Продолжу отчет по книге Альтшуллер Генрих - Найти идею. Введение в ТРИЗ.
Глава 4. Формула победы.
Мир устроен непросто, и чтобы его правильно видеть и правильно понимать, нужны непростые мысленные экраны. Даже у гениев полная многоэкранная схема мышления проявляется в
редкие звездные мгновения. Да и то многое остается незадействованным... Цель ТРИЗ:
опираясь на изучение объективных закономерностей развития технических систем, дать правила организации мышления по многоэкранной схеме.
Выбор способа динамизации зависит от конкретных обстоятельств, но сама
динамизация универсальный закон, определяющий направление развития всех технических систем, даже
таких, которые по самой своей природе, казалось бы, должны оставаться жесткими.
Существуют объективные законы развития технических систем, эти законы можно познать и использовать для сознательного решения изобретательских задач без слепого перебора вариантов.
Итак, в основе ТРИЗ — представление о закономерном развитии технических систем. Материалом для выявления конкретных закономерностей является патентный фонд, содержащий описания миллионов изобретений. Ни в одном другом виде человеческой деятельности нет такого огромного и систематизированного свода записей (задача — ответ). Анализ патентных материалов позволил выявить ряд важнейших законов развития технических систем. Первая группа этих законов (
статика) относится к критериям жизнеспособности новых технических систем.
Вторая группа законов развития технических систем (
кинематика) характеризует направление развития независимо от конкретных технических и физических механизмов этого развития.
Мы познакомились с двумя исключительно важными понятиями:
1. При решении задачи следует ориентироваться на идеальный ответ. Такой ответ не всегда достижим в полной мере, но необходимо добиваться максимального приближения к нему. Составленную по определенным правилам формулировку идеального ответа называют
идеальным конечным результатом (ИКР).
2. Для приближения к ИКР необходимо максимально использовать имеющиеся ресурсы — вещественные и энергетические. Данные по условиям задачи вещества и поля, а также «даровые» вещества и поля принято называть
вещественно-полевыми ресурсами (ВПР).
Максимальное использование ВПР для максимального продвижения к ИКР — такова в самом общем виде формула победы над задачей.
Итак подводя итог о прочитанном можно выделить важнейшие понятия ТРИЗ.
‒ техническое решение, изобретение;
‒ техническая система (
ТС), подсистема, надсистема;
‒ изобретательская ситуация (ИС);
‒ техническое противоречие (ТП);
‒ физическое противоречие (ФП);
‒ идеальный конечный результат (ИКР);
‒ типовые приемы устранения ТП и ФП;
‒ вещественные и полевые ресурсы (ВПР);
‒ алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ).
Особое значение в ТРИЗ имеет постоянно пополняемый информационный фонд: указатели применения технологических (физических, химических, геометрических и др.) эффектов, типовые приемы устранения технических и физических противоречий и банк примеров их использования.
Дальше не буду подробно останавливается на каждой главе книги….
Я думаю лучше выделить самое основное.
Структура и функции ТРИЗ
Опишем подробнее
основные функции ТРИЗ:
1. Решение творческих и изобретательских задач любой сложности и направленности без перебора вариантов.
2. Прогнозирование развития технических систем (
ТС) и получение перспективных решений (в том числе и принципиально новых).
3. Развитие качеств творческой личности.
Вспомогательные функции ТРИЗ:
1. Решение научных и исследовательских задач.
2. Выявление проблем, трудностей и задач при работе с техническими системами и при их развитии.
3. Выявление причин брака и аварийных ситуаций.
4. Максимально эффективное использование ресурсов природы и техники для решения многих проблем.
5. Объективная оценка решений.
6. Систематизирование знаний любых областей деятельности, позволяющее значительно эффективнее использовать эти знания и на принципиально новой основе развивать конкретные науки.
7. Развитие творческого воображения и мышления.
8. Развитие творческих коллективов.
Структурную схему ТРИЗ можно представить с точки зрения ее основных функций. Все разделы ТРИЗ можно грубо разделить на две части:
‒ методы решения проблем;
‒ методы развития творческих качеств.
Посмотреть вложение 723427
Посмотреть вложение 723428
Составные части ТРИЗ
Выделим основные понятия, важные для существования самой теории.
1. Законы развития технических систем (
ТС).
Законы развития технических систем ‒ наиболее общие статистические закономерности и тенденции развития техники, выявленные в результате анализа патентного фонда и истории развития техники.
2. Информационный фонд ТРИЗ.
Информационный фонд включает:
‒ систему стандартов на решение изобретательских задач (типовые решения определенного класса задач);
‒ задачи-аналоги;
‒ технологические эффекты;
‒ технические эффекты;
‒ физические эффекты;
‒ химические эффекты;
‒ биологические эффекты;
‒ математические эффекты (частности, наиболее разработанные из них в настоящее время – геометрические эффекты);
‒ таблицы их использования;
‒ приемы устранения противоречий и таблицы их применения; приемы разрешения технических противоречий;
‒ 40 основных приемов и таблица их применения;
‒ 10 дополнительных приемов; приемы разрешения физических противоречий;
‒ приемы ‒ антиприемы;
‒ приемы, разбитые на группы;
‒ способы разрешения физического противоречия;
‒ макро- и микроуровни приемов устранения противоречий;
‒ ресурсы природы и техники и способов их использования.
3. Вепольный анализ (структурный вещественно-полевой анализ) технических систем.
4. Алгоритм решения изобретательских задач ‒ АРИЗ.
АРИЗ представляет собой программу (последовательность действий) по выявлению и разрешению противоречий, то есть решению задач. АРИЗ включает: собственно программу, информационное обеспечение, питающееся из информационного фонда.
5. Метод выявления и прогнозирования аварийных ситуаций и нежелательных явлений.
Метод выявления и прогнозирования аварийных ситуаций и нежелательных явлений разработан Злотиным Б. Л. и Зусман А. В. и назван «диверсионным» подходом. Он основан на использовании ТРИЗ, функцио-нального, системного и морфологического анализов, диаграммы Исикавы и специально разработанных списков контрольных вопросов. С помощью этой методики «изобретаются» для данной системы аварийные ситуации и нежелательные явления, рассматривается вероятность их появления. При этом проводится анализ существующей ситуации и тенденции ее изменения, формулируются и разрешаются противоречия, возникающие при решении проблемы. Кроме того, изыскиваются и анализируются способы, предотвращающие возникновение чрезвычайных ситуаций и нежелательных явлений.
6. Методы системного анализа и синтеза.
Методы системного анализа и синтеза включают системный подход, анализ и синтез потребностей, функциональный анализ и синтез. Эти инструменты позволяют создать системную картину мира и прогнозировать развитие систем.
В ТРИЗ широко используется системный подход, включающий аппарат системных исследований, специализированный для анализа и синтеза технических систем, основанный на закономерностях развития техники и для прогнозирования развития технических систем. Кроме того, системный подход используется для развития творческого мышления.
7. Функционально-стоимостный анализ.
Функционально-стоимостный анализ (ФСА) ‒ метод технико-эконо-мического исследования систем, направленный на оптимизацию соотношения между их потребительскими свойствами.
8. Методы развития творческого воображения.
Методы развития творческого воображения позволяют уменьшить психологическую инерцию при решении творческих задач.
9. Теория развития творческой личности.
Теория развития творческой личности включает качества творческой личности, основные концепции ее развития, жизненную стратегию развития творческой личности (ЖСТЛ-3), деловую игру: «внешние обстоятельства творческой личности», идеальная творческая стратегия (концепция «макси-мального движения вверх»), задачник по курсу ТРТЛ, сводная картотека к ЖСТЛ-3. Авторы теории развития творческой личности (ТРТЛ).
Техническая система. Определения
Что такое техника? Cовокупность объектов природного и искусствен-ного происхождения, повышающая эффективность деятельности человека сверх возможностей, присущих ему биологически. Издавна человек исполь-зовал природные объекты в своих целях. Палкой можно сбить плод с дерева, перевернуть камень ‒ использовать в качестве оружия дротик. Выступая в качестве инструмента достижения цели, природный объект уже может считаться техническим объектом.
Что понимают под термином «Техническая Система»?
Техническая Система (
ТС) – это некоторая совокупность взаимо-связанных элементов, обладающая свойствами, не сводящимися к свойствам отдельных элементов. Под технической системой (
ТС) понимают такую совокупность элементов, которая позволяет ей выполнять некоторую полезную функцию.
Так, система самолет обладает свойством летать, которым ни один из ее элементов в отдельности не обладает.
ТС – понятие условное, зависящее от того, интересует ли нас данное системное свойство или нет. Например, осколки потерпевшего катастрофу самолета уже не являются системой, способной летать, но являются системой для комиссии, расследующей причины авиакатастрофы.
Функция в технике – определенный процесс или действие, которое в состоянии выполнить данная
ТС.
Главная полезная функция (ГФ) – функция, ради выполнения которой создана
ТС.
Полная формулировка ГФ включает две части. Первая часть показывает главную цель, ради которой создана и обычно используется потребителем данная
ТС, ‒ ее предназначение. Она отвечает на вопрос: «Что делает система?» с позиции потребителя. Вторая часть показывает конкретный способ действия данной
ТС – это техническая функция. Она отвечает на вопрос: «Как система это делает?»
Полная формулировка ГФ объединяет предназначение и техническую функцию.
ГФ= Предназначение + Техническая функция
прочитав книгу я понял основные понятия и структуры ТРИЗ .
но для того чтобы в полном объеме понять и применять нужна практика "нельзя научится плавать на берегу пользуясь
самым лучшим учебником"
Нужно уметь пользоваться АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач)Посмотреть вложение 723467
Стандартная задача с позиций ТРИЗ, задача, в которой известный тип противоречия, разрешаемый известными
(стандартными) способами. Эти задачи часто называют задачи-аналоги. Они имеют решения или в виде применения одного
или нескольких стандартов на решение изобретательских задач, одного или нескольких эффектов, ресурсов, приемов, или их
сочетаний.
Если задача стандартная, то ее решают с помощью информационного фонда (стандарты, эффекты, приемы и ресурсы).
Если задача не стандартная, то новичку в первую очередь рекомендуем использовать АРИЗ. Опытный решатель в этом
случае, как правило, исследует задачу с помощью вепольного анализа. Он строит модель задачи и далее использует или
вепольную систему преобразований или систему стандартов на решение изобретательских задач (на рис. Алг. 2 показано
стрелкой к блоку стандартов).
Посмотреть вложение 723469
Методы развития творческого воображения.
Вы должны применять каждый из перечисленных инструментов для развития окружающих вас предметов и понятий. Эта работа должна для вас стать привычной и ежедневной. Такой же, как для спортсмена тренировки или репетиции для музыканта.
Используйте систему законов для развития существующих объектов, попробуйте предсказать объекты будущего. Вдумчиво
и неторопливо используйте каждый из законов и закономерностей развития. Обращайте особое внимание на оригинальность идеи, а не на ее осуществимость в настоящее время. Для развития практического мышления необходимы специальные упражнения. На начальном этапе развития изобретательского мышления не пытайтесь одновременно развивать фантазию (творческое воображение) и практическое мышление. Первоначально отрабатывайте их отдельно. Получите навыки в использовании фантазии, а затем в практическом мышлении. Только после этого объединяйте эти
противоположные стили мышления. При решении задач по основной линии АРИЗ обращайте, прежде всего, внимание на четкую формулировку противоречий и на соблюдение логики. Если разбор задача не соответствует логике АРИЗ, вернитесь к тому месту, где произошел "сбой" и разберите задачу еще раз. Делайте это до тех пор, пока ваш разбор задачи не будет полностью соответствовать логике АРИЗ. Первоначально это лучше проделывать с задачами, где известен ответ.
Ну вот как-то так я провел отчет и постарался немного обобщить такую непростую тему....
кому интересно можно почитать статьи и книги в интернете на тему ТРИЗ и АРИЗ.
Дальше хочу развить тему и прочитать книги статьи по развитию творческого мышления...