Немного путаешь качество образования и доступность.
В качестве образования должно быть кровно заинтересовано государство через различные органы(обрнадзор и проч.).
Так как это - повышение конкурентоспособности, ВВП и проч. показателей. (Китай, Тайвань, ЮК и проч.)
Для самого человека образование - социальный лифт. Низовой сектор рынка труда всегда высокий риск.
К примеру. Завод, грубо говоря, делает вилки на провода разной длинны(для простоты описания процесса).
В каждом цехе было по 3 линии по 1 чел на каждую операцию(нарезка провода, снятие оболочки, изоляция, пайка, обжимка заготовки на провод, литейка). 2 смены, несколько цехов - куча народу. Зарплаты нормальные(по тому региону). Мы установили несколько станов, что по выработке заменили всех, кроме литейщиков(специфика станов - без литья).По итогу куда пошли эти люди?-на улицу. Их всех заменило 2 человека, что имеют обучение по наладке и сопровождению работы данных станов. И их зп в несколько раз выше, чем тех, кто не обучался и не имеет квалификации по данному направлению. Риски у высококвалифицированных кадров ниже.
Ориентироваться на "сегодня государству надо" - такая себе идея.
Что-то вспомнилось....торговля индульгенциями, ересь и прочее. Ну какая астрономия и наука, когда всех кого попало на костер тащат...
Что не мешало людям двигать науку и прогресс вперед.
Ограничивать именно доступность образования(бедняк - сиди маши кайлом, нехрен к знаниям тянуться) - это неправильно.
Это будет вести к экономической деградации государства и в перспективе - упадку.
Короче "Знание - свет!"