Религиозная точка зрения: падшее человеческое естество стремится к удовольствиям и приятным ощущениям. Демоны подбрасывают ему наркотики, от употребления которых развивается страсть (в мирском пониании - зависимость). Освободиться от страсти тяжело, нужно обращение к Богу, упорный труд, работа над собой. В Библия предупреждает об опасности употребления
алкоголя и других наркотиков, в ней описаны все проявления притрастия к
алкоголю, прекрасно известные нам по собственному опыту и надлюдаемые нами сегодня. Дано и средство: сознательная трезвость как добродетель великая перед самим Господом (Лк; 15,16)
Это очень краткое изложение религиозной сути, на самом деле здесь можно говорить очень много.
Теперь о научном взгляде.
Всё начинается ещё в детстве, когда ребёнок видит первые приеры употребления спиртного взрослыми. Таким образом в детское сознание всевается алкогольная идея, которая, как и любая другая идея, требует своего воплощения. Ребёнку запрещают спиртное: "мал ещё", отчего
алкоголь в его сознании обретает высокий ценностный статус, ведь право на его употребление говорит о взрослости, а кто из нас не мечтал в детсве сать врослым? Отсюда начинает складываться программа потребления
алкоголя: " подрасту - выпью, что ты и заметила на примере подростков.
Чтобы понять происходящее дальше, надо сказать пару слов об алкогольной идее и порождённой этой идеей программе алкоголизации. И идея, и програма не подвержены действию времени. Однажды возникнув, они будут сопровождать тебя до гробовой доски, если ничего с ними не делать. При этом идея постоянно всевается извне - жто любые примеры из окружающей действительности, оправдывающие употребление
алкоголя. Есть и скрытое программирование на
алкоголь, когда алкоидея всевается имплицитным, то есть незаметным для тебя, путём. Программа может несколько меняться в зависимости от текущих обстоятельств.
Силу идее придаёт чувственная окраска. Мало принять какую-то идею умом, её надо прочувствовать сердцем, тогда только она обретёт свою власть над тобой. В случае с наркотиками (
алкоголь это лишь один из наркотиков), такую чувственную окраску даёт опьянение. Стала бы ты "дружить" с
алкоголем, если бы он давал тебе одно лишь
похмелье? Нет, конечно! Ты употребляла его исключительно ради якобы приятных ощущений, и не будь их, вопрос о спиртном не стоял бы вообще. Эти лжеприятные ощущения и есть тот самый импринт, о котором писал
@Жан.
Алкогольная идея вместе с программой именуются у Шичко запрограммированностью на
алкоголь (з/п).
Далее, для краткости и ясности, лучше опять встать на религиозную точку зрения.
Эта з/п неподвластна твоей воле и твоему рассудку, у неё есть своя логика, свои цели и задачи, непонятные и неведомые твоему разуму. Всякий раз, когда ты пытаешься воспротивиться влиянию з/п, она включает свои мощные механизмы принуждения, под дейстаием которых ты сама подбираешь оправдания выпивке, и, вопреки прежнему горькому опыту и здравому смыслу, вновь соглашаешься на алкоголизацию. Добиться этого иррационального поступка помогают те самые чувственные впечатления от опьянения, перевешивающие доводы рассудка.
Когда ты пытаешься воспротивиться з/п, она пускает в ход приёмы самозащиты, из-за которых у тебя внутри появляются какие-то колебания, сомнения, неясные опасения и прочие подобные чувства, вызывающие нежелание приступать к делу освобождения от пристрастия к спиртному. Таким образом страсть удерживает тебя в повиновении, не давая обрести свободу.
Таким образом, на тебя действует несколько факторов, среди которых есть рассудочные, - это проалкогольные убеждения, и есть бессознательные - это привычки, настрой, чувственные впечатления.
В целом з/п представляет собой сложное явление, глубоко укоренившееся в психике и имеющее множество разнообразных связей с другими функциями и отделами как самой психики, так и внешней среды.
Все эти связи подлежат выявлению и устранению - в этом заключается цель работы по методу Шичко.