнить эти программы нашим религиозно-нравственным содержанием, сочетать их медицинские и психологические достижения с православной духовной основой.
 
Безусловно, всегда найдутся те, кто противится распространению АА, и среди священства тоже.
Но выше - мнение Патриархов Алексия и Кирилла, мнение РПЦ, конкретное и понятное, и пусть не будет ни у кого сомнений.

Мое скромное мнение - пока человек пьет - ему вообще до Бога нет дела.
Если он начнет трезветь с помощью АА, пусть сначала будет у него понимание Бога как Высшей Силы, будет жить в трезвости - далее будет искать Бог, веру. Тут уже выбор человека двигаться далее.
Но пока он пьет - его путь ведет только в ад.
 
Частью РПЦ "признает"? Или признает, что заблуждалась 2 000 лет, а оказалось, что истинный путь к Богу в АА?
С точки зрения РПЦ, АА - культ. И многие наверное убеждались, когда начинали общаться со "спонсорами" - начиная от "90 собраний за 90 дней", инославных молитв на коленях и заканчивая уже экстримом с писанием черными ручками в тетрадях на пружинках.
Но, тем не менее, в методике АА есть полезное, что можно почерпнуть. Как групповая терапия, обмен опытом собрания, например, хороши.
Выше я дала ссылку - отношение РПЦ к АА, нет никакого культа.
Кому-то помогает абстрактное понимание ВС, а для меня ВС - это конкретно Христос.
А что люди привносят в любую программу (или в веру) свое - там черными ручками_тетрадки с пружинками_по дереву постучать - так что ж поделать.. если люди легче верят заговорам, каким-то внешним атрибутам, чем Богу.
Да и не ново, что спонсор тянет одеяло на себя, и священники некоторые тянут одеяло на себя, а потом отпадают от церкви и создают секту вокруг себя, но это они отпали, а церковь как стояла - так и стоит. Но исключения только подтверждают правило.
 
Почему не поддерживают? Священники Иона Замойский, Игорь Бачинин - гугльните - они на приходах организовали АА, протиерей Евгений Генинг занимается вопросом о православном понимании программы 12 шагов.
Ты в очередной раз не понимаешь что я написал. Перечитай.
 
Священники Иона Замойский, Игорь Бачинин - гугльните - они на приходах организовали АА, протиерей Евгений Генинг занимается вопросом о православном понимании программы 12 шагов.
:JOKINGLY: Игоря Историка на них нет, он бы им наверное "организовал АА на приходах". :O_v:
По много объясняющей ссылке Вера@:
"Вопрос: Некоторых священников смущает то, что на собраниях АА участники во время заключительной молитвы держат друг друга за руки. Но самым главным камнем преткновения является выражение: "Высшая Сила — Бог, как каждый Его понимает". Хотя в Программе говорится о Господе, о Боге, Который есть любовь. Но понятие "Высшая Сила» предлагается для неверующих алкоголиков и наркоманов, а таких в России очень много. Каково Ваше мнение по этому поводу?
Ответ: Для неверующих это, может быть, и приемлемо, но если собираются православные люди, особенно совершающие церковное покаяние, то спорная формулировка – “Высшая Сила, как каждый ее понимает”, - должна быть скорректирована, ибо Церковь не приемлет подобного догматического безразличия.
В то же время традиции внешнего порядка, сформировавшиеся в подобных обществах, не имеют принципиального значения. Если люди, нуждающиеся в исцелении от страшной язвы, обращаются душой к Богу, то не разумно закрывать перед ними двери Церкви только потому, что они держатся за руки, стоя на молитве. Несомненно, высоты богословия могут быть поначалу недоступны им. Однако это не означает, что в практической деятельности по реабилитации алкоголиков и наркозависимых следует сознательно упрощать те или иные положения христианской веры. Такая деятельность должна быть неразрывно связана с катехизаторскими мероприятиями, с вовлечением страждущих от алкоголя и наркотиков в полноценную церковную жизнь".
 
Последнее редактирование:
Ты в очередной раз не понимаешь что я написал. Перечитай.
Перечитала. Как написали - так и понимаю.
Ты в очередной раз не понимаешь что я написал. Перечитай.
В очередной? Мы ранее общались с вами на данную тему?
 
Перечитала. Как написали - так и понимаю.

В очередной? Мы ранее общались с вами на данную тему?
Да, уже был комментарий про Веру, Бога.
Вероятно ты считаешь меня атеистом или богоборцем. Мне это странно.
 
Да, уже был комментарий про Веру, Бога.
Вероятно ты считаешь меня атеистом или богоборцем. Мне это странно.
Точно от меня был комментарий?
Я не считаю вас ни богоборцем, ни атеистом, я только отвечала на конкретный комментарий.
 
Последнее редактирование:
Зацикливание на своем алкоголизме мешает внутреннему развитию

Клирик храма святых бессребреников Космы и Дамиана в Космодемьянском, духовник сестричества при храме, руководитель службы «Благое дело» для помощи страдающим алкоголизмом, наркоманией, психическими заболеваниями, врач-психиатр, священник Владимир НОВИЦКИЙ относится скорее к противникам программы «12 шагов». Мы попытались выяснить у отца Владимира, почему.

— Отец Владимир, что вас настораживает в группах анонимных алкоголиков и в программе «12 шагов»?
— Прежде всего, я не могу принять определение «Бог, как я Его понимаю», тем более — «Христос, как я Его понимаю» (была и такая адаптация программы). «Свое» представление о Боге вообще лишает человека подлинного общения с Богом, отводит от Христа. И мы в «Благом деле» никогда не боимся с первой же беседы говорить с пациентами о Христе. Мне чаще приходилось консультировать наркоманов, чем алкоголиков, но обе эти зависимости имеют духовные корни и неизлечимы только медицинскими средствами. По статистике прошлых лет за полтора года у нас было больше шестисот наркозависимых пациентов, и я не помню, чтобы кого-нибудь из них оттолкнула или покоробила проповедь о Христе. К нам приходили люди исстрадавшиеся, безуспешно перепробовавшие разные методы лечения. Услышав слово о Христе, они попадали в родную стихию. Еще Тертуллиан говорил, что душа человека по природе христианка. Поэтому больная душа чутко отзывается на Слово Жизни.

— В «Благое дело» люди идут, зная, что прием ведется при храме и консультирует священник. Значит, приходят только те, кто не настроен против Церкви и даже готов попробовать воцерковиться. Но когда вы работали врачом в клинике, наверняка были больные, не желающие ничего слышать о Боге?
— Конечно, в клинику приходили разные люди. Но с тех пор, как я стал верующим человеком, старался говорить о Христе, когда это было возможно. Если же видел, что человек закрыт для таких разговоров, ограничивался медицинской и психологической помощью. В такой помощи в начале лечения алкоголики и наркоманы тоже нуждаются. И у меня не было бы больших претензий к программе «12 шагов», если бы она была заявлена как психологическая методика. Но она претендует на духовность. Какая духовность может быть вне Церкви, вне Христа? На мой взгляд, только альтернативная, то есть псевдодуховность.

— Православные сторонники программы объясняют, что речь идет не об отказе от Христа. Просто программа составлена с учетом того, что в группы приходят разные люди. И ведь многие из них постепенно приходят ко Христу, воцерковляются.
— Кто сказал, что они воцерковляются благодаря группам? Думаю, что как раз вопреки им. Группы существуют не для воцерковления, а для абсолютно автономной помощи алкоголикам. И помощи не психологической, а духовной. Повторяю, как психологическая методика программа «12 шагов» во многом оправданна. Хорошо, что есть группы взаимопомощи, где люди делятся опытом, помогают друг другу. Но, помогая на начальном этапе, группы насаждают ложную идею «Бога, как они Его понимают», привязывают людей к себе, мешают их дальнейшему развитию. Заранее оговаривается, что если человек перестанет ходить на группы, непременно сорвется. И люди действительно срываются, потому что они зависимы от этих групп. Приходили ко мне на прием люди, бывавшие на этих группах. В группах они держались, но, переставая на них ходить, быстро запивали. Потому что были совершенно не адаптированы к реальной жизни, не знали ничего, кроме этих групп. Группы для анонимных алкоголиков и становятся «Богом, как они Его понимают». К Православию же анонимные алкоголики относятся, как к обскурантизму, чему-то ограниченному. Церковь им нужна лишь для того, чтобы священники направляли к ним пьющих прихожан, предоставляли помещения для занятий групп, но не как Тело Христово, Богочеловеческий организм. По их представлениям они сами Богочеловеческий организм. Только они знают, как реально помочь алкоголику. Потому что они сами алкоголики. И даже бравируют этим. Стали появляться уже группы анонимных игроков, анонимных блудников. Бесконечно можно делить людей на подгруппы по порокам. В результате люди попадают в самозамкнутую систему. Якобы спасает их только общение с такими же, как они.

— Да, я слышал от самих анонимных алкоголиков, что алкоголика может понять только алкоголик. Вы с этим не согласны?
— По этой логике и наркологу надо быть алкоголиком, чтобы эффективно помогать своим пациентам. А психиатру – душевнобольным. Священник же вообще должен иметь все смертные грехи, чтобы понять каждого приходящего к нему на исповедь. Абсурд! Для понимания человеческой боли, человеческих страданий нужны любовь и вера.

— Отец Владимир, меня тоже смущает пожизненная зависимость людей от группы. Но, может быть, действительно для страдающих алкоголизмом постоянное общение с группой – единственный способ выжить?
— Да, пребывание в группах многих спасает от физической гибели. Но нам неизвестно, что становится с их душами. Эти люди (как и все мы) нуждаются в покаянии, прощении и благодатной силе, чтобы менять свою жизнь и бороться с грехом. В группах анонимных алкоголиков это невозможно, потому что нет покаяния без Христа.

— Но разве «12 шагов» не могут стать подготовкой, стартом к покаянию?
— Мне кажется, что это, наоборот, не старт, а тормоз. Господь ведет нас разными путями. Прекрасно, что и из групп анонимных алкоголиков некоторые приходят ко Христу. Но сама система, атмосфера в этих группах не способствует покаянию. Зачем человеку Христос, если у него есть панацея от всех бед? В результате человек теряет целостность, личность, имя.

— Ничего удивительного. Кроме 12 шагов у анонимных алкоголиков есть 12 традиций. Последняя, двенадцатая, так и утверждает: «Анонимность – духовная основа всех наших традиций, постоянно напоминающая нам о том, что главным являются принципы, а не личности».
— Вот именно! Человек «традиционно» обезличивается, становится винтиком в некоем механизме – группе анонимных алкоголиков. С точки зрения христианства главным является личность. И духовная жизнь есть общение личности человека с Личностью Бога. Крестимся мы с именем, в других таинствах также участвуют не анонимные христиане, а рабы Божии имяреки. Без имени нельзя даже рассматривать сущность человека. В группах же человек теряет имя, становится просто алкоголиком. Это, кстати, очень непонятный для меня момент. Зачем постоянно называть себя алкоголиком? Не пьет человек 10, 15 лет, всё равно алкоголик. По-моему, это самовнушение, в результате которого трансформируется психика. Человек – не образ Божий, а просто алкоголик.

— Да, они утверждают, что, сколько бы ни воздерживались, всё равно остаются алкоголиками и, только помня об этом, не забывают и о необходимой внутренней работе над собой.
— Категорически не согласен. Зацикливание на своем алкоголизме как раз мешает внутреннему развитию. Происходит душевное окаменение, человек становится непластичным, негибким, застывает на уровне своей немощи. Воля его ослабляется, он становится внушаемым. И оказывается как бы между двух огней. С одной стороны, он держится за группы, которые удерживают его от запоев. Но страсть-то никуда не девается, и он, как жена Лота, всё время оглядывается назад. Иначе и быть не может, потому что от своей страсти он не лечится, не получает благодатной помощи. А для группы он не Василий или Иван, а просто алкоголик. Разве это не потеря своего лица? В такой ситуации очень трудно прийти к покаянию. И я считаю, что если люди и приходят, то именно вопреки группам.

— Почему же тогда некоторые священники рекомендуют своим духовным чадам ходить на эти группы и после воцерковления?
— Об этом надо спросить тех священников, которые рекомендуют. Мне это непонятно. Если человек серьезно и глубоко воцерковится, он может преодолеть свою страсть, жить полноценной жизнью: духовной, семейной, социальной. Можно и нужно разнообразить приходскую жизнь, чтобы на приходах была возможность различной психологической реабилитации, чтобы каждый желающий мог найти себя в общине. Например, при храмах можно создавать «общества трезвости»; такая практика была и есть. Но чем могут быть полезны православному человеку группы анонимных алкоголиков, я не вижу. И уж совсем мне непонятна ситуация, когда одной моей знакомой, у которой сын наркоман, священник (один из горячих поклонников «12 шагов») сказал, что и она нуждается в группах анонимных родителей наркоманов. Что она патологически созависима своему сыну.

— Значит, вы не согласны и с таким утверждением в книге «Церковь и страдающая личность»: «Часто для священника родственники таких больных еще более обременительны. Одно и то же приносят они на исповедь. Буквально одолевают батюшку. Некоторые из них начинают неистово заниматься религиозно-социальной деятельностью. Нужно хорошо знать проблему, чтобы увидеть, что эти люди тоже серьезно больны.»?
— Разве можно так обобщать? Мы все должны носить тяготы друг друга: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал., 6, 2). То есть мы все в какой-то степени созависимы. Раз мы друг друга любим, значит мы друг от друга и зависим. Это касается не только болезни, но вообще человеческих взаимоотношений. Но приведенная вами цитата как раз показывает, что эта система опирается не на реальную жизнь, а на схемы. Конечно, близкие алкоголиков и наркоманов находятся в состоянии хронической психотравмы, часто нуждаются в психологической поддержке. Но ведь много зависит и от их психической и духовной крепости. Некоторые из них способны морально поддержать гибнущего сына или мужа лучше любой группы. Бывают случаи, когда родственники вымаливают у Господа алкоголиков или наркоманов, приводят их в Церковь. Созависимость – крест. По логике этих «шагов» надо отказываться от своего креста.

— Отец Владимир, вы говорили о том, что при глубоком воцерковлении человек может победить страсть. Но вот психолог Евгений Николаевич Проценко рассказывал, что на группы приходили и воцерковленные люди, и даже священники. И жизнь в Церкви не помогала им оставаться трезвыми.
— Бывает и такое. Дело в том, что цель подлинного воцерковления – святость. От нее мы все далеки, поэтому каемся, поднимаемся и снова падаем. Но это должно становиться стимулом для более глубокого покаяния, а не для поиска альтернативной духовности. Ни миряне, ни священники не должны пренебрегать медицинской и психологической помощью, когда она необходима, но группы анонимных алкоголиков настаивают на том, что оказывают именно духовную помощь.

— Но ведь как раз многие врачи и психологи относятся к программе «12 шагов» с большим интересом и сочувствием?
— Это как раз неудивительно. Как честные специалисты, они понимают, что их профессиональные возможности в помощи страдающим алкоголизмом и наркоманией ограниченны. Но в духовных вопросах большинство из них люди ищущие, нуждающиеся в проповеди о Христе не меньше своих пациентов. Их искренний интерес мне понятен, но в данном случае они выходят за рамки своей специальности, поэтому не надо апеллировать к их научному авторитету.

— Нужно ли, на ваш взгляд, Церкви сотрудничать с группами анонимных алкоголиков?
— Конечно, нужно. Вопрос в том, как сотрудничать? Думаю, общение с ними возможно у исповедального аналоя. Относиться к ним, конечно, нужно с любовью и сочувствием. Это действительно страдающие, болящие люди, нуждающиеся в помощи. И во Христе. Вот мы и должны им, поклоняющимся неведомому богу, проповедовать Христа. Но сотрудничать с ними без проповеди, как бы на равных, признавая их методику духовной, соглашаясь с их системой пожизненного привязывания людей к группам?.. По-моему, это будет не сотрудничество, а попустительство.

Беседовал Леонид ВИНОГРАДОВ

Публикация с православного портала о благотворительности Милосердие.RU
 
Мы все должны носить тяготы друг друга: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов»
ага. так аж носят бремена других, что пуза в геленвагены не влазят.
 
— Да, я слышал от самих анонимных алкоголиков, что алкоголика может понять только алкоголик. Вы с этим не согласны?
— По этой логике и наркологу надо быть алкоголиком, чтобы эффективно помогать своим пациентам. А психиатру – душевнобольным. Священник же вообще должен иметь все смертные грехи, чтобы понять каждого приходящего к нему на исповедь. Абсурд! Для понимания человеческой боли, человеческих страданий нужны любовь и вера.

да кому уперлось твое это "понимание"? нафейхоа?
 
да кому уперлось твое это "понимание"? нафейхоа?
Спонсору. Или "другому алкоголику". Есть же практика "звонка другу".
Страдающему синдромом алкогольной зависимости у АА можно почерпнуть некоторые "фичи", оригинальные интересные подходы. Надо будет записывать уже, потому что с этим наплывом информации сразу так с ходу назвать их не могу, хотя точно встречал.
Думаю, что если говорить о психотерапевтической методике избавления от синдрома алкогольной зависимости, то она должна быть нерелигиозной, неидеологизированной, неполитизированной.
"Попы на лексусах" и пр. меня нисколько не задевают.
В отличие от других ситуаций, в этом случае нет настроя вступать в объяснения, в дискуссию.
P.S. Встречались разные атеисты, агностики. Но они неубедительные, а то и просто малограмотные, странные.

 
Последнее редактирование:
Спонсору. Или "другому алкоголику". Есть же практика "звонка другу".
Страдающему синдромом алкогольной зависимости у АА можно почерпнуть некоторые "фичи", оригинальные интересные подходы. Надо будет записывать уже, потому что с этим наплывом информации сразу так с ходу назвать их не могу, хотя точно встречал.
Думаю, что если говорить о психотерапевтической методике избавления от синдрома алкогольной зависимости, то она должна быть нерелигиозной, неидеологизированной, неполитизированной.
"Попы на лексусах" и пр. меня нисколько не задевают.
В отличие от других ситуаций, в этом случае нет настроя вступать в объяснения, в дискуссию.

я тоже почерпнул. изучил и взял что надо. но я писал о другом. одно дело ты звонишь прошаренному алкашу, которые ЗНАЕТ что и как у тебя прям счас. по себе знает. а другое дело жырный поп, который бубнит тебе про любовь христову.
 
Назад
Сверху Снизу