Важно Уголок АА-шника в Трезвеем вместе

Я так поняла, два человека - соз и подросток, нуждающийся в психологе - ждут от члена АА помощи. Она бессильна оказать эту помощь и из-за этого возникает чувство вины. И вопрос - как сделать, чтобы служение людям не переросло в прислуживание.
Может тоже не так поняла, извиняюсь тогда...
Как и чем алкоголик может помочь созу или подростку? Созу и подростку надо рассказать о том, как остаться трезвым?
Это вообще никак с АА и с 12 шагом не связано. :facepalm:
 
Терпения здесь было достаточно. Должно бытт не мое желание изменить отношение к алкоголю, а его
У созов и детей есть свой раздел, своё сообщество, своя программа, своя литература и т.д. Задача алка не больше, как об этом сказать или направить туда, если знаешь адрес.
 
Как я поняла, нужно самой фильтровать, когда реально понадобиться группа АА, а когда это просто следствие и начинать лучше не со служения АА, а разбора ситуации
 
Это вообще никак с АА и с 12 шагом не связано. :facepalm:
В ролике, который ты выложил, Женя в конце говорит, что принцип 12 шага можно назвать одним словом - Служение, служение людям. Наверное поэтому такой вопрос и возник)
 
Гуманный сжалится)
Я застряла на 4-м шаге и меня не фига не пожалели. Моя же спонсор сказала: "Возвращаемся к 1-му шагу, ты за это время уже изменилась. Думаешь, что очень умная и все знаешь". В субботу опять с первого :)
 
Как я поняла, нужно самой фильтровать, когда реально понадобиться группа АА, а когда это просто следствие и начинать лучше не со служения АА, а разбора ситуации
Я не поняла, что ты написала(
Фильтровать для других? Это вообще не моё дело, я не Бог)
 
В ролике, который ты выложил, Женя в конце говорит, что принцип 12 шага можно назвать одним словом - Служение, служение людям. Наверное поэтому такой вопрос и возник)
Он не сказал бегать за созами) Я понял, что люди, это из АА которые)
Я не помогаю людям лечить зубы, я к этому не готов, у меня нет знаний, опыта, оборудования. Также и с созами. Чтобы помочь созу, нужно думать как соз. Я это имел ввиду)
 
Я застряла на 4-м шаге и меня не фига не пожалели. Моя же спонсор сказала: "Возвращаемся к 1-му шагу, ты за это время уже изменилась. Думаешь, что очень умная и все знаешь". В субботу опять с первого :)
Как сказал давно один товарищ в АА: если ты что-то делаешь, значит оно тебе зачем то надо!
 
Как я поняла, нужно самой фильтровать, когда реально понадобиться группа АА, а когда это просто следствие и начинать лучше не со служения АА, а разбора ситуации
Конечно, соза от АА желательно отличать. Говорят не о себе, в основном созы.
 
Он не сказал бегать за созами) Я понял, что люди, это из АА которые)
Я не помогаю людям лечить зубы, я к этому не готов, у меня нет знаний, опыта, оборудования. Также и с созами. Чтобы помочь созу, нужно думать как соз. Я это имел ввиду)
А меня спонсор ориентирует на помощь вообще всем, и даже птичкам, и цветочкам :-D Но я поняла о чем ты, полностью согласна)
 
А меня спонсор ориентирует на помощь вообще всем, и даже птичкам, и цветочкам :-D Но я поняла о чем ты, полностью согласна)
Алкогольный максимализм? ;-)
Когда сил хватать на спасение мира не хватит, придёт другое осознание. Время это самый ценный ресурс, которым желательно мудро распоряжаться. Есть люди которые ноют в АА годами, когда им предлагают кучу решений, они ничего не делают, а потом жалуются, что ничего само не решилось. Я раньше всё это слушал, потом дошло, что это потеря времени. Так и с помощью не по профилю. Как то так.
 
Так мы подходим к Десятому шагу, согласно которому мы должны продолжать проверку нашей жизни с нравственных позиций и исправлять те новые ошибки, которые мы делаем на своем пути. Мы стали жить по-новому, когда разобрались с прегрешениями нашего прошлого. Мы вошли в мир Духа. Наша следующая задача – развивать понимание и повышать действенность наших усилий. Это не приходит за один день. Это задача на всю оставшуюся жизнь. Продолжайте наблюдать за тем, чтобы снова не появились такие черты как себялюбие, нечестность, злоба и страх. Если они появятся, надо просить Бога избавить нас от них. Надо немедленно обсудить это с кем-нибудь и попытаться избавиться от этих качеств без промедления. Если мы обидели кого-то, надо немедленно принести свои извинения и помириться. Любовь к другим и терпимость определяют наш кодекс.

И еще – мы перестали бороться с чем-либо или с кем-либо, даже с алкоголем. Ибо к этому времени к нам уже вернулось здравомыслие. Алкоголь редко будет интересовать нас. Если возникнет искушение, мы отшатнемся от него как от огня. Мы будем подходить к жизни с разумных и реалистических позиций. У нас само собой появится новое отношение к алкоголю, которое не потребует от нас специальных усилий. Оно просто придет. В этом заключено чудо. Мы больше не боремся и не избегаем соблазнов. Мы ощущаем себя как бы вне сферы действия этих проблем и чувствуем безопасность и защиту. Мы больше не даем зароков, проблема ушла сама. Она больше не существует для нас. В нас нет самоуверенности, но нет и страха. Таков наш опыт. Таково наше состояние до тех пор, пока мы поддерживаем духовность.

Существует опасность, что, забросив всю духовную программу, мы, так сказать, почием на лаврах. Тогда нас подстерегает опасность, потому что алкоголь – коварный враг. Мы не излечились от алкоголизма. Просто каждый день нам дается отсрочка приговора при условии нашего духовного роста. Каждый день мы должны вносить в наши действия идею Божьей воли. “Как мне служить тебе? Да исполнится воля Твоя (не моя)”. Примерно с такими мыслями мы должны жить изо дня в день. Только с такими мыслями можно полагаться на свою волю. Это и есть ее разумное использование.

Немало было сказано о том, что Бог дает нам силу, вдохновение и цель в жизни, ибо он обладает всеобъемлющим знанием и мощью. Если мы прилежно следуем всем Его указаниям, то вскоре мы ощущаем, как Его Дух вливается в нас. В какой-то мере мы осознали Бога. Мы стали развивать в себе это жизненно важное шестое чувство. Но мы не должны останавливаться на этом. Мы должны двигаться дальше, то есть совершать поступки.​
 
ШАГ ДЕСЯТЫЙ
“Продолжали самоанализ и, когда допускали ошибки, сразу признавали это”.

Работая над первыми Девятью Шагами, мы готовимся к тому, чтобы начать жить по-новому. Но если мы подошли к Десятому Шагу, — это значит, что мы готовы жить, руководствуясь принципами АА изо дня в день, образно говоря, в хорошую и в плохую погоду. Наступает момент серьезного испытания: способны ли мы вести трезвый образ жизни, сохранять эмоциональное равновесие и жить целенаправленной жизнью при любых условиях?

Постоянное внимание к собственным достоинствам и недостаткам, искреннее желание учиться и духовно развиваться совершенно необходимы для каждого из нас. Чтобы понять это, мы, алкоголики, дорого заплатили. Более опытные люди всегда и во все времена руководствовались в своей жизни беспристрастным самоанализом и были всегда критичны к себе. Ибо мудрые люди всегда знали, что нельзя добиться в жизни многого, пока самоанализ не станет каждодневной практикой, пока человек не сможет признать и принять результаты своего поиска и пока он терпеливо и настойчиво не будет пытаться исправить свои недостатки.

Когда алкоголик страдает от головной боли, вызванной вчерашней попойкой, его сегодняшняя жизнь отравлена. Но есть похмелье другого рода, которое знакомо и пьющим, и непьющим в равной мере. Это “эмоциональное похмелье” — прямое следствие вчерашнего и сегодняшнего избытка отрицательных эмоций — гнева, страха, ревности и т.п. Чтобы жить спокойно сегодня и в будущем, необходимо устранить такие “похмелья”. Это не значит, что нужно без конца возвращаться к печальным событиям прошлого. Для этого требуется сейчас, сегодня признать и исправить свои ошибки. Проведенная нами моральная оценка позволяет нам свести счеты с прошлым. Сделав это, мы можем прекратить оглядываться назад и начать, наконец, двигаться вперед. Когда мы тщательно провели моральную оценку собственного “я” и полностью примирились с собой, у нас появляется уверенность, что завтрашние проблемы мы сможем решить по мере их возникновения.

Хотя все наши оценки проводятся в соответствии с одними и теми же принципами, они отличаются фактором времени. Есть “быстрые оценки”, которые мы осуществляем в любое время дня, когда чувствуем, что запутались. Есть оценки, проводимые в конце дня, когда мы оцениваем все случившееся за сегодня. Мы как бы составляем баланс, занося себе в кредит то, что нам удалось, и в дебет то, что еще предстоит сделать. Время от времени мы, наедине с собой или в присутствии нашего наставника или духовника, тщательно анализируем прогресс, достигнутый нами за последнее время. Многие члены АА устраивают себе годовые или полугодовые “генеральные проверки”. Многим нравится время от времени отойти от привычной жизни и спокойно провести день за городом вдали от суеты, предаваясь самоанализу и медитации.

Не слишком ли скучна такая практика, и не требует ли она слишком больших затрат времени? Неужели все члены АА проводят большую часть дня, занудно перебирая допущенные ими оплошности и содеянные проступки? Конечно, нет. Мы столь упираем на необходимость моральной оценки только потому, что многие из нас так и не приобрели привычку точно оценивать свои поступки. Когда человек вырабатывает в себе эту здоровую привычку, самооценка становится такой интересной и полезной, что затраченное на нее время с лихвой окупается. Ибо эти минуты, а иногда даже часы, потраченные на самоанализ, делают остальное время более радостным и счастливым. В конце концов такие оценки становятся нормальной составной частью каждодневного существования, а не каким-то необычным и специальным занятием.

Прежде чем задать вопрос, что такое “быстрая проверка”, давайте посмотрим, в какой обстановке она способна дать практический результат.

Есть одна аксиома из области духовного мира: если мы чем-нибудь расстроены, то, независимо от причины, вызвавшей такое состояние, это обнажает какой-то дефект нашей души. Если кто-либо обидел нас и нам больно, то это тоже указывает на дефект. Но, может быть, существуют какие-то исключения из этого правила? Как насчет “праведного гнева”? Если нас кто-то обманул, разве мы не должны испытывать негодование? Разве мы не должны сердиться на самодовольных людей? Мы, члены АА, считаем, что опасно рассматривать эти случаи как исключения. Мы пришли к выводу, что “праведный гнев” лучше оставить тем, кто лучше умеет справляться с ним.

Немногие люди становятся в такой мере жертвами недовольства, как алкоголики. При этом не важно, правы мы или не правы. Вспышка гнева может испортить весь день, а тайная злоба делает нас несчастными и мешает действовать. К тому же мы были не в состоянии различать, в каких случаях наш гнев был оправданным, а в каких нет. Он нам всегда казался оправданным. Гнев, которому изредка могут предаваться уравновешенные люди, долго держал нас в состоянии эмоциональной неуравновешенности. Такие “эмоциональные запои” часто заставляли нас снова прикладываться к бутылке. То же самое относится и к другим расстройствам — ревности, зависти, жалости к себе, оскорбленной гордости.

Чтобы успокоить разбушевавшиеся эмоции, когда мы чем-то расстроены, очень полезна “быстрая оценка”. Применяется она и для выхода из ситуаций, возникающих у всех без исключения практически каждый день. Рассмотрение более серьезных проблем стоит отложить по возможности на специально отведенное для этого время. “Быстрая оценка” направлена на решение каждодневных взлетов и падений, особенно таких, когда какие-либо люди или события вывели нас из равновесия и мы можем наломать дров.

Во всех подобных ситуациях нужна сдержанность, честный анализ ситуации, готовность признать свои ошибки и простить ошибки других. Не нужно отчаиваться, если мы повторяем свои прошлые промахи, ибо научиться сдержанности не просто. Следует при этом стремиться к прогрессу, а не к совершенству.

Нашей первой задачей должно быть воспитание умения сдерживать себя. Это умение наиболее важно для нас. Когда мы говорим или действуем поспешно, наша способность быть справедливыми и терпеливыми мгновенно улетучивается. Всего лишь одна недобрая реплика, одна поспешная оценка могут на целый день, а то и на целый год разрушить наши отношения с другим человеком. Сдержанность во всем, что мы говорим и пишем, всегда окупается. Следует избегать скоропалительной критики и яростных эмоциональных споров. То же самое касается надутого вида и молчаливого презрения. Это эмоциональные ловушки, в которые мы попадаем из-за гордости и мстительности. Наша первая задача — эти ловушки обойти. Когда нас влечет к ним какая-либо приманка, мы должны научиться отступить на шаг и подумать. Ибо мы не можем ни думать, ни действовать, стремясь к каким-либо разумным целям, пока привычка обуздывать свои порывы не станет автоматической.

Но не только неприятные и неожиданные проблемы требуют самоконтроля. Нужно быть осторожным и тогда, когда мы достигаем престижного положения в обществе или материального успеха. Никто не ценил личный успех больше, чем мы; мы просто упивались успехом как вином, которое всегда поднимало наш тонус. Когда на нашу долю выпадал успех, мы в своих мечтах одерживали еще большие победы над людьми и обстоятельствами. Ослепленные горделивой самоуверенностью, мы начинали вести себя как большие боссы. И, конечно же, люди отворачивались от нас, когда им это надоедало или мы их, обижали.

Теперь, когда мы стали членами АА, больше не пьем, вновь пользуемся уважением друзей и коллег, мы видим, что нам все еще нужно тренироваться, чтобы не повторять прежних ошибок. Страхуясь от приступов самовосхваления, мы напоминаем себе, что мы трезвы сегодня только по милости Божьей и что все, чего мы добились, — это, скорее, Его успех, чем наш.

Наконец, мы видим, что все люди, в том числе и мы сами, в некоторой степени эмоционально неуравновешенны и часто бывают не правы. И тут мы вплотную подходим к пониманию подлинной терпимости и смысла настоящей любви к людям. С каждым днем нам будет становиться все яснее, что бессмысленно сердиться или обижаться на людей, которые так же, как мы, страдают от болезней роста.

Но такая радикальная перемена во взглядах потребует немало времени. Немногие из нас могут искренно утверждать, что любят всех. Большинство из нас должны признать, что мы любим лишь горстку людей и равнодушны ко многим другим, и то лишь пока они не причиняют нам неприятностей. Что же касается остальных, то мы их просто не любим, а иногда даже ненавидим. Хотя такое отношение к людям широко распространено, мы, члены АА, знаем, что нам для душевного равновесия требуется нечто иное. Мы не можем жить с сильным чувством ненависти. Нам придется, если не сразу, то хотя бы постепенно, отказаться от идеи, что можно самозабвенно любить немногих, быть равнодушными к большинству и испытывать к кому-либо чувство страха или ненависти.

Мы можем перестать предъявлять немыслимые требования к тем, кого мы любим. Мы можем проявлять доброту там, где раньше не проявляли ее. Мы можем быть справедливыми и вежливыми с теми, кого мы не любим, стремясь изо всех сил понять их и помочь им.

Если мы подвели кого-либо, то непременно должны немедленно признать это перед собой, а также и перед ним, если это признание может принести пользу. Вежливость, доброта, справедливость и любовь помогут установить гармоничные взаимоотношения практически со всеми людьми. Если у нас возникают сомнения, мы всегда можем сделать паузу и сказать: “Да свершится не моя воля, а Твоя”. Полезно также спрашивать себя: “Делаю ли я для других то, что хотел бы, чтобы они делали для меня?”

Иногда вечером, перед тем как лечь спать, мы составляем отчет за день. Здесь уместно напомнить, что он не всегда пишется красными чернилами. Если уж мы совсем ничего не сделали как надо, то это — воистину неудавшийся день. По сути дела, весь наш день обычно заполнен конструктивными вещами. Нужно попытаться обнаружить в них наши хорошие намерения, хорошие мысли, хорошие поступки. Даже если мы пытались что-то сделать и нам это не удалось, мы можем отметить это как одно из наших самых больших достижений. При таких условиях нашими достижениями могут стать наши усилия, даже если они и не дали положительного результата. Они стимулируют наше движение вперед. Один человек, испытавший это на себе, однажды назвал боль пробным камнем всякого духовного роста. Мы, члены АА, вполне согласны с этим, потому что страдания алкоголиков предшествуют трезвости, а эмоциональные расстройства — душевному покою.

Взглянув в графу дебета нашего дневного отчета, мы должны тщательно исследовать мотивы тех мыслей и действий, которые нам кажутся неправильными. В большинстве случаев эти мотивы легко увидеть и понять. Когда мы одержимы гордыней, злобой, ревностью, беспокойством или страхом, мы действуем неправильно, и тут уж ничего не поделаешь. Нам остается только признать, что мы неверно думали или действовали, попытаться представить себе, какое поведение могло бы быть правильным в данной ситуации, и, с Божьей помощью, принять решение использовать эти выводы для нашего завтра, компенсировав, конечно же, все, в чем мы были не правы.

Но в некоторых случаях только очень тщательное расследование способно вскрыть наши истинные мотивы. Случается, что наш старый враг — самооправдание — вновь попытается обелить наши неблаговидные поступки. Появляется соблазн найти благородные побуждения и разумные обоснования там, где их нет.

Мы “конструктивно критиковали” кого-то, кто это заслужил, в то время как нашим истинным мотивом было стремление выиграть бесполезный спор. Или в отсутствие какого-либо человека мы полагали, что помогаем другим понять его, когда на самом деле нам хотелось почувствовать свое превосходство, принизив его. Иногда мы причиняли боль тем, кого любим, якобы чтобы проучить их, а на самом деле желая всего лишь наказать их. Мы были подавлены и жаловались, что нам плохо, а на самом деле мы хотели внимания и сочувствия. Эта странная особенность ума и эмоционального начала в человеке, это порочное желание скрыть непривлекательный мотив, выставив вперед привлекательный, характеризует поступки практически всех людей. Этот тонкий и ускользающий от рассмотрения вид лицемерия может лежать в основе многих незначительных поступков и мыслей человека. Обучаясь ежедневно выявлять, признавать и исправлять эти недостатки, мы приобретаем то главное, что позволяет нам формировать свой характер и жить разумно. Искренние сожаления о причиненных другим неприятностях, настоящая признательность за полученные блага и готовность поступать завтра лучше, чем сегодня, являются теми добродетелями, к которым мы всегда будем стремиться.

Проанализировав таким образом прожитый нами день, обязательно отметив все, что было в нем хорошего, бесстрашно, без поблажек исследовав нашу душу, мы можем принести благодарность Богу за дарованные нам блага и уснуть со спокойной совестью.​
 
Идём дальше, сегодня про 10-й шаг.
Ещё до того, как я дошел до 10-го шага, меня наставник приучил прописывать ситуации. Позже напишу, как я прописывал. В принципе, у меня был один вопрос, как долго писать 10-й шаг, пока на 10-ти летии АА России в 1997 году (Москва), я не отловил американца с 18 годами трезвости и не задал этот вопрос. Во-первых, 18 лет трезвости, по тем временам, это было очень круто, во-вторых пришлось искать толмача, который переведет мой вопрос американцу и его ответ мне. Как выяснилось он писал письменно 10-й шаг 2 года, пока это не выработалось в автоматическую привычку. Полезную, скажу я вам)

В своем опыте работы по 10-му шагу я писал его письменно три года. Как бы было неохота, как бы я не устал, брал себя за шкирку и писал. Естественно были люди, которые писали и 5 лет и 10 и, наверное, до сих пор пишут. Личный выбор каждого. Дисциплина в деле выздоровления, хорошее дело, плюс я слышал рекомендацию: про сделай хотя бы три добрых дела в день и никому об этом не рассказывай и еще одна: сделай три дела в день, которые не хочется делать, но надо.

Распечатки никакой не было, были вопросы из БК:

1. Продолжайте наблюдать за тем, чтобы снова не появились такие черты, как себялюбие, нечестность, злоба и страх.

2. Надо немедленно обсудить это с кем-нибудь (я обсуждал с наставником или на группах АА).

3. Попытаться избавиться от этих качеств без промедления.

4. Если мы обидели кого-то, надо немедленно принести свои извинения и помириться.

И пятый пункт мне добавил мой наставник – как следовало поступить в той или иной ситуации.

А самое главное, не просто написать, а когда ситуация повторится, а она обязательно повторится, попробовать поступить по-новому!

Только так стали во мне происходить перемены.

Про молитвы 10-го шага не буду писать здесь, если дойдем до изучения БК, то напишу).

Самое главное в 10-м шаге – его делать!​
 
Последнее редактирование:
ШАГ ДЕСЯТЫЙ

“Мы продолжали самоанализ и когда допускали ошибки, сразу признавали это”

Благодаря работе над первыми девятью шагами наша жизнь сильно изменилась – и именно так, как мы ожидали, впервые придя к Анонимным Наркоманам. Мы стали честнее, проще, больше стали думать о других, стали смелее, менее эгоистичны и обидчивы. Но даже таким глубинным изменениям не гарантировано постоянство. Из-за своей зависимости от наркотиков мы в любой момент можем превратиться в тех же, кем были раньше. Цена выздоровления – постоянная бдительность. Нам следует продолжать делать всё то же, что мы до сих пор делали для нашего выздоровления. Нам нужно оставаться честными, продолжать верить и доверять, обращать внимание на наши поступки и реакции и следить за тем, как они на нас отражаются – положительно или отрицательно. Нам также следует обращать внимание на то, как наши поступки отражаются на других, и если они отражаются плохо или приносят вред, то нам следует сразу же вмешаться, признать ответственность за причиненный вред и исправить ситуацию. Короче говоря, нам нужно продолжать самоанализ и сразу же признавать свои ошибки.

Как видим, Десятый Шаг во многом повторяет то, что мы делали в Шагах с Четвертого по Девятый, хотя и в более упрощенной форме. Форма, предлагаемая в данном руководстве, в общем виде предусматривает элементы самоанализа. Некоторые из нас захотят добавить кое-какие вопросы, касающиеся специфичных моментов, воздействующих на наше индивидуальное выздоровление, к тем вопросам, которые уже имеются в этом руководстве. Мы можем найти несколько дополнительных вопросов, на которые нужно обратить внимание, в брошюре № 9 “Жить в Программе”. Наш спонсор может нам посоветовать что-то особенное в этом отношении. Как мы уже говорили, это руководство задумано как инструкция для старта, а не как заключительное слово к любому из шагов.

Почему необходим Десятый Шаг?

В чем смысл продолжения самоанализа?

Чем мне может помочь мой спонсор?

Чувство и дело

В Десятом Шаге мы продолжаем осознавать свои чувства, мысли и, что более важно, свои дела и пытаемся сохранить это осознание. Прежде чем приступать к регулярному самоанализу, нам необходимо понять, что именно мы оцениваем. Ничего хорошего не получится, если мы начнем перечислять свои чувства безотносительно действий, которые эти чувства породили или обусловили. Мы частенько чувствуем себя неважно, хотя вроде ведем себя очень хорошо, но бывает и наоборот.

Например, член сообщества АН приходит в свою домашнюю группу. У него спрашивают: “Как дела?”, а он отвечает “Ужасно”.

Конечно, он полагается на свои ощущения. Возможно, он не имеет в виду то, что он делает, потому что он и вправду ведет себя очень хорошо: он пришел на собрание, он честно высказывается о своих чувствах и обращается к другим товарищам, готовым оказать поддержку.

И наоборот, мы можем заниматься оправданиями собственных вспышек гнева и проявлять дефекты характера в своих поступках. На первый взгляд, мы можем чувствовать себя очень хорошо. Обычно проходит какое-то время, пока мы начинаем замечать пустоту, окружающую нас при таком образе жизни. Мы уклоняемся от работы, которая может помочь нам оставаться чистыми. Мы оправдываем себя и идем по пути наименьшего сопротивления. И мы знаем, где мы споткнёмся!

Десятый Шаг убережёт нас от самих себя, и нам не придется прибегать к каким-либо крайним мерам. Нам не нужно бичевать себя из-за того, что мы плохо себя чувствуем. Вместо этого мы можем сконцентрироваться на том хорошем, что мы делаем. Переключая таким образом свое внимание, мы даже можем почувствовать себя лучше. Сознательное отношение к тому, что мы делаем, поможет нам разглядеть признаки разрушения задолго до того, как оно наступит, и нам не придется за свое хорошее самочувствие платить слишком высокую цену.

Мы, наркоманы, также склонны оправдывать свои чувства. Все, что дает плохие ощущения, мы хотим немедленно прекратить. Мы часто не принимаем в расчет, что наши чувства прекрасно помогают нам сориентироваться в обстоятельствах.

Например, у многих из нас есть проблемы, связанные с нашей раздражительностью. Нам самим не нравится, как это происходит. Мы осуждаем это, говоря себе, что мы на это не имеем права, а потом прилагаем все силы, чтобы подавить нашу раздражительность. Несмотря на это, мы все еще можем попасть в ситуацию, когда любой из нас снова будет не в состоянии совладать с раздражением. Может быть, у нас есть какой-то знакомый, который постоянно приветствует нас без должного уважения. Может быть, мы проморгали несколько заслуживающих внимания возможностей на работе. И наша реакция на эти ситуации – раздражение. Нас плохо приняли – конечно, мы рассердились. И вот наступает момент, когда наше выздоровление либо возвышает нас до уровня огромного самоуважения, либо наша болезнь ввергает нас в густую мглу депрессии и обиды.

Все зависит от того, как мы реагируем на наше раздражение. Если мы вопим, ругаемся и швыряем вещи, то так мы упускаем возможность урегулировать наши отношения или исправить ситуацию на работе. Если мы никак не реагируем и скрываем свое чувство гнева, то мы впадаем в депрессию и нас гложет обида, и это тоже не способствует улучшению ситуации. Но если мы предпринимаем позитивные действия, направленные на улучшение ситуации, то это может сработать положительно; по крайней мере, мы сможем вовремя уйти и будем в состоянии сделать это без всякого сожаления.

Иногда, правда, единственное, что мы можем сделать со своими чувствами – это дать им волю. Нам не следует реагировать на них. Например, если мы потеряли кого-то, мы готовы испытывать скорбь. И наша скорбь долго будет с нами. Она пройдет лишь, когда мы достаточно времени проведем в скорби. Мы не можем позволить ей захватить нас настолько, чтобы жизнь стала нам немила, поэтому нам следует подготовиться к ее воздействию. Нас легко сбить с толку и нам трудно участвовать в каких-то определенных мероприятиях, которые кому-то другому могут доставить удовольствие. Мы вынуждены балансировать: когда-то мы сдерживаем свои чувства, когда-то даем им волю, но мы не хотим довести их до крайности. Вроде простая концепция, что тут еще добавишь, но очень многие из наших товарищей говорят, что пройдут годы, прежде чем мы научимся удерживать этот баланс в большинстве случаев.

Итак, Десятый Шаг дарует нам свободу в проявлении наших чувств, помогая увидеть разницу между чувством и делом.

Бывают ли в моей жизни моменты, когда меня смущает именно разница между моими чувствами и моими действиями? Изложить подробно.

Правота и заблуждения

Десятый шаг советует нам сразу же признавать свою неправоту. Этот шаг, казалось бы, предполагает, что мы знаем, когда мы не правы, но в действительности большинство из нас этого не знает – по крайней мере в текущий момент. Нам необходима соответствующая практика самооценки, чтобы научиться идентифицировать наши заблуждения.

Давайте посмотрим правде в глаза. Когда мы были новичками в программе выздоровления, мы были не в ладах иногда со всем миром. Как говорится в нашем Базовом тексте, “наши жизненные потребности были доведены до животного уровня”. Мы не знали толком, как нам общаться с другими людьми. Выздоравливая, мы начали учиться этому, но мы наделали много ошибок. У многих из нас был период, когда мы были очень суровыми (жесткими) в отношении той стадии выздоровления, которой мы достигли. И мы распространяли эту суровость не только на себя, но и на всех вокруг. Мы считали это принципиальным и правильным – противостоять тем, чье поведение было “неприемлемым”. Но по правде именно наше поведение было неприемлемым. Мы переусердствовали, были излишне властными. Мы были не правы.

Или кто-то из нас, страдая в течение многих лет бесхарактерностью, решал вдруг, что выздоровление требует от нас чрезмерной самоуверенности. И мы слишком далеко в этом заходили. Мы требовали от всех, чтобы с нами обращались безупречно. Мы никому не прощали плохого настроения или молчания по телефону. Никому не позволялось избегать нашего эмоционального воздействия, когда бы то ни было. Мы раздраженно требовали безупречного обслуживания, бывая где-то по делам. Мы не были самоуверенными. Мы были просто незрелыми и воинственными. Мы были не правы.

Мы даже можем научиться правильно реагировать, если кто-то обидит нас. Каким образом? Скажем, наш спонсор говорит нам что-то весьма нелицеприятное. Вместо того, чтобы разобраться в этом со своим спонсором, мы на следующих трех собраниях обсуждаем это с 10 – 12 ближайшими друзьями. Не прошло и недели, как половина нашего сообщества АН из уст в уста передает то, что было сказано одному из нас – и хорошо еще, если история пересказывается в неискаженном виде! Итак, ситуация возникла благодаря нам, и мы ничего не перепутали, но завершается она, возлагая на нас ответственность за нанесение ущерба репутации нашего спонсора, а ведь он (как, впрочем, и мы!) имеет право на ошибки и тоже по-своему выздоравливает.

Бывало ли со мной в период выздоровления, что я был не прав, но узнавал об этом лишь спустя какое-то время? Что это были за ситуации?

Каким образом мои заблуждения влияют на мою собственную жизнь? На жизнь других людей?

Достаточно сложно бывает уловить момент, когда именно мы не правы, а признание наших заблуждений – это еще более спорный процесс. Это как в Девятом шаге – нам следует быть осторожными, чтобы, признаваясь в чем-то, не навредить еще больше.

Например, многие из нас понимают, что обидели кого-то из близких (может быть, мы догадываемся об этом, потому что человек перестал с нами разговаривать), но мы не вполне уверены что именно мы сказали или сделали не так, как надо. Чтобы не тратить время на расспросы и выяснения, что именно мы натворили, мы решаем скопом загладить все случайности и сделать одно общее признание. Мы обращаемся к человеку и говорим: “Пожалуйста, прости меня за все обиды и всю боль, что я тебе причинил за все время нашего знакомства”.

Десятый Шаг требует от нас, чтобы мы не жалели времени на раздумья, как например, в данном случае. Дело в том, что если мы задумаемся, а почему же человек изменил свое отношение к нам, и немедленно соотнесем эти изменения со своим поведением, то мы будем знать, что мы сделали неправильно. Бывает трудно или больно заставить себя думать об этом, на это нужны определенные усилия, впрочем, как и на все шаги. Лень – это весьма характерный недостаток среди всех прочих, и мы не можем себе позволить поддаться ему. Итак, если мы действительно озадачены, если мы-таки не можем точно определить, что мы могли такого обидного сказать или сделать, то не будет ошибкой обратиться к этому человеку и сказать ему, что мы замечаем, что он сердится или обижается на нас, что нам дороги отношения с ним и что мы хотели бы от него услышать, в чем же дело. Многие из нас боятся услышать что-либо в ответ в ситуациях, похожих на эту, но мы не можем из-за нашего страха прекратить свою работу над Десятым Шагом.

Есть еще один способ, правда совсем неэффективный, признать свою ошибку: согласиться, что мы были не правы, а потом немедленно начать выяснять, что именно этот другой человек сделал такого, что заставило нас действовать именно так, как мы действовали. Например, кто-то из наших детей продемонстрировал дурные манеры, и мы тут же на него рассердились и обозвали его. А теперь, когда мы признаем свою ошибку и говорим ему, что это его поведение заставило нас действовать подобным образом, то этим мы просто оправдываемся перед ним за нашу первую ошибку и становимся не правы вдвойне.

Это не похоже на процесс, происходящий в Шагах с Четвертого по Девятый, в которых мы рассматриваем события из прошлого. Шаг Десятый предназначен для нашего сегодня. Мы не хотим допускать ошибки одну за другой. Нам нужно попытаться сделать все возможное, чтобы не потерять контроль над тем, что мы делаем. Чтобы добиться этого, нам нужно постоянно быть настороже. Если мы понимаем, что начинаем страдать негативизмом и постоянно жаловаться, то нам следует какое-то время поразмышлять о вещах, которые нам приятны. Нам следует обратить внимание на то, как мы себя ведем после того, как совершили ошибку. Каков наш первый порыв – извиниться? Или мы оправдываемся тем, что на нас кто-то дурно влияет, а может это наша болезнь? Несмотря на все извинения, мы ответственны за то, что мы делаем. Очень может быть, что недостатки нашего характера поглотили все самое лучшее в нас, но это не оправдывает наше поведение. Нам следует принять на себя ответственность и продолжать сохранять готовность расстаться с ними.

“Когда мы допускали ошибки, мы сразу признавали это” – Что это означает для меня лично?

Были ли в период моего выздоровления такие моменты, когда я сам осложнял ситуации, высказываясь не вовремя или возлагая ответственность за свое поведение на кого-то другого? Что это были за ситуации?

Каким образом немедленные признания своих ошибок помогает мне изменить свое поведение?

Десятый Шаг еще раз подчеркивает необходимость продолжать наш персональный самоанализ и вроде бы утверждает, что мы занимаемся этим только лишь для того, чтобы понять, в чем именно мы не правы. Но по каким эталонам мы можем определить, где мы правы и где ошибаемся? Идентификация нашей правоты и последующее осознание собственной значимости – это все равно что персональный анализ и последующее признание своих ошибок. У многих из нас большие сложности с концепцией признания своей правоты. Мы вспоминаем ситуации, когда мы бесстрашно отстаивали свою позицию просто потому, что знали – мы были правы, но в свете нашего выздоровления мы приходим к пониманию того, что пренебрегать чьим-то мнением в дискуссии – это заблуждение. Или мы задумываемся о собственной значимости. Мы знаем себе цену, но если мы начинаем требовать от других, чтобы и они стали такими же, то мы тут же перестаем быть правыми и превращаемся в самоуверенных моралистов. Так как же нам привыкнуть быть правыми? Во-первых, и главным образом: работать по Шестому и Седьмому Шагам так, чтобы недостатки нашего характера не позволили нашим положительным поступкам, перерасти в отрицательные. Кроме того, нам нужно понять, что, видимо, должно пройти какое-то время, пока мы методом проб и ошибок научимся чувствовать себя комфортно в нашей новой жизни на пути к выздоровлению.

Были ли в период моего выздоровления такие моменты, когда я чувствовал себя некомфортно из-за того, что понимал, что я поступил правильно? Описать.

Как часто нам нужно заниматься персональным самоанализом?

В книге “Это работает. Как и Почему?” сказано, что поскольку нашей целью является умение сохранять постоянный контроль над собой в течение всего дня и каждый день, то для нас очень полезно в конце каждого дня посидеть и поработать над этим шагом. Нам необходимо делать что-то постоянное и последовательное изо дня в день, чтобы это вошло в привычку, и чтобы мы впитали в себя духовные принципы этой деятельности. Когда мы остаемся чистыми, а наши чистые дни складываются в недели, месяцы, а потом в годы, то мы начинаем понимать, что наш персональный самоанализ стал нашей второй натурой. Мы понимаем, что наша приверженность к здоровой духовности сохраняется естественно, без лишних усилий с нашей стороны. Мы сразу же начинаем чувствовать, если вдруг нас повело не туда, куда надо, если наше поведение может причинить вред кому-то. И мы уже в состоянии исправить это. Итак, наш опыт выздоровления определяет частоту нашего обращения к процедуре персонального самоанализа. В самом начале для кого-то из нас день начинался или заканчивался (или и то, и другое) брошюрой IP № 9 “Жить в программе”, или чем-то похожим во имя “сохранения силы духа”. Суть в том, что нам приходится заставлять себя сохранять силу духа, пока это не вошло в привычку и не стало нашей второй натурой, способствуя нашему выздоровлению и улучшая наше духовное состояние, останавливая нас в нужный момент и помогая нам что-то исправить.

Почему это так важно – продолжать свой персональный анализ до тех пор, пока он не станет второй натурой?

Персональный самоанализ

Следующие ниже вопросы охватывают обычные стороны нашей жизни, на которых мы хотим сосредоточиться в персональном самоанализе. Может быть, когда-то наш спонсор захочет предложить нам проанализировать какие-то специфичные стороны нашей жизни, такие как романтические отношения или наше отношение к работе, или у него могут возникнуть особые вопросы для нас, которые он захочет добавить к этим. Нам следует всегда консультироваться со спонсором, какой бы шаг мы ни прорабатывали.

Подтвердил ли я вновь сегодня свою веру в любящего, заботливого Бога?

Увидел ли я сегодня, что моя Высшая Сила сопровождала меня? В чем именно?

Что я сделал полезного для Бога и окружающих меня людей?

Дал ли Бог мне что-нибудь такое, за что я мог бы быть благодарен сегодняшнему дню?

Верю ли я, что моя Высшая Сила может научить меня жить и следовать ее воле?

Замечаю ли я какие-то “старые шаблоны” в моей жизни сегодня?

Был ли я обидчив, эгоистичен, нечестен или труслив?

Не обманул ли я сам себя в своих ожиданиях?

Был ли я добрым и любящим ко всем?

Испытывал ли я беспокойство о вчерашнем или завтрашнем дне?

Позволил ли я какой-либо навязчивой идее завладеть мною?

Позволил ли я себе быть слишком голодным, злым, унылым или усталым?

Не воспринимаю ли я себя слишком серьезно в отношении какой-то стороны моей жизни?

Не страдаю ли я от каких-то физических, умственных или духовных проблем?

Не умолчал ли я о чем-либо таком, о чем непременно должен был посоветоваться со спонсором?

Были ли у меня сегодня какие-то экстремальные ощущения? Что это были за ощущения и из-за чего?

Какие проблемы существуют в моей сегодняшней жизни?

Какие из моих недостатков проявились в моей сегодняшней жизни? Как именно?

Был ли страх в моей сегодняшней жизни?

Что я сделал сегодня такого, что было противно моим желаниям?

Что я сегодня не сделал из того, что хотелось бы?

Готов ли я к изменениям?

Были ли у меня сегодня с кем-то конфликты? Какие именно?

Поддерживаю ли я собственную честность в отношениях с другими людьми?

Не навредил ли я сегодня себе самому или кому-то другому прямо или косвенно? В чем именно?

Нет ли за мной каких-то невыполненных обещаний или клятв?

В чем я ошибся? Если бы все вернуть назад, что бы я сделал по-другому? Что именно я смогу сделать лучше в следующий раз?

Оставался ли я сегодня чистым?

Был ли я сегодня в ладу с самим собой?

Что это были за чувства, которые я испытывал сегодня? Обращал ли я на них внимание, действуя в соответствии с определенными принципами?

Что я сделал сегодня такого, что принесло пользу другим?

Что я сделал сегодня такого, о чем мне приятно вспомнить?

Что принесло мне удовлетворение сегодня?

Что я делал сегодня такого, что мне обязательно захочется повторить?

Ходил ли я сегодня на собрание или разговаривал ли я сегодня с другими выздоравливающими наркоманами?

За что я благодарен сегодняшнему дню?

Духовные принципы

В Десятом Шаге мы обратим внимание на самодисциплину, честность и прямоту, и чистосердечие.

Самодисциплина естественна для нашего выздоровления. Когда мы употребляли наркотики, мы были эгоистичны и занимались своими собственными мыслями. Мы всегда изыскивали легкий путь и шли на поводу у своих импульсов, игнорируя любую возможность личностного развития. Если в нашей жизни встречалось что-либо, требующее обычного обязательства, то, как правило, мы доводили дело до конца, если это было не очень сложно, если это не противоречило нашим желаниям или случайно с нашими желаниями совпадало.

Самодисциплина выздоровления призывает нас делать определенные вещи, независимо от того, как мы себя чувствуем. Нам нужно ходить на собрания, несмотря на усталость, занятость на работе, веселое настроение или чувство безысходности; нам нужно регулярно ходить на собрания, даже если (особенно если!) мы неприязненно относимся к требованиям, которые предъявляет к нам выздоровление. Мы ходим на собрания, звоним спонсору и работаем вместе с другими, потому что мы так решили – мы хотим выздоравливать в АН, а все те действия помогут нам в нашем выздоровлении. Иногда мы с энтузиазмом смотрим на все эти дела. Иногда на это уходит вся наша воля, какая только у нас имеется. Иногда они так сливаются с нашим ежедневным существованием, что мы даже не замечаем, как делаем все это.

Почему принцип самодисциплины так необходим в этом шаге?

Каким образом соблюдение принципа самодисциплины может повлиять на мое выздоровление в целом?

Принцип честности, заложенный в Первом Шаге, дает свои плоды в Шаге Десятом. Обычно мы просто удивляемся, насколько сильно развивается наша честность к этому моменту выздоровления. Если раньше мы бывали “непредусмотренно” честны и могли разглядеть истинные мотивы честности лишь спустя много времени после случившегося, то сейчас мы можем быть честными сами с собой и относительно себя самих, когда событие еще в полном разгаре.

Каким образом осознание моих ошибок (честность перед самим собой) помогает мне изменить свое поведение?

Принцип прямоты и чистосердечия может быть довольно сложным, но именно прямота и чистосердечие более чем что-либо контролирует нашу способность соблюдать другие принципы. Действительно, если говорить прямо и чистосердечно, то мы всегда знаем, какому именно принципу нам нужно следовать в конкретной ситуации и в какой мере. Например, однажды вечером мы не пошли на собрание и случайно оказались в группе людей, которые начали сплетничать о ком-то другом, тоже работающем по программе. Скажем, они обсуждали любовную связь жены нашего лучшего друга, а мы знали об этом всю правду, потому что слышали ее вчера из уст самого друга. Чтобы решить, что делать в этой ситуации, наверное, придется привлечь всю прямоту и чистосердечие, какими мы располагаем. Итак, какие духовные принципы нам следует призвать на помощь в этой ситуации? Честность? Терпимость? Уважение? Сдержанность? Наверное, первым порывом будет наша попытка вмешаться и осудить сплетников, потому что мы знаем, как сильно переживал бы наш друг, узнав, что такая личная тема стала предметом публичной дискуссии. Но, поступив подобным образом, мы сможем лишь удостоверить, что сплетня имеет под собой почву, отчего нашему другу станет еще больнее. Или мы можем урезонить сплетничающих моралистов и заставить их замолчать. В большинстве случаев нет необходимости убеждать себя в том, что в нас достаточно прямоты и чистосердечия, чтобы суметь противостоять ситуации, в которой мы оказались. Вот, как например, мы могли бы повести себя в этой ситуации. Мы могли бы сменить тему разговора или просто извиниться и уйти прочь. Любой из этих двух вариантов нашего поведения явно обозначит наши чувства, но в то же время позволит нам не изменить нашим собственным принципам и пощадить, насколько это возможно, нашего друга.

Какие ситуации в период моего выздоровления требовали от меня соблюдения принципа прямоты и чистосердечия?

Идем дальше

Что самое удивительное в Десятом Шаге, так это то, что чем больше мы по нему работаем, тем меньше нам нужна его вторая половина. Другими словами – тем реже мы заблуждаемся. Когда мы только приступаем к программе выздоровления, то в это время большинство из нас еще просто не способно на какие-то продолжительные отношения, по крайней мере на такие, при которых мы наши конфликты разрешали бы здоровым и по-взрослому уважительным образом. Некоторые из нас участвовали в жутких драках, но потом, когда всё улаживалось, никогда не рассказывали об истинных проблемах, послуживших причинами тех драк. Некоторые из нас бросались в другую крайность, совсем никогда не споря с людьми, приходящимися нам ближайшими друзьями или родственниками. Нам казалось проще отстать от них, чем идти на конфликт, который потом нам же пришлось бы регулировать. В конце концов некоторые из нас просто отказывались от любых отношений, чреватых конфликтами. И нам было все равно, насколько сильно от этого страдали другие люди; так было проще, чем работать над проблемой до конца и укреплять свои отношения.

Десятый Шаг делает для нас возможными продолжительные отношения – а нам очень нужны продолжительные отношения, особенно в АН. Кроме всего прочего, мы жизненно зависим друг от друга. Многие из нас чувствуют глубокую привязанность к тем, кто пришел к АН вместе с нами и вместе с нами остался здесь. С кем-то мы вместе принимали участие в служении, с кем-то мы делили кров, с кем-то мы вступали в брак, с кем-то расставались. Мы праздновали знаменательные вехи в жизни друг друга: рождение детей, завершение образования, покупку дома, продвижение по службе и годовщины выздоровления. Мы вместе оплакивали наши потери и помогали друг другу пережить трудные времена. Мы равнялись друг на друга и влияли друг на друга в нашей жизни, творя общую для нас историю. Теперь мы – сообщество.

Но по мере того, как мы учимся признавать свои ошибки, к нам приходит мир и покой, какого раньше никогда не было. Для нас признание своих ошибок становится настолько естественным, что мы начинаем удивляться – почему же раньше это вселяло в нас такой ужас. Может быть потому, что мы так по-разному переживали свое “хуже не бывает”; признание своей ошибки для нас было все равно что разоблачение нашего самого большого секрета – нашей неполноценности. Но когда, работая по шагам, мы обнаружили, что не такие уж мы неполноценные, что мы, как и все другие, представляем собой что-то ценное, вот тут-то нам перестала казаться невыполнимой задача признания своей ошибки. И мы вздохнули всей грудью.

Как Десятый Шаг помогает мне жить сейчас?

Что я начал делать по-другому в результате работы над Десятым Шагом?

Работа над Десятым Шагом привносит в нашу жизнь определенную устойчивость и гармонию. Мы видим, что сейчас мы счастливы и спокойны, чего не бывало раньше. Ощущение выброшенности из жизни появляется уже настолько редко, что если это и случается, то означает лишь, что просто что-то не так. Мы можем без труда определить причину дискомфорта, прибегнув к персональному самоанализу.

Личная свобода, которая начала появляться, когда мы приступили к работе над шагами, стала предопределять наш выбор и позицию. Мы свободны строить для себя такую жизнь, какую хотим. Мы начинаем видеть смысл и цель нашей жизни. Мы спрашиваем себя: поможет ли тот образ жизни, который мы выбрали для себя, другому наркоману? Или это как-то по-другому сможет улучшить наш мир в целом? Ответ, который мы ищем, находится в Одиннадцатом Шаге.​
 
Назад
Сверху Снизу